Исконно русские и заимствованные слова
Оценка 4.9

Исконно русские и заимствованные слова

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
22.01.2019
Исконно русские и заимствованные слова
Знакомство с понятиями «исконно русские слова», «заимствованные слова»; показать учащимся богатство русского языка, раскрыть особенности заимствования как одного из способов развития языка; закреплять умение видеть и объяснять орфограммы в словах; воспитывать любовь к русскому языку, патриотические чувства, вызвать интерес к языковым явлениям воспитывать культуру речи
русский.docx
ФИО  Дата:  Предмет Класс Тема урока  Базовый учебник Цель  урока: Задачи: ­ обучающие ­ развивающие ­воспитательные   Тип урока Технологическая карта урока русского языка Танабергенова А.С. 01.10.18 Русский язык 6 класс Исконно русские  и заимствованные слова. УМК под редакцией УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык». 6 класс. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Н.В.Ладыженская, академик  Н.М.Шанский ­ издательство «Просвещение», 2016 г. Познакомить учащихся с основными путями развития лексической системы; с новым способом пополнения  лексического состава языка;   Знакомство с понятиями «исконно русские слова», «заимствованные слова»;  показать учащимся богатство русского языка, раскрыть особенности заимствования как одного из способов развития языка;  закреплять  умение видеть и объяснять орфограммы в словах.    формирование навыков работы со словарями   (толковым, этимологическим, словарем иностранных слов);  развивать логическое мышление; развивать умение выявлять в тексте заимствованные слова, сравнивать,  анализировать, делать выводы. воспитывать любовь к русскому языку, патриотические чувства, вызвать интерес к языковым явлениям воспитывать культуру речи Урок   усвоения    нового материала    Формы работы учащихся Фронтальный опрос, самостоятельная работа учащихся,  выполнение тренировочных упражнений. Методы и приёмы слово учителя с элементами беседы, тренировочные упражнения, наблюдение над языковым явлением   Необходимое техническое  оборудование Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с заданиями Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. № Этап урока Деятельность учителя (с указанием действий) Деятельность учащихся Ход урока I II III IV Организационный  момент Проверка домашнего задания Определение темы и  целей урока Вступительное слово учителя об исконно  русских и  заимствованных  словах. V  Подготовка к  изучению нового  материала Приветствие Создание положительного психологического настроя учеников Из словаря выписать слова, обозначающие спортивные термины (не  более 10 слов) Сегодня у нас урок   по теме "Исконно русские и заимствованные  слова". Мы с вами узнаем много новых слов и научимся правильно  использовать   в речи заимствованные слова. Сколько иностранных слов вы знаете? Как вы понимаете выражения  «Заимствованные слова»,  «Исконно  русские слова»? Вопросы учителя: ­Приведите примеры новых слов, появившихся в связи с освоением   космоса;  ­ Приведите примеры новых слов, появившихся в связи с развитием  экономической сферы, бизнеса. Сделать вывод:  ­ Как называются такие слова? ­ Как появляются неологизмы и для чего они необходимы? Запись числа, классной  работы Чтение домашнего задания Ответы учащихся  Заимствованные ­ пришли  из других языков,  заимствовать – взять,  перенять, усвоить Исконно русские слова ­  образовались по правилам  русского языка, исконный ­  коренной Учащиеся отвечают по  цепочке  Неологизмы    Вывод:  новые слова  появляются беспрерывно.  Появляется новая вещь – ее  нужно как­то обозначить,  назвать.   Горький М.  Время (в мин.) 1 мин. 2 мин. 1 мин. 3 мин. 5 мин. VI Постановка  проблемы ­ Как узнать, из какого языка к нам пришли данные заимствованные  слова?  ­Какие книги могут нам помочь? VII Физминутка VIII Ознакомление с  новым материалом Мы играем в баскетбол, волейбол и бадминтон,  Приседаем, прыгаем и ногами дрыгаем.  На экране выводится: 1. Все существительные на ­ия заимствованные 2. Почти все слова, в корне которых есть удвоенные согласные, –  заимствованные: терраса, туннель, профессия, биссектриса 3. Многие существительные, в корне которых встречаются подряд  две гласные буквы, – заимствованные: поэт, маэстро, тротуар Признаки заимствованных слов: 1. не изменяются; 2. начинаются с «а», «ф», «ц», «э», «ю»; 3. сочетания «шт», «хт», «кс», «мп»; 4.