«ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТА- ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ»
Оценка 4.7

«ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТА- ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ»

Оценка 4.7
docx
29.12.2022
«ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТА- ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ»
интеллект-карта.docx

Останина Евгения Александровна,

учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ №19»

г.Кемерово

 «ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТА- ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ»

  Сегодня в системе образования происходят большие изменения. Многие школы уже не один год работают в соответствии с новым образовательным стандартом.

Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, предполагающие  воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики.

Расширяются возможности для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, использования различных форм образовательной деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

Таким образом, актуальность применения современных технологий обусловлена повышением требовательности к эффективности и результативности процесса обучения. 

Технология интеллект–карт позволяет формировать системный взгляд на изучаемый материал.

Цель создания карты мыслей – формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности.

 А так же формирование личностных, предметных,  метапредметных  и межпредметных   понятий.

Благодаря визуализации процессов мышления метод интеллект- карт позволяет решать следующие задачи:

§     развивать креативность школьников;

§     формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект- карт; 

§     формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов); 

§     улучшать все виды памяти учащихся; 

§     ускорять процесс обучения; 

§     формировать организационно- деятельностные умения;

Ментальные карты (майндмэппинг, maindmapping) – удобный способ структурирования информации.

Впервые эту технику предложил Тони Бьюзен, британский психолог. Он объясняет высокую эффективность ментальных карт особенностью человеческой психологии воспринимать информацию целиком и нелинейно.

Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления. Она характеризуется тремя основными свойствами:

§     наглядность (ее можно окинуть одним взглядом; вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами);

§     привлекательность (яркая, красочная, чтобы рассматривать ее было не только интересно, но и приятно);

§     запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается).

       Существует два способа построения интеллект- карт:

§     классический, основанный на использовании цветных карандашей и бумаги;

§     компьютерный, основанный на использовании специальных программ для построения интеллект- карт: FreeMind, Xmind, VUE, сетевые сервисы: Bubbl.us, MindMeister.com, Mindomo.com.

        Правила создания ментальных- карт:

§     Для создания классических карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

§     Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

§     Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.

§     Каждая главная ветвь имеет свой цвет. 

§     Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями. 

§     Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). 

§     Над каждой линией - ветвью пишется только одно ключевое слово. 

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54b6540f6b8c5/primienieniie-kart-pamiati-v-obuchienii_2.png

Обучение составлению интеллект- карт должно идти постепенно:

·                       сначала анализ уже готового образца,

·                       затем совместное составление,

·                       далее работа в группе,

·                       а уж затем индивидуальная работа дома.

Карты знаний хорошо "работают" на этапе актуализации знаний, в ходе самостоятельной работы с учебником, при проверке первичного усвоения, в ходе работы над проектом.  Применимы ко всем урокам деятельностной направленности: «открытия» новых знаний, рефлексии, общеметодологической направленности, развивающего контроля.

Работая с учащимися начальных классов, были выявлены  затруднения:

§     при пересказах, анализе  произведений (текстов);

§     при запоминании понятий и терминов.

Результаты диагностирования детей подтвердили эффективность использования интеллект- карт на уроках в начальной школе,  повысились показатели при пересказах, запоминании теоретического материала.

Ценность метода-  по возрасту и дисциплинам метод практически не имеет ограничений. Особого внимания требует использование интеллект- карты в начальной школе. Во время такого игрового усвоения новых знаний дети должны научиться выделять главную идею, развивать ассоциативное мышление, связную речь, обогащать словарный запас.

 Научите своих учеников мыслить, действовать, а карта разума поможет учащимся акцентировать внимание на ключевых положениях и ускорить процесс работы с информацией.

 


 

Останина Евгения Александровна, учитель начальных классов,

Останина Евгения Александровна, учитель начальных классов,

Впервые эту технику предложил

Впервые эту технику предложил

Обучение составлению интеллект- карт должно идти постепенно : · сначала анализ уже готового образца, · затем совместное составление, · далее работа в группе, · а…

Обучение составлению интеллект- карт должно идти постепенно : · сначала анализ уже готового образца, · затем совместное составление, · далее работа в группе, · а…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2022