Разработала:
Галеева Гульфия Марсовна
Технологическая карта урока окружающего мира
Тема: Неопределенная форма глаголов.
Тип урока – урок открытия новых знаний. ( ОНЗ)
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Цель: Дать определение термина «неопределённая форма глагола»; познакомить с вопросами и суффиксами глаголов в неопределённой форме;
Задачи:
- стимулировать активную познавательную
деятельность учащихся;
- развивать умения самостоятельно делать выводы на основе
наблюдений и сравнений;
- воспитывать доброжелательность, ответственность,
аккуратность, любовь к русскому языку.
Планируемые результаты:
1.Совершенствовать предметные умения:
-различать глаголы неопределённой формы от глаголов других форм;
-образовывать неопределённую форму по вопросам;
- находить глаголы неопределённой формы в предложении;
Личностные УУД:
· формирование уважительного отношения к иному мнению;
· развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Метапредметные
Регулятивные УУД:
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
· определение наиболее эффективных способов достижения результата;
Познавательные УУД:
· извлечение необходимой информации;
· овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Коммуникативные УУД:
· овладение умением излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Основные понятия: части речи, действие предмета, единственное / множественное число, глагол
Организация пространства. Фронтальная работа, индивидуальная работа.
Сценарий урока
Этап |
Действия учителя |
Действия обучающегося |
УУД |
||||
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - организовать планирование учебной деятельности на уроке. |
Добрый день, ребята! - Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. - Покажите свое настроение глазами.
Поговорим? Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно! Слушаем внимательно! (Слайд 2)
- Открываем тетради, записываем число, классная работа.
|
Дети приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу. |
Личностные: учебная мотивация. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других.
|
||||
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: - подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать; фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
|
- Сегодня нам с вами предстоит поработать Детективами! И главные подозреваемые семья – ГЛАГОЛ. Подозреваемые этой семьи хранят секреты. Как зовут семью подозреваемых установим в течении урока, и обязательно разгадаем все его секреты! -Расскажите, что вы знаете о стране ГЛАГОЛ.
-Ребята, прочитайте стихотворение (Слайд 4) (Приложение 1, карточка) Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно! Слушаем внимательно!
Задание 1 Приём «Проблемная ситуация» (Слайд 4) -Найдите и выпишите из стихотворения глаголы. Работаем в тетрадях.
-Определите число, время глаголов.
- Давайте определим алгоритм действия. (Слайд 5)
1. По вопросу определю, что это слово - глагол.
|
Глагол – часть речи, обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Изменяется по числам, по временам, по родам. (слайд 3)
Самостоятельно, индивидуально, выполняют задание в тетрадях (3 минуты)
Пришли (мн.ч.,прош.вр.), учиться (?), не лениться (?), трудиться(?), работаем (мн.ч., наст.вр.), слушаем (мн.ч., наст.вр.). |
Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Регулятивные: -высказывать своё предположение; - осуществлять самоконтроль. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
||||
III. Выявление места и причины затруднения. Цель: -организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей |
Организует проверку. Фиксирует разное выполнение заданий на доске. - К доске пойдет Имя….
- Какое было задание? (Слайд 6)
- У всех глаголов вы смогли определить время и число?
- Может быть, нам не хватает каких-то знаний о глаголе? |
1 учащийся записывает ответы на доске.
-Определить число, время глаголов. -Нет.
-Да. (Предлагают свои варианты ответов).
|
Личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: - высказывать свое предположение; -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; |
||||
IV. Целеполагание и построение выхода из затруднения. Цель: -постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации |
- Ребята, что мы с вами пока не умеем делать с некоторыми глаголами?
- Скажите, а как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? - В русском языке глаголы, у которых нельзя определить время и число принято называть глаголами неопределённой формы. Это наш подозреваемый.
- Какова же тема нашего урока? (Слайд 7) - Как вы думаете, чему мы сегодня научимся на уроке? 1. Сегодня на уроке мы узнаем… 2. Мы научимся…
- Для того, чтобы справиться с детективным заданиями, мы с вами составим план действий, который поможет нам достичь цели. План: На доске. (Приложение 2.) (Слайд 8) 1. Прочитать в учебнике правило на стр. 106 2. Проверить, выполнить верно. 3. Тренировочные задания, которые помогут отличать глаголы неопределённой формы от других форм глагола и верно определять суффиксы глаголов в неопр.форме
|
- Не можем определить признаки некоторых глаголов.
Дети дают свои ответы.
«Неопределенная форма глагола». Ответы детей. (О неопределенной форме глагола, на какие вопросы отвечает) (Находить глаголы в неопределенной форме, использовать их в речи)
|
Познавательные: - развиваем умения извлекать информацию из текстов.
Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу;
выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
Коммуникативные: - уметь высказывать свое мнение в доступной форме;
- слушать и понимать речь других.
|
||||
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: усвоение учащимися нового способа действия.
|
- Откройте учебник на странице 106 и прочитайте правило. (Слайд 9)
-Познакомившись с новым понятием, можем ли мы вернуться к первому заданию? Зачем нам это необходимо?
- Положите перед собой листочки с первым заданием. - В каких глаголах вы не смогли определить число, время. - Можно ли это сделать? Обоснуйте свой ответ.
- Чтобы научиться отличать глаголы неопределённой формы от других форм глагола и верно определять суффиксы глаголов в неопр.форме, что нам поможет?
Итак, сейчас вы работаете в парах. Перед вами слова. (Приложение 3) (Слайд 11)
Задание 2.
1.Найдите и почеркните глаголы неопределенной формы.
2. Выделите суффиксы у глаголов неопределенной формы.
