Индивидуально-ориентированная программа сопровождения одаренных детей, занимающихся исследовательской деятельностью. Данная программа рекомендована на заседании районной проблемной группы по работе с одаренными детьми как основа. Содержит общую программу, индивидуальный образовательный маршрут и дневник юного исследователя. В основу разработки легли материалы сети интернетИндивидуально-ориентированная программа
ИОП_ Юный исследователь.doc
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Ирбейская средняя общеобразовательная школа №2»
Согласовано:
Зам. директора школы по ВР
_____________
«___»_______________2016г
Утверждена приказом
директора МОБУ Ирбейской сош №2
________
«___»______________ 2016г
Дополнительная индивидуальноориентированная
образовательная программа
«Юный исследователь»
на 201617 учебный год
возраст 1013 лет
Никита 4 класс
1.
2. Павел 4 класс
3.
4.
Жанна 5б класс
Эльвира 6 класс
Авторсоставитель:учитель 1 категории
Лукьянова Надежда Владимировна Начало реализации программы: сентябрь 2016 год
Пояснительная записка
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов
образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие
личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельного поиска в
информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и
решать задачи для решения различных проблем. Важным становится воспитание
свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить,
добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко
планировать действия, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие
творчески мыслить. Успех в современном мире во многом определяется способностью
человека организовать свою жизнь как проект: определить перспективы, найти и привлечь
необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли
достичь поставленных целей.
Программа «Юный исследователь» предназначена для внеурочной деятельности
обучающихся, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также
для одаренных учащихся. Она направлена на формирование организаторско
деятельностных качеств обучающихся: способности осознания целей проектной и учебно
исследовательской деятельности, умения ставить цель и организовать ее достижение,
творческих качеств.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностно ориентированный, деятельностный подходы.
образовательная программа составлена на основе
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и
программы дистанционной школы «Юный исследователь» при Красноярском краевом
Дворце пионеров.
Программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности. Она
предусматривает использование знаний учащимися школьной программы и знаний,
полученных при обучении в дистанционной школе «Юный исследователь»
Данная дополнительная
Цель. Обеспечение возможностей самовыражения и самореализации обучающегося в
исследовательской, учебной деятельности и различных видах творчества.
Задачи.
повышать познавательный интерес школьников к исследовательской и общеучебной
деятельности;
развивать творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные
способности учеников;
учить принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;
развивать коммуникативные возможности учащихся для формирования их речевой
компетентности.
Программа включает в себя как теоретический, так и практический материал. При
планировании теоретических занятий используется материал, предоставляемый тьютором
дистанционной школы «Юный исследователь». Практический материал занятий основан на выполнении интерактивных заданий, в
исследовательской работе учащихся и последующей публикации этих работ: очно в ходе
конференций, заочно на сайтах в Интернет.
Реализуемые формы и приёмы работы:
занятия исследовательской деятельностью;
конкурсы;
проекты по различной тематике;
интеллектуальный марафон;
научнопрактические конференции;
участие в олимпиадах разного уровня;
работа по индивидуальным образовательным маршрутам.
Функции учителя:
Выявление детей, мотивированных на занятие исследовательской деятельностью.
Организация индивидуальной работы с данной категорией детей..
Подготовка учащихся к участию в научнопрактических конференциях различного
уровня.
Создание банка материалов для занятий исследовательской деятельностью.
Формы занятий с учениками.
1.Дистанционная школа
2. Интерактивные задания.
3. Олимпиадные задания
4. Выполнение исследовательских работ
4.Публикации исследовательских работ.
Список обучающихся группы «Юный исследователь»
Ф.И. обучающихся
№
1
2
3
4
Никита
Павел
Жанна
Эльвира
Класс
4
4
5 Б
6
Формы подведения итогов
1. Участие в школьной научнопрактической конференции.
2. Участие в «Неделе наук».
3. Участие в Муниципальном этапе научнопрактической конференции.
Основными критериями оценки эффективности реализации дополнительной
образовательной программы являются:
мотивационноценностный критерий (создание или участие в создании научно
исследовательских работ);
информационный критерий (степень сформированности знаний); инструментальный критерий (степень сформированности умений и навыков
деятельностный критерий (участие в конкурсах,
научнопрактических
исследовательской деятельности);
конференциях, слётах, олимпиадах).
2.Учебнотематический план
Тематическое планирование групповых занятий 1 полугодие
Теоретический блок
Содержание основных вопросов занятий
Практический блок
Виды самостоятельной работы
05
09.09
12
16.09
19
23.09
26
30.09
03
07.10
10
14.10
17
21.10
24
18.10
07
11.11
14.
