Интеллектуальное развитие на уроках русского языка
Оценка 4.6

Интеллектуальное развитие на уроках русского языка

Оценка 4.6
docx
19.01.2022
Интеллектуальное развитие на уроках русского языка
Интеллектуальное развитие на уроках русского языка.docx

Развитие интеллектуальных способностей на уроках русского языка.

учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №3» г.Козельск

Егорова И.В. 

     К. Боуви говорил:  «Немногие умы гибнут от износа, по большей части ржавеют от неупотребления».    Чтобы этого не произошло, на уроках  использую задания, ориентированные на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие познавательной активности.

     К 6 классу задание сформулировать тему урока становится уже привычным, поэтому усложняется оно тем, что в ряде случаев осуществляется без предварительной работы, а основывается только на анализе языкового материала. Наряду с усложнением мыслительной деятельности при таком подходе более основательно прорабатываются изучаемые темы. Например, для  формулировки  темы

«Правописание не и ни в отрицательных местоимениях» ученикам предлагаются предложения из известных им литературных произведений. Необходимо проанализировать предложения и сформулировать тему урока.

     После гибели семьи Ване (не) от кого было получать писем и (не) кому было больше писать. (Ни) кто в полку  (не) знал о его (не)счастье . Это озеро (не)отыщешь на карте. (не)большое оно. (не)большое, зато памятное Васютке.

В каждом предложении есть какая-либо часть  речи с не. Правила написание с этими частями речи шестиклассники  уже изучили, кроме отрицательных местоимений, значит тема урока «Правописание не и ни в отрицательных местоимениях».

      Особую группу заданий составляет  найти «лишнее»,  шестиклассники тоже уже хорошо знакомы с подобными заданиями, но теперь  в основе  исключения лежит или не один признак, или признак должны определить сами ученики. Задание не имеет однозначного  правильного  ответа, так как в зависимости от выбранного признака ответы  могут  быть разным.                                 Слегка  коснулся,  дикая поросль, могучее растение

Наложил запрет, предлагали должность,   касательная линия

К…саться дна, к…сается раны, нежно прик…снуться

К…сой дождь, к…снется в разговоре, к..сается в беседе

Так, в 1 строке лишним может быть  как первое словосочетание, так и последнее. Причем, исключая словосочетание слегка коснулся, в качестве условия исключения называют не только корень с чередованием, но и морфологический признак (часть речи), и строение словосочетания. Задание подразумевает несколько вариантов ответа, дает возможность высказаться не одному ученику.

    Следующий этап усложнения

А) Выделите группу слов, в которых имеется большее количество общих признаков

Т..рпеливый, орден, н..рмальный, г..н..рал, м..ляр, т..инственный

 ( сущ с непроверяемой гласной в корне, состоят только из звонких согласных, имеют одинаковое морфемное строение.

Б)   Найдите лишнее по 1,2,3 признакам

 1. извозчик, прессовщик, разведчик, разносчик ( 2 признака)

2. бетонщик, буфетчица, экскаваторщик, компьютерщик ( 3 признака)

3. прокатчик, аппаратчик, автоматчик, возчик ( 1 признак)

    Разновидностью является задание: сгруппируйте слова /словосочетания  по 1,2,3 признакам. Это позволяет актуализировать имеющиеся знания, обратить внимание и на орфографию, и  на морфемику, и на морфологию.

 

Еще один вариант заданий- сформулируйте задания

Со сцены полилось нежн… -----, первые звуки которого заставили зал затихнуть.

От рыбн… ---- шел изумительный аромат.

Мой приятель потерпел полн…. ----,но не думал сдаваться.

1. [      ]   -филе

2. [ О, О  ] – фиаско

3.  [      ], (   )   - сопрано

      Если значение слов  неизвестно, то структура предложений будет подсказкой. а включив слово в  предложение, можно  размышлять над значением слова.

    Стимулировать познавательную активность  помогает и работа с текстовыми упражнениями. Текст не дается в готовом виде. Способы восстановления или составления на основе аналитической деятельности и различных условных обозначений.

А) составьте текст в соответствии со схемами

    Книга – не просто красивая мебель

(Не)приложение дубовых шкафов

Книга  - в..лшебник, умеющий (не)быль

В быль пр…вратить и в основу основ.

