Интерактивные технологии в начальной школе
Оценка 4.8

Интерактивные технологии в начальной школе

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русский язык
3 кл
01.04.2018
Интерактивные технологии в начальной школе
Описание приемов интерактивных методик, используемых мной в учебном процессе в начальных классах. Необходимость внедрения таких технологий возникла в следствии того, что дети меняются, им скучно на традиционных уроках, а многие из них из неблагополучных семей в которых не уделяют должного внимания образованию. Эти приемы помогают заинтересовать ребят.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.docx
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ “Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”  Роджер Левин Актуальность       В настоящее время, как никогда остро, в современной школе стоит вопрос о   психическом   здоровье   детей,   их   эмоциональном   опыте,   умении   строить отношения с окружающими их людьми и позитивно относится к себе, т.к. годы, проведенные  в  школе,  это  время  завязывания   отношений, время  формирования самоуважения, требующие личностного развития.   Следует   отметить,   что   сегодня   и   детям   и   учителям,   стало   намного труднее.  Изменились  и  дети, и  их  родители,  и отношение  семьи  к   школе.  Это объясняется тем, что члены семьи все меньше и меньше проводят времени друг с другом, телевизор и компьютер заменили общение. Все большее число детей живут в   неблагополучных   или   неполных   семьях.   Для   многих   детей   становится   все труднее   и   труднее   нормально   взаимодействовать     друг   с   другом.   Учителя вынуждены   больше   времени   тратить   на   налаживание   дисциплины   в   классе. Приходится   работать   с   все   большим   количеством   беспокойных   детей,   часто агрессивных   и   «неуправляемых».   И   перед   учителем   стоит   задача,   как   сделать процесс   обучения   психологически   комфортным,   создать   в   классе   атмосферу доверия и взаимопомощи, доброжелательного и открытого общения друг с другом и с учителем.                            Для решения этих задач в начальной школе я стала использовать разнообразные   интерактивные   технологии,   предложенные   психологами   и педагогами,   такими   как   К.Фопель,   И.Никольская   и   Г.Бардиер,   М.Битянова, Б.Зальцерман и Н.Рогалева и др. как на уроках, так и во внеурочное время.                            Применение   интерактивного   обучения   осуществляется   путем использования   фронтальных   и   групповых   форм   организации   учебной деятельности, интерактивных игр и методов, способствующих обучению умения дискутировать, доказывать свою точку зрения, исследовать, самообучаться. Ведь   именно   в   ходе   игр,   школьники   имеют   возможность   получить   новые впечатления,  приобрести  социальный опыт.  А учитель  поможет  детям осознать свою уникальность, стать более терпимыми, внимательными, испытывать меньше стрессов,   страхов,   и   чувствовать   себя   менее   одинокими.   Важно   научить   детей простым   жизненным   принципам:   избегай   лжи   и   тайн,   доводи   начатое   дело   до конца, цени то, что у тебя есть, не обижай других людей, не ожидай от других, что они прочтут твои мысли.    ФГОС   дает   заказ   на   выпускников,   обладающих   вероятностным мышлением, то есть способных ориентироваться в незнакомой ситуации. Поэтому назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и 1 новых   педагогических   технологий,   призванных   обеспечить   индивидуализацию обучения   и   воспитания,   развивать   самостоятельность   обучающихся,   а   также содействовать   развитию   коммуникативных   умений.  Я     считаю,     что   наиболее приемлемым для реализации указанных задач является  интерактивное обучение.  Что такое интерактивное обучение? В педагогике различают несколько моделей обучения: 1) пассивная ­ ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)            Слайд 2) активная ­ ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания) 3)   интерактивная   ­   inter   (взаимный),   act   (действовать).   Процесс   обучения осуществляется   в   условиях   постоянного,   активного   взаимодействия   всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.      Слайд        Слайд Первые две модели широко использовались во все времена существования системы образования. Отказываться от них сегодня было бы неверно, но допол­нить их, а зачастую   и   заменить   эти   модели   деятельностными   моделями   необходи­мое требование времени.                             Многие   основные   методические   инновации   связаны   сегодня   с применением интерактивных методов обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все   учащиеся   оказываются   вовлеченными   в   процесс   познания,   они   имеют 2 возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Причем,   происходит   это   в   атмосфере   доброжелательности   и   взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.                      Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие   диалогового   общения,   которое   ведет   к   взаимопониманию, взаимодействию,   к   совместному   решению   общих,   но   значимых   для   каждого участника   задач.   В   ходе   диалогового   обучения   учащиеся   учатся   критически мыслить,   решать   сложные   проблемы   на   основе   собранной   информации, взвешивать   альтернативные   мнения,   принимать   продуманные   решения, участвовать   в   дискуссиях,  общаться   с   другими   людьми.  Для   этого   на   уроках организуются   индивидуальная,   парная   и   групповая   работа,   применяются исследовательские   проекты,   ролевые   игры,   идет   работа   с   различными источниками информации, используются творческие работы. Интерактивные методики обучения имеют следующие преимущества: Слайд o пробуждают у обучающихся интерес к изучаемому предмету; o  развивают коммуникативные умения и навыки;  o способствуют эффективному усвоению учебного материала;  o осуществляют обратную связь;  o помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися;  o приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей;  o снимают нервную нагрузку школьников, дают возможность менять формы  их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий; o способствуют изменению поведения. Правила организации интерактивного обучения на уроках в начальной  школе. Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все  ученики.  Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. В   этой   связи   полезны   разминки,   постоянное   поощрение   учеников   за   активное участие работе. Правило   третье.   Важно,   чтобы   каждый   был   услышан,   каждой   группе предоставлена проблеме. Правило   четвертое.   Отнестись   со   вниманием   к   подготовке   помещения   для работы. Класс должен быть подготовлен с таким расчетом, чтобы участникам было   легко   пересаживаться   для   работы   в   больших   и   малых   группах.   Плохо,   если   кому­то   на   занятии   придется   сидеть,   “вывернув”   шею.   Поэтому столы лучше поставить “елочкой”, чтобы каждый ученик сидел вполоборота к учителю и имел возможность общаться в малой группе. Хорошо, если заранее будут   подготовлены   материалы,   необходимые   для   творческой   работы. возможность выступить по     в         3 Правило пятое. Отнеситесь со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об   этом   надо   договориться   в   самом   начале   и   постараться   не   нарушать   его. Например,   полезно   договориться   о   том,   что   все   участники   будут   проявлять терпимость   к   любой   точке   зрения,   уважать   право   каждого   на   свободу   слова, уважение достоинства. Правило   шестое.   Деление   участников   на   группы   лучше   построить   на   основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.  Этапы проведения интерактивных форм.  его     Разминка. Объединение в группы. Организация учебной деятельности учащихся в группе.  Подведение итогов Презентация групповых решений Рефлексия                      Формирование групповой общности я начинаю со своеобразной разминки –   эмоциональной   («Улыбка»),   интеллектуальной   («Да­Нет»),   коммуникативной («Здравствуй!»).                             Затем формирование микроклимата занятия продолжается на этапе объединения в группы. Как правило, здесь есть три пути:  Первый путь  предлагаю детям объединяться в группы «по желанию». Минусы: формируются   группы,   неравные   по   силе;   упускается   возможность   общения   с разными учащимися.  Второй путь  заключается в формировании групп учителем, принимая во внимание конкретные задачи урока, я предусматриваю состав группы. Например,   при   изучении   темы   «Домашние   животные»   обязательно   включаю ученика, у которого живет кошка, или собака, или рыбки и пр.  Третий путь  – формирование малых групп путем случайного подбора. Здесь в качестве способов используются   специальные  приемы.  Например,  разрезанная   открытка, «Сколько ног?», «Что в руке?» и др.                               Следующий этап интерактивного обучения –  организация учебной деятельности учащихся в группе. Он включает несколько ступеней: усвоение учебной задачи, стоящей перед группой; процесс поиска (обсуждения) лучшего решения; суммирование мнений и подведение итогов групповой работы;  презентацию группового решения.     Участники малых групп работают, сидя в кругу. При этом стол в центре группы вовсе не обязателен: потребность в нем может возникнуть, только если задание включает   настольную   игру,   выполнение   письменных   или   графических   работ. Важно,   чтобы   участники   группы   находились   близко   друг   к   другу   –   это способствует повышению эффективности работы. Функции в группе могут быть 4 четко распределены на основе самоорганизации участников: учитель предлагает роли,   а   участники   определяют,   кто   какую   будет   исполнять.   