Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности
Оценка 4.9

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
история
5 кл—11 кл
14.05.2018
Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности
Цель данной работы – рассмотреть различные формы и методы интерактивного обучения и исследовать влияние интерактивного обучения на формирование и развитие детской одаренности. Задачи, поставленные в работе - рассмотреть содержание интерактивного обучения, его цели и задачи, формы и методы организации, проанализировать подходы к проблеме интерактивного обучения, изучить точки зрения авторов по этому вопросу, проследить, как формируются условия для развития детской одаренности под воздействием методов интерактивного обучения.методическая разработка
интерактивные методы.doc
Министерство образования Российской Федерации МОУ лицей №1 г. Комсомольск ­ на ­Амуре 1 Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности                                                                                 г. Комсомольск ­ на ­Амуре Кравец  Елена Владимировна учитель истории и обществознания  МОУ лицей №1 2 Содержание:       Введение……………………………………………………………………..3 1. Интерактивное  обучение………………………………………………...8 1.1. Характеристика интерактивного  обучения……………………………………………………………8 1.2. Классификация интерактивных  методов  обучения………………….……………………………………….11 2. Интерактивные методы обучения как способ  развития детской одаренности …………………………………………22 2.1.  Одаренность как социально­ педагогический  феномен……………………………………………..……………..22 2.2. Влияние  интерактивного обучения на развитие  детской одаренности……………………………………………...24     Заключение……………………………………………………………………29     Список использованной литературы………………………………………..30 3 Введение Современное российское общество находится в новых социально-экономических и демографических условиях. Признаком времени является высокая профессиональная мобильность. Сегодня человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии. Это приводит к тому, что на смену ведущего при построении и развитии образовательных систем лозунга «Образование для жизни» приходит лозунг «Образование на протяжении всей жизни».       В этих условиях развития системы образования возникают новые подходы, методы, технологии организации образовательного и воспитательного  процессов, создаются и внедряются в практику школы  приоритетные  национальные проекты, происходит формирование нового стиля  педагогического мышления учителя. Стремительно развивается общество XXI века­ века информации и новых технологий. И образование, являясь одним из  институтов общества, претерпевает различные изменения вместе с ним.        Помимо новых задач в образовании, перед современным учителем  истории уже не один год стоят задачи, связанные с пересмотром содержания  предмета: альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, появление  ранее неисследованных фактов, прогнозирование событий и явлений,  неоднозначные этические оценки исторических личностей и хода событий. 4        Обсуждение этих вопросов на уроке невозможно без приобретения  учащимися опыта ведения диалога, дискуссии, приобщения к творческой  деятельности. Все большее значение приобретают коммуникативные умения,  способность к моделированию ситуаций, овладение ключевыми  компетенциями, навыки критического мышления учащихся. Более  эффективно формирование этих умений у учащихся  происходит при  применении интерактивных методов обучения. С помощью этих методов  успешно решаются, поставленные учителем, образовательные и  воспитательные задачи в условиях небольшого количества предметных часов,  усиливается самостоятельная творческая деятельность учащихся.        Цель данной работы – рассмотреть различные формы и методы  интерактивного обучения и исследовать влияние интерактивного обучения на  формирование и развитие детской одаренности.       Задачи, поставленные в работе ­ это:  рассмотреть содержание  интерактивного обучения, его цели и задачи, формы и методы организации, проанализировать подходы к проблеме интерактивного обучения, изучить  точки зрения авторов по этому вопросу, проследить, как формируются  условия для развития детской одаренности под воздействием методов  интерактивного обучения.        В педагогической практике давно применяется термин «интерактивные  методы и формы обучения», он объединяет группу педагогических  технологий, достигающих высокого уровня объектной активности учебной  деятельности школьников.        Сам термин «interactive» обозначает «обучение, основанное на активном  взаимодействии с субъектом обучения (учителем, руководителем)». Эта  форма обучения представляет собой одну из моделей коммуникативных  технологий, таким образом, это обучение с хорошо организованной обратной  связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом 5 информацией между ними. По В.