И.Северянин. Жизнь. Творчество. Судьба.
Оценка 5

И.Северянин. Жизнь. Творчество. Судьба.

Оценка 5
ppt
29.12.2020
И.Северянин. Жизнь. Творчество. Судьба.
И.Северянин. Жизнь. Творчество. Судьба..ppt

Игорь Северянин. Жизнь, творчество, судьба

Игорь Северянин. Жизнь, творчество, судьба

Игорь Северянин.
Жизнь, творчество, судьба.
11 класс



Игорь Васильевич Лотарев (1887 – 1941) «Игорь

Игорь Васильевич Лотарев (1887 – 1941) «Игорь

Игорь Васильевич Лотарев (1887 – 1941)

«Игорь Северянин – поэт, в прекрасном, в лучшем смысле слова … Это лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир … Это художник, которому открыта тайна стиха…»
В. Брюсов

Родители В.П. Лотарев (1860 – 1904)

Родители В.П. Лотарев (1860 – 1904)

Родители

В.П. Лотарев
(1860 – 1904)

Игорь Северянин родился в Петербурге.
Отец поэта, Василий Петрович Лотарев, происходил из «владимирских мещан», был военным инженером и дослужился до чина штабс-капитана 1-го Железнодорожного полка.

Мать – Наталия Степановна, урождённая

Мать – Наталия Степановна, урождённая

Мать – Наталия Степановна, урождённая Шеншина (185? – 1921), дочь предводителя дворянства Щигровского уезда Курской губернии, происходила из старинного дворянского рода, к которому принадлежали Н.М. Карамзин и А. Фет.

Родители

В этом доме провел первые семь лет жизни поэт

В этом доме провел первые семь лет жизни поэт

В этом доме провел первые семь лет жизни поэт Игорь Северянин. Его мать Наталья Степановна, вторая жена Георгия Ивановича, сына владельца дома, после смерти мужа вышла замуж  за штабс-капитана Василия Петровича Лотарева.  В этом браке и родился Игорь. Наталья Степановна сохранила близкие отношения с родными первого  мужа и со своей новой семьей жила в их доме.

Около 1896 года после некоей семейной драмы, когда между родителями произошел разрыв,

Около 1896 года после некоей семейной драмы, когда между родителями произошел разрыв,

Около 1896 года после некоей семейной драмы, когда между родителями произошел разрыв, Василий Петрович вместе с сыном уехал к своим сестре и брату, жившим в Череповецком уезде Новгородской губернии. Тетка поэта, Елизавета Петровна Журова, была владелицей картонного заводика “Сойвол” на речке Андоге, а дядя Михаил выстроил неподалеку, в селе Владимировке, небольшое имение. Этот дом на крутом берегу реки Суды, при впадении в нее Кемзы, сохранился до сих пор.

Дом-Музей Игоря Северянина в Вологодской области

Дом-Музей Игоря Северянина в Вологодской области

Дом-Музей Игоря Северянина в Вологодской области

Невдалеке от Череповца в прекрасном сосновом лесу на берегу реки Суды стоит двухэтажный дом и несколько хозяйственных построек – усадьба Лотаревых «Владимировка».

В 2002 году в Череповце вышла книга

В 2002 году в Череповце вышла книга

В 2002 году в Череповце вышла книга В. Минина «Усадьба «Сойвола» .
«С 1896 г. до весны 1903 г. я провел преимущественно в Новгородской губернии, живя в усадьбе Сойвола, расположенной в 30 верстах от Череповца...» (И. Северянин. «Уснувшие весны»)

Учёба Александровское реальное училище, г

Учёба Александровское реальное училище, г

Учёба

Александровское реальное училище, г. Череповец. С 1897 по 1902 г. Игорь Лотарев здесь учился . Сейчас на здании бывшего реального училища установлена мемориальная доска поэту.

Периодизация творчества Ранний период (1904 – 1912)

Периодизация творчества Ранний период (1904 – 1912)

Периодизация творчества

Ранний период
(1904 – 1912)

Первый период
(1913 – 1918)

Второй период
(1918 – 1940)

Ранний период (1904 – 1912) Сложился как поэт; выпустил 35 брошюр (издание автора), в которых было опубликовано 275 стихотворений; поэт называл своим первым выступлением в…

Ранний период (1904 – 1912) Сложился как поэт; выпустил 35 брошюр (издание автора), в которых было опубликовано 275 стихотворений; поэт называл своим первым выступлением в…

Ранний период
(1904 – 1912)

Сложился как поэт;
выпустил 35 брошюр (издание автора), в которых было опубликовано 275 стихотворений;
поэт называл своим первым выступлением в печати публикацию 1905 года в журнале «Досуг и дело» стихотворения «Гибель Рюрика»;
впервые отмечен на страницах «Петербургской газеты» писательницей Л.А. Лухмановой.

