«Искусство - это твой собственный голос»

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен дополнительный материал к уроку музыки на тему «Искусство - это твой собственный голос» Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 9 класс. С детских лет мы привыкли считать, что музыка может полноценно существовать только при помощи трёх главных фигур - композитора, исполнителя и слушателя.в материале представлены - вопросы и задания по теме
Иконка файла материала музыка.doc
Дополнительный   материал к уроку музыки на тему –                          «Искусство ­ это твой собственный голос» *                                                                       Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В.  Алеева, 9 класс. Мне так нужно сейчас петь! Но я не умею, братцы... (Е. Гришковец, писатель) О чём может идти речь в разделе, который имеет название «Человек в  музыке»? Здесь необходимо сделать некоторые пояснения. С детских лет мы привыкли считать, что музыка может полноценно  существовать только при помощи трёх главных фигур ­ композитора,  исполнителя и слушателя. Для музыки профессиональной, композиторской это действительно верно, и к рассмотрению этого явления современной музыкальной жизни мы ещё  обратимся. Борис Кустодиев. Деревенский праздник  (фрагмент)Однако при этом нам важно понять также и другое. 3а пределами  музыки, существующей при помощи трёх указанных действующих лиц,  остаётся большое количество музыкальных явлений, которые так же  полноценно живут, прекрасно обходясь без их участия. Это, например,  народная музыка, в которой «композитор», «исполнитель» и «слушатель»  нередко совмещаются в одном лице. Это и музыка богослужебной традиции,  которая вообще не предполагает участия трёх обозначенных фигур в  традиционном понимании. В наше время также возникло множество видов  музыки (включая и те, о которых шла речь в предыдущем разделе),позволяющих говорить об отсутствии привычной триады участников  музыкального процесса. Однако при этом очевидно, что музыка не может существовать вне человека.  Кто же этот человек, если обратиться к современной музыкальной  реальности? Почему музыки звучит так много, а о её авторах порой ничего не  известно? Почему мы иногда с искренним удовольствием слушаем  любительское исполнение музыки, предпочитая его исполнению «по всем  правилам» ­ в концертном зале, на оперной сцене и т. д.? Почему, наконец, мы  сами так любим петь, порой не особенно смущаясь отсутствием слуха или  голоса? В Интернете опубликован любопытный материал с оригинальным названием  «Про петь». По своему характеру он напоминает социологический опрос и  представляет высказывания людей, разделившихся на две группы: тех, кто  петь любит, и тех, кто ненавидит. В первой группе обозначилось 87 человек, а  во второй ­ 5. Обратите внимание на характер высказываний любителей петь: не умею вообще. Но люблю». Федерико Дзандоменеги. Урок пения«Я петь  «Когда настроение хорошее, так и тянет запеть... Причём при всех, чтобы  было видно, как мне хорошо!» «Люблю петь... но только когда я одна дома... не знаю... при всех стесняюсь,  наверное». «Порой это единственный способ выразить свои чувства. Когда простые слова теряют смысл окончательно».«Да, я люблю петь! Пусть у меня нет голоса и слуха, но я люблю это делать». «Вчера на пару с юным гитаристом, который почему­то проникся любовью к  моим песням, пели в пустой квартире, пугая соседей. Красиво.  Переплетаются голоса ­ низкий и высокий, волны и ручьи ...Особенно когда  распоёшься, когда голос звучит ярко и чисто. Не могу представить себя без  пения. Не знаю, получится ли что­то из нашей затеи, но это, по большому  счёту, неважно. Важно, что мне нравится с ним петь...» «Если бы у меня отняли голос, не знаю, как я смогла бы жить. Не умерла бы,  но было бы, конечно, тяжело. Есть такие эмоции, которые могут быть  выражены только в песне». Удивительно, но даже те, кто принадлежит к малочисленной группе  ненавидящих петь, оставили следующие признания: «У меня нет ни слуха, ни голоса. И я с этим смирилась, а времени на развитие  этого таланта нет – развиваю то, что умею». «Да, пою, конечно, только потом тумаков получаю. Вот пою, вы поймите, и  знаю, что сейчас скажут: замолчи или милицию вызовем... я не люблю  проблем, так что молчу...» «Я не люблю петь, потому что, говоря объективно, у меня не особо  выдающиеся вокальные данные... нет, слух есть, голос многим нравится... по  мне не нравится, как звучит мой голос, поэтому петь не люблю». «Не люблю, потому что не умею, а учить никто не хочет. Или хочет, но берёт  огромнейшие деньги. Так что мне приходится не петь, даже когда я одна  дома, а так хочется...» Странной в этих отзывах предстаёт ненависть. Не так уж она отличается от  любви: просто одни любят петь и поют, несмотря ни на что, а другие и хотели  бы, но не могут себе позволить. Главное, что объединяет эти высказывания:  музыка необходима человеку для самовыражения, для эмоциональной  разрядки, для общения с другими, столь же жаждущими музыки людьми.  Такая музыка ­ это личное пространство человека, выражение его самых  непосредственных и близких интересов. Поэтому тема «человек в музыке» ­ это разговор о том, что объединено  понятием «любительское музицирование», т. е. именно та форма  существования музыки, в которой каждый человек может найти своёсобственное место. Нам также будет важно разобраться, для чего необходимо любительское музицирование, какова его историческая традиция, в каких  формах оно может выражаться и какие виды музыки обязаны ему своим  происхождением. Вопросы и задания: Как ты думаешь, почему человеку необходимо пение? Продумай музыкальное сопровождение к этому уроку. Какую форму ты  считаешь наиболее подходящей для него ­ концерт, совместное пение (хором  или поодиночке), урок вокала или что­то другое? Проведи социологический опрос на тему «Любите ли вы петь?» в любой  группе (в классе, во дворе и т. д.). Попробуй проанализировать и обобщить  полученные результаты. Источник  http://www.music­fantasy.ru/materials/iskusstvo­eto­tvoy­sobstvennyy­ golos