В. Гузееву, интерактивные технологии ­ это  вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной  средой.         Использование интерактивных методов очень актуально в современном  процессе обучения, ведь оно решает одну из актуальных проблем  педагогической науки и практики ­  проблему активности личности в  обучении. Педагоги часто сталкиваются с равнодушием учеников к знаниям,  нежеланием учиться, низким уровнем познавательных интересов. И  использование большей наглядности, ТСО, усиление контроля над учащимися учителем оказывается малоэффективно. Поэтому для активизации обучения  лучше использовать не увеличение объема информации, не усиливать  контроль, а создавать дидактические и психологические условия  осмысленности обучения, включения учащегося в него не только на уровне  интеллектуальной, но и личностной и социальной активности.         Использование интерактивных методов обучения способствует переходу  от алгоритмизированных, программированных форм организации урока к  развивающим, проблемным, исследовательским, обеспечивающим появление  познавательных мотивов и интересов, условий для творчества.       Особенности интерактивного обучения заключаются в том, что:  происходит принудительная активизация мышления в ходе вовлечения  ученика в образовательный процесс   длительное вовлечение ученика в образовательный процесс приводит к  образованию устойчивого интереса к обучению   у ученика формируется самостоятельное творческое мышление,  повышенная степень мотивации и эмоциональности  происходит постоянное взаимодействие учеников и учителя с помощью  прямых и обратных связей. 6        Интерактивные методы обучения способствуют не только усвоению  учащимися необходимых знаний, но и развитию познавательных интересов и  способностей, творческого мышления, навыков самостоятельного  умственного труда, критическому отношению к суждениям других,  формированию собственной точки зрения.  Эмоциональный отклик учащихся  в процессе познания формирует у них устойчивый интерес к обучению, к  преподаваемому предмету, стремление углубить свои знания.          Поэтому использование интерактивных методов обучения способствуют  созданию необходимых условий для развития интеллектуальных способностей учеников, для формирования и развития детской одаренности.        Интерактивные технологии предполагают развитие самостоятельного  мышления у учащихся, так Дж. Дьюи отмечал, что учителя не могут  эффективно развивать мышление учеников, так как их воздействие  предполагает поучение, что приучает к соглашательству, а не к развитию  свободы мысли. Поэтому, чтобы развивать  мышление учеников, нужны  методы активизации их мыслительной деятельности. Дж. Барелл определил,  что сотрудничая с другими людьми, решая поставленные проблемы, ученики  развивают свое критическое мышление.         По мнению П.Е. Решетникова, современный гуманистический подход, в  отличие от авторитарного, предполагает личностную вовлеченность ученика в процесс обучения, поэтому задача учителя ­ обеспечить возможности для  развития личностных функций ребенка через интерактивное взаимодействие в учебном процессе. Американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч.  Темплом разработана педагогическая технология развития критического  мышления через методы активного взаимодействия, и включающая в себя три  этапа: «вызов», «осмысление содержания» и «рефлексия».          М.В. Кларин определил, что интерактивное взаимодействие учителя и  ученика может происходить в рамках традиционного урока, в условиях его 7 модернизации и дополнения инновационными элементами. Так же он считал  наиболее эффективной формой интерактивного взаимодействия  дискуссионную форму организации урока.        Некоторые авторы ­  Р. Славин, Р. Джонсон, Э. Аронсон,  связывают  интерактивное обучение с понятием «обучение сообща», «обучение в  сотрудничестве», которое заключается в организации работы учащихся  вместе­ в парах или в небольших группах­ над одной и той же проблемой, в  ходе дискуссии и при выполнении творческих заданий.       Другие авторы выделяют элементы обучения, на основе которых  происходит интерактивное взаимодействие в учебном процессе – такие  как,  например, игра. Этот вид деятельности реализуется в форме взаимодействия  между субъектами при создании различных условных ситуаций.  С.А. Шмаков, Б. П. Никитина разработали технологию развивающих игр,  способствующую развитию личностных качеств и активизации творческой  деятельности учащихся. Существуют различные классификации игр. Так,  например, Г.К. Селевко выделяет сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и драматизации. Кучерук И.