Важно,   что   роль лидера   отсутствует,   а   обязанности   распределены   так,   что   ни   один   участник   в группе не доминирует. Невозможность доминирования обеспечивается и сменой ролей в ходе выполнения заданий, что также дает возможность каждому участнику освоить широкий спектр функций.  Организация  групповой деятельности   Компоненты деятельности Функции группы, ведущие к успешной деятельности Решение задач Оказание поддержки Роли членов группы Инициатор, разработчик,  координатор, контролер,  оценщик, интерпретатор,  секретарь, «гонец»,  докладчик, хранитель  времени и др. Вдохновитель, гармонизатор, организатор общения,  доброжелательный  слушатель. Содержание деятельности Результат  Внесение, принятие  предложений, сведений,  мнений, их обработка. Поддержка начинаний,  побуждение к  высказываниям, принятие  чужих идей. Мобилизация всех членов  на поиск и достижение  поставленной перед  группой цели. Укрепление взаимной  приязни членов группы и их  сплоченности, что облегчает  достижение групповой цели.           В процессе поиска решения задачи при интерактивном обучении происходит столкновение различных точек зрения учащихся. Поэтому мы с детьми изначально обговариваем   допустимые   и   недопустимые   формы   взаимодействия.   Выделяем следующие нормы поведения в процессе интерактивного обучения: в совместной работе   нет   «актеров»   и   «зрителей»,   все   –   участники;   каждый   член   группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая; следует говорить так, чтобы тебя   понимали;   высказываться   непосредственно   по   теме,   избегая   лишней информации; если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял?..»); только после этого делаются выводы; каждый имеет право попросить о помощи; каждый обязан помочь тому, кто обращается за помощью; критикуются идеи, а не личности; цель в совместной деятельности   заключается   не   в   «победе»   какой­либо   одной   точке   зрения,   а   в 5 возможности   найти   лучшее   решение,   узнав   разные   мнения   по   проблеме.   Я   не вмешиваюсь   в   работу   малых   групп,   но   ни   на   минуту   не   теряю   контакта   с учащимися, наблюдая за работой.                             Процесс подведения итогов  показывает, насколько удалось группе выполнить поставленную задачу. Существует несколько «подводных камней», к которым   я   должна   быть   готова.   Например,   на   представлении   решения   группы вдруг   выясняется,   что   «рупор   группы»   («спикер»,   «ритор»,   «говорун»   и   пр.) высказывает свое мнение, а не мнение группы. Или, наоборот, в процессе защиты оказывается, что далеко не каждый член группы в состоянии объяснить и доказать решение. Следовательно, функция группового сплочения не была реализована в достаточной мере. Я обращаю на этом внимание класса с тем, чтобы в будущем мнение   группы   действительно   отражало   совокупное   мнение   всех   членов.   Это значит, что в процессе обсуждения нужно учиться слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, уступать или аргументировать.                 От внутригруппового общения обсуждение переходит к межгрупповому. Организация  презентации   групповых   решений   зависит   от   задуманного построения всего занятия и может реализоваться в различных формах.                 Следующий   этап   интерактивного   обучения   –  рефлексия  прошедшего занятия.   Эффективность   этого   этапа   зависит   от   многих   факторов:   учебное взаимодействие должно выполнять не только функцию решения учебной задачи, но и оказания поддержки  членам группы. Если первая функция осуществляется в силу   самой   учебной   ситуации,   то   реализация   второй   оценивается   именно   на рефлексивном   этапе.   Сложность   его   заключается   не   столько   в   нежелании учащихся   разобраться   в   своих   чувствах,   сколько   в   неумении   выразить   свои ощущения. Поэтому я заранее подбираю вопросы, помогающие детям наилучшим образом выразить отношение к происходящему. Например: Легко ли работать в группе?   Кто   ощущал   себя   некомфортно   и   почему?   Что   испытывает   человек, которому не дают высказаться?  Нужно ли бояться негативных отзывов учащихся о работе? Нет, они все равно будут,   особенно   на   первых   занятиях.   Это   дает   возможность   проанализировать занятость   и   эмоциональное   состояние   этого   ученика.   Был   ли   он   принят   в групповую   работу?   Не   проявлялась   ли   агрессия   по   отношению   к   ученику? Соответствовал ли подбор содержания учебного задания силам и возможностям этого ученика? Важно, чтобы рефлексия присутствовала на каждом занятии, чтобы в нее на первых порах включались все без исключения учащиеся (позже можно остановиться на заслушивании реплик нескольких человек). С первого же занятия необходимо принять правило «трех нельзя»: нельзя говорить о том, что уже было сказано; нельзя отказываться от сообщения своего мнения группе (под каким бы то ни было предлогом); нельзя прятать за высказыванием свое дурное настроение. 