Псевдоним или амплуа? Случаен ли выбор псевдонима?

Псевдоним или амплуа? Случаен ли выбор псевдонима?

Псевдоним или амплуа?

Случаен ли выбор псевдонима? Конечно, нет. Этим поэт подчеркнул свою особенную любовь к Северу, сыновнюю и гражданскую принадлежность к нему. Поначалу он даже писал псевдоним через дефис, словно приложение: Игорь-Северянин. Переосмысление слова «северянин», обозначающее лишь человека, живущего на севере, перевод этого слова в имя собственное олицетворяет и творческое амплуа Северянина – поэта – новатора, поэта – борца за расширение смысловых возможностей родного языка, за смелое развитие поэтических традиций, за своеобразную манеру выражения мыслевыражения.

Северянин ценил ранний период своего творчества, называл его «настройкой лиры» и в поисках своего литературного имени трижды менял свою подпись; в 1904 – 1907 годах…

Северянин ценил ранний период своего творчества, называл его «настройкой лиры» и в поисках своего литературного имени трижды менял свою подпись; в 1904 – 1907 годах…

Северянин ценил ранний период своего творчества, называл его «настройкой лиры» и в поисках своего литературного имени трижды менял свою подпись;
в 1904 – 1907 годах он публиковал свои стихи под собственной фамилией – Игорь Лотарев (13 брошюр);
в 1908 – 1912 годах поэт подписывается «Игорь-Северянин»;
начиная с 1913 года он использовал псевдоним Игорь Северянин, где второе имя превратилось в фамилию.

Первый период (1913 – 1918) 1913 - успех книги «Громокипящий кубок»; 1914 – книга «Златолира»; 1915 - книга «Ананасы в шампанском», книга «Victoria

Первый период (1913 – 1918) 1913 - успех книги «Громокипящий кубок»; 1914 – книга «Златолира»; 1915 - книга «Ананасы в шампанском», книга «Victoria

Первый период
(1913 – 1918)

1913 - успех книги «Громокипящий кубок»;
1914 – книга «Златолира»;
1915 - книга «Ананасы в шампанском», книга «Victoria Regia», книга «Поэзоантракт»;
1916 – книга «Тост безответный».

Вечер поэзии в Политехническом музее

Вечер поэзии в Политехническом музее

1918 год. Вечер поэзии в Политехническом музее. "Избрание Короля поэтов". В нём участвовали Владимир Маяковский, Константин Бальмонт и Игорь Северянин. "Всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием" это звание было присуждено Северянину.

Один из первых и очень редких сборников

Один из первых и очень редких сборников

Один из первых и очень редких сборников Игоря Северянина, изданных еще до его известности самим автором тиражом 100 экз.

На титульном листе ещё одной книги автограф автора синим карандашом: "Др-у

На титульном листе ещё одной книги автограф автора синим карандашом: "Др-у

На титульном листе ещё одной книги автограф автора синим карандашом: "Др-у В.И. Гайдукову с приветом Игорь-Северянин. 26.IV. Аккерман". Издание автора.- Эстония: Нарва, 1932 - 500 экз. В изд. обложке.

В марте 1918 г. вышел в свет альманах "Поэзоконцерт"

В марте 1918 г. вышел в свет альманах "Поэзоконцерт"

В марте 1918 г. вышел в свет альманах "Поэзоконцерт". На обложке альманаха был помещен портрет Игоря Северянина с указанием его нового титула. Под обложкой альманаха помещены стихи короля поэтов, Петра Ларионова, Марии Кларк, Льва Никулина, Елизаветы Панайотти и Кирилла Халафова.

В восприятии современников имя

В восприятии современников имя


В восприятии современников имя Северянина нередко ассоциировалось именно с этой книгой.

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чём-то норвежском! Весь я в чём-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Отдельным памятником поэту Игорю

Отдельным памятником поэту Игорю

Отдельным памятником поэту Игорю Северянину является книга, вышедшая в Таллинне к 100-летию со дня рождения поэта.
Уже является библиографической редкостью.

