Доклад«Воспитание познавательной активности у детей с интеллектуальными нарушениями средствами краеведения»
Оценка 4.8

Доклад«Воспитание познавательной активности у детей с интеллектуальными нарушениями средствами краеведения»

Оценка 4.8
docx
29.12.2022
Доклад«Воспитание познавательной активности у детей с интеллектуальными нарушениями средствами краеведения»
доклад.docx

Тема: «Воспитание познавательной активности у детей с нарушением интеллекта средствами краеведения»

 

 

 

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.

Несоответствие уровня развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья препятствует адекватному пониманию поставленной задачи и предлагаемой информации. Для учащихся характерны быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объёма памяти, эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов, снижение внешней мотивации учебной деятельности. Отсюда снижение познавательного интереса. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые техники и технологии.

С помощью различных средств: наглядных, организации соревнований, музыки, экскурсий и т. д. активизируется эмоциональное реагирование и эмоциональные проявления, что используется для развития практической деятельности, общения детей и адекватного их поведения.

Познавательная активность заставляет искать и находить решение

проблем в окружающей ребенка действительности, которые, на первый

взгляд, кажутся неразрешимыми. Познавательная активность человека не

является неизменным наследственным свойством личности, поэтому

необходима постоянная работа над её формированием и развитием. Для того

чтобы произошло познание, учащийся должен совершить комплекс

познавательных действий, используя различные приемы мыслительной

деятельности. Процесс познания начинается с того, что более доступно

пониманию, с наблюдений над тем, что ближе, виднее, ощутимее. Основная

цель такой работы – знакомство с родным краем.

Краеведение способно формировать культуру межнациональных

отношений, воспитывать терпимость и уважение к истории, традициям,

обрядам, культуре, языку наций и народностей. Краеведение, также решает и

актуальную во все времена задачу – сохранения культурного и духовного

наследия родного края, учит любить свои родные места, приучает

интересоваться историей, искусством, литературой, культурой.

        Изучение родного края способствует формированию

познавательного интереса к процессу обучения. Ведь местный материал

доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное

открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к

своей малой родине. Краеведение воспитывает творческую инициативу

учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.

Познав историю малой Родины, человек приобретает ориентиры, которые позволяют ему разумнее выбрать  жизненный  путь. Главной задачей обучения и воспитания школьников с нарушением интеллекта является социализация через развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений.

Изучение прошлого и настоящего своего родного края, его природы, истории, культуры, традиций, народов его населяющих, важно для, детей с нарушением интеллекта, так как коррекционная школа является единственным учебным заведением, формирующим социальный опыт для большинства из них. Опыт показывает, что миграция выпускников невелика, и в основном, по окончании школы они остаются жить и работать в своей местности.

Краеведение не только изучает, но и оценивает значительность событий, ценность памятников, красоту пейзажей, выявляет общее для страны и края, а также особенные черты, присущие только ему. Система специального образования призвана создавать условия для социализации детей с особыми образовательными потребностями.  

Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у обучающихся с интеллектуальными нарушениями к краеведению является дидактическая игра. Она способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроя, позволяет многократно и разнообразно повторить изученный материал. Игры расширяют кругозор, способствуют закреплению знаний, пробуждают интерес к предмету, развивают память и внимание.

Чтобы процесс обучения был успешным необходимо, чтобы дети с ОВЗ хотели учиться, чтобы у них была мотивация к обучению и не пропадала познавательная активность.

Прежде чем сообщить учащимся те или иные знания, нужно создать у них определенную установку на восприятие и осмысление этих знаний. Это достигается созданием игровой или жизненно-практической ситуацией, в которой ученики почувствовали бы недостаток знаний для решения определенной жизненной или учебной задачи, их заинтересовавшей. У учащихся пробуждается чувство ожидания нового, неизвестного.

Важным условием активизации и поддерживания произвольного внимания является обеспечение мотивационной стороны учебной деятельности, выработка позитивного отношения к тому, что узнается, и к самому процессу познания. Соблюдение этого условия способствует прочности навыков, которые формируются. Введение интересных фактов, новых видов деятельности, элементов игры, соревнования побуждает интерес к содержанию учебного материала.

Качество усвоенных знаний и познавательная активность на занятии  зависит от эмоционального настроя, созданного во время обучения. Важное значение имеет доброжелательный тон воспитателя,  внимание к ребёнку, поощрение его маленьких успехов.

Активизация познавательной деятельности обучающихся - одна из основных задач воспитателя. Учитель исходит из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и рациональности в обучении. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью воспитатели должны использовать в своей практике различный, занимательный материал.

Дети с ОВЗ нуждаются в особом подходе со стороны воспитателя. Если ребенок теряет любознательность, это ограничивает возможности его развития.