В. дал подробную классификацию исторических  игр. Семенов В. Г. из различных видов игр выделил отдельно интерактивные  игры с опосредованным воздействием на ученика и интерактивные игры с  непосредственным воздействием на ученика.             Таким образом, интерактивное обучение занимает значительное место в  организации учебного процесса и эффективно решает поставленные  педагогические задачи путем реализации поставленных целей. 8 1. Интерактивное обучение 1.1.Характеристика интерактивного обучения        Термин «интерактивное обучение» в педагогической практике появился  достаточно недавно, и он определяет обучение, основанное на активном  взаимодействии субъекта и объекта обучения, с использованием  многостороннего коммуникативного обмена.        В.В. Гузеев, анализируя  интерактивные технологии, выделил три режима  информационного обмена, являющегося их основой: 1) экстрактивный режим, в котором информационные потоки направлены от  субъекта( обучающего) к объекту обучения( учащемуся) и циркулируют  вокруг него. Этот режим, в основном, является пассивным для ученика и  активным для обучающей среды. 2) интерактивный режим, в котором информационные потоки направлены на  ученика или группу, и вызывают их внутреннюю активную умственную  деятельность. Этот режим предполагает активную самостоятельную  деятельность и саморазвитие. 3) интерактивный режим, в котором информационные потоки проникают в  сознание  ученика и вызывают его активную деятельность, порождая обратную информационную связь от ученика к учителю.*        В итоге, интерактивными технологиями называют такие, в которых  ученик выступает в постоянных субъектно­ объектных отношениях  относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным  активным элементом. 9        Также интерактивная технология может являться составным элементом  другой монотехнологии. Можно сказать, что любая педагогическая  технология обладает той или иной степенью интерактивности, но некоторые *Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. ­ М., 1998.  из них содержат интерактивный режим как обязательный компонент. К таким технологиям относятся микротехнологии, модульно­ локальные технологии  (коллективные игры), макротехнологии (компьютерные проекты),  метатехнологии (телекоммуникационные).         Ведущими факторами развития интерактивной технологии являются  социогенные факторы с информационной ориентацией на личностную сферу.  Преобладающие методы в обучении ­ диалогические, преобладающие  средства­ вербальные, аудиовизуальные, программированные, направленные  на активизацию мыслительной деятельности.        Целями интерактивного обучения являются:  Активизация индивидуальных умственных процессов учащихся  Построение внутреннего диалога у учащегося  Усвоение информации, являющейся предметом обмена  Индивидуализация педагогического взаимодействия  Вывод учащегося на позицию субъекта обучения  Построение двусторонней коммуникативной связи Общей задачей для учителя в интерактивной технологии является  фасилитация ­ направление и помощь в процессе обмена информацией. Для  этого учителю нужно: выявить многообразие точек зрения, поддержать  активность учащихся, облегчить восприятие, усвоение, взаимовосприятие  информации учащимися, поощрить творчество участников.        Интерактивное обучение имеет ряд преимуществ по сравнению с  традиционным обучением. Интерактивные технологии основаны на прямом  взаимодействии учащихся с учебной средой , в которой находится область 10 осваиваемого опыта учащихся и активируются их учебные познания. В  традиционном обучении учитель является основным фактором передачи  информации, а в интерактивном ­ одним из факторов, активизирующих  взаимонаправленные потоки информации.       Учитель в интерактивной технологии выступает в нескольких ролях: 1. В роли информатора­ эксперта учитель излагает текстовой материал,  демонстрирует видеоряд, отслеживает результаты учебного процесса. 2. В роли организатора ­ фасилитатора учитель организует взаимодействие учащихся с социальным окружением ­ разбивает на группы,  координирует выполнение заданий и др. 3. В роли консультанта учитель обращается к опыту учащихся, помогает  искать решения поставленных задач, самостоятельно ставить новые. В некоторых интерактивных технологиях ведущий может даже не быть  специалистом по данному предмету. Но существуют и недостатки  фасилитаторской роли: большие затраты труда учителя при подготовке,  сложность точного планирования результатов, возникновение помех в  коммуникациях (сложность восприятия, различия в организационном статусе  участников).         В структуре процесса обучения с применением интерактивных  технологий можно выделить следующие этапы: 1) Ориентация. Это этап подготовки участников игры и экспертов.  Учитель устанавливает режим работы, разрабатывает вместе со  школьниками главные цели и задачи занятия, формулирует учебную  проблему, знакомит учащихся с правилами проведения занятия и  необходимыми материалами. 