Развитие интеллектуальных способностей на уроках русского языка.
учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №3» г.Козельск
Егорова И.В.
К. Боуви говорил: «Немногие умы гибнут от износа, по большей части ржавеют от неупотребления». Чтобы этого не произошло, на уроках использую задания, ориентированные на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие познавательной активности.
К 6 классу задание сформулировать тему урока становится уже привычным, поэтому усложняется оно тем, что в ряде случаев осуществляется без предварительной работы, а основывается только на анализе языкового материала. Наряду с усложнением мыслительной деятельности при таком подходе более основательно прорабатываются изучаемые темы. Например, для формулировки темы
«Правописание не и ни в отрицательных местоимениях» ученикам предлагаются предложения из известных им литературных произведений. Необходимо проанализировать предложения и сформулировать тему урока.
После гибели семьи Ване (не) от кого было получать писем и (не) кому было больше писать. (Ни) кто в полку (не) знал о его (не)счастье . Это озеро (не)отыщешь на карте. (не)большое оно. (не)большое, зато памятное Васютке.
В каждом предложении есть какая-либо часть речи с не. Правила написание с этими частями речи шестиклассники уже изучили, кроме отрицательных местоимений, значит тема урока «Правописание не и ни в отрицательных местоимениях».
Особую группу заданий составляет найти «лишнее», шестиклассники тоже уже хорошо знакомы с подобными заданиями, но теперь в основе исключения лежит или не один признак, или признак должны определить сами ученики. Задание не имеет однозначного правильного ответа, так как в зависимости от выбранного признака ответы могут быть разным. Слегка коснулся, дикая поросль, могучее растение
Наложил запрет, предлагали должность, касательная линия
К…саться дна, к…сается раны, нежно прик…снуться
К…сой дождь, к…снется в разговоре, к..сается в беседе
Так, в 1 строке лишним может быть как первое словосочетание, так и последнее. Причем, исключая словосочетание слегка коснулся, в качестве условия исключения называют не только корень с чередованием, но и морфологический признак (часть речи), и строение словосочетания. Задание подразумевает несколько вариантов ответа, дает возможность высказаться не одному ученику.
Следующий этап усложнения
А) Выделите группу слов, в которых имеется большее количество общих признаков
Т..рпеливый, орден, н..рмальный, г..н..рал, м..ляр, т..инственный
( сущ с непроверяемой гласной в корне, состоят только из звонких согласных, имеют одинаковое морфемное строение.
Б) Найдите лишнее по 1,2,3 признакам
1. извозчик, прессовщик, разведчик, разносчик ( 2 признака)
2. бетонщик, буфетчица, экскаваторщик, компьютерщик ( 3 признака)
3. прокатчик, аппаратчик, автоматчик, возчик ( 1 признак)
Разновидностью является задание: сгруппируйте слова /словосочетания по 1,2,3 признакам. Это позволяет актуализировать имеющиеся знания, обратить внимание и на орфографию, и на морфемику, и на морфологию.
Еще один вариант заданий- сформулируйте задания
Со сцены полилось нежн… -----, первые звуки которого заставили зал затихнуть.
От рыбн… ---- шел изумительный аромат.
Мой приятель потерпел полн…. ----,но не думал сдаваться.
1. [ ] -филе
2. [ О, О ] – фиаско
3. [ ], ( ) - сопрано
Если значение слов неизвестно, то структура предложений будет подсказкой. а включив слово в предложение, можно размышлять над значением слова.
Стимулировать познавательную активность помогает и работа с текстовыми упражнениями. Текст не дается в готовом виде. Способы восстановления или составления на основе аналитической деятельности и различных условных обозначений.
А) составьте текст в соответствии со схемами
Книга – не просто красивая мебель
(Не)приложение дубовых шкафов
Книга - в..лшебник, умеющий (не)быль
В быль пр…вратить и в основу основ.
Книга – с..ве..ик
Книга – разве…ик
Книга -…ктивный б..рец и б…ец
Книга – нетленная память и веч..ность
Спутник пл..неты Земля,наконец.
1. [ ],[ ], [ ], [ ]. 2. [ ], [ ].
Б) составьте текст, учитывая схемы
1. Много загадок таит в себе обыкновенный еж…к.
2. Этот ходячий клубоч…к выдерживает чудовищные дозы ядов.
3. Ходячий комоч…к защищен мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к.
4. В природе есть много тайн, секретов, ключ…к к которым надо искать и искать!
ик ик ек ек ек
1.[ ],(- - - -) 2.[ __ ]. 3.[____ ---]. 4.[____]
( ик-ек выделяются как суффксы)
В) Из предложений составьте 2 зарисовки. Озаглавьте их. Расставьте знаки препинания.
Рассвет т…жело разг..рался над гор..дом.
В самом разг…ре стремительное лето.
За окном легко н..сутся облака солнце г..рячими пятнами л..жит на куп…лах летает обильный пух от одуванчиков.
Нева шла гр..мадой железной в..ды волны грозно р…котали около м…стовых в д..мах г..рели свечи.
1 зарисовка [ ]. [ ], [ ], [ ].
2 зарисовка [ ]. [ ], [ ], [ ].
Активизирует умственную деятельность использование опорных таблиц, так как позволяет увеличить долю самостоятельности при формировании лингвистического понятия, осваивать логику формулирования орфографического правила, приходить к необходимым выводам и обобщениям.
Собственное сущ. |
Род собств. сущ. |
Нарицательное сущ |
Род нариц.сущ. |
Батуми |
? |
город |
? |
По |
? |
река |
? |
Онтарио |
? |
озеро |
? |
Таким образом, умственная и речевая деятельность учащихся постепенно усложняется, что обеспечивает дальнейшее интеллектуальное развитие школьников.
Продолжать данную работу можно и во внеурочной деятельности, тогда характер упражнений несколько изменяется, они больше направлены на развитие логики и мышления и могут не опираться на предметные знания.
Тренинг внимания
В каждой строчке постарайтесь выбрать как можно быстрее лишь те буквы, у которых нет пары, и составьте из них предложение.
ВКОКОКА
СКДСХДОРК
БЗОБШУУЗ
ОРВЖРИТВ
ЕЬЛВЛЕМО
СПАКПАВЕ
Поиск закономерностей
А)В верхнем ряду каждого задания дано слово в скобках. Оно образовано каким-то образом из двух слов, стоящих рядом. Вы должны понять закономерность словообразования и по аналогии записать слово
.КИНО (УЗНИК) МУЗЕЙ ОСЕНЬ( СЕНО) ОКНО
АКРЫ(..)ШКОЛА ШПАГА ( ) СТУК
Б)Вставьте вместо пропусков в скобках слово, которое является синонимом для предыдущего и последующего слов и в котором букв столько, сколько точек. ( слайд №13)
Безбилетный пассажир (….) добыча волка
Предлог (..) река
Инструмент стоматолога (…) хвойный лес
Человек может стать умным тремя путями: путем подражания – это самый легкий путь, путем опыта – это самый трудный путь, путем размышления – это самый благородный путь ( китайская пословица).
Литература:
Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие школьников.-М.: ВЛАДОС, 2004
Криволапова М.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся.- М.: Просвещение,2012
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.