Останина Евгения Александровна,
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ №19»
г.Кемерово
«ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТА- ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ»
Сегодня в системе образования происходят большие изменения. Многие школы уже не один год работают в соответствии с новым образовательным стандартом.
Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, предполагающие воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики.
Расширяются возможности для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, использования различных форм образовательной деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
Таким образом, актуальность применения современных технологий обусловлена повышением требовательности к эффективности и результативности процесса обучения.
Технология интеллект–карт позволяет формировать системный взгляд на изучаемый материал.
Цель создания карты мыслей – формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности.
А так же формирование личностных, предметных, метапредметных и межпредметных понятий.
Благодаря визуализации процессов мышления метод интеллект- карт позволяет решать следующие задачи:
§ развивать креативность школьников;
§ формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект- карт;
§ формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов);
§ улучшать все виды памяти учащихся;
§ ускорять процесс обучения;
§ формировать организационно- деятельностные умения;
Ментальные карты (майндмэппинг, maindmapping) – удобный способ структурирования информации.
Впервые эту технику предложил Тони Бьюзен, британский психолог. Он объясняет высокую эффективность ментальных карт особенностью человеческой психологии воспринимать информацию целиком и нелинейно.
Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления. Она характеризуется тремя основными свойствами:
§ наглядность (ее можно окинуть одним взглядом; вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами);
§ привлекательность (яркая, красочная, чтобы рассматривать ее было не только интересно, но и приятно);
§ запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается).
Существует два способа построения интеллект- карт:
§ классический, основанный на использовании цветных карандашей и бумаги;
§ компьютерный, основанный на использовании специальных программ для построения интеллект- карт: FreeMind, Xmind, VUE, сетевые сервисы: Bubbl.us, MindMeister.com, Mindomo.com.
Правила создания ментальных- карт:
§ Для создания классических карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
§ Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
§ Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
§ Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
§ Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями.
§ Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
§ Над каждой линией - ветвью пишется только одно ключевое слово.
Обучение составлению интеллект- карт должно идти постепенно:
· сначала анализ уже готового образца,
· затем совместное составление,
· далее работа в группе,
· а уж затем индивидуальная работа дома.
Карты знаний хорошо "работают" на этапе актуализации знаний, в ходе самостоятельной работы с учебником, при проверке первичного усвоения, в ходе работы над проектом. Применимы ко всем урокам деятельностной направленности: «открытия» новых знаний, рефлексии, общеметодологической направленности, развивающего контроля.
Работая с учащимися начальных классов, были выявлены затруднения:
§ при пересказах, анализе произведений (текстов);
§ при запоминании понятий и терминов.
Результаты диагностирования детей подтвердили эффективность использования интеллект- карт на уроках в начальной школе, повысились показатели при пересказах, запоминании теоретического материала.
Ценность метода- по возрасту и дисциплинам метод практически не имеет ограничений. Особого внимания требует использование интеллект- карты в начальной школе. Во время такого игрового усвоения новых знаний дети должны научиться выделять главную идею, развивать ассоциативное мышление, связную речь, обогащать словарный запас.
Научите своих учеников мыслить, действовать, а карта разума поможет учащимся акцентировать внимание на ключевых положениях и ускорить процесс работы с информацией.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.