Интегрированный урок русского и английского языка «Языковые особенности словообразования в русском и английском языках».
Тип урока: интегрированный, комбинированный урок.
Тема: Особенности словообразования в русском и английском языках.
Цель: выявить сходства и различия словообразования в русском и английском языках.Задачи урока:
• ознакомление учащихся с некоторыми общими языковыми особенностями словообразования в русском и английском языках;
• активизация познавательной деятельности уч-ся;
• развитие лексического навыка;
• повышение интереса уч-ся к изучаемым языкам;
• расширение кругозора уч-ся.
Интегрированный урок русского и английского языка
«Языковые особенности словообразования в русском и английском
языках»
Тип урока: интегрированный, комбинированный урок.
Тема: Особенности словообразования в русском и английском языках.
Цель: выявить сходства и различия словообразования в русском и английском
языках.
Задачи урока:
ознакомление учащихся с некоторыми общими языковыми
особенностями словообразования в русском и английском языках;
активизация познавательной деятельности учся;
развитие лексического навыка;
повышение интереса учся к изучаемым языкам;
расширение кругозора учся.
Оснащение урока:
технические средства: компьютер, мультимедийный проектор;
дидактический материал: карточки со словами, словари.
Этапы урока
1. Организационный момент.
УР: Здравствуйте, дети!
УА: Hello, children. How are you? Sit down, please.
2. Стадия вызова (8 мин.).
УР: Нам случайно в руки попала объяснительная записка. Посмотрите на
доску и внимательно прочтите ее.
Начальнику отдела «Грамотность»
Бригадира грузчиков
Недосмотрова И.И.
объяснительная записка.
При транспортирове ящика грузчиками Расхлябовым П. П. и Лентяйкиным
Г.И. было допущено его опрокидние. Чтобы крыть эту оплошность, они
быстро брали сыпавшиеся части слова. По причине неграмотности это было
сделано ими неверно.
Резолюция на этом документе была такова: «принять меры по ведению
держимого ящика в ходное стояние».
УР: У вас возникли трудности? Какие? (да, в словах ошибки, слова звучат
неправильно, не хватает приставок, суффиксов и т.д.)
Можете ли вы объяснить смысл этой записки?
Давайте поможем нашим неграмотным грузчикам восстановить содержимое
ящика правильно(раздел словообразование)
УР: Попытайтесь сформулировать тему нашего урока, опираясь на текст
записки. О чем мы сегодня будем говорить? (способы словообразования)
Запишите число и тему в тетради.
11.
2.
УА: Как вы думаете, почему мы решили объединить урок русского и
английского языков?(потому что в языках есть сходства
словообразования)
УА: Какую цель мы поставим перед собой? (найти сходства
словообразования двух языков).
Вспомните, с какими трудностями вы встретились в записке? (отсутствие в
словах основных морфем). Какие задачи мы должны решить? (вспомнить
основные способы словообразования, научиться правильно использовать их
при образовании новых слов)
(рисуем пирамиду целей и задач)
3. Стадия содержание (22 мин.).
УР: Язык потому и верно служит людям, что все слова в нём дружно
работают при помощи своих помощников. Посмотрите внимательно по
сторонам, в классе три конверта с заданиями. Выбирайте любой конверт.
выделить
Конверт №1. Способы образования слов с помощью приставки.
а) Обратите внимание на данные слова на доске (устно) (2 мин.)
переделать соблюдать
обвести записать
нарисовать передумать
перечитать
избежать пересмотреть
узнать подобрать
(на доске)
б) Выберите слова, которые имеют общий признак. (выбираются слова с
приставкой пере)
в) Что же объединяет эти слова? Приставка пере.
г) Какое значение получает слово, когда добавляется приставка пере.
Получается действие в значении снова, заново, вновь.
УА: В английском языке можно сделать то же самое. Получить действия в
значении снова, заново, вновь. (2 мин.)
а) Попробуйте догадаться, как выглядит эта приставка в английском языке.
redo reread
write know
draw rewatch
rethink reuse
study dance
(на доске)
б) Что же объединяет эти слова? Приставка re.
Что означают эти слова?
УА: Итак, мы запомнили приставку пере и re, а теперь попробуйте образовать
данное действие со значением «сделать заново» порусски и поанглийски.