2) Подготовка к проведению. Это этап изучения ситуации, инструкций,  установок и других необходимых материалов. Создается сценарий,  акцентируется внимание на задачах, правилах, ролях, системе оценки 11 результатов. Учащиеся собирают дополнительную информацию,  консультируются с учителем и обсуждают детали. 3) Проведение игры. Этот этап включает в себя собственно процесс  проведения занятия. Учитель, начав занятие, не должен принимать в нем участие без необходимости и вмешиваться в его ход, а может лишь  оказывать нужную помощь участникам. 4) Обсуждение игры. Это этап анализа, обсуждения и оценки результатов.  В ходе обсуждения участвуют эксперты, происходит обмен мнениями,  участники защищают свои позиции и решения, делают самостоятельные  выводы, делятся своими впечатлениями и новыми идеями.          Несомненно, интерактивные технологии имеют очень много  положительных характеристик, способствуют разностороннему развитию  личности учащихся и решают основные педагогические задачи процесса  обучения. Применение интерактивных технологий позволяет соединить  учебную деятельность школьников и их межличностное познавательное  общение. 1.2. Классификация интерактивных методов обучения                 Классификация интерактивных методов обучения (по М. Новик): 1 группа методов – неимитационные ­ при отсутствии модели деятельности  устанавливаются прямые и обратные связи между учителем и учеником . К ним относятся: проблемные лекции и семинары, тематические дискуссии,  «мозговая атака», «круглый стол», игровые упражнения. 2 группа методов – имитационные ­ при наличии модели изучаемого процесса, происходит разделение на две формы ­  игровые  (деловые и ролевые игры,  игровое проектирование, блиц­ игры ) и неигровые                    (упражнения,  анализ ситуаций, тренинги).* Рассмотрим основные виды методов: 1. Проблемная лекция ­ в отличие от информационной лекции, она  направлена не столько на усвоение материала, сколько на решение  познавательных и проблемных задач. Базовыми компонентами  12 * Новые педагогические технологии в системе образования /под ред.  Е.С. Полат. –М.: «Академия», 1999. проблемной лекции являются два элемента: а) система познавательных задач, отражающих основное содержание темы б) интерактивное общение диалогического типа, по основному содержанию  темы лекции.         Основной дидактический прием построения проблемной лекции­  это  создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи,  содержащей в себе некоторое противоречие в условиях и завершающееся  поставленным вопросом. Основная задача учителя ­ не столько сообщить  нужную информацию, сколько приобщить учеников к объективным  противоречиям развития научного знания и способам их решения в  сотрудничестве. Познавательные задачи должны быть доступны для  понимания школьников, учитывать их познавательные возможности и быть  значимыми для усвоения нового материала. Название таких проблемных  лекций говорит само за себя: «Почему Алекандра II ­ царя – Освободителя ­  убили?» (урок в 8 классе); «НЭП – шаг вперед или отступление назад?» (урок  в 9 классе); «Петр I – чудо или чудовище?» (урок в 7 классе). Учитель не дает  однозначного ответа на данные проблемные вопросы, предоставляя ученику  выработать свою точку зрения на основании альтернатив, предлагаемых  историей.  В конце урока учитель проводит обсуждение темы, предлагает  учащимся высказать свою точку зрения по проблеме. Такой подход 13 активизирует познавательные способности ученика, развивает в нем навыки  критического мышления.  2.Анализ конкретных ситуаций( case­ study)­ развивает способность  к  решению проблемных задач, возможность определить ситуацию и разрешить  ее. Она развивает аналитические способности учеников, возможности  использовать полученную информацию.   Существуют следующие виды ситуаций: а) ситуация­ проблема ­ представляет факты из реальной жизни, где  участники должны найти способ решения проблемы. б) ситуация­ оценка ­ описывает положение с уже принятым решением и  проводится критический анализ решения в) ситуация­ иллюстрация ­ примерная ситуация, способствующая решению  проблемы или принятию решения. г) ситуация­ упражнение ­ предусматривает применение уже принятых ранее  решений и носит тренировочный характер.                   При изучении темы «Восстание Спартака» ученики 5 класса пытаются исследовать историю спартаковцев  и  понять истинные причины поражения сильного войска, одержавшего ряд крупных побед над римлянами. В учебнике истории   Древнего   мира   автора   Ф.В.Михайловского   написано:   «Остается загадкой,   почему   армия   рабов   повернула   назад».   Эту   загадку   пытаются разгадать пятиклассники. В результате их деятельности рождаются «Советы Спартаку» ­ письма, обращенные в прошлое, где ученики предлагают свой способ   решения   проблемы:   продолжать   свой   поход   Спартаку   или остановиться.   