Использование активных форм и методов работы в целях обучения и воспитания одаренной личности при изучении химии в условиях внедрения ФГОС.
Я – путь для ученика. Но и он есть мой путь,
ибо тоже подаёт мне ступеньку для совершенствования
моей учительской интуиции и искусства.
Проблема одаренности человека занимала с давних времен. Именно в античную эпоху зародились такие понятия, как «гений» и «талант», которые вплоть до XIX века прочно утвердились в научных трактатах. В античные времена некоторые философы полагали, что талант – это «божий дар». К таким философам относились Платон, Сенека, Демокрит. Одаренный или гениальный человек, согласно античным философам обладал истинным знанием.
В Средние века понятием «одаренность» обозначались врожденные, дарованные Богом способности. Считалось, что одаренность либо присуща человеку, либо ее нет. Развитием одаренности специально никто не занимался.
Интерес к явлению одаренности появился в эпоху Возрождения вместе с интересом к творчеству. И это не случайно. Эпоха Возрождения дала миру таких титанов мысли, как Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Мишель Монтень, Николай Коперник, Николо Макиавелли, Данте Алигьери, Вильям Шекспир и др. Феномен появления именно в эпоху Возрождения огромного количества одаренных и гениальных людей вызывал у многих философов вопрос: «Что есть одаренность и гениальность?». Но единого ответа на эти вопросы найдено не было.
Создание концепции одаренности началось на рубеже XIX и XX веков. Выдающийся английский ученый Френсис Гальтон первым в книге «Наследственность таланта, ее законы и последствия» попытался доказать экспериментальным путем, что выдающиеся способности являются результатом действия наследственных факторов.
Позже было установлено, что одаренность во многом зависит от воспитания, условий получения образования, жизненного уровня и других факторов в жизни человека.
В отечественной науке одним из первых определение понятия «одаренность» дал в 1940 году в своей статье «Способности и одаренность» Борис Михайлович Теплов. По его мнению, одаренность следует понимать как своеобразное сочетание способностей и факторов среды, от которых зависит возможность достижения успеха.
В последнее время достаточно широко используются такие понятия как индивидуальность, одаренность, талант, одаренные дети и детская одаренность.
Рассмотрим их, выстроив такую логическую цепочку: индивидуальность - способность - одаренность – талант – гениальность.
Понятие «индивидуальность» обозначает неповторимость определенных признаков, своеобразие психики, неповторимость и уникальность присущих конкретному человеку и отличающих данного человека от всех иных, принадлежащих к тому же виду.
Как правило, словом «индивидуальность» определяют главную особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый ребенок, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, броско, красиво, других - маловыразительно, малозаметно.
Условием формирования индивидуальности является среда, в которой ребенок растет, ассоциации, накопленные в детстве, особенности воспитания. Быть индивидуальностью - значит уметь думать по-своему, вносить что-то новое.
Очень важными в определении индивидуальности личности являются способности.
Способность можно рассматривать как индивидуально-психологические особенности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
Когда учащиеся в одинаковых условиях достигают различных успехов в освоении и выполнении какой-либо деятельности, говорят о наличии соответствующих способностей у одних и их отсутствии у других.
В школе у учащихся прослеживается связь способностей со знаниями и умениями, и учителю необходимо отличать способности от знаний и умений. В основе знаний и умений лежат приобретенные и закрепленные системы временных связей в коре головного мозга. Примером может быть знание таблицы умножения, правил правописания. Способностями же называются основанные на специальных особенностях нервной деятельности свойства личности, которые позволяют хорошо выполнять данную деятельность. Однако нельзя отрывать способности от знаний. Между ними существует характерная взаимная зависимость: способности облегчают усвоение знаний, а овладение знаниями содействует развитию способностей.
Ступени выраженности способностей у детей
Гениальность (от лат. genius — «дух») — высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности, который реально проявляется в выдающихся научных открытиях, философских концепциях, технических изобретениях, социальных преобразованиях, создании художественных произведений, имеющих отдалённые последствия, определяющих эпоху.
Талант - определенные или выдающиеся способности, которые открываются с приобретением опыта, формируя навык (проявленная , явная одаренность.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
В последнее время термин «одаренность» получил вновь общественное признание, так же как и социальная значимость проблемы обучения одаренных детей. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий – невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны. Появилась даже своеобразная мода на работу с одаренными детьми.
