Технологическая карта урока русского языка, 3 класс "Неопределенная форма глагола"
Оценка 4.8

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс "Неопределенная форма глагола"

Оценка 4.8
docx
29.12.2022
Технологическая карта урока русского языка, 3 класс "Неопределенная форма глагола"
Конспект урока русского языка Галеевой Г. М..docx

 

Разработала:

Галеева Гульфия Марсовна

Технологическая карта урока окружающего мира

 Тема:    Неопределенная форма глаголов.

Тип урока – урок открытия новых знаний. ( ОНЗ)

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

 

Цель:  Дать определение термина «неопределённая форма глагола»; познакомить с вопросами и суффиксами глаголов в неопределённой форме;

Задачи:

- стимулировать активную познавательную деятельность учащихся; 
- развивать умения самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений; 
- воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к русскому языку. 

Планируемые результаты:

1.Совершенствовать предметные умения:

-различать глаголы неопределённой формы от глаголов других форм;

-образовывать неопределённую форму по вопросам;

- находить глаголы неопределённой формы в предложении;

Личностные УУД:

·           формирование уважительного отношения к иному мнению;

·           развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 Метапредметные

Регулятивные УУД:

·         овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

·         определение наиболее эффективных способов достижения результата;

Познавательные УУД:

·         извлечение необходимой информации;

·         овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Коммуникативные УУД:

·         овладение умением излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

·         активное использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач;

 

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Основные понятия: части речи, действие предмета,  единственное / множественное число, глагол

            Организация пространства. Фронтальная работа, индивидуальная работа.

 

Сценарий урока

Этап

Действия учителя

Действия обучающегося

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- организовать планирование учебной деятельности на уроке.

Добрый день, ребята!

- Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

- Покажите свое настроение глазами.

 

Поговорим?

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно!

Слушаем внимательно!  (Слайд 2)

 

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

 

Дети приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.

Личностные:

учебная мотивация.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других.

 

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель:

- подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать;

фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

 

- Сегодня нам с вами предстоит поработать Детективами! И главные подозреваемые семья – ГЛАГОЛ. Подозреваемые этой семьи хранят секреты. Как зовут семью подозреваемых установим в течении урока, и обязательно разгадаем все его секреты!

-Расскажите, что вы знаете о стране ГЛАГОЛ.

 

 

 

 

 

-Ребята, прочитайте стихотворение (Слайд 4)

(Приложение 1, карточка)

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно!

Слушаем внимательно!

 

Задание 1

Приём «Проблемная ситуация»  (Слайд 4)

-Найдите и выпишите из стихотворения глаголы. Работаем в тетрадях.

 

-Определите число, время глаголов.

 

- Давайте определим алгоритм действия. (Слайд 5)

 

1. По вопросу определю, что это слово - глагол.
2. Выпишу глаголы.
3. Определю число глагола.
4. Определю время глагола по вопросу

 

 

 

 

Глагол – часть речи, обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Изменяется по числам, по временам, по родам. (слайд 3)

 

 

 

Самостоятельно, индивидуально,  выполняют задание в тетрадях (3 минуты)

 

 

 

Пришли (мн.ч.,прош.вр.), учиться (?), не лениться (?),  трудиться(?), работаем (мн.ч., наст.вр.), слушаем (мн.ч., наст.вр.).

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Регулятивные:

-высказывать своё предположение;

- осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

III. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

-организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

Организует проверку. Фиксирует разное выполнение заданий на доске.

- К доске пойдет Имя….

 

- Какое было задание? (Слайд 6)

 

- У всех глаголов вы смогли определить время и число?

 

- Может быть,  нам не хватает каких-то знаний о глаголе?

1 учащийся записывает ответы на доске.

 

 

-Определить число, время глаголов.

-Нет.

 

 

 

-Да. (Предлагают свои варианты ответов).

 

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

IV. Целеполагание и построение выхода из затруднения.

Цель:

-постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации

- Ребята, что мы с вами пока не умеем делать с некоторыми глаголами?

 

- Скажите, а как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число?

- В русском языке глаголы, у которых нельзя определить время и число принято называть глаголами неопределённой формы. Это наш подозреваемый.

 

- Какова же тема нашего урока? (Слайд 7)

- Как вы думаете, чему мы сегодня научимся на уроке?

1.         Сегодня на уроке мы узнаем…

2.         Мы научимся…

 

 

 

 

 

 

- Для того, чтобы справиться с детективным заданиями, мы с вами составим план действий, который поможет нам достичь цели.

План:

На доске. (Приложение 2.) (Слайд 8)

1. Прочитать в учебнике правило на стр. 106

2. Проверить, выполнить верно.

3. Тренировочные задания, которые помогут отличать глаголы неопределённой формы от других форм глагола и верно определять суффиксы глаголов в неопр.форме

 

- Не можем определить признаки некоторых глаголов.