Чувствуя   свою   сопричастность   к   событию,   школьники «проживают»   ситуацию,   так   вырабатывается   способность   к   осмысленному обучению, личностной и социальной активности.              На уроке истории в 8 классе при изучении восстания декабристов, ученики знакомятся с письмами декабристов и, погружаясь в историческую 14 эпоху,   оценивают   деятельность   декабристов   с   точки   зрения   ситуации,   в которой они находились.  Результатом их деятельности на уроке становится «Письмо к декабристам», в котором ученики выражают свою точку зрения на событие. Эмоциональный отклик учащихся в процессе выполнения задания формирует у них устойчивый интерес к истории.               Эффективность   данного   метода   состоит   в   том,   что   сталкиваясь   с конкретной ситуацией, ученик самостоятельно определяет наличие проблемы, ее сущность, способы решения и свое отношение к ней.  3. Имитационные упражнения ­ проводится в виде имитационной игры, в  которой моделируется среда, принципы поведения людей, их взаимодействие, а способы решения проблемы учащиеся ищут самостоятельно.          Отличительная особенность этого метода заключается в том, что  учителю заранее известен правильный или оптимальный вариант решения  проблемы. Имитационные упражнения часто приобретают статус игры, но в  отличие от нее, моделируют не деятельность участников, а среду. В этих  упражнениях воспроизводятся хозяйственные, правовые, соцально ­  психологические и другие механизмы  поведения людей, их взаимодействие в  конкретной ситуации.        Так по теме «Предпринимательство» на уроке обществознания в 8 классе  ребята имитируют создание фирмы и «проживают» один рабочий день,  направляя полученные ранее знания на осуществление эффективного  производства. Анализируют результаты своей деятельности как участников  экономической деятельности. Эффективность их работы оценивают эксперты  ­ более сильные ученики класса, способные к анализу и критическому  осмыслению ситуации. Эту роль на себя может взять и учитель, а также  ребята из 11 класса, которые также изучают данную тему на уроках  обществознания, но более углубленно. 15       В 7 классе  на уроке истории при изучении темы «Восстание Степана  Разина» выступают от лица различных слоев населения, принявших участие в  восстании (крестьян, казаков, посадских людей и т.д.) Через «послания к  царю» семиклассники четко определяют повод и причины восстания. 4. Ролевые игры – игровая ситуация, в которой происходит распределение   ролей между участниками, в зависимости от рассматриваемой ситуации. Этот  метод характеризуется следующими признаками:  наличие поставленной задачи и проблемы, распределение ролей.  взаимодействие участников посредством проведения дискуссии,  обсуждений, обмена мнениями.  корректирующая и направляющая роль учителя в процессе развития  игровой ситуации .  оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.               Примером является урок – обобщения знаний по теме «Защита прав  потребителей» по обществознанию в 9 классе, который проводится в виде  судебного заседания по рассмотрению иска о нарушении прав потребителя.  Ученики не только показывают знание закона, но и учатся применять его на  практике.       В 6 классе при изучении истории Средних веков ежегодно проводится  ролевая игра «Рыцарский турнир».       В 8 классе на уроке истории при изучении темы «Отечественная война  1812 года», ученики разыгрывают сцену Совета в Филях, где от лица  полководцев разрабатывают план дальнейших военных действий.       Этот метод эффективен при решении отдельных сложных задач, решение  которых не может быть достигнуто формализованными методами. Решение  этих задач является результатом компромисса между несколькими  участниками с различными интересами. 16 5. Игровое проектирование – активизирует изучение предмета, делает его  более результативным вследствие развития учебных навыков, помогает  находить различные варианты решения проблемы.        Игровое проектирование предполагает проведение следующих  взаимодействующих этапов: 1) Постановка исследовательской задачи или проблемы. 2) Разделение участников на небольшие соревнующиеся группы и подготовка  ими своего варианта решения поставленной проблемы. 3) Проведение итогового заседания, на котором происходит защита проектов  каждой группы, принятие решений.     В 8 классе на уроке обществознания по теме «Глобальные проблемы  современности» ученики выступают с проектами, представленными   презентациями с устной защитой своей позиции.      Удачно применение подобного метода при изучении общественного  движения в 8­11 классах, когда ребята имеют возможность сравнить  различные точки зрения и выступить оппонентами друг другу.       