словообразовательные элементы аква, гео, био, теле. 5. Имеют конечные сочетания ИНГ, МЕН, ЕР, ция, манн, мейстер,  бург (митинг, брифинг, супермен, таймер);  6. Наличие сочетаний ТЧ, ДЖ; ­ Для каждого признака приведите пример из слов, данных  на экране  или приведите свой собственный пример.                                                Учащимся предлагается с  5 мин. помощью словаря выяснить  происхождение слов: 1) Теннис, ксерокс, чипсы, дисплей,  2) файл, видеоролик,  брелок, лазер, 3) факс, бандана,  джинсы, бигмак,  1 мин 5 мин. Делают записи в тетради  (приводят примеры) IX Рассказ учителя ­ Весь словарный состав русского языка с точки зрения его  происхождения можно разделить на две группы: исконно русская  Слово осваивается  3 мин. лексика и заимствованные слова. Заимствование  – закономерный и  естественный процесс развития языка, представляющий собой  результат общения и взаимодействия людей. Языковые контакты и  лексические заимствования сопутствуют развитию словарного состава  любого языка.  Словарный состав языка постоянно пополняется, возникают в нашей  речи всё новые  русские слова. Пополнение словарного запаса  осуществляется и за счет заимствования слов из других языков.  Народы, населяющие разные страны, не могут жить обособлено.  Между ними возникают торговые, культурные, политические связи.  Общаясь между собой, народы иногда заимствуют друг у друга  предметы личного и домашнего обихода. Орудия труда, машины,  оружие, предметы искусства, научные понятия и т.п.  Основными причинами заимствований являются следующие:  1.Исторические контакты народов. 2.Необходимость названия новых предметов и явлений. 3.Языковая мода. 1. Вставьте недостающие слова. Саша и Юля живут в городе. Мама работает …………….., а папа ­  …………..  Дети занимаются в художественной ………………Саша любит  рисовать…………………, а Юля ……………….В свободное время они всей семьей играют в ………………, катаются на  ………………..Ребята с папой зашли  в …………………, Саша купил  ……………., ………………., а Юля ………….….. Мама в  ………………. покупает …………………. Опорные слова: Телефонист, чипсы, фломастер, бананы, студия, аптека, супермаркет,  таксист,  карандаш, футбол, скутер, йогурт, витамины. Слово учителя. Беседа по вопросам. ­ Назовите источники обогащения нашего языка?  ­Из каких языков могут заимствоваться слова русским языком? 2. Работа в группах.  1. Графически;  2. Фонетически;  3. Грамматически;  4. Лексически Выполнение тренировочных  упражнений. 5 мин Положительный –  позитивный 3 мин. X Первичное  осмысление и  закрепление темы XI Попробуйте заменить иноязычные слова  синонимами исконно  русского происхождения. 3.Замените словосочетания одним словом: ­ аппарат для приёма телевизионных передач ­ исполнитель ролей в театре или кино  ­ объявление о спектакле или концерте ­ аппарат для разговора на расстоянии по проводам при помощи  электрической энергии ­ здание со сценой, где ставят спектакли Объяснение домашнего задания. 1.Выучить признаки заимствованных слов. (Для всех). 2. Подберите к данным словам однокоренные слова разных частей  речи: Компьютер Вокзал Газета Адрес Костюм официально представить ­  презентовать хлеб с маслом – бутерброт экран –  дисплей ненастоящее, поддельное –  фальшивое  крохотный ­ мизерный Один ученик работает у  доски, остальные пишут в  тетрадях 5 мин Запись в дневниках 2 мин XII Постановка задачи  на дом XIII Оценивание Подробный комментарий учителя XIV Подведение итогов ­ Подведем итоги и обобщим все вышесказанное. Закончите  предложения: ­ На уроке я узнал… ­ Мне было интересно… ­ Теперь я понял, что… Выставление оценок в  дневники Ответы учащихся 1 мин 3 мин.

Исконно русские и заимствованные слова

Исконно русские и заимствованные слова

Исконно русские и заимствованные слова

Исконно русские и заимствованные слова

Исконно русские и заимствованные слова

Исконно русские и заимствованные слова

Исконно русские и заимствованные слова

Исконно русские и заимствованные слова

Исконно русские и заимствованные слова

Исконно русские и заимствованные слова

Исконно русские и заимствованные слова

Исконно русские и заимствованные слова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2019