Русский национальный характер и традиции православной культуры в рассказе И.С. Тургенева «Живые мощи»
Рассказ И.С. Тургенева «Живые мощи»
Рассказ «Живые мощи» написан в 1874 году.
Это произведение с незамысловатым (простым) сюжетом и очень сложным религиозно-философским содержанием.
И.С. Тургенев – один из самых образованных русских писателей.Он великолепно знал русскую историю и культуру в истоках, знал фольклор, древнерусскую, духовную литературу; интересовался вопросами религии.
Фольклор -«народная мудрость» — устное народное творчество, художественная коллективная творческая деятельность народа:
поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Фольклор – совокупность созданных в народной среде поэтических произведений, бытующих в устной форме.
Всё это и получило отражение в его творчестве. Он превосходно (отлично) знал Библию. Тургенев верил в добро и любовь. Эта вера имела христианские истоки.
Автобиографический характер рассказа Прототип Лукерьи – крестьянка Клавдия из села Спасское -Лутовиново
Главные черты характера Лукерьи (черты праведника):1. Терпение2. Кротость и смирение3. Любовь к людям4. Умение «нести свой крест»
Заглавие как ключевое понятие рассказа.«Мощи»:1. Высохшие, мумифицировавшиеся останки людей, почитаемых церковью святыми, имеющие (по суеверным представлениям)чудодейственную силу.
2. Разговорная речь:«Мощи» - говорят об очень худом, измождённом человеке. Живые (или ходячие) мощи – высохшие, измождённые люди.
Житийская традиция и образ Лукерьи1. Внешний облик героини: « ни дать ни взять икона старинного письма»2. Жизнь Лукерьи –житие святых3. Предзнаменование смерти колокольным звоном
Черты характера Лукерьи как национальные особенности русского народа, обусловленные его православной верой.
Эпиграф к рассказу:Край родной долготерпенья,Край ты русского народа.Удручённый ношей крестной,Всю тебя, страна родная,В рабском виде Царь НебесныйИсходил, благословляя.(Ф.И. Тютчев «Эти бедные селенья», 1855г.)
Вывод:
В 1874 году Тургенев написал свой рассказ «Живые мощи» и включил его в уже законченный цикл «Записки охотника». Он понимал, что без этого рассказа «Записки охотника» были бы неполны. Поэтому рассказ «Живые мощи» является завершением цикла рассказов писателя второй половины 1860-х-1870-х годов.
В 1883 году Я.П. Полонский писал: «И один рассказ его «Живые мощи», если б даже ничего иного не написал, подсказывает мне, что так понимать русскую честную верующую душу и так всё это выразить, мог только великий писатель».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.