Метод игрового проектирования значительно активизирует изучение  учебного материала, делает его более результативным  вследствие развития  навыков проектно­ конструкторской деятельности учеников. В дальнейшем  это позволяет им решать более сложные задачи.  6. Дискуссия (групповая дискуссия) ­ способ интерактивного общения  участников, в процессе которого происходит формирование практического  опыта совместного участия в обсуждении проблемы и нахождения способов  ее разрешения. Существуют определенные условия проведения продуктивной дискуссии:  наличие необходимого минимума знаний, который приобретается  учениками на предыдущих занятиях и в процессе самостоятельной  работы над темой 17  содержание в ходе дискуссии элементов «мозгового штурма» или  деловой игры.  подготовительная работа, проводящаяся заранее, предполагающая  активное участие каждого ученика в изучении проблемы.  распределение функций и формы работы участников в общей  коллективной работе.  руководящая и направляющая роль учителя в ходе проведения  дискуссии        Существует несколько видов дискуссий, которые можно провести в  рамках урока: ­ дискуссия­ диспут, которая носит эмоциональный характер, и в ходе  которой учитель только определяет тему и проблему; ­ конференция, где обсуждение предваряется короткими сообщениями о  состоянии проблемы или результатах проделанной работы. Для конференции  характерна развернутая аргументация выдвинутых тезисов; ­ дискуссия в СМИ ­ предполагает отсутствие непосредственного контакта и  тщательное продумывание выступлений; ­ семинар­ дискуссия, в ходе которой  происходит формирование навыков  диалогичного и полилогичного общения, умение выражать  свою точку зрения  и отстаивать свою позицию, также учащиеся приобщаются к основам  толерантного поведения, правилам взаимодействия в коллективе; ­ дискуссия­ соревнование, в ходе которой ученики делятся на команды,  состязаются в процессе выполнения заданий, создается жюри, которое  оценивает результаты команд; ­ дискуссия­ диалог, где в форме собеседования применяется определенная  форма построения вопросов, раскрывающая состояние собеседника и его  позицию. 18    Примером может послужить внеклассное мероприятие для учеников 8­11  классов – Заседание Научного общества по теме «Дальний Восток сегодня и  завтра». Ученики заранее поделились на группы социологов, политологов,  экономистов, культурологов. Обсуждая проблемы и перспективы развития  нашего региона, учатся выражать и отстаивать свою позицию в отношении  заданной проблемы. 7. Деловая игра ­ один из ведущих методов интерактивного обучения. В ходе  деловой игры происходит изучение теоретических проблем в специально  созданной ситуации.        Игровой контекст в данномслучае является специфическим и  обязательным компонентом  и обеспечивается за счет создания особых  правил, ролей, введения персонажей и т.д.  Как метод обучения, деловая игра  должна отвечать следующим требованиям:  распределение ролей между  участниками игры  совместная деятельность, объединенная единой целью  диалоговое общение как условие принятия согласованного решения  различие интересов участников как основа проявления дискуссии  введение импровизации, свобода действий в рамках игры  динамичность, занимательность игры, стабильный эмоциональный фон  система оценки результатов, способствующая созданию обстановки  состязательности         Для подготовки к игре необходимо распределить роли, создать группы,  определить задания, провести инструктаж по ходу игры и актуализировать  знания учеников путем создания проблемных ситуаций. Так же для  проведения игры нужно определить арбитраж, который при подведении  итогов будет анализировать процесс игры, активность участников,  допущенные ошибки и недочеты. 19     Ежегодно в лицее проводится игра «Выборы», в которой принимают  участие ученики 8­11 класса, где ребята не только закрепляют знания  избирательного права, но и вырабатывают активную жизненную позицию,  которая потребуется от них во взрослой жизни. 8. «Круглый стол». Еще одной из ярких форм интерактивного обучения  является метод проведения «круглого стола». Это организационная форма  познавательной деятельности, позволяющая закрепить полученные ранее  знания, узнать необходимую информацию, сформировать умение вести  дискуссию и отстаивать собственную позицию.         В ходе проведения «круглого стола» происходит активный обмен  знаниями учеников, вырабатываются умения выражать свои мысли,  аргументировать свою позицию, отстаивать свои убеждения. При этом  происходит закрепление знаний, полученных на уроке и во время  самостоятельной работы с материалом.           