Интерактивные формы работы с родителями
Оценка 5

Интерактивные формы работы с родителями

Оценка 5
Мероприятия +1
docx
психологическая работа +1
5 кл—11 кл
30.04.2018
Интерактивные формы работы с родителями
Данный материал можно использовать для активизации работы с родителями в 5 - 11 классах. В первую очередь для привлечения родителей к посещению родительских собраний. Представленные методики апробированы на родителях. Какой я родитель? Кто бы не хотел получить ответ на этот вопрос? Я думаю все родители хотели бы знать.
Интерактивные формы работы с родителями Гуляева С. Н..docx
Автор:   Гуляева     Светлана   Николаевна учитель   информатики,   зам.   директора   по учебной работе  МБОУ Григорьевской средней общеобразовательной   школы   Нытвенского района Пермского края Интерактивные формы работы с родителями В   настоящее   время   проблема   процесса   взаимодействия   педагогов   и родителей   в   воспитательно­образовательном   процессе,   может   быть   успешно решена на основе единых подходов к планированию совместной деятельности, выбору   показателей   результативности   работы,   единой   методологической, организационно­структурной и методической основы. Практические   работники   стараются   наиболее   полно   использовать   весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально­политических и экономических условий развития нашей страны. Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в   котором   родители   –   не   пассивные   наблюдатели,   а   активные   участники воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод, о необходимости нововведений в сотрудничество   с   родителями.   Необходима   разработка   и   внедрение   системы работы для активного включения родителей в жизнь школы. Все это позволяет нам   рассматривать   работу   с   родителями   как   важное   условие   успешной педагогической   деятельности   школы   на   современном   этапе   модернизации системы   образования.   В   связи   с   этим,   вопрос   поиска   и   осуществления современных форм взаимодействия общеобразовательного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных. В   современной   школе   используются   новые,   интерактивные   формы сотрудничества   с   родителями,   позволяющие   вовлечь   их   в   процесс   обучения, развития и познания собственного ребенка. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»­ это взаимный, «act»­ действовать. Интерактивный   означает   способность   взаимодействовать   или   находиться   в режиме   беседы,   диалога   с   чем­либо   (например,   компьютером)   или   кем­либо (например, человеком). Отсюда, интерактивные   формы   взаимодействия ­ это,   прежде   всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Рассмотрим основные характеристики «интерактива»: рассуждать, ­   это   специальная   форма   организации,   с   комфортными   условиями взаимодействия,   при   которых   воспитуемый   чувствует   свою   успешность, интеллектуальную состоятельность; ­   процесс   взаимодействия   организуется   таким   образом,   что   все   участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения; ­   диалоговое   общение   ведет   к   взаимодействию,   взаимопониманию,   к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач; ­   каждый   участник   вносит   свой   особый   индивидуальный   вклад,   имеет возможность   обменяться   знаниями,   собственными   идеями,   способами деятельности, услышать другое мнение коллег; ­ исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения;   решать ­   формируется   умение   критически   мыслить, противоречивые   проблемы   на   основе   анализа   услышанной   информации   и обстоятельств; ­   формируется   уважение   к   чужому   мнению,   умение   выслушивать,   делать обоснованные заключения и выводы; ­ участник может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее; ­ участники учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения,   правильно   выражать   свои   мысли,   участвовать   в   дискуссиях, профессионально общаться; ­показателем эффективности групповой деятельности служит, с одной стороны, производительность   труда   группы   (ее   продуктивность),   с   другой   – удовлетворенность членов группы совместной деятельностью. Самой общей   задачей   педагога   в   интерактивной   технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) ­ направление и помощь процессу обмена информацией: Все   вышесказанное   определяет   концептуальные позиции   интерактивных форм взаимодействия: •  Информация   должна   усваиваться   не   в   пассивном   режиме,  а  в   активном,  с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов. • Интерактивное общение способствует умственному развитию. • При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и   проходит   все   этапы   процесса   обмена   информацией   для   передачи   своего отклика начальному отправителя. •   Обратная   связь   может   способствовать   значительному   повышению эффективности   обмена   информацией     воспитательной, управленческой). (учебной, диалога. • Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации. •   Обратная   связь   увеличивает   шансы   на   эффективный   обмен   информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи. • Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике. Интерактивные методы выполняют диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку   их   диагностическая   направленность   для   родителя   неочевидна,   то можно   получить   информацию,   на   которую   значительно   меньшее   воздействие оказывает фактор социальной желательности. Применение   интерактивных   методов   позволяет   значительно   углубить воздействие   педагога   на   родителей.   