18.11
21
25.11
28.11
02.12
Цикл занятий (тема)
Правила поиска в интернете
Что такое исследование?
«Живая природа» объект, область
исследования «Зоология»
Человек– объект, область исследования
«Обществознание»
Расскажи о себе
Как выбрать тему исследования. Область
интересов.
Объект и предмет исследования
Предмет исследования как проблема в
самой теме исследования.
Выбор темы. Обоснование актуальности.
учащихся
Выявление исследовательских интересов
Эссе на тему «Почему я хочу быть
исследователем»
Презентация
Презентация
Расскажи о себе
Выявление области научных интересов
Определение объекта и предмета
исследования.
Выбор темы. Обоснование актуальности.
Работа с источниками информации.
Пример оформления списка
использованной литературы
Оформление списка литературы и
использованных электронных источников
Эмпирические методы исследования
Теоретические методы исследования.
Мыслительные операции, необходимые для
учебноисследовательской деятельности:
анализ, синтез, сравнение, обобщение,
выводы
Определение и выбор эмпириических
методов исследования
Определение и выбор теоретических
методов исследования 05
09.12
12
23.12
Структура и содержание учебно
исследовательской деятельности. Этапы
работы. Определение содержания.
Промежуточная аттестация: проведение и
описание эксперимента
Определение структуры работы
Проведение и описание эксперимента
Тематическое планирование групповых занятий 2 полугодие
Теоретический блок
Содержание основных вопросов занятий
Практический блок
Виды самостоятельной работы
учащихся
Цикл занятий (тема)
Цели и задачи исследовательской
работы.
Определение целей и задач
исследования
Способы постановки гипотезы
Выдвижение и обсуждение гипотез
исследования
Методы исследования: наблюдение. Проведение наблюдения за объектом
Учимся выделять главное и
второстепенное.
Работа с текстом
Как делать схемы.
Сотавление исхемы своей работы
Как сделать сообщение о результатах
исследования.
Правила оформления прпезентации
Подготовка к защите работы
Тезисы
Презентация по исследовательской
работе
Защита работы
Искусство задавать вопросы и отвечать на
них
Подведение итогов
Работа с текстом
Круглы стол
Экспресс исследование.
Итоговая аттестация
Проведение исследования, оформление
результатов
Интернет конференция
16
20.01
23
27.01
30.01
03.02
06
10.02
13
17.02
27.02
03.03
06
10..03
13 20
24.03
03
07.04
10
21.04
24
28.04
15 26.05
3. План работы с детьми группы «Юный исследователь» на 2016
2017 уч год.
№ Мероприятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Составление банка данных мотивированных на
исследовательскую деятельность детей
Разработка индивидуальных образовательных
маршрутов обучающихся
Изучение интересов и склонностей обучающихся
Заключение договора с краевым Дворцом пионеров
Согласование программы обучения в дистанционной
школе «Юный исследователь»
Работа над научноисследовательским проектом и
Консультационная работа во внеурочное время.
Творческие задания, доклады, проекты,
индивидуальные задания.
Организация работы в Интернете по поиску и
использованию информации, подготовка курокам
10 Представление итогов работы
школьная НПК;
муниципальная НПК.
11
Создание портфолио:
оформление электронного сборника
исследовательских работ
Форма работы
Сроки провед.
список
Сентябрь
Индивидуальные
планы
Анкетирование,
собеседование
Договор
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
План работы
Сентябрь
Изучение,
систематизация и
оформление
материала
Индивидуальная и
групповая работа
Самостоятельная
работа учащихся
Индивидуальная
работа
Презентация
результатов
исследований
Буклеты, рисунки,
исследовательские
рефераты,
Сентябрь –
февральапрель
В течение года
В течение года
В течение года
Февраль,
апрель
В течение года
выставка исследовательских и творческих работ
учащихся
12 Участие во Всероссийской олимпиаде школьников:
школьный тур;
муниципальный тур.
13
Грамоты и
Дипломы.
Выполнение
олимпиадных
заданий
Сентябрь
октябрь
Ноябрь
декабрь
14 Участие в предметных неделях
Инд. участие
В течение года
15 Участие в различных дистанционных конкурсах и
олимпиадах
Самостоятельная
работа учащихся
В течение года
4. Ожидаемые результаты
В ходе реализации дополнительной индивидуальноориентированной программы у
обучающихся будут сформированы
Познавательные УУД.
Обучающийся научится:
проявлять высокую познавательную активность в исследовании;
представлять полученные данные в виде оформленной учебно исследовательской
работы, готовить тезисы, доклады, мультимедийную презентацию;
работать с различными источниками информации: обобщать, анализировать и
классифицировать изучаемый материал;
презентовать учебноисследовательскую работу на различного рода конференциях.;
знать основные принципы и законы, структуру исследовательской работы, план
подготовки и проведения исследования.