(работа индивидуально по карточкам)(2 мин.)
2писать – переписать – write – rewrite
мыть – перемыть – wash – rewash
петь – перепеть – sing – resing
звонить – перезвонить – phone – rephone
стелить – перестелить – make – remake
рисовать – перерисовать – draw – redraw
УА: Проверьте свои ответы по образцу (ответы на листочке на доске).
УР: Образуйте слова с противоположным значением (2 мин.):
счастливый – _______
добрый – _______
известный – _______
интересный – _______
здоровый – _______
(карточки на доске).
УР: Что помогло нам образовать слова с противоположным
значением? (приставка не).
УА: Давайте вспомним, как эти прилагательные звучат поанглийски
(happy, kind, famous, interesting, healthy)(каточки на стенах) (2 мин.)
Перед вами различные приставки, попробуйте выбрать приставку, которая
придаёт отрицательное значение: un – (2 мин.)
УА: Итак, какая же часть слова участвовала в образовании русских и
английских слов? (приставка) (заполняют кластер в тетради с примерами).
Конверт №2. Способы образования слов с помощью суффикса.
УР: Образуйте слова по аналогии и запишите на карточке (2 мин.)
писать – писатель
читать – _______
учить – _______
водить – _______
УР: С помощью чего образованы слова? (суффикс тель)
УА: Попробуйте образовать слова тем же способом поанглийски (на другой
стороне карточки) (2 мин.):
read – reader
write –
teach –
drive –
УА: C помощью чего образовались слова? er.
(индивидуальная самостоятельная работа по карточкам, взаимопроверка)
(ответы на доске).
Ромашка. Задание (2 мин.):
Назовите деятельность или профессию людей, выполняющих указанную
работу:
Прыгать – прыгун – jump – jumper
3Бежать – ______ – run – _____
Строить – строитель – build – _____
Петь – _______– sing – _______
Учить – _______ – teach – _____
УР: Следующее задание в группе. Слова разрезаны пополам. Соедините две
части слова и напишите на листе, от какого слова они образованы (2 мин.)
Обла/чный – облако
clou/dy – cloud
Туман/ный – туман
fog/gy – fog
Мор/озный – мороз
fros/ty – frost
Какая часть участвовала в образовании нового слова? (суффикс – в русском
языке – н, в английском языке – y)
Назовите второй способ образования новых слов в русском и английском
языках (суффиксальный)
Физ. минутка на слайде ().
Конверт №3. Словообразование слов с помощью сложения.
УА: Рассмотрите картинки, подпишите их. Каким способом образовались
данные слова?(сложением основ и сложением самостоятельных слов)
(работа в паре) (2 мин.):
Падают звёзды – (звездопад) – homework
Хлебный завод – хлебозавод – bedroom
Лес рубит – лесоруб – bathroom
Басни пишет – баснописец – icecream
Кресло кровать – креслокровать – exercisebook
Темный синий – темносиний – livingroom
3. Стадия рефлексии (10 мин.)
УР: Вернемся к нашей объяснительной записке. Ваша задача – вставить
недостающие морфемы в словах (5 мин.)
Начальнику отдела «Грамотность»
Бригадира грузчиков
Недосмотрова И.И.
объяснительная записка.
При транспортировке ящика грузчиками Расхлябовым П. П. и
Лентяйкиным Г.И. было допущено его опрокидывание. Чтобы скрыть эту
оплошность, они быстро собрали рассыпавшиеся части слова. По причине
неграмотности это было сделано ими неверно.
Резолюция на этом документе была такова: «принять меры по приведению
содержимого ящика в исходное состояние».
(записка на доске, самопроверка)
УР: Какие морфемы вы использовали?
4Какие способы образования есть и в русском, и в английском языках?
(смотрим на кластер).
Мы нашли сходства словообразования в русском и английском языках? Мы
достигли цели урока?
УА: Ребята оцените свою работу на уроке. Перед вами табличка, проставьте
отметки себе и вашему соседу.
Урок подходит к концу, давайте подведём итоги. На доске 3 дерева (что знал,
что узнал, что хочу узнать), напишите ваши мнения и прикрепите к дереву.
УР: Д/З: 1. От данных слов Мир, Act образуйте как можно больше других
слов.
Спасибо за урок. До свидания!
Thank you for your working today. Goodbye!
5