Обменяйтесь карточками. Проверьте соседей.
Оценивать данное задание мы будем по критериям (записаны на доске) (Слайд 12) «5»-если все слова записаны верно «4»-если допущены 1-2 ошибки «3»- если допущены 3 ошибки
(Ответ на доске) - Что вам помогло выполнить задание?
|
Хорошо читающий ученик:
-Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, стоят в неопределённой форме. Неопределенная форма – это начальная форма глагола. Глаголы в неопределённой форме на конце имеют суффиксы –ть, -ти, -чь: решать, решить, нести, унести, печь, испечь.
-Можем. - Чтобы верно выполнить задание.
-Учиться, не лениться, трудиться. (Слайд 10) -Нельзя, т.к. они отвечают на вопрос что делать? Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? то он является глаголом неопределённой формы и не изменяется ни по временам, ни по числам. Ответы детей: - Выполнение упражнений.
Работают в парах, договорившись между собой, кто будет записывать, и кто будет помогать.
Выполняют задание.
Идти, печь, узнать, найти, бежать, посмотреть, лететь.
Ответ детей |
Личностные : - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). Метапредметные: регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; уметь оформлять мысли в устной и письменной форме. - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
|
||||
|
Физкультминутка - Сейчас выполним физкультминутку. - По классу разложены карточки. На каждой карточке слово. Если слово это глагол неоп.фор. то вы хлопаете в ладошки над головой. Если глагол прош.в, наст.в., будущ.в., то вы подпрыгиваете на одной ноге. Ходить, ходит, кость, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, везти, грусть, стеречь. |
Выполняют упражнения по инструкции. |
|
||||
|
Задание 3.(Приложение 4) (Слайд 13) Работа в парах Распределите глаголы в неопределённой форме в два столбика в зависимости от вопроса, на который они отвечают.
Смотреть, рисовать, посмотреть, запеть, выучить, нарисовать, учить, проиграть, петь, играть.
- Можете ли вы объяснить, как выполнить это задание. Сделайте вывод.
Оценивать данное задание мы будем по критериям (записаны на доске) (Слайд 14) «5»-если все слова записаны верно «4»-если допущены 1-2 ошибки «3»- если допущены 3 ошибки
|
Дети записывают глаголы, учитель ходит и смотрит выполнения задания.
Вызывает учащихся у кого работа выполнена правильно. Выполняет задание на доске (приложение 4) Вывод: глаголы н.ф., отвечающие на вопрос что делать? употребляются без приставок, глаголы н.ф., отвечающие на вопрос что сделать? употребляются с приставками.
|
|
||||
V. Самостоятельная работа Цель: - организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; - организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону; - создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого |
- Ребята, вы открыли новое знание, потренировались. Что теперь нужно сделать?
- Хотите проверить себя? - Хорошо. Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы. (Слайд 15) Зарубить на носу – … Клевать носом – … Пропустить мимо ушей – … Вставлять палки в колеса – … Обвести вокруг пальца – … Оценивать данное задание мы будем по критериям (записаны на доске) (Слайд 16) «5»-если все слова записаны верно «4»-если допущены 1-2 ошибки «3»- если допущены 3 ошибки
|
Ответ детей - Выполнить самостоятельную работу. - Да
Запомнить Дремать Прослушать Мешать Обмануть
|
Личностные: - сохранять мотивацию к учёбе; -развивать способность к самооценке; Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
|
||||
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке; - учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;
|
– Сегодняшнее исследование семьи глаголов заканчивается.
– Какую цель мы поставили на уроке?
– На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
– Какие суффиксы имеют данные глаголы?
– Почему эти глаголы так названы?
- Продолжите предложения (Слайд 17)
Сегодня на уроке я узнал…
Теперь я умею…
Мне захотелось…
Оценивание….:
|
Отвечают на вопросы, слушают одноклассников, оценивают их ответы. Познакомиться с понятием «неопределённая форма глагола», познакомиться с суффиксами глаголов в неопределённой форме. Находить глаголы н.ф. в тексте и речи.
- Отвечают на вопросы что делать? что сделать?
-Глаголы н.ф имеют суффиксы -ть, -ти, -чь -Не указывают на время и число.
|
Регулятивные: - уметь проговаривать последовательность действий на уроке;
Личностные: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
|
||||
Домашнее задание |
Выполнить задания по карточке. (Слайд 18)
|
|
|
Приложение 1.
Задание 1.
1.Определить число, время глаголов.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно!
Слушаем внимательно!
Приложение 2.
Задание 2.
1.Найдите и почеркните глаголы неопределенной формы.
2. Выделите суффиксы у глаголов неопределенной формы.
Идти, прибегу, печь, сижу, узнать, приеду, ушла, найти, бежать, зеленеют, кричат, посмотреть, цветут, поют, появилась, лететь, встречают. |
Приложение 3.
План:
1.Прочитать в учебнике правило на с. 106.
2. Проверить, выполнить верно.
3. Тренировочные задания, которые помогут отличить глаголы неопределённой формы от других форм глагола и верно определять суффиксы глаголов в неопределённой форме
|
Приложение 4
Задание 3
1.Распределите глаголы в неопределённой форме в два столбика в зависимости от вопроса, на который они отвечают.
Что делать? |
Что сделать ? |
|
|
Смотреть, рисовать, посмотреть, запеть, выучить, нарисовать, учить, проиграть, петь, играть.
Приложение 5
Домашнее задание
Определите число глаголов. Поставьте глаголы в неопределённую форму. Крутят-…, шумят-…, спит-…, кушает-…, едет-…, растёт-…, смотрят-…, мычат-…, блестит-…, сторожит-…
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.