 

Дети дают свои ответы.

 

 

 

 

 

 

«Неопределенная форма глагола».

Ответы детей.

(О неопределенной форме глагола, на какие вопросы отвечает)

(Находить глаголы в неопределенной форме, использовать их в речи)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: - развиваем умения извлекать информацию из текстов.

 

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

 

выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

 

Коммуникативные: 

- уметь высказывать свое мнение в доступной форме;

 

- слушать и понимать речь других.

 

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: усвоение учащимися нового способа действия.

 

- Откройте учебник на странице 106 и прочитайте правило. (Слайд 9)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Познакомившись с новым понятием, можем ли мы вернуться к первому заданию? Зачем нам это необходимо?

 

- Положите перед собой листочки с первым заданием.

- В каких глаголах вы не смогли определить число, время.

- Можно ли это сделать? Обоснуйте свой ответ.

 

 

 

 

- Чтобы научиться отличать глаголы неопределённой формы от других форм глагола и верно определять суффиксы глаголов в неопр.форме, что нам поможет?

 

Итак, сейчас вы работаете в парах.

Перед вами слова. (Приложение 3) (Слайд 11)

 

Задание 2.

 

1.Найдите и почеркните глаголы неопределенной формы.

 

2. Выделите суффиксы у глаголов неопределенной формы.

 

Идти, прибегу, печь, сижу, узнать, приеду, ушла, найти, бежать, зеленеют, кричат, посмотреть, цветут, поют, появилась, лететь, встречают.

 

Обменяйтесь карточками. Проверьте соседей.

 

Оценивать данное задание мы будем по критериям (записаны на доске) (Слайд 12)

«5»-если все слова записаны верно

«4»-если допущены 1-2 ошибки

«3»- если допущены 3  ошибки

 

(Ответ на доске)

- Что вам помогло выполнить задание?

 

Хорошо читающий ученик:

 

-Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, стоят в неопределённой форме. Неопределенная форма – это начальная форма глагола.

Глаголы в  неопределённой форме на конце имеют суффиксы –ть, -ти, -чь: решать, решить, нести, унести, печь, испечь.

 

 

-Можем.

- Чтобы верно выполнить задание.

 

 

 

-Учиться, не лениться,  трудиться. (Слайд 10)

-Нельзя, т.к. они отвечают на вопрос что делать? Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? то он является глаголом неопределённой формы и не изменяется ни по временам, ни по числам.

Ответы детей:

- Выполнение упражнений.

 

 

 

Работают в парах, договорившись  между собой, кто будет записывать, и кто будет помогать.

 

 

Выполняют задание.

 

Идти, печь, узнать, найти, бежать, посмотреть, лететь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ детей

Личностные :

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные:

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других; уметь оформлять мысли в устной и письменной форме.

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 

 

Физкультминутка

- Сейчас выполним физкультминутку.

- По классу разложены карточки. На каждой карточке слово. Если слово это глагол неоп.фор. то вы хлопаете в ладошки над головой. Если глагол прош.в, наст.в., будущ.в., то вы подпрыгиваете на одной ноге.

Ходить, ходит, кость,  косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости,  везти, грусть,  стеречь.

Выполняют упражнения по инструкции.

 

 

Задание 3.(Приложение 4) (Слайд 13)

Работа в парах

Распределите глаголы в неопределённой форме в два столбика в зависимости от вопроса, на который они отвечают.

Что делать?

Что сделать?

 

 

Смотреть, рисовать, посмотреть, запеть, выучить, нарисовать, учить, проиграть, петь, играть.

 

- Можете ли вы объяснить, как выполнить это задание. Сделайте вывод.

 

Оценивать данное задание мы будем по критериям (записаны на доске) (Слайд 14)

«5»-если все слова записаны верно

«4»-если допущены 1-2 ошибки

«3»- если допущены 3  ошибки

 

Дети записывают глаголы, учитель ходит и смотрит выполнения задания.

 

 

 

 

 

 

 

Вызывает учащихся у кого работа выполнена правильно.

Выполняет задание на доске (приложение 4)

Вывод: глаголы н.ф., отвечающие на вопрос что делать? употребляются без приставок, глаголы н.ф., отвечающие на вопрос что сделать? употребляются с приставками.

 

 

V. Самостоятельная работа

Цель:

- организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

- организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;

- создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого

- Ребята, вы открыли новое знание, потренировались. Что теперь нужно сделать?

 

- Хотите проверить себя?

- Хорошо.

Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы. (Слайд 15)

Зарубить на носу – …

Клевать носом – …

Пропустить мимо ушей – …

Вставлять палки в колеса – …

Обвести вокруг пальца – …

Оценивать данное задание мы будем по критериям (записаны на доске) (Слайд 16)

«5»-если все слова записаны верно

«4»-если допущены 1-2 ошибки

«3»- если допущены 3  ошибки

 

Ответ детей

- Выполнить самостоятельную работу.