Условия для организации «круглого стола»:  организация прямой коммуникации  создание благоприятной эмоциональной обстановки  расположение участников « по кругу», что устраняет эмоциональные  барьеры и способствует ведению дискуссии  простановка проблемы или ряда проблемных вопросов для  обсуждения  определение общей тематики, объема информации Эффективность проведения «круглого стола» зависит от  подготовленности  учеников по поставленной проблеме, семантического однообразия  (понятность терминов, дефиниций), соблюдения правил проведения  дискуссии. 20         Так же важным моментом данного метода является тот факт, что он  проводится в активной форме, и главным действующим лицом является  ученик, поэтому роль учителя должна сводиться к минимуму.    «Круглые столы» эффективно применяются на Заседаниях НОУ и уроках  обществознания, когда требуется знакомство с различными подходами и  обсуждение различных точек зрения по заданной теме: «Проблемы  современной молодежи», «Проблемы подросткового возраста» и др. 9. Мозговой штурм (мозговая атака)­ активно применяемый способ создания  новых идей для решения разноплановых проблем, с целью организации  коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей  решения проблем. Использование метода мозгового штурма дает возможность решить в процессе обучения следующие задачи:  творческое усвоение учебного материала  связь теоретических знаний с практикой  активизация учебно ­ познавательной деятельности учеников  формирование способности концентрировать усилия на решении  актуальной задачи  формирование опыта коллективной мыслительной деятельности При подготовке к мозговому штурму формулируется актуальная для  исследования проблема, создаются рабочие группы, и определяется круг  решаемых вопросов. В каждой группе выбирается эксперт для подведения  итогов работы коллектива и анализа проделанной работы. На заключительном  этапе работы происходит обмен информацией, идеями и предложениями  каждой группы, осмысление полученных данных, оценка деятельности  учеников. Данный метод используется как элемент урока по теме  «Феодальная раздробленность» в 7 классе, «Николай I – бессилие власти» в 8  классе и т.д. 21 10. Тренинги ­ групповое занятие психологической направленности под  руководством педагога, направленное на отработку личностных навыков.  Тренинг сам по себе является интерактивным, так как он рассчитан на  активную субъектную реакцию учащихся, как форма  воздействия на  личность. Тренинг в процессе обучения выступает как: ­ вид образовательной практики в форме упражнения; ­ способ личностного развития; ­ процесс создания новых функциональных моделей поведения; ­ комплекс интенсивных методов воздействия на личность; ­ практика поведения субъекта в группе. Тренинги повышают социально­ психологическую компетентность учащихся,  формируют активную социальную позицию, помогают в личностном и  профессиональном самоопределении, способствуют формированию  сплоченного коллектива, предупреждают социально­ педагогические  дисфункции.       Выделяют следующие виды тренингов:  по области наук ­ социально­ педагогические, психолого ­  педагогические;  по методическим формам ­ игры, дискуссии, упражнения, этюды,  ситуации, тесты;  по методическому подходу ­ манипулятивные, гуманистические,  трансцендентные, рефлексивные;  по социальной направленности­ коммуникативные, когнитивные,  тренинги социализации;  по целевым аспектам ­ диагностические, обучающие, развивающие,  корректирующие, саморегуляции; 22  по количеству участников ­ индивидуальные, межличностные,  групповые, межгрупповые.  Очень эффективен этот метод при работе с документами, например, на  уроках обществознания в 7 классе по темам «Конституция Российской  Федерации – основной закон страны»; «Семейный бюджет». Каждый ученик  имеет перед собой документ и список вопросов к нему. В течение урока  ребята отвечают на поставленные вопросы, опираясь на текст документа                   Таким образом, приведенная классификация интерактивных методов  обучения показывает всю многоплановость и разнообразие интерактивного  обучения.       Интерактивные методы обучения можно выделить в отдельную отрасль  методов, имеющих свою специфику и целевую направленность, но можно и  отметить, что различные другие методы обучения имеют компонентное или  косвенное отношение к понятию «интерактивности», ведь сам процесс  обучения есть ничто иное, как процесс интерактивного взаимодействия  обучающего и обучаемого. 2. Интерактивные методы обучения как способ развития детской  одаренности 2.1. Одаренность как социально­ педагогический феномен 23         В современном образовании уже давно обозначена и всесторонне  изучается тема детской одаренности. Рассматриваются причины, факторы,  способы развития одаренности, ведется спор о том, что же в большей степени  влияет на развитие одаренности: социальная среда или природные  способности. Но в любом случае исследователи этого вопроса сходятся во  мнении, что одаренность­ это феномен, который необходимо всесторонне  исследовать и изучать.        