Повышение активности учащихся достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью. Решающую роль в активизации познавательной деятельности играет мотивационный компонент занятия.

I. Технологии Арт-терапии

Вот несколько описаний техник:

 1.Сценическое искусство.

2.Пластилинография.                                 

 3.Метод «Рассказывание и сочинение сказки».                         4. Музыкотерапия.

5.Изотерапия.

Об эффективности арт-терапии можно судить на основании положительной динамики в развитии и активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий.

II. Активные методы

Это методы, которые побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Появление методов активного обучения связано со стремлением активизировать познавательную деятельность детей или способствовать её повышению в образовательном процессе.

1. Использование сигнальных карточек при выполнении или оценивании заданий.

2.Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.

3.Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).

 4.Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами

5. Активные методы рефлексии. В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии: 

   1) рефлексия настроения и эмоционального состояния; 

   2) рефлексия содержания учебного материала;

   3) рефлексия деятельности. 

6. Использование мозгового штурма.

7. Метод эмоциональной разрядки и физической разминки «Солдат и тряпичная кукла».

III. Игры-энергизаторы

Это короткие упражнения, восстанавливающие энергию учащихся. Они являются средством, позволяющим успешно преодолевать спад активности класса, восстанавливать интерес к занятию и концентрацию внимания участников, продолжать продуктивно работать. Энергизаторами могут служить физические упражнения, подвижные игры, танцы, актуализирующие творческие способности детей, повышающие их настроение и общий тонус.

IV. Дидактические игры

В процессе игры можно использовать стихи, либо просто рифмованные тексты. Введение такого материала оживляет урок, делая его занимательным, а дети, слушая стихи, незаметно включаются в учебный процесс и получают новые знания. Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету. В таких играх завоевание победы, выигрыш – очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.

V. Кинезеологические упражнения во время физкульминуток

Кинезиология —наука о развитии головного мозга через движение. Данная методика позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей его мозга. Кинезиологические упражнения гармонизируют работу головного мозга.                                                        1.Колечко.2. Кулак—ребро—ладонь. 3. Ленивые восьмерки. 4. Лягушки. Положить руки на стол (колени). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

VI. Применение ИКТ

Активизация познавательной деятельности ребенка с ОВЗ зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Применение ИКТ даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ОВЗ

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ. Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ограниченными возможностями здоровья

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

1. Осознание значимости изучаемого материала. Положительная  мотивация учения во многом зависит от содержания обучения. Учащийся должен знать, какова конечная цель предстоящей работы.

2. Включение учащегося в учебную деятельность. Чтобы мотивы возникли, укрепились и развились, учащийся должен начать действовать.

3. Осознание учащимися ценности учебной деятельности. Очень важно постоянно развивать «умственный аппетит» учащихся, потребность в размышлениях, сравнениях, сопоставлениях, собственных оценках. Достигается это   исключением мелочной опеки,  созданием, как можно чаще, ситуаций, когда учащиеся сами (естественно, при умелом руководстве со стороны преподавателя) «докапываются до истины».

4. Создание ситуаций успеха в обучении. Суть этого в том, что у учащихся постоянно поддерживается вера в успех, в свои силы и возможности.

5. Необычная форма обучения.

6. Корректировка оценочной деятельности. Оценкой как средством мотивации следует пользоваться очень осторожно, педагогически осмотрительно.

7. Личность преподавателя, мастера. Культура общения, открытость и искренность эмоциональных проявлений воспитателя, чувство юмора и искренняя расположенность к своим учащимся способствуют увеличению интереса к учению.

8. Сообщение занимательных фактов, связанных с изучаемой темой.

1 Развитию познавательной активности способствует такая организация обучения,  при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний решает задачи проблемного характера.                                                       2 Интеллектуальная и практическая деятельность ребенка на занятии должна быть разнообразна.

3 Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу направленной коллективной работы.

4 Содержание должно быть трудным, но посильным. И чем больше новый материал связан с имеющимся опытом ребенка, тем интереснее для него.

 

 


 

Тема: «Воспитание познавательной активности у детей с нарушением интеллекта средствами краеведения»

Тема: «Воспитание познавательной активности у детей с нарушением интеллекта средствами краеведения»

Изучение прошлого и настоящего своего родного края, его природы, истории, культуры, традиций, народов его населяющих, важно для, детей с нарушением интеллекта, так как коррекционная школа…

Изучение прошлого и настоящего своего родного края, его природы, истории, культуры, традиций, народов его населяющих, важно для, детей с нарушением интеллекта, так как коррекционная школа…

Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач

Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач

Использование мозгового штурма

Использование мозгового штурма

Осознание значимости изучаемого материала

Осознание значимости изучаемого материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2022