Интеллектуальное развитие на уроках русского языка

  • docx
  • 19.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Интеллектуальное развитие на уроках русского языка.docx

Развитие интеллектуальных способностей на уроках русского языка.

учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №3» г.Козельск

Егорова И.В. 

     К. Боуви говорил:  «Немногие умы гибнут от износа, по большей части ржавеют от неупотребления».    Чтобы этого не произошло, на уроках  использую задания, ориентированные на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие познавательной активности.

     К 6 классу задание сформулировать тему урока становится уже привычным, поэтому усложняется оно тем, что в ряде случаев осуществляется без предварительной работы, а основывается только на анализе языкового материала. Наряду с усложнением мыслительной деятельности при таком подходе более основательно прорабатываются изучаемые темы. Например, для  формулировки  темы

«Правописание не и ни в отрицательных местоимениях» ученикам предлагаются предложения из известных им литературных произведений. Необходимо проанализировать предложения и сформулировать тему урока.

     После гибели семьи Ване (не) от кого было получать писем и (не) кому было больше писать. (Ни) кто в полку  (не) знал о его (не)счастье . Это озеро (не)отыщешь на карте. (не)большое оно. (не)большое, зато памятное Васютке.

В каждом предложении есть какая-либо часть  речи с не. Правила написание с этими частями речи шестиклассники  уже изучили, кроме отрицательных местоимений, значит тема урока «Правописание не и ни в отрицательных местоимениях».

      Особую группу заданий составляет  найти «лишнее»,  шестиклассники тоже уже хорошо знакомы с подобными заданиями, но теперь  в основе  исключения лежит или не один признак, или признак должны определить сами ученики. Задание не имеет однозначного  правильного  ответа, так как в зависимости от выбранного признака ответы  могут  быть разным.                                 Слегка  коснулся,  дикая поросль, могучее растение

Наложил запрет, предлагали должность,   касательная линия

К…саться дна, к…сается раны, нежно прик…снуться

К…сой дождь, к…снется в разговоре, к..сается в беседе

Так, в 1 строке лишним может быть  как первое словосочетание, так и последнее. Причем, исключая словосочетание слегка коснулся, в качестве условия исключения называют не только корень с чередованием, но и морфологический признак (часть речи), и строение словосочетания. Задание подразумевает несколько вариантов ответа, дает возможность высказаться не одному ученику.

    Следующий этап усложнения

А) Выделите группу слов, в которых имеется большее количество общих признаков

Т..рпеливый, орден, н..рмальный, г..н..рал, м..ляр, т..инственный

 ( сущ с непроверяемой гласной в корне, состоят только из звонких согласных, имеют одинаковое морфемное строение.

Б)   Найдите лишнее по 1,2,3 признакам

 1. извозчик, прессовщик, разведчик, разносчик ( 2 признака)

2. бетонщик, буфетчица, экскаваторщик, компьютерщик ( 3 признака)

3. прокатчик, аппаратчик, автоматчик, возчик ( 1 признак)

    Разновидностью является задание: сгруппируйте слова /словосочетания  по 1,2,3 признакам. Это позволяет актуализировать имеющиеся знания, обратить внимание и на орфографию, и  на морфемику, и на морфологию.

 

Еще один вариант заданий- сформулируйте задания

Со сцены полилось нежн… -----, первые звуки которого заставили зал затихнуть.

От рыбн… ---- шел изумительный аромат.

Мой приятель потерпел полн…. ----,но не думал сдаваться.

1. [      ]   -филе

2. [ О, О  ] – фиаско

3.  [      ], (   )   - сопрано

      Если значение слов  неизвестно, то структура предложений будет подсказкой. а включив слово в  предложение, можно  размышлять над значением слова.

    Стимулировать познавательную активность  помогает и работа с текстовыми упражнениями. Текст не дается в готовом виде. Способы восстановления или составления на основе аналитической деятельности и различных условных обозначений.

А) составьте текст в соответствии со схемами

    Книга – не просто красивая мебель

(Не)приложение дубовых шкафов

Книга  - в..лшебник, умеющий (не)быль

В быль пр…вратить и в основу основ.

Книга – с..ве..ик

Книга – разве…ик

Книга -…ктивный б..рец и б…ец

Книга – нетленная память и веч..ность

Спутник пл..неты Земля,наконец. 

1. [  ],[  ], [  ], [  ].     2. [  ], [  ].

 

Б) составьте текст, учитывая схемы

1. Много загадок таит в себе обыкновенный еж…к.

2. Этот ходячий клубоч…к выдерживает чудовищные дозы ядов.

3. Ходячий комоч…к защищен мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к.

4. В природе есть много тайн, секретов, ключ…к к которым надо искать и искать!

               ик               ик               ек      ек               ек

1.[  ],(- - - -)    2.[ __ ].  3.[____    ---].  4.[____]

( ик-ек выделяются как суффксы)

В) Из предложений составьте 2 зарисовки. Озаглавьте их. Расставьте знаки препинания.

Рассвет т…жело разг..рался над гор..дом.

В самом разг…ре стремительное лето.

За окном легко н..сутся  облака солнце г..рячими пятнами л..жит на куп…лах летает обильный пух от одуванчиков.

Нева шла гр..мадой железной в..ды волны грозно р…котали около м…стовых в  д..мах г..рели свечи.

1 зарисовка  [  ]. [  ], [  ], [  ].

2 зарисовка   [  ]. [  ], [  ], [  ].

 

    Активизирует умственную деятельность использование опорных таблиц, так как позволяет увеличить долю самостоятельности при формировании  лингвистического понятия, осваивать  логику  формулирования  орфографического правила, приходить к необходимым выводам и обобщениям.

Собственное сущ.

Род собств. сущ.

Нарицательное сущ

Род нариц.сущ.

Батуми

?

город

?

По

?

река

?

Онтарио

?

озеро

?

 

 

 

 

    Таким образом, умственная и речевая деятельность  учащихся постепенно усложняется, что  обеспечивает дальнейшее  интеллектуальное развитие школьников.

   Продолжать данную работу можно и во внеурочной деятельности, тогда характер упражнений несколько изменяется, они больше направлены на развитие логики и мышления  и могут не опираться на предметные знания.

Тренинг внимания

В каждой строчке постарайтесь выбрать как можно быстрее лишь те буквы,  у которых нет пары, и составьте из них предложение.

ВКОКОКА

СКДСХДОРК

БЗОБШУУЗ

ОРВЖРИТВ

ЕЬЛВЛЕМО

СПАКПАВЕ

Поиск закономерностей

 А)В верхнем ряду каждого задания дано слово в скобках. Оно  образовано каким-то образом из двух слов, стоящих рядом. Вы  должны понять закономерность словообразования и по аналогии записать слово

.КИНО (УЗНИК) МУЗЕЙ                                    ОСЕНЬ( СЕНО) ОКНО

АКРЫ(..)ШКОЛА                                                    ШПАГА (   )  СТУК           

 

Б)Вставьте вместо пропусков в скобках слово, которое является  синонимом для предыдущего и последующего слов и в котором букв столько, сколько точек.  ( слайд №13)

 Безбилетный пассажир (….) добыча волка

Предлог (..) река

Инструмент стоматолога (…) хвойный лес

 

Человек может стать умным тремя путями:  путем подражания – это самый легкий путь, путем опыта – это самый  трудный путь,  путем размышления – это самый благородный путь ( китайская пословица).

 

Литература:

Бакулина  Г.А.  Интеллектуальное развитие школьников.-М.: ВЛАДОС, 2004

Криволапова М.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся.- М.: Просвещение,2012