И сейчас бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Работе с одарёнными детьми большое внимание уделял В.А. Сухомлинский, его высказывания об одарённости детей самые актуальные сейчас. Приведу некоторые из них: "…Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, дать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод...», « Одарённость обнаруживается тогда, когда ей удалось проявиться и закрепиться», «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат». Эти слова замечательного, великого русского педагога должны стать ключевыми в современном образовании для тех педагогов и учителей, кто выявляет одарённых детей и работает с одарёнными детьми, поддерживает юные дарования и верит в детей с неординарными способностями. Но обладать таким чутьём и тактом должен новый педагог, педагог нового поколения.
Наша школа, Бесланская 8, не остаётся в стороне от Федеральных законов о внимании к одарённым детям. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обращает внимание на то, что «…необходимо создать специальную систему поддержки талантливых ребят и общую среду для проявления и развития способностей каждого.
Наша школа - это особым образом спроектированное развивающее пространство.
8 школа родилась с новыми мыслями и идеями о будущем, в котором бы хотелось жить. Поэтому учимся сами и учим детей жить сейчас, а не готовиться жить. Идти вслед за мечтой уже сейчас и претворить ее в жизни.
Вдохновляющая среда, мотивирующая атмосфера – это уклад школы и попытка строить свое крошечное Сколково.
8 школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают учителя, ребенка и родителя и тут же реализуются.
8 школа – это структура управления на принципиально новой научной основе. Задана очень высокая планка, которая побуждает всех участников образовательного процесса искать, расти, приносить пользу общему делу.
Одним из направлений Программы развития школы является её информатизация. Без указаний сверху школа стала на путь цифровой школы и создала проект «Цифровая империя». «Радио 8-ой», газета «8-ое чудо света», телевидение «8-ой канал», кинозал «8-ая синема» - всё для приобретения учащимися навыков 21 века.
8 школа – это школа интеллектуального развития. Характерной чертой школьного климата можно назвать то, что учебный процесс, учебные достижения – в центре школьной жизни.
Ключевое слово отводится качеству обучения учащихся. Для педагогического коллектива важна степень сохранения стремления ребенка продолжать образование всю жизнь (life learning education). Новые ФГОС успешно внедряются и реализуются в пилотном режиме на всех ступенях общего образования.
8 школа – это путь от школы знаний к школе навыков.
Профессию нужно определять в школе – это результат работы по повышению мотивации к обучению и стремление учащихся к осознанному выбору образовательной траектории; создание среды для жизненных экспериментов и программ для социализации.
Каждый в школе играет свою роль, и у каждого эта роль является главной. Поэтому в нашей Стране безоблачного детства делается маленькое чудо для её жителей каждый день.
В результате ученических проектов, например, появились гимн и герб школы, школьные рекреации зонированы, предметные недели сказочные.
Я считаю, что именно такая образовательная среда дает возможность взращивать одаренные личности.
В настоящее время от одаренных и талантливых людей ожидается конструктивное развитие и максимальная отдача в различных сферах человеческой деятельности, а также требуется пересмотр взглядов на педагога и на процесс его профессиональной подготовки в стратегических направлениях модернизации образования.
Требования к личности учителя, работающего с одаренными детьми.
Нравственность, желание работать нестандартно, увлеченность своим делом, поисковая активность, любознательность, знание всех областей человеческих жизней, эрудированность, знание психологии одаренных детей, мотивационная готовность к работе с одаренными детьми.
Учитель должен быть:
• талантливым, готовым к экспериментальной и творческой деятельности;
• профессионально грамотным;
• интеллигентным, нравственным и эрудированным;
• владеть современными педагогическими технологиями;
• иметь позитивную Я – концепцию, быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным;
• умелым организатором учебно-воспитательного процесса, психологом.
Такого учителя, учителя нового поколения тоже формирует школа. Чтобы учить – надо учиться самим. Учитель растет в одной команде с детьми и родителями. В нашей школе созданы условия для развития педагогического коллектива, следуя принципам тимбилдинга, чтобы в нашей эпохе неопределенности и разнообразия учитель легко лавировал в широких возможностях образовательного пространства и являлся не только транслятором знаний, но и стремился стать навигатором для самореализации учащихся.
В работе с одаренными личностями меняется образовательная среда, уровень мастерства учителя, роль учителя, соответственно традиционные методы потеряли свою актуальность на современном этапе обучения химии, на первый план выдвигаются активные формы обучения.
Использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника. Знания более прочные, когда ребёнок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе. Именно форма активного обучения - это первая искорка, зажигающая факел любознательности. Являясь учителем такого сложного предмета, как химия, я стараюсь разнообразить уроки, сделать их более интересными, а самое главное, каждое новое понятие связать с жизнью. Интересный учебный предмет – это учебный предмет, ставший «сферой целей» учащихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом. Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения.
Быть сопричастным к ситуации успеха – лучшая мотивация для детей на моих уроках.
Выйти из привычной зоны комфорта педагогической деятельности, увидеть множество интересных инновационных процессов в образовании и повести с собой детей – вот главная задача моей педагогической деятельности.
Химия является одним из предметов, который предоставляет возможность ребенку раскрыть свои способности, реализовать себя творчески и интеллектуально.
Для успешного развития химической одаренности учащихся применяю технологии личностно-ориентированного обучения, информационно – коммуникационные технологии, технологию исследовательской деятельности, проблемное обучение, технологию критического мышления и т.д.
Одной из педагогических технологий, посредством которой обеспечивается развитие интеллекта учащихся, логического, образного, теоретического и критического мышления, является технология развития критического мышления. Она способствует совершенствованию качества обучения учащихся, закреплению приобретенных знаний, формированию умения переноса их в новые ситуации, установлению метапредметных связей, развивает мыслительные навыки учащихся, делает образование личностно-ориентированы.
В ходе своей педагогической деятельности я стараюсь использовать различные методы и приёмы технологии критического мышления: инсерт, кластер, интеллектуальная атака, верные и неверные утверждения, фишбоун. В 8 классе на уроке «Типы химических реакций. Вычисления по уравнениям реакций» очень органично использовался мною прием технологии критического мышления «Интеллектуальная атака» на стадии вызова. Ребята надевали друг на друга корону с вопросами, передавая её от одной парты к другой. Вопросы были разноуровневые, формулировались с расчетом на обратную связь. Для каждого ряда была предложена своя корона с вопросами и ребята могли выбрать уровень сложности.
Используя прием «Ключевые фразы», на уроке по теме «Металлы» я предложила на стадии вызова следующие задания:
- из предложенных словосочетаний и слов составьте предложение и сформулируйте, как изменяются восстановительные свойства металлов в побочных подгруппах (уменьшение, восстановительные свойства, побочная подгруппа, увеличение, порядковый номер);
- с помощью ключевых фраз объясните почему металлы обладают высокой тепло- и электропроводностью ( хаотически движущиеся электроны в металле; при повышении температуры металла возрастают амплитуды колебаний атомов и ионов в узлах кристаллической решетки; вблизи абсолютного нуля сопротивление у металлов отсутствует, и у них появляется сверхпроводимость).
Все эти методы и приёмы технологии развития критического мышления позволяют не только ученикам, но и учителю работать творчески.
Одной из составляющих личностно-ориентированного типа образовательного процесса является интеграция в образовательных предметах и образовательных предметов между собой, все это способствует системности знаний, восприятию целостной картины мира, повышает мотивацию к изучению предметов.
Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей и являются наиболее предпочтительными.
Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков.
В 2017 – 2018 уч. году мной был дан интегрированный урок « Основные положения электролитической диссоциации» в 8 классе на Республиканском семинаре по теме «Метапредметные результаты на уроках химии». Урок по своему содержанию и форме подачи материала отвечал самым современным требованиям. Главной задачей было раскрытие внутреннего потенциала каждого ребенка через создание ситуации успеха. Я попыталась насытить пространство урока не только предметным, но и метапредметным содержанием, т.е. поверх своего предмета выстроила систему сознательного обучения учащихся приемам мыследеятельности, которые являются общими для различных предметов: анализу, синтезу, воображению, схематизации, проблематизации. Более того, я учила учащихся осознавать сам процесс учения, т. е. рефлексировать свой процесс познания. Рамки учебного кабинета раздвинулись, ученики отправились за знаниями в научную экспедицию. Они посетили в сопровождении координаторов, учащихся 10 классов, этимологическую станцию, там они посетили урок литературы в древне-греческой школе, где им объяснили смысл терминов «диссоциация» и «ассоциация».
Далее ведущие предложили посетить кабинет ученого - биолога. На данном этапе учащимся показали видео ролик о роли электролитов в организме человека. Познакомили с функциями, которые выполняют ионы в живых организмах. Далее ведущие пригласили посетить орбитальную станцию «Физика». Учащиеся провели экспериментальное исследование веществ на проводимость электрического тока. На станции «Театральная» участники урока посмотрели постановку сказки – загадки в исполнении учеников 3 класса. В результате просмотра сказки они определили причину диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связями.