Многие ученые обращают внимание на то, что успешность  исследовательской работы зависит, прежде всего, от того, что вкладывается в  понятие « одаренность».        Н.С. Лейтес писал, что « одаренность­ это более высокая, чем у  сверстников, восприимчивость к обучению, и более выраженные творческие  проявления».*        А.И. Савенков определял, что « термин «одаренность» подразумевает  некоторую исключительность, но в тоже время творческие способности  являются даром природы, и значит, одаренность выступает как потенциал,  которым наделен каждый человек».**        Рассматривая одаренность как общую предпосылку развития творческой  личности, А.М. Матюшкин выделяет в ней пять компонентов: 1. Доминирующая роль познавательной мотивации; _____________________________________________________________ *Ландау Э. Одаренность требует мужества. – М.: «Академия», 2002. ** Савенков А.И. Основные подходы к разработке концепции  одаренности// Педагогика. – 1998.­№3 2. Творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового,  постановке и решении проблем; 24 3. Возможности достижения оригинальных решений; 4. Возможности прогнозирования и предвосхищения; 5. Способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих  высокие оценки.*        Следует отметить, что многие исследователи, такие как Р.М.Грановская,  В.Э. Чудновский, В.С. Юркевич, считают, что ключевой характеристикой  потенциала личности одаренного ребенка является ее мотивация, а не  выдающийся интеллект и высокая креативность.        Можно согласиться с мнением Теплова Б.М., Шадрикова В.Д., что  одаренность есть комплексное, синтетическое понятие, качественно­  своеобразное сочетание различных способностей.       Авторы  Гурова Л.Л., Ландау Э. считают, что качества личности, которые  на первый взгляд, не имеют прямого влияния на развитие одаренности,  конечно, не нейтральны к ее проявлениям, не выпадают из целостной  характеристики конкретной одаренной личности.       Таким образом, можно сделать вывод, что одаренность подразумевает  некоторую исключительность, которая не должна сводиться только к  различиям в уровне развития интеллекта, мотивационно ­ потребностной  сферы, способности к рефлексии, наличие ценностных ориентиров,  способность к саморазвитию. И именно неповторимое оптимальное сочетание  этих качеств, находящихся на разных уровнях своего развития создает  интегративную характеристику одаренности конкретной личности, что и  является, по мнению исследователей, содержанием социально­  педагогического феномена одаренности. ________________________________________________________________ *Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н. С. Лейтеса.­ М.:  «Академия», 1996 25 Заключение               Использование   интерактивных   методов   очень   актуально   в современном   процессе   обучения,   ведь   оно   решает   одну   из   актуальных проблем педагогической науки и практики ­  проблему активности личности в обучении. Педагоги часто сталкиваются с равнодушием учеников к знаниям, нежеланием   учиться,   низким   уровнем   познавательных   интересов.   И использование большей наглядности, ТСО, усиление контроля над учащимися учителем оказывается малоэффективно. Поэтому для активизации обучения лучше   использовать   не   увеличение   объема   информации,   не   усиливать контроль,   а   создавать   дидактические   и   психологические   условия осмысленности обучения, включения учащегося в него не только на уровне интеллектуальной, но и личностной и социальной активности. . Данный педагогический опыт может быть  интересен и полезен любому педагогу, и применить его сможет тот учитель, который заинтересован не в демонстрации   собственных   обширных   знаний   и   умений,   а   учитель, стремящийся   помочь   и   обычным     и   одаренным   учащимся   найти   себя   в будущем, стать самостоятельными, и уверенными в себе людьми, способными к творчеству, самовыражению и, следовательно, к самоидентификации.         Использование интерактивных методов обучения способствует переходу от   алгоритмизированных,   программированных   форм   организации   урока   к развивающим, проблемным, исследовательским, обеспечивающим появление познавательных мотивов и интересов, условий для творчества. В современных условиях   развития   системы   образования,   использование   интерактивных методов   обучения   является   одним   из   наиболее   приемлемых   способов построения   образовательного   процесса   и   факторов   развития   детской одаренности. 26

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности

Интерактивные методы обучения как способ формирования детской одаренности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.