Личностные УУД.
У обучающегося сформируются:
основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина
России, любящего свою родину, чувство сопричастности и гордости за свою страну,
народ и историю, осознающего ответственность за судьбу России;
умения работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик,
оратор и др.;
стремление к самосовершенствованию.
Регулятивные УУД.
Обучающийся научится:
Замечать проблему,
промежуточные задачи.
самостоятельно определять цель,
формулировать
Оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать
критерии оценки, использовать разные системы оценки(шкалы, линейки, баллы,
проценты).
Адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и
других людей.
Составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового
материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью
выявления достижений и трудностей.
Коммуникативные УУД.
Обучающийся научится:
Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч.
средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве.
Уметь формулировать свое мнение и позицию, высказываться, убеждать,
доказывать, уступать.
С помощью вопросов выяснять недостающую информацию
Список использованных источников
1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.
Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008
2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников.
Издательство дом «Фёдоров». 2008
3. М.В.
Дубова
Организация проектной деятельности младших
школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. М.
БАЛЛАС,2008
4. Данилова В.Л. ,Дерюгина Н.Б. Основы ученического исследования. Ижевск. 2008 г.
5. Методические указания по организации научноисследовательской работы
учащихся / Под общ. ред. Л.В.Егорова – Чебоксары. 1999. – 106с.
6. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения
школьников. М.: Сентябрь, 2013. 7. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и в школе. М., 2014.
8. Савенков А. И. Методика организации игр исследований с младшими
школьниками. Юный исследователь. Материалы для младших школьников по
самостоятельной исследовательской практике// Практика административной
работы в школе. 2014, №1.
9. Савенков А. И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной
исследовательской практике// Практика административной работы в школе. 2014,
№5.
10. Семенова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся// Начальная школа.
2013, №2
11. Файн Т. А. Исследовательский подход в обучении//Практика административной
работы в школе. 2013, №6, 7. 2014, №1. Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося МОБУ Ирбейская сош №2
ФИО ____________________________________________ ______ класс
Диагнос
тика,
анализ
Знаюумеюдостиг
1.Хороший уровень знаний по
2.Особый интерес вызывает.
3.Умею выступать с небольшими докладами, делать
презентации, пользоваться Интернет.
4.Мои результаты:
Проекти
рование
Хочу узнать – научитьсядостичь
1.Заниматься исследовательской деятельностью в области
2. Продолжить успешное участие в научнопрактических
конференциях разного уровня.
3. Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах различных
уровней Мои шаги в достижении цели
сентябрь
октябрь
декабрь
январь
февраль
март
май
июнь Мониторин
г и анализ
Узнал – научился – достиг
1.Мои победы:
места в различных конкурсах
2. Мои открытия
– составление исследовательского проекта
3.Мои достижения: завершил обучение в ____
классе на 4 и 5 Работа по ИТМ способствовала развитию
интеллектуальных и творческих способностей
обучающегося, позволила ему достичь хороших
успехов в учебной деятельности.
принимал активное участие во всех
предметных неделях. И другое.
Дневник исследовательской работы
Название раздела
Заметки исследователя
Фамилия, имя автора
Школа/ класс
Руководитель
МОБУ Ирбейская сош №2
Заметки руководителя
исследования Этапы
1.Подготовительный этап
2.Поисково – исследовательский этап
Тема (проблема)
исследования
Гипотеза
Предметная область,
объект, предмет
Цель исследования
Задачи исследования
Поиск источников и
литературы.
Методы исследования. Проведение исследования
Результаты исследования
и их обработка
Титульный лист
3.Оформительский этап Введение
Основная часть
Заключение
Источники и литература
Приложение
Подготовка к публичной
защите Форма
представления работы
Публичная защита
Подведение итогов,
конструктивный анализ
выполненной работы.
Оценка выполненной работы
Примечания, выводы
4.Заключительный этап (защита)
ИОП_Юный исследователь
ИОП_Юный исследователь
ИОП_Юный исследователь
ИОП_Юный исследователь
ИОП_Юный исследователь
ИОП_Юный исследователь
ИОП_Юный исследователь
ИОП_Юный исследователь
ИОП_Юный исследователь
ИОП_Юный исследователь
ИОП_Юный исследователь
ИОП_Юный исследователь
ИОП_Юный исследователь
ИОП_Юный исследователь
ИОП_Юный исследователь
ИОП_Юный исследователь
ИОП_Юный исследователь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.