Знакомство с понятиями «исконно русские слова», «заимствованные слова»; показать учащимся богатство русского языка, раскрыть особенности заимствования как одного из способов развития языка; закреплять умение видеть и объяснять орфограммы в словах; воспитывать любовь к русскому языку, патриотические чувства, вызвать интерес к языковым явлениям воспитывать культуру речи
русский.docx
ФИО
Дата:
Предмет
Класс
Тема урока
Базовый учебник
Цель урока:
Задачи:
обучающие
развивающие
воспитательные
Тип урока
Технологическая карта урока русского языка
Танабергенова А.С.
01.10.18
Русский язык
6 класс
Исконно русские и заимствованные слова.
УМК под редакцией УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.
«Русский язык». 6 класс. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Н.В.Ладыженская, академик
Н.М.Шанский издательство «Просвещение», 2016 г.
Познакомить учащихся с основными путями развития лексической системы; с новым способом пополнения
лексического состава языка;
Знакомство с понятиями «исконно русские слова», «заимствованные слова»; показать учащимся богатство
русского языка, раскрыть особенности заимствования как одного из способов развития языка; закреплять
умение видеть и объяснять орфограммы в словах.
формирование навыков работы со словарями (толковым, этимологическим, словарем иностранных слов);
развивать логическое мышление; развивать умение выявлять в тексте заимствованные слова, сравнивать,
анализировать, делать выводы.
воспитывать любовь к русскому языку, патриотические чувства, вызвать интерес к языковым явлениям
воспитывать культуру речи
Урок усвоения нового материала
Формы работы учащихся
Фронтальный опрос, самостоятельная работа учащихся, выполнение тренировочных упражнений.
Методы и приёмы
слово учителя с элементами беседы, тренировочные упражнения, наблюдение над языковым явлением
Необходимое техническое
оборудование
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с заданиями
Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. №
Этап урока
Деятельность учителя (с указанием действий)
Деятельность учащихся
Ход урока
I
II
III
IV
Организационный
момент
Проверка домашнего
задания
Определение темы и
целей урока
Вступительное слово
учителя об исконно
русских и
заимствованных
словах.
V
Подготовка к
изучению нового
материала
Приветствие
Создание положительного психологического настроя учеников
Из словаря выписать слова, обозначающие спортивные термины (не
более 10 слов)
Сегодня у нас урок по теме "Исконно русские и заимствованные
слова". Мы с вами узнаем много новых слов и научимся правильно
использовать в речи заимствованные слова.
Сколько иностранных слов вы знаете?
Как вы понимаете выражения «Заимствованные слова», «Исконно
русские слова»?
Вопросы учителя:
Приведите примеры новых слов, появившихся в связи с освоением
космоса;
Приведите примеры новых слов, появившихся в связи с развитием
экономической сферы, бизнеса.
Сделать вывод:
Как называются такие слова?
Как появляются неологизмы и для чего они необходимы?
Запись числа, классной
работы
Чтение домашнего задания
Ответы учащихся
Заимствованные пришли
из других языков,
заимствовать – взять,
перенять, усвоить
Исконно русские слова
образовались по правилам
русского языка, исконный
коренной
Учащиеся отвечают по
цепочке
Неологизмы
Вывод: новые слова
появляются беспрерывно.
Появляется новая вещь – ее
нужно както обозначить,
назвать.
Горький М.
Время
(в мин.)
1 мин.
2 мин.
1 мин.
3 мин.
5 мин. VI
Постановка
проблемы
Как узнать, из какого языка к нам пришли данные заимствованные
слова?
Какие книги могут нам помочь?
VII
Физминутка
VIII Ознакомление с
новым материалом
Мы играем в баскетбол, волейбол и бадминтон,
Приседаем, прыгаем и ногами дрыгаем.
На экране выводится:
1. Все существительные на ия заимствованные
2. Почти все слова, в корне которых есть удвоенные согласные, –
заимствованные:
терраса, туннель, профессия, биссектриса
3. Многие существительные, в корне которых встречаются подряд
две гласные буквы, – заимствованные:
поэт, маэстро, тротуар
Признаки заимствованных слов:
1. не изменяются;
2. начинаются с «а», «ф», «ц», «э», «ю»;
3. сочетания «шт», «хт», «кс», «мп»;
4.словообразовательные элементы аква, гео, био, теле.
