Это мероприятие разработано для учащихся начальной школы (3-4 класс). В ходе мероприятия дети знакомятся с историей появления бурого медведя, его внешним видом, строением лап, головы, питанием медведя, обитанием. Несколько детей в костюмах или шапочках медведя читают стихи и рассказывают о зимовке медведей. Проводится аукцион "Меню для медведя", физминутка по теме, игра "Что напутал художник?", игра "Собери мозаику", подвижная игра "По следам медведя", "Медвежья викторина. В ходе мероприятия транслируется презентация.
Мероприятие Бурый медведь.doc
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Станция юных натуралистов»
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
МЕРОПРИЯТИЕ
«Бурый медведь»
Составили:
Чебыкина И.В.
Кнурова Н.В. педагоги МАУ ДО СЮН г. Березники 2018 г.
Оборудование:
Презентация со слайдами: медведь в полный рост, спящий в берлоге, с
открытой пастью, медведица с медвежатами, бляха в виде крупной выпуклой
головы медведя, силуэт медведя, герб Пермского края,
следы медведя для подвижной игры
таблицы с названиями («Медведь», «Хозяин лесной», «Млекопитающее»,
«Хищник»)
музыкальное сопровождение для физминуток.
Педагог. Здравствуйте, ребята. Приветствуем вас на нашем мероприятии.
Тему нашего мероприятия вы узнаете по подсказкам, которые я вам сейчас
прочитаю. Педагог обращает внимание детей на 1 слайд.
1. Этому зверю поклонялись древние люди Прикамья, они считали, что их
род произошел именно от этого хищника.
2. Люди с уважением называют его «хозяин лесной», мохнатый тяжеловес.
3. Среди хищников наших лесов, он самый крупный.
Ответы детей.
Правильно, это медведь!
Педагог вывешивает таблички с надписями: «Медведь», «Хозяин лесной»,
«Млекопитающее», «Хищник».
Педагог. Медведи относятся к отряду хищников, к семейству медвежьих.
(Слайд 2 «Медведь в полный рост»).
Рассказ педагога. Когдато до великого оледенения Земли все медведи
были бурыми. А когда с севера на юг начали наступать льды и снега, то те
медведи, что жили южнее, так и остались бурыми, а те медведи, что остались
жить на севере, среди снегов, стали белыми.
Выходит ученик в шапочке или костюме медведя: «Здравствуйте, я бурый
медведь и живу я в пермских лесах до 3050лет. Зимой у меня мех гуще, чем
летом. Вес до 350кг. Морда у меня вытянутая, глаза маленькие, небольшие уши,
мощные когти, медлительная, переваливающаяся походка, которая может
смениться стремительным рывком, хотя с виду я неуклюж. Обоняние у меня в 100
раз острее, чем у человека. Летом гнус (комары и мошки) доставляет мне
неудобство: я катаюсь по земле, до крови раздираю себе морду, реву. Я могу
быстро бегать, хорошо плавать. Передвигаясь, ставлю ноги внутрь, как будто
«косолаплю». В гору бежать мне легче, чем по ровному месту, так как задние лапы
у меня длиннее передних.
(Слайд 3 «Силуэт и след медведя»). Педагог. Ширина лапы взрослого медведя 20см (детям показывают
полоску длиной в 20см). У медведя нет врагов – поэтому нет надобности жить
стаей.
Педагог предлагает детям отправиться в лес и попробовать походить
как медведь.
Физкультминутка под музыку
Гимнастика для ног
(идут на внешнем своде стоп)
(идут на пятках)
Но медведю ходить неохота: (идут на внутреннем своде носков от пола)
Ходит он, медведь, круг болота
Он и плачет и ревет
Медвежат он из болота зовёт:
«Ой, куда вы, толстопятые, сгинули?
На кого вы меня старого покинули?»
А в болоте медведица рыщет
Медвежат под корягами ищет:
«Куда вы, куда вы пропали?
Или в канаву упали?
Или шальные собаки вас разорвали во мраке?
И весь день она по лесу бродит
Но нигде медвежат не находит.
Только черные совы из чащи
На нее свои очи черные таращат.
(идут с выпадами ног)
(идут на носках)
(идут с перекатом с пятки на носок)
(идут на всей стопе)
Педагог. «Вы знаете, чем питается медведь?»
Аукцион «Меню для медведя»
Кто последний назовет лакомство для медведя, тот и
победитель. Педагог обобщает ответы детей. Медведь питается
растительной пищей: молодые побеги, коренья, сочные травы, грибы, ягоды
(малина черника, рябина), орехи, желуди, дикие яблоки, зерно на овсяных
полях.
Педагог. Название «медведь» говорит о том, что он любит и ведает
о том, где достать мед. Но не забывайте, что зверь он хищный (Слайд 4
«Зубы медведя»).
Медведь питается животной пищей: яйца, птенцы птиц, мелкие
грызуны, лягушки, рыбы, ящерицы, падаль.
Игра «Что напутал художник?»
Педагог.
Ребята, у меня есть рисунки, на которых художник
перепутал, когда рисовал разных медведей. Вам предлагается исправить его
ошибки. Ребята смотрят внимательно на картинки и находят
несоответствия в них. (Слайд 5 «Бурый медведь на льдине», «Белый
медведь под пальмами», «Коала под сосной» и т.д.)