Станция «Винтик и Шпунтик» была следующей остановкой экспедиции. Руководители экспедиции вместе с учащимися отправились в автомастерскую. Мастер рассказал о том, какую функцию выполняет электролит в аккумуляторе, о том, что он является средой, в которой происходят химические реакции, позволяющие накапливать электрическую энергию и отдавать ее. Познакомил с характеристиками электролита для автомобильных АКБ, решением возможных проблем при эксплуатации. Последняя станция была станция «Здоровье», на которой врач-реаниматор рассказал о значении электролитов в крови и норме их содержания; о том, при каких патологиях назначается анализ крови на электролиты. Результатом экспедиции были свитки с положениями теории электролитической диссоциации, полученные на каждой станции. Затем координаторы с учащимися возвратились в пункт отправления, кабинет химии.
Я инструктировала обучающихся, побуждая к уточнению и конкретизации знаний, полученных в ходе научной экспедиции. Организуя работу с понятиями данной темы, с привлечением наглядного материала в виде презентации пояснила, что этих знаний недостаточно, для того, чтобы покорить лестницу удачи.
Предложила приобрести недостающие знания самостоятельно.
Организовала работу по группам. Первая группа разбирала диссоциацию солей, вторая – кислот, третья – оснований. С целью проверки полученных знаний на стадии закрепления организовала игру «Бросить вызов». В ходе проведения игры подвела учащихся к формулировке шестого положения ТЭД.
Обобщив полученную информацию, попросила сформулировать тему урока. Далее возвратилась к целям, поставленным на стадии вызова.
С целью закрепления полученных знаний провела игру «Верю, не верю».
На слайде выводится перечень утверждений, среди которых нужно выбрать правильные (самопроверка). С целью развития умений применять полученные знания на практике организовала работу по выполнению заданий ОГЭ по теме «Электролитическая диссоциация». Урок - прогнозирование, это один из типов современного урока.
Необычный симбиоз химии и психологии выбрала я для своего открытого урока в прошлом году. Урок был дан для учащихся 8А класса на республиканском семинаре учителей химии. «Память ржавеет, если её не тренировать» и «Мнемотехника — искусство запоминания» — два посыла восьмиклассникам, с помощью которых они сами сформулировали тему урока и определили его цели. В процессе групповой работы на каждую букву слова «профессия» дети назвали профессии людей, связанных с химией, которым важно иметь хорошую память. Учащиеся с легкостью прошли тесты на воспроизведение цвета, на виды памяти (зрительной, эйдетической, тактильной, логической, двигательной). А самое интересное - всё связано с химией и опытами. Отработка основных приемов запоминания «Акростих», «Мнемофраза», «Мнемостих» , «Мнемоническая матрица» и «Метод ассоциативных связей» заставляли думать, задания были интересны детям - об этом все признались на этапе рефлексии. Ещё бы! Сиди и сочиняй весёлые стихи и сказку про химию: «Сапоги мои того, пропускают Н2О». Такой информативный метапредметный урок не оставил равнодушными ни детей ни присутствующих учителей.
Внеурочная деятельность с одаренными учащимися в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, так как внеурочные формы и методы работы обладают широкими возможностями выявления и развития детской одаренности учащихся
Внеурочная деятельность позволяет наиболее продуктивно осуществлять воспитание и развитие одаренных детей в свободное от обучения время, используя внеурочную деятельность как ресурс, позволяющий достичь нового качества образования.
Рассмотрим некоторые из них.
Олимпиады - это радость интеллектуальных соревнований и возможность испытать свои знания по школьным предметам.
Важнейшим средством развития одаренности ребенка является проведение предметных олимпиад. Олимпиада развивает у школьников интерес к предмету, знакомит с нетрадиционными заданиями и вопросами, пробуждает желание работать с дополнительной литературой, формирует навыки самостоятельной работы, помогает раскрыть творческий потенциал.
Участие одаренных детей в олимпиадах помогает учителю показать значимость изучаемых предметов в школе, обогащает качество обучения, позволяет спланировать индивидуальную работу с талантливыми учениками и показать родителям перспективы развития их ребенка.
Именно олимпиады позволяют ученику познать и проявить себя, дают возможность самоутвердиться. Даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности.
