Представлен дополнительный материал к уроку музыки на тему «Искусство - это твой собственный голос»
Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 9 класс.
С детских лет мы привыкли считать, что музыка может полноценно существовать только при помощи трёх главных фигур - композитора, исполнителя и слушателя.в материале представлены - вопросы и задания по теме
Дополнительный материал к уроку музыки на тему –
«Искусство это твой собственный голос» *
Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В.
Алеева, 9 класс.
Мне так нужно сейчас петь!
Но я не умею, братцы...
(Е. Гришковец, писатель)
О чём может идти речь в разделе, который имеет название «Человек в
музыке»? Здесь необходимо сделать некоторые пояснения.
С детских лет мы привыкли считать, что музыка может полноценно
существовать только при помощи трёх главных фигур композитора,
исполнителя и слушателя.
Для музыки профессиональной, композиторской это действительно верно, и к
рассмотрению этого явления современной музыкальной жизни мы ещё
обратимся.
Борис Кустодиев. Деревенский праздник
(фрагмент)Однако при этом нам важно понять также и другое. 3а пределами
музыки, существующей при помощи трёх указанных действующих лиц,
остаётся большое количество музыкальных явлений, которые так же
полноценно живут, прекрасно обходясь без их участия. Это, например,
народная музыка, в которой «композитор», «исполнитель» и «слушатель»
нередко совмещаются в одном лице. Это и музыка богослужебной традиции,
которая вообще не предполагает участия трёх обозначенных фигур в
традиционном понимании. В наше время также возникло множество видов
музыки (включая и те, о которых шла речь в предыдущем разделе),позволяющих говорить об отсутствии привычной триады участников
музыкального процесса.
Однако при этом очевидно, что музыка не может существовать вне человека.
Кто же этот человек, если обратиться к современной музыкальной
реальности? Почему музыки звучит так много, а о её авторах порой ничего не
известно? Почему мы иногда с искренним удовольствием слушаем
любительское исполнение музыки, предпочитая его исполнению «по всем
правилам» в концертном зале, на оперной сцене и т. д.? Почему, наконец, мы
сами так любим петь, порой не особенно смущаясь отсутствием слуха или
голоса?
В Интернете опубликован любопытный материал с оригинальным названием
«Про петь». По своему характеру он напоминает социологический опрос и
представляет высказывания людей, разделившихся на две группы: тех, кто
петь любит, и тех, кто ненавидит. В первой группе обозначилось 87 человек, а
во второй 5. Обратите внимание на характер высказываний любителей петь:
не умею вообще. Но люблю».
Федерико Дзандоменеги. Урок пения«Я петь
«Когда настроение хорошее, так и тянет запеть... Причём при всех, чтобы
было видно, как мне хорошо!»
«Люблю петь... но только когда я одна дома... не знаю... при всех стесняюсь,
наверное».
«Порой это единственный способ выразить свои чувства. Когда простые слова
теряют смысл окончательно».«Да, я люблю петь! Пусть у меня нет голоса и слуха, но я люблю это делать».
«Вчера на пару с юным гитаристом, который почемуто проникся любовью к
моим песням, пели в пустой квартире, пугая соседей. Красиво.
Переплетаются голоса низкий и высокий, волны и ручьи ...Особенно когда
распоёшься, когда голос звучит ярко и чисто. Не могу представить себя без
пения. Не знаю, получится ли чтото из нашей затеи, но это, по большому
счёту, неважно. Важно, что мне нравится с ним петь...»
«Если бы у меня отняли голос, не знаю, как я смогла бы жить. Не умерла бы,
но было бы, конечно, тяжело. Есть такие эмоции, которые могут быть
выражены только в песне».
Удивительно, но даже те, кто принадлежит к малочисленной группе
ненавидящих петь, оставили следующие признания:
«У меня нет ни слуха, ни голоса. И я с этим смирилась, а времени на развитие
этого таланта нет – развиваю то, что умею».
«Да, пою, конечно, только потом тумаков получаю. Вот пою, вы поймите, и
знаю, что сейчас скажут: замолчи или милицию вызовем... я не люблю
проблем, так что молчу...»
«Я не люблю петь, потому что, говоря объективно, у меня не особо
выдающиеся вокальные данные... нет, слух есть, голос многим нравится... по
мне не нравится, как звучит мой голос, поэтому петь не люблю».
«Не люблю, потому что не умею, а учить никто не хочет. Или хочет, но берёт
огромнейшие деньги. Так что мне приходится не петь, даже когда я одна
дома, а так хочется...»
Странной в этих отзывах предстаёт ненависть. Не так уж она отличается от
любви: просто одни любят петь и поют, несмотря ни на что, а другие и хотели
бы, но не могут себе позволить. Главное, что объединяет эти высказывания:
музыка необходима человеку для самовыражения, для эмоциональной
разрядки, для общения с другими, столь же жаждущими музыки людьми.
Такая музыка это личное пространство человека, выражение его самых
непосредственных и близких интересов.
Поэтому тема «человек в музыке» это разговор о том, что объединено
понятием «любительское музицирование», т. е. именно та форма
существования музыки, в которой каждый человек может найти своёсобственное место. Нам также будет важно разобраться, для чего необходимо
любительское музицирование, какова его историческая традиция, в каких
формах оно может выражаться и какие виды музыки обязаны ему своим
происхождением.
Вопросы и задания:
Как ты думаешь, почему человеку необходимо пение?
Продумай музыкальное сопровождение к этому уроку. Какую форму ты
считаешь наиболее подходящей для него концерт, совместное пение (хором
или поодиночке), урок вокала или чтото другое?
Проведи социологический опрос на тему «Любите ли вы петь?» в любой
группе (в классе, во дворе и т. д.). Попробуй проанализировать и обобщить
полученные результаты.
Источник http://www.musicfantasy.ru/materials/iskusstvoetotvoysobstvennyy
golos