- Да

 

 

 

Запомнить

Дремать

Прослушать

Мешать

Обмануть

 

Личностные:

- сохранять мотивацию к учёбе;

-развивать способность к самооценке;

Регулятивные:

- принимать  и сохранять учебную задачу;

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

- организовать  рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;

- учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

 

– Сегодняшнее исследование семьи глаголов заканчивается.

 

 

– Какую цель мы поставили на уроке?

 

 

 

 

 

 

– На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

 

– Какие суффиксы имеют данные глаголы?

 

 

– Почему эти глаголы так названы?

 

- Продолжите предложения (Слайд 17)

 

Сегодня на уроке я узнал…

 

Теперь я умею…

 

Мне захотелось…

 

Оценивание….:

 

Отвечают на вопросы, слушают одноклассников, оценивают их ответы.

Познакомиться с понятием «неопределённая форма глагола», познакомиться с суффиксами глаголов в неопределённой форме. Находить глаголы н.ф. в тексте и речи.

 

- Отвечают на вопросы что делать? что сделать?

 

-Глаголы н.ф имеют суффиксы -ть, -ти, -чь

-Не указывают на время и число.

 

Регулятивные: 

- уметь проговаривать последовательность действий на уроке; 

 

Личностные: 

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

Домашнее задание

Выполнить задания по карточке. (Слайд 18)

 

Определите число глаголов. Поставьте глаголы в неопределённую форму.

Крутят-…,  шумят-…, спит-…, кушает-…, едет-…,   растёт-…,

смотрят-…,   мычат-…, блестит-…,   сторожит-…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Задание 1.

 

1.Определить число, время глаголов.

 

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно!

Слушаем внимательно!

 

Приложение 2.

 

Задание 2.

1.Найдите и почеркните глаголы неопределенной формы.

 

2. Выделите суффиксы у глаголов неопределенной формы.

 

Идти, прибегу, печь, сижу, узнать, приеду, ушла, найти, бежать, зеленеют, кричат, посмотреть, цветут, поют, появилась, лететь, встречают.

 

 

Приложение 3.

 

План:

1.Прочитать в учебнике правило на с. 106.

 

2. Проверить, выполнить верно.

 

3. Тренировочные задания, которые помогут отличить глаголы неопределённой формы от других форм глагола и верно определять суффиксы глаголов в неопределённой форме

 

 

Приложение 4

 

Задание 3

 

1.Распределите глаголы в неопределённой форме в два столбика в зависимости от вопроса, на который они отвечают.

Что делать?

Что сделать ?

 

 

 

 

 

 

Смотреть, рисовать, посмотреть, запеть, выучить, нарисовать, учить, проиграть, петь, играть.

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Домашнее задание

 

Определите число глаголов. Поставьте глаголы в неопределённую форму.

Крутят-…,  шумят-…, спит-…, кушает-…, едет-…,   растёт-…,

смотрят-…,   мычат-…, блестит-…,   сторожит-…

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Разработала: Галеева Гульфия

Разработала: Галеева Гульфия

Коммуникативные УУД: · овладение умением излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; · активное использование речевых средств для решения коммуникативных и…

Коммуникативные УУД: · овладение умением излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; · активное использование речевых средств для решения коммуникативных и…

Цель: - подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать; фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном…

Цель: - подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать; фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном…

III . Выявление места и причины затруднения

III . Выявление места и причины затруднения

Для того, чтобы справиться с детективным заданиями, мы с вами составим план действий, который поможет нам достичь цели

Для того, чтобы справиться с детективным заданиями, мы с вами составим план действий, который поможет нам достичь цели

Познакомившись с новым понятием, можем ли мы вернуться к первому заданию?

Познакомившись с новым понятием, можем ли мы вернуться к первому заданию?

Идти, прибегу, печь, сижу, узнать, приеду, ушла, найти, бежать , зеленеют, кричат, посмотреть, цветут, поют, появилась, лететь, встречают

Идти, прибегу, печь, сижу, узнать, приеду, ушла, найти, бежать , зеленеют, кричат, посмотреть, цветут, поют, появилась, лететь, встречают

Что делать? Что сделать?

Что делать? Что сделать?

Ребята, вы открыли новое знание, потренировались

Ребята, вы открыли новое знание, потренировались

VIII . Рефлексия учебной деятельности на уроке

VIII . Рефлексия учебной деятельности на уроке

Приложение 1. Задание 1. 1

Приложение 1. Задание 1. 1

Приложение 4 Задание 3 1

Приложение 4 Задание 3 1

Определите число глаголов. Поставьте глаголы в неопределённую форму

Определите число глаголов. Поставьте глаголы в неопределённую форму
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2022