Они   получают   опыт   непосредственного проживания   и   от   реагирования,   что   способствует   интеграции   психолого­ педагогических знаний и навыков. В   настоящее   время   активно   используются   нетрадиционные   интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов   и   родителей.   В   новых   формах   взаимодействия   с   родителями реализуется   принцип   партнерства,   Заранее   спланировать противоречивые   точки   зрения   по   вопросам   воспитания   детей   (наказания   и поощрения,   подготовка   к   школе   и   т.д.).   Положительной   стороной   подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации. Одной из   важнейших   форм   деятельности,   стимулирующей   формирование коммуникативной культуры является дискуссия. Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было. Успех   или   неуспех   дискуссии   определяется,   в   том   числе   формулированием проблемы и вопросов. Различают следующие формы дискуссии: • круглый стол ­ самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники   обмениваются   мнениями   друг   с   другом   при   полном   равноправии каждого; • симпозиум ­ обсуждение какой­либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы; • дебаты ­ обсуждение   в   форме   заранее   подготовленных   выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего   слово   предоставляется   для   вопросов   и   комментариев   участникам   от каждой команды. Как   показывает   опыт,   эффективным   методом,   позволяющим   родителям приобрести новые знания, социальные установки, умения и навыки самопознания и   саморегуляции,   общения   и   межличностного   взаимодействия, является педагогический тренинг (активное социальное обучение). Он требует от педагога не только профессиональных знаний и коммуникативных умений работая   с   группой,   ему   важно   соблюдать   условия   и   принципы   построения взаимодействия с родителями, помнить, что на эффективность контактов с ними влияют его умения и навыки правильно выбрать интонацию, грамотно говорить, использовать профессиональную терминологию, а также жесты, мимика, манера держаться перед публикой, вкус в одежде и др. Письменная   форма   информирования   родителей   об   успехах   их   детей ­ переписка с родителями. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной   деятельности   в   школе,   поздравление   с   праздниками,   советы   и пожелания   в   воспитании   детей.   Главное   условие   переписки   — доброжелательный тон, радость общения. Можно использовать сеть Интернет, а также информирование родителей через сайт школы. Неотъемлемой   частью   работы   с   родителями   является   ­ психолого­ педагогическое   просвещение   родителей. Самая   распространенная   форма работы учителя с родителями – это родительские собрания. В   практической   работе   с   родителями   учащихся   классный   руководитель использует   разные   формы   взаимодействия,   как   коллективные,   так   и индивидуальные. Причем в том и другом случае, реализуется как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Я предлагаю при проведении   родительского  собрания  использовать  элементы тренинга и интерактивных форм работы. Экспресс – диагностика       «Девять клеток» Родителям   предлагается   написать   в   каждой   клетке   имена   существительные, которые сейчас  приходят на ум. Затем расшифровываем, что каждого перед глазами. В первой строке то, что нас ограничивает. В третьей строке – это вам придает силы. В первом столбце – Эмоции, то, что вы любите, вам нравится. В третьем столбце – разум, то, что вам необходимо в жизни. В центре то с чем вам комфортно. Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому предлагается Тест «Какой вы родитель» этот тест. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми. Вопросы  Баллы  1. Сколько раз тебе повторять?!  2. Посоветуй мне, пожалуйста.  3. Не знаю, чтобы я без тебя делала.  4. И в кого ты только такой  уродился?!  5. Какие у тебя замечательные  друзья!  6. Не смей этого делать!  7. Подумай, может быть можно  поступить по­другому  8. Я в твое время!  9. Ты моя опора и помощник (ца).  10.О чем ты только думаешь?!  11. Какая ты у меня умница!  12. А как ты считаешь, сынок  (доченька)?  13. У всех дети как дети, а ты…  14. Какой ты у меня  сообразительный!  • Подсчитайте общее количество баллов. (Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел. Ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.) • Если вы набрали  5­6  баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне   любит   и   уважает   вас,   ваши   отношения   способствуют становлению личности! • Сумма баллов от  7 до 8  свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших   отношениях   с   ребенком,   непонимании   его   проблем,   попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка. • Сумма  10  баллов   –   вы   непоследовательны   в   общении   с   ребенком.   Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Упражнение «Ладошки».  •   Тихо   звучит   спокойная   музыка.   Ведущий   просит   всех   присутствующих положить   свои   руки   на   колени   ладонями   вверх.   Один   человек   подходит   к любому другому, кладет свои ладони на его ладони и садится на его место, а тот встаёт, идёт к следующему и продолжает упражнение, и т.д. •   Поделитесь   ощущениями   и   впечатлениями   те,   к   кому   подошли   во   время упражнения («Как изменялось ваше состояние?») и те, к кому не подошли(«А вы что чувствовали?») Для детей очень важно почувствовать прикосновение, внимание к себе взрослых. Когда   ладони   одного   человека   прикасаются   к   ладоням   другого,   происходит контакт двух людей. Упражнение "Узнай своего ребенка" Цель: Осознание родителями актуальных потребностей своего ребенка.  Содержание:  Родителям   предлагается   среди   демонстрируемых   фигур (фигуры готовятся на занятиях с детьми заранее ­ в начале свободно выбирают фигуру,   которая   нравится,   затем   ее   раскрашивают   и   расписывают),   найти фигуру своего ребенка. После того, как родители найдут работу своего ребенка. Психолог дает общую интерпретацию выбора в работах детей:  треугольник ­ потребность в лидерстве, управлении,  круг ­ потребность в общении,  квадрат ­ потребность в познании;  желтый ­ потребность в общении;  красный ­ потребность в двигательной активности;  синий и белый ­ потребность в спокойствии и уединении;  зеленый ­ потребность в самовыражении и самоутверждении;  черный   и   коричневый  ­   потребность   в   свободе   и   самостоятельности (тревога, негативизм, неуверенность).                  Тренинг­размышление родителей на тему: "Что надо знать о своем ребенке?" Так   что   же   надо   знать   о   своем   ребенке?   И   для   чего   это   надо   знать? (Мнения родителей, работа в подгруппах) Вы все абсолютно правы. Однозначный ответ на данный вопрос: о ребенке надо знать все! А поскольку это практически невозможно, надо стараться быть ближе к нему.  Знать, чем он живет, кого и за что любит.  Отчего у него мгновенно портится настроение, и что ему по плечу.  С чем ему никогда не справиться, во что он верит и в чем сомневается и т. д. Однако из этого большого набора сведений о ребенке можно выделить и самое важное:  нервная возбудимость),        состояние его здоровья,  темперамент (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик),  эмоциональная   стабильность   или   невротичность   (повышенная замкнутость (повадки интроверта), общительность,  направленность личности (личностная, деловая, коллективистская). Педагогический практикум «Мой ребенок» Знаете ли вы достоинства и недостатки своего ребенка? Я предлагаю вам сочинение из педагогической литературы. Сочинение "Мой ребенок". "Я очень хотела иметь ребенка. Но мне долго это не удавалось. Я Уже решила, что я неполноценная женщина,.. когда я наконец поняла, что беременна,   моему   счастью   не   было   предела.   Я   очень   трудно вынашивала  и рожала моего сына. Пока он не  появился на свет, я много думала о нем, какой он будет внешне, как он будет расти и умнеть с каждым годом, как мы будем с ним гулять по улицам, а все будут с восхищением смотреть на нас. Я представляла все главные вехи его жизни: вот он идет в детский сад, вот поступает в школу... но судьба вместе со счастьем быть матерью дала мне наказание. Мой ребенок родился не очень здоровым, и его дошкольное детство было для меня цепочкой бессонных ночей и терзаний. Иногда я спрашивала Бога, за что мне такие муки? Но самое страшное началось в школе. Он оказался совсем неспособным к обучению. Очень злой и агрессивный, обманывает меня и учительницу, берет чужие вещи, очень ленивый, ничем   не   интересуется,   ни   с   кем   не   дружит.   Мне   уже   стыдно появляться в школе и открывать дневник. Порой мне кажется, что я сойду с ума". Какую реакцию вызвало у вас это сочинение? Опишите моменты вашего личного опыта, которые могли бы объяснить вашу реакцию. Побудьте в роли этой женщины, которая одна воспитывала сына и связывала с ним все свои надежды. Станьте ее ребенком, которого мама ни разу не назвала по имени, от которого она сходит с ума и знает все его недостатки. Что вы почувствовали в той и другой роли? Как бы вы чувствовали себя на месте этой женщины? Есть ли разница в ваших чувствах и переживаниях? Что вы об этом думаете? Упражнение "Что меня в моем ребенке огорчает, а что радует?" Цель:  Определение   тем   для   просвещения   родителей   и   воспитателей. Повышение   значимости   узких   специалистов   (психолога,   логопеда, невропатолога) в решение тех или иных проблем. Содержание:  Участникам   ­   родителям   раздаются   листочки,   которые разделены на две части: в левую колонку родители будут записывать все, что огорчает в ребенке, в правую ­ все, что радует в ребенке.  ­ Какая колонка таблицы оказалась больше заполненной? Почему? Для   размышления   предлагается   таблица   с   текстом   (ответы   той   же женщины): Таблица на экране. Достоинства   моего ребенка Недостатки ребенка   моего Каким   бы   я   хотела   видеть моего ребенка Красивый Неразвитый Развитым                   Несообразительный Сообразительным Ленивый Злой Драчливый Трудолюбивым Добрым Послушным Плохо себя ведет Хорошим учеником Плохо учится Правдивым Лживый Общительным Конфликтный Честным Нечестный   Тест  "Какой вы родитель". Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому вам предлагается   тест­игра.   Отметьте   те   фразы,   которые   вы   часто употребляете с детьми: Фразы. Баллы   1 Сколько раз тебе повторять. 2 Не знаю, чтобы я без тебя делала. 3 И в кого ты только уродился! 4 Какие у тебя замечательные друзья. 5 Ну, на кого ты похож! 6 7 Я в твоё время! Ты моя опора и помощник (ца)! 8 Ну что за друзья у тебя! 9 О чем ты только думаешь! 10 Какая ты у меня умница! 11 А как ты считаешь, сынок (доченька)? 12 У всех дети как дети, а ты! 13 Какой ты у меня сообразительный! 14 Посоветуй мне пожалуйста. 2 1 2 1 2 2 1 2 2 1 1 2 1 1  Теперь подсчитайте общее количество баллов и дайте ответ. Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.  7­8 баллов.  Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению личности.  9­10 баллов.  Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас,   хотя   и   не   всегда   с   вами   откровенен.   Его   развитие   подвержено влиянию случайных обстоятельств.  11­12 баллов.  Необходимо быть к ребенку внимательнее. Авторитет не заменяет любви.  13­14 баллов. Идете по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребенком. Уделяйте ему больше времени.  Вот вы и узнали, какой вы родитель, оценили достоинства и недостатки своего ребенка. Но совпадает ли ваше мнение с представлениями ребенка о себе самом?  Я   вам   предлагаю   ответы   ваших   детей.   Как   они   сами   оценили   свои недостатки   и   достоинства,  и   какие   фразы   вы   чаще   всего   им   говорите. Изучите мнение ребенка. (Пока родители читают, звучит тихая музыка.) (Идет обсуждение.)   Какие чувства вы сейчас испытываете? Как вы думаете почему?    Психологи рекомендуют не употреблять в общении с детьми выражения:  Я тысячу раз говорила тебе:  Сколько раз надо повторять:  Я в твоё время:  О чем ты только думаешь:  Неужели трудно запомнить:  Ты становишься:  У всех дети как дети, а ты:  Отстань, некогда мне:  Почему Лена (Катя, Вася и т.д.) такая, а ты ­ нет:  И употреблять чаще:  Ты у меня самый умный:  Как хорошо, что у меня есть ты:  Ты у меня молодец:  Я тебя очень люблю:  Спасибо тебе:  Без тебя я бы не справилась:  Ты моя опора и помощник (ца)!  Помните, что дети учатся жить у жизни. (Слова на экране)  Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.  Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.  Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.  Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.  Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.  Если ребёнка часто подбадривать, он учится верить в себя.  Если ребёнка часто хвалят, он учится быть благородными.  Если ребёнок живёт в честности, он учится быть справедливым.  Если ребёнок живёт в доверии к миру, он учится верить в людей.  Если ребёнок живёт в обстановке принятия, он находит любовь в мире. Тест  "Хорошо ли я знаю своего ребенка". 1 Самое   любимое   занятие   Вашего ребенка 2 Как   Вы   думаете,   кто   в   семье   самый красивый, по мнению ребенка? 3 Что больше всего любит кушать Ваш ребенок? 4 Какая   любимая   сказка   Вашего ребенка? 5 Напишите   имя   лучшего   друга   или подруги Вашего ребенка  Предварительно ответы на эти вопросы дают дети, а затем на собрании отвечают родители. И ответы сравниваются самими родителями. Подведем итог: Чем больше мы общаемся с родителями, а родители и дети  с педагогами Тем успешнее и образование будет ваш ребенок!    …

Интерактивные формы работы с родителями

Интерактивные формы работы с родителями

Интерактивные формы работы с родителями

Интерактивные формы работы с родителями

Интерактивные формы работы с родителями

Интерактивные формы работы с родителями

Интерактивные формы работы с родителями

Интерактивные формы работы с родителями

Интерактивные формы работы с родителями

Интерактивные формы работы с родителями

Интерактивные формы работы с родителями

Интерактивные формы работы с родителями

Интерактивные формы работы с родителями

Интерактивные формы работы с родителями

Интерактивные формы работы с родителями

Интерактивные формы работы с родителями

Интерактивные формы работы с родителями

Интерактивные формы работы с родителями

Интерактивные формы работы с родителями

Интерактивные формы работы с родителями

Интерактивные формы работы с родителями

Интерактивные формы работы с родителями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2018