Кроме того, олимпиады способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся, так как некоторые ученики не выделяются на уроках: они старательно изучают программный материал, не выходя за его рамки. Но во время олимпиады такие ученики часто проявляют свои способности при решении нестандартных заданий. На стабильно высоком уровне удерживают свои результаты мои ученики на муниципальном этапе всероссийской олимпиады, также являются призёрами международной олимпиады «Олимп» и международных дистанционных олимпиад от проектов «Инфоурок» и «Компэду».
Результаты муниципального этапа всероссийской олимпиады
Ф.И.О. участника |
Класс |
Учебный год |
Статус участия |
Царитова Екатерина |
10 |
2017-2018
|
победитель
|
Мрикаев Зелимхан |
11 |
2017-2018
|
победитель
|
Царитова Екатерина |
11 |
2018-2019
|
призер |
Козырева Диана |
10 |
2019-2020
|
победитель |
Камболов Ахсар |
11 |
2019-2020
|
победитель |
Гусиева Стелла |
8 |
2020-2021
|
победитель |
Козырева Диана. |
11 |
2020-2021
|
победитель |
Все победители муниципального этапа представляли школу в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников, где они показали невысокий результат. Самое высокое достижение в региональном этапе – 4 место. Есть куда расти. Необходимо активизировать деятельность в этом направлении.
Развитию общей одарённости школьников способствует целенаправленная организация исследовательской деятельности учащихся. Подготовка учащегося к выполнению научно – исследовательской работы носит особый характер, нежели простая подготовка к олимпиаде.
Роль учителя — в основном сопровождающая, он вооружает учеников технологией деятельности и соответствующими способами работы.
Научный подход к процессу исследования в педагогической практике требует реализации ряда принципов, в частности: принцип естественности – проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим; принцип осознанности как проблемы, целей и задач, так и хода исследования и его результатов; принцип самодеятельности - когда ученик овладевает ходом исследования только через проживание его, т.е. через собственный опыт; принцип наглядности - ученик изучает мир не только по книгам, а какой он есть на самом деле. Приведу некоторые результаты данной работы.
Работа ученика 7 А класса Ходова Александра «Хлеб, который мы едим» заняла II-е места в конкурсе «Шаг в будущее Осетии»(2017 г.). Ученица 10 А класса Елоева Валерия с работой «Вся правда о пальмовом масле» стала победителем Регионального конкурса молодых исследователей «Ступень в науку» и призером XII Всероссийского конкурса «Национальное достояние Росси(2018 г.). Работа «Сладкая история горького шоколада», которую представила ученица 6А класса Гергаулова Амина была лучшей в секции «Здоровый образ жизни» конкурса молодых исследователей «Ступень в науку»(2018 г.).
Ученица 9А класса Аликова Алина выступила на Региональном конкурсе молодых исследователей «Ступень в науку» с работой «Яд соланин в клубнях картофеля» и стала победителем в секции «Здоровый образ жизни», а также победителем заочного этапа XII Всероссийского конкурса «Национальное достояние России»(2018 г.).
Систематическая плодотворная работа с талантливыми детьми и в этом году дала высокие результаты. На заключительном мероприятии — очном туре XIII Всероссийского конкурса достижений талантливой молодёжи «Национальное достояние России», проходившем в ФГБУ «ДДО Непецино» Управления делами Президента РФ, учащиеся 7 «А» класса Гергаулова Амина, которая выступила с работой «Головная боль – следствие или диагноз» и 10 «Б» класса Бекмурзова Эллина, которая представила работу «Алюминиевая фольга – знакомая незнакомка» заняли первые места и награждены дипломами победителей. Обе выступили в номинации «Медицина и здоровый образ жизни»(2019 г.). В 2020 году научно-исследовательская работа ученицы 11А класса Кокаевой Даны Александровны «Химическая мнемотехника» была признана лучшей в секции «Педагогика и психология» на Региональном конкурсе молодых исследователей «Ступень в науку».
Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с признаками одарённости реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы. Ученица 10 класса Цагараева Алана Сослановна на XVI Всероссийском конкурсе достижений талантливой молодёжи «Национальное достояние России» представила научно-иссдледовательскую работу по теме «Сила лабарракой воды», стала призером и получила диплом II степени в номинации «Медицина и здоровый образ жизни».
Правильный процесс даёт правильный результат – к этому иду по своему маршруту в будущее. Достижения детей, по моему мнению, – это одна из граней успешности учителя. Завтра не поскупится на добрые всходы, если мы будем всегда смотреть вперед с надеждой, назад с благодарностью, вверх с верой, по сторонам с любовью.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.