Книга – с..ве..ик

Книга – разве…ик

Книга -…ктивный б..рец и б…ец

Книга – нетленная память и веч..ность

Спутник пл..неты Земля,наконец. 

1. [  ],[  ], [  ], [  ].     2. [  ], [  ].

 

Б) составьте текст, учитывая схемы

1. Много загадок таит в себе обыкновенный еж…к.

2. Этот ходячий клубоч…к выдерживает чудовищные дозы ядов.

3. Ходячий комоч…к защищен мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к.

4. В природе есть много тайн, секретов, ключ…к к которым надо искать и искать!

               ик               ик               ек      ек               ек

1.[  ],(- - - -)    2.[ __ ].  3.[____    ---].  4.[____]

( ик-ек выделяются как суффксы)

В) Из предложений составьте 2 зарисовки. Озаглавьте их. Расставьте знаки препинания.

Рассвет т…жело разг..рался над гор..дом.

В самом разг…ре стремительное лето.

За окном легко н..сутся  облака солнце г..рячими пятнами л..жит на куп…лах летает обильный пух от одуванчиков.

Нева шла гр..мадой железной в..ды волны грозно р…котали около м…стовых в  д..мах г..рели свечи.

1 зарисовка  [  ]. [  ], [  ], [  ].

2 зарисовка   [  ]. [  ], [  ], [  ].

 

    Активизирует умственную деятельность использование опорных таблиц, так как позволяет увеличить долю самостоятельности при формировании  лингвистического понятия, осваивать  логику  формулирования  орфографического правила, приходить к необходимым выводам и обобщениям.

Собственное сущ.

Род собств. сущ.

Нарицательное сущ

Род нариц.сущ.

Батуми

?

город

?

По

?

река

?

Онтарио

?

озеро

?

 

 

 

 

    Таким образом, умственная и речевая деятельность  учащихся постепенно усложняется, что  обеспечивает дальнейшее  интеллектуальное развитие школьников.

   Продолжать данную работу можно и во внеурочной деятельности, тогда характер упражнений несколько изменяется, они больше направлены на развитие логики и мышления  и могут не опираться на предметные знания.

Тренинг внимания

В каждой строчке постарайтесь выбрать как можно быстрее лишь те буквы,  у которых нет пары, и составьте из них предложение.

ВКОКОКА

СКДСХДОРК

БЗОБШУУЗ

ОРВЖРИТВ

ЕЬЛВЛЕМО

СПАКПАВЕ

Поиск закономерностей

 А)В верхнем ряду каждого задания дано слово в скобках. Оно  образовано каким-то образом из двух слов, стоящих рядом. Вы  должны понять закономерность словообразования и по аналогии записать слово

.КИНО (УЗНИК) МУЗЕЙ                                    ОСЕНЬ( СЕНО) ОКНО

АКРЫ(..)ШКОЛА                                                    ШПАГА (   )  СТУК           

 

Б)Вставьте вместо пропусков в скобках слово, которое является  синонимом для предыдущего и последующего слов и в котором букв столько, сколько точек.  ( слайд №13)

 Безбилетный пассажир (….) добыча волка

Предлог (..) река

Инструмент стоматолога (…) хвойный лес

 

Человек может стать умным тремя путями:  путем подражания – это самый легкий путь, путем опыта – это самый  трудный путь,  путем размышления – это самый благородный путь ( китайская пословица).

 

Литература:

Бакулина  Г.А.  Интеллектуальное развитие школьников.-М.: ВЛАДОС, 2004

Криволапова М.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся.- М.: Просвещение,2012


 

Развитие интеллектуальных способностей на уроках русского языка

Развитие интеллектуальных способностей на уроках русского языка

Следующий этап усложнения А)

Следующий этап усложнения А)

Книга – нетленная память и веч

Книга – нетленная память и веч

Таким образом, умственная и речевая деятельность учащихся постепенно усложняется, что обеспечивает дальнейшее интеллектуальное развитие школьников

Таким образом, умственная и речевая деятельность учащихся постепенно усложняется, что обеспечивает дальнейшее интеллектуальное развитие школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2022