5. Имеют конечные сочетания ИНГ, МЕН, ЕР, ция, манн, мейстер,
бург (митинг, брифинг, супермен, таймер);
6. Наличие сочетаний ТЧ, ДЖ;
Для каждого признака приведите пример из слов, данных на экране
или приведите свой собственный пример.
Учащимся предлагается с
5 мин.
помощью словаря выяснить
происхождение слов:
1) Теннис, ксерокс, чипсы,
дисплей,
2) файл, видеоролик,
брелок, лазер,
3) факс, бандана,
джинсы, бигмак,
1 мин
5 мин.
Делают записи в тетради
(приводят примеры)
IX
Рассказ учителя
Весь словарный состав русского языка с точки зрения его
происхождения можно разделить на две группы: исконно русская
Слово осваивается
3 мин. лексика и заимствованные слова. Заимствование – закономерный и
естественный процесс развития языка, представляющий собой
результат общения и взаимодействия людей. Языковые контакты и
лексические заимствования сопутствуют развитию словарного состава
любого языка.
Словарный состав языка постоянно пополняется, возникают в нашей
речи всё новые русские слова. Пополнение словарного запаса
осуществляется и за счет заимствования слов из других языков.
Народы, населяющие разные страны, не могут жить обособлено.
Между ними возникают торговые, культурные, политические связи.
Общаясь между собой, народы иногда заимствуют друг у друга
предметы личного и домашнего обихода. Орудия труда, машины,
оружие, предметы искусства, научные понятия и т.п.
Основными причинами заимствований являются следующие:
1.Исторические контакты народов.
2.Необходимость названия новых предметов и явлений.
3.Языковая мода.
1. Вставьте недостающие слова.
Саша и Юля живут в городе. Мама работает …………….., а папа
…………..
Дети занимаются в художественной ………………Саша любит
рисовать…………………, а Юля ……………….В свободное время они
всей семьей играют в ………………, катаются на
………………..Ребята с папой зашли в …………………, Саша купил
……………., ………………., а Юля ………….….. Мама в
………………. покупает ………………….
Опорные слова:
Телефонист, чипсы, фломастер, бананы, студия, аптека, супермаркет,
таксист, карандаш, футбол, скутер, йогурт, витамины.
Слово учителя. Беседа по вопросам.
Назовите источники обогащения нашего языка?
Из каких языков могут заимствоваться слова русским языком?
2. Работа в группах.
1. Графически;
2. Фонетически;
3. Грамматически;
4. Лексически
Выполнение тренировочных
упражнений.
5 мин
Положительный –
позитивный
3 мин.
X
Первичное
осмысление и
закрепление темы
XI Попробуйте заменить иноязычные слова синонимами исконно
русского происхождения.
3.Замените словосочетания одним словом:
аппарат для приёма телевизионных передач
исполнитель ролей в театре или кино
объявление о спектакле или концерте
аппарат для разговора на расстоянии по проводам при помощи
электрической энергии
здание со сценой, где ставят спектакли
Объяснение домашнего задания.
1.Выучить признаки заимствованных слов. (Для всех).
2. Подберите к данным словам однокоренные слова разных частей
речи:
Компьютер
Вокзал
Газета
Адрес
Костюм
официально представить
презентовать
хлеб с маслом – бутерброт
экран – дисплей
ненастоящее, поддельное –
фальшивое
крохотный мизерный
Один ученик работает у
доски, остальные пишут в
тетрадях
5 мин
Запись в дневниках
2 мин
XII
Постановка задачи
на дом
XIII Оценивание
Подробный комментарий учителя
XIV Подведение итогов
Подведем итоги и обобщим все вышесказанное. Закончите
предложения:
На уроке я узнал…
Мне было интересно…
Теперь я понял, что…
Выставление оценок в
дневники
Ответы учащихся
1 мин
3 мин.
Исконно русские и заимствованные слова
Исконно русские и заимствованные слова
Исконно русские и заимствованные слова
Исконно русские и заимствованные слова
Исконно русские и заимствованные слова
Исконно русские и заимствованные слова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.