Слайд 6 «Как зимуют медведи»
Хозяин лесной,
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Выходит 2 ученик в шапке или костюме медведя. Медведь к осени жиреет,
накапливает питательные вещества для спячки, берлога устраивается в сухом,
углубленном месте. Зверь не ошибается с выбором места: если берлогу выбрал на
высоком месте – весной будет много воды. Залегает в берлогу в ноябре,
пробуждается к началу апреля. Спячка длится около полугода.
Педагог. Дети, слышали такое выражение: Медведь «сосет лапу»?», верите
ли вы, что это действительно так? (Ответы детей).
Педагог. В феврале у медведей с лап отслаивается старая кожа, появляется
новая, которая мерзнет и он греет ее своим горячим языком, причмокивает.
Поэтому и появилось выражение «Медведь сосет лапу».
Когда приходит время выходить из своей зимней квартиры выйдет,
погреется на солнышке, катается по снегу – чистит от земли и прочего мусора
свою шерсть, разминает бока. Первыми из берлоги уходят старые самцы,
последними медведицы с детенышами.
Дети делятся на группы и собирают мозаику с изображением разных
видов медведей (бурый, белый, гризли, очковый, коала).
Игра «Собери мозаику»
Слайд 7 «Медведица и медвежата»
Педагог читает отрывок из рассказа И. СоколоваМикитова «Медвежья
семья».
На освещенную солнцем лесную поляну вывела медведица своих маленьких
медвежат. Испугалась медведей быстрая куница. Остановилась, слушает
осторожно медведица: все ли спокойно в лесу? Жмутся к матери медвежата.
Страшно им в огромном лесу. Только недавно выбрались из теплой берлоги.
Прислушиваются медвежата, как шумит ветер в высоких лесных вершинах, как
пересвистываются и поют невидимые птицы, а на сухой сосновой макушке дятел
выстукивает дробь.
Позднее зимой, в берлоге, родились у медведицы эти мохнатые медвежата.
Тепло им было в берлоге. Сладко причмокивая, сосали они материнское молоко.
Забравшись под брюхо медведицы, крепко спали.
Вывела медведица своих медвежат в лес. Будут они теперь привыкать к
родному лесу, играть и кувыркаться по мягким кочкам, взбираться на деревья.
Трудно увидеть медведей. Далеко слышит и чует медведица. Не увидишь и не
услышишь, как уйдут, тихо скроются в темном лесу чуткие звери. Педагог. Можете ли вы подобрать одно слово, которое характеризует
медведицу как маму? (Заботливая, добрая, храбрая, нежная…). Ответы детей.
Дети разбиваются на пары и соревнуются, кто быстрее добежит до
Подвижная игра «По следам медведя»
финиша, наступая на медвежьи следы.
Слайд 8 «Бляха в виде крупной выпуклой головы медведя».
Педагог. При раскопках в Лысьвенском районе Пермского края найдена
бляха в виде крупной выпуклой головы медведя. Коренные жители нашего края
(жившие в тайге племена) считали, что их род произошел от медведя. Этот зверь
для них – считался священным, так как медведь мог ходить на двух ногах – как
люди. Сильный, смелый, умный, грозный. Перед охотой на медведя, охотники
исполняли ритуальный танец, просили прощения у зверя. Но это была
необходимость: вкусное мясо, шкура медведя использовалась людьми в быту, жир
зверя использовался в народной медицине. Древние люди боялись гнева могучего
зверя, встреча с ним в тайге не предвещало ничего хорошего. Образы животных
играли огромное значение в жизни древнего населения Урала. Предметы звериного
стиля украшали топоры, рукоятки ножей, бытовые предметы, костюмы. Древние
жители тайги верили в могущество природы, но не умели объяснять природные
явления.
На гербе Пермского края, изображен медведь (Слайд 9 «Герб Пермского
края)), который несет Евангелие на спине. Медведь впервые появился на «Печати
Пермской» во время правления Ивана IV Прообраз одного из персонажей коми –
пермяцкого округа.
1.Назовите самого крупного хищника нашего леса? (бурый медведь)
2.Верите или не верите?
«Медвежья викторина»
Зверь «нелюдим», осторожен (да)
Зверь любит открытые солнечные поляны (нет)
Любит глухие места с берлогами, ягодниками, болотами и речками, в
которых есть рыба (да)
Медведь – млекопитающее животное (да)
3.Сможет ли бурый медведь жить на севере? Почему? (нет, цвет шерсти сделает
его заметным, не сможет добывать себе пищу)
4.Почему древние люди поклонялись медведю? (зверь для них был священным,
считали, что их род произошел от медведя, называли его «хозяин лесной», боялись
его гнева)
5.Может ли медведь во время зимней спячки терять вес? (Да, до 5080кг)
6.Объясните выражение «сосет лапу» (лижет лапу, т.к. старая кожа отслаивается
и нежная кожа мерзнет, поэтому он ее и лижет.)
7.Назовите русские народные сказки, где героем является медведь.
Ребенок в костюме или шапочке медведя читает стихотворение. С черной кнопкой на носу
Этот зверь живет в лесу,
Весь лохматый, цветом бурый,
На лицо немного хмурый.
У него кривые лапы,
Неуклюжий, косолапый.
Любит кушать сладкий мед,
Этот мед у пчел крадет.
По деревьям лазит ловко,
Есть хорошая сноровка,
Может сильно он реветь,
А зовут его... Медведь!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.