Второй период (1918 – 1941) Дом, где жил

Второй период (1918 – 1941) Дом, где жил

Второй период
(1918 – 1941)

Дом, где жил Игорь Северянин в Тойла (Эстония) с 1918 по 1936 годы

Второй период творчества Игоря Северянина связан с более чем двадцатилетним пребыванием вне России, от вынужденной эмиграции в эстонском посёлке Тойла до краткого возвращения в советское подданство в 1940 году.

Эгофутуризм Игорь Северянин вместе с

Эгофутуризм Игорь Северянин вместе с

Эгофутуризм

Игорь Северянин вместе с Константином Олимповым (сыном поэта К.М.Фофанова) основал в 1911 году в Петербурге кружок "Ego", с которого и начался эгофутуризм. Ими был выпущен первый манифест эгофутуристов – "Скрижали академии эгопоэзии (Вселенский эгофутуризм)". В устах Игоря Северянина эгофутуризм означал "Я в будущем".
В "Ego" Игоря Северянина входили молодые поэты (его "оруженосцы"): Иван Игнатьев, Василиск Гнедов, Грааль-Арельский. Вскоре многие из них, включая самого Северянина, от "Ego" открестились, кружок распался.

И. Игнатьев

В. Гнедов

Грааль-Арельский

К. Олимпов

Стремление Северянина к эпатажу провоцировало неоднозначную реакцию публики

Стремление Северянина к эпатажу провоцировало неоднозначную реакцию публики

Стремление Северянина к эпатажу провоцировало неоднозначную реакцию публики. А Северянин словно дразнил её:
Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердечно утвержден!

Новаторство в стихосложении Звукотворчество

Новаторство в стихосложении Звукотворчество

Новаторство в стихосложении

Звукотворчество


Словотворчество

декламирование поэтом
своих стихов перед аудиторией

Вот как описывает Всеволод Рождественский манеру исполнения Северяниным своих стихов на «поэзоконцертах»: «Из мерного полураспева выступал убаюкивающий, втягивающийся в себя мотив, близкий к привычным интонациям псевдоцыганского, салонно-мещанского романса. Не хватало только аккордов гитары. Заунывно-пьяняющая мелодия получтения – полураспева властно и гипнотизирующе захватывала слушателей. Она убаюкивала их внимание на ритмических волнах все время модулирующего голоса…»

Звукотворчество Звук самоценен и символичен, создаёт своеобразный «пейзаж души»; звукопись наряду с цветописью создаёт полноценную объемную картину мира; синтез звука и запаха, что придает его…

Звукотворчество Звук самоценен и символичен, создаёт своеобразный «пейзаж души»; звукопись наряду с цветописью создаёт полноценную объемную картину мира; синтез звука и запаха, что придает его…

Звукотворчество

Звук самоценен и символичен, создаёт своеобразный «пейзаж души»;
звукопись наряду с цветописью создаёт полноценную объемную картину мира;
синтез звука и запаха, что придает его поэтическому миру объёмность, осязательность;
необычность звучания становится для поэта способом творческого самовыражения, средством поэтической игры, которую он противопоставляет «скуке» предшествующей поэзии;
особая роль аллитераций и ассонансов в создании поэтического образа;
весьма интересна игра рифмами: обилие экзотических рифм, неожиданных, сталкивающих совершенно разнородные предметы: «профиль - Голгофе ль», «Кронштадт - шоколад», «Бисмарк - высморк».

Словотворчество В процессе языкового экспериментирования он изыскивал удивительные и неожиданные по выразительности словесные образы

Словотворчество В процессе языкового экспериментирования он изыскивал удивительные и неожиданные по выразительности словесные образы

Словотворчество

В процессе языкового экспериментирования он изыскивал удивительные и неожиданные по выразительности словесные образы.

слова–метафоры: лесофея (лесная фея), злотополдень (золотой от яркого солнца полдень);
многочисленные глаголы: отпенился фруктовый сад, деревья скелетеют;
авторские существительные: жданность;
сложные окказионализмы: лесосон, ядосмех, юнокудрость;
сложение прилагательных: безлучно-стальной;
окказионализмы-наречия: повсеградно, повсесердечно.

И.Северянин. Жизнь. Творчество. Судьба.

И.Северянин. Жизнь. Творчество. Судьба.

Игорь Северянин умер 20 декабря 1941 г

Игорь Северянин умер 20 декабря 1941 г

Игорь Северянин умер 20 декабря 1941 г. в оккупированном немцами Таллинне и был похоронен там на Александро-Невском кладбище. На памятнике помещены его строки:
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!

И.Северянин. Жизнь. Творчество. Судьба.

И.Северянин. Жизнь. Творчество. Судьба.
Скачать файл