6 Главный   принцип   разбора   ошибок   совместной   работы:   разбирать   не содержательную   ошибку   (например,   неверно   составленную   схему),   а   ход взаимодействия!!!  Оценивать  можно   лишь   общую   работу   группы,   ни   в   коем случае не ставить детям, работавшим вместе, разных оценок.  Как  «работают» интерактивные методы на разных этапах урока.     Слайд Этап урока I. Мотивация II. Оглашение темы  задач III. Получение  необходимой  информации IV. Интерактивное  задание V. Подведение итогов % врем. 5% 2  минуты 5% 2  минуты 5% 2  минуты 60% 24  минуты 25% 10  минут Методическая цель Примерные методики Сконцентрировать внимание  и вызвать интерес к изучению данной темы. Обеспечить понимание  учащимися их деятельности,  чего они должны достигнуть  в результате урока, что его  ожидает. Инструктаж учащихся для  выполнения задания. Практическое усвоение  материала. Обсуждение с целью  закрепления материала. «Мозговой штурм» «Блицопрос» «Микрофон» «Яркое пятно» Через эпиграф Через слово Через название Ознакомление с  раздаточным материалом Презентация домашнего  задания «Кластер» Работа в малых группах,  «ПРЕСС», «Карусель»,  «Микрофон», «Снежный ком», «Защита проекта», «Аквариум» «Большой круг», «Синквейн», «Неожиданное  предложение», «Снежный ком», «Проект», «Творческое задание» Приемы и методы, через которые можно внедрить интерактивную модель обучения в рамках учебного занятия.                            Методов технологии интерактивного обучения существует огромное количество.   Каждый   учитель   может   самостоятельно     придумать   новые   формы работы с классом. С первого класса использую на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них. Детям постарше нравится прием «Карусель», когда образуется два кольца:  внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо­это стоящие неподвижно ученики, а  внешнее ­ ученики через каждые 30 секунд меняются. Ученики отвечают и  7 движутся по кругу, в это время дети внутреннего круга задавали вопросы и  слушали их ответы с тем, чтобы оценить. Так, например, на уроке русского языка по теме «Имя существительное»,  учащиеся внешней группы получили задание: ­ Вспомнить всё, что вы знаете о существительном.  Можно использовать опорные карточки. Имя существительное – это __________, которая обозначает______________, отвечает на вопросы ______?________?  «Два,   четыре   –   вместе».  Учащимся   предлагаю   проблему   или   информацию, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит   совместное   обговаривание   вопроса.   Например:   Что   значит   понятие «Опасность»? «Микрофон».  Учащимся   предлагается   высказать   свою   точку   зрения   по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон.  Каждый,   получивший   такой   «микрофон»   обязан   четко   и   лаконично изложить свою мысль. Например: Как сохранить своё здоровье? «Синтез   идей».  Данное   упражнение   предусматривает   выполнение   группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая – второе и т.д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный   листочек   возвращается   к   «хозяевам»,   каждая   группа   презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников. «Мозговой штурм».  Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти   как   можно   больше   путей,   идей,   предложений,   каждое   из   которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится анализ и обговаривание. Метод   «ПРЕСС».  Это   упражнение   развивает   умение   формулировать высказывание   по   определенному   дискуссионному   вопросу   в   сжатой   форме, выразительно и аргументировано. «Метод ПРЕСС» состоит из четырех этапов: 1. 2. 3. например…») 4.   «Выбери позицию».  Предлагается   проблемный   вопрос,   две   противоположные точки   зрения   и   три   позиции:   «Да»   (за   первое   предложение),   «Нет»   (за   второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Учащиеся класса выбирают   определенную   позицию,   формируют   три   группы,   обговаривают правильность   своей   позиции.   Один   или   несколько   членов   каждой   группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и понятие правильного решения.  8 – Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…») – Обоснование своей мысли («… Так как…») –   Примеры   и   аргументы   для   поддержания   своей   точки   зрения   («… – Обобщение, выводы («Итак…»). «Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с  целью сбора информации по предложенной теме. Например, на русском языке на  этапе актуализации знаний по теме «Имена существительные» предлагаю детям  найти в классе карточки с одушевленными существительными  (одной группе),  неодушевлёнными (второй группе), при этом на столах, стенах, подоконниках,  двери было развешано множество различных карточек с написанными словами  (были различные части речи). Каждая группа находит в классе свои слова, и  доказывает устно свою правоту «Дерево решений» ­ класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист   ватмана),   потом   группы   меняются   местами   и   дописывают     на   деревьях соседей свои идеи.  «Кластер». Уже с первого года обучения я использую метод «Кластер».  Построение кластера позволяет не только графически представлять сумму  имеющихся у учащихся знаний о каком – либо сложном понятии или явлении, но и  развивать аналитическое мышление. Использование кластеров на различных этапах урока позволяет мне добиваться стройности и логической системности подачи и  усвоения материала и формирует познавательные умения.   Результаты моей инновационной деятельности Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело   направить   его   для     достижения   поставленных   учебных   целей. Интерактивные   технологии   с   успехом   использую   не   только   в   урочной,   но   и внеурочной   работе.   Применять   методы   и   приемы   интерактивного   обучения   во внеурочной работе я начала ещё в 2010 году. Дебют можно считать достаточно успешным, творческий проект 3 класса «Заочное путешествие по селу Барино» был   представлен   на   суд   районного   методического   объединения   учителей начальных классов и состоял из 7 исследовательских работ: «Улица героя», «Наша школа»,   «Обелиск»,   «Детский   сад»,   «Предприятие   Импульс»,   «Прошлое   и настоящее   села   Барино»,   «Дом   культуры»   и   получил   высокую   оценку. Исследовательские работы Репина Антона «Улица героя» и Худобородова Алеши «Предприятие Импульс» заняли первые места на районных научно­практических конференциях   младших   школьников   в  2010   и   2011   годах.  Далее   были исследоватеьские   работы   «Удивительный   мир   шахмат»   Шатова   Я.,   2014   год; «Учителя – фронтовики» проект 4 класса, 2015год; «Витамины» Черепанова Т., 2015; «Покормите птиц зимой» проект 3 класса, 2017 год.  Применение на уроках методов и приёмов интерактивных технологий с 2013 года позволило повысить качество обученности моих учащихся. 9 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% Русский язык Математика Литературное чтение Окружающий мир 2 класс 3 класс                По результатам мониторинга о сформированности коммуникативных  учебных действий во 2 и 3 классах можно судить о положительной динамике  среднего и высокого уровня. 0%10%20%30%40%50% 37% Низкий Средний Высокий               Своим опытом  делюсь с коллегами на ШМО в школе. Темы выступлений  «Применение технологии развития критического мышления на уроках русского  языка», «Интерактивные методики обучения» и др. Принимала участие в  международном конкурсе «ИКТ­компетентность педагога в современном  образовании» где опубликовала занятие шахматного кружка с применением ИКТ  технологий, получила  Диплом I степени, 2017 г.  (Приложение 4).                    Таким образом, с помощью интерактивных методик можно развить у детей   самые   разные   качества:   от   силы   и   ловкости   –   до   креативности   и коммуникабельности. В этих приемах реализуются важные жизненные потребности в   познании,   общении,   преобразовании   окружающей   среды.   Ребенок   учится действовать в реальной и воображаемой ситуации, опираясь как на действия, так и на внутренние мотивы. В интерактивной игре он усваивает новые социальные роли, формирует   морально   нравственные   ценности,   осознает   смысл   своих   и   чужих действий, переживаний, проблем. В целом интерактивная технология – это способ подготовки   детей   к   жизни,   психолого­педагогическое   средство   их   развития   и воспитания.   Именно   интерактивные   методы   позволяют   обучающимся почувствовать   свои   силы,   свои   способности.   У   ребят   повышается   самооценка, уверенность в себе. 10 11

Интерактивные технологии в начальной школе

Интерактивные технологии в начальной школе

Интерактивные технологии в начальной школе

Интерактивные технологии в начальной школе

Интерактивные технологии в начальной школе

Интерактивные технологии в начальной школе

Интерактивные технологии в начальной школе

Интерактивные технологии в начальной школе

Интерактивные технологии в начальной школе

Интерактивные технологии в начальной школе

Интерактивные технологии в начальной школе

Интерактивные технологии в начальной школе

Интерактивные технологии в начальной школе

Интерактивные технологии в начальной школе

Интерактивные технологии в начальной школе

Интерактивные технологии в начальной школе

Интерактивные технологии в начальной школе

Интерактивные технологии в начальной школе

Интерактивные технологии в начальной школе

Интерактивные технологии в начальной школе

Интерактивные технологии в начальной школе

Интерактивные технологии в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018