Воспитание как приоритет современного профессионального образования на уроках учебной практики
«Образование без воспитания – меч в руках сумасшедшего»
Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) – русский ученый-энциклопедист
В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано «Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов»
В статье 2 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» отмечено: «Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства»
Валентин Иванович Андреев — советский и российский педагог, основатель журнала «Образование и саморазвитие» определил сущность воспитания «Воспитание – это один из видов человеческой деятельности, которая осуществляется преимущественно в ситуации педагогического взаимодействия воспитателя и воспитанника при управлении игровой, учебной, трудовой, досуговой и другими видами деятельности и общения воспитанника с целью развития (саморазвития) его личности или отдельных личностных качеств».
Лев Семенович Выготский — известный русский психолог начала XX века определил сущность воспитания «Строго говоря, с научной точки зрения, нельзя воспитывать другого… Можно только воспитываться самому… В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность»
Познакомившись в 1993 году с моделью «Саморазвитие человека», появилась новая профессиональная позиция – непрерывное творческое саморазвитие себя и обучающихся. Ядром моей педагогической деятельности стало содружество, сотоварищество с учениками на равноправных условиях. Я понял, что каждый обучающийся творец, кузнец своего очага. И моя главная функция, как мастера производственного обучения, это создание необходимых и достаточных средств, для того, чтобы ученики почуяли себя и реализовали свои уникальные человеческие способности. В основу педагогической деятельности легло выращивание творца мыслей, образов, замыслов.
В результате я пришел к выводу, что оптимальной технологией развития творческой личности является технология коллективно-индивидуальной мыследеятельности (КИМ).
Как
же проходят занятия по данной технологии?
Стержнем модели является управление процессом усвоения учеником культуры, в ходе которого развиваются его внутренние потребности, способности. Так как человека учить нельзя, а он учится сам, то цели, содержание, способы развития определяются мной и обучающимися совместно, с учетом их интересов и способностей.
Я организую, взаимодействие обучаемых в познавательном процессе, сознательно создавая при этом такую ситуацию, которая вызовет у обучающихся необходимость действовать по культурным нормам общественных отношений. Все операции в процессе деятельности производятся в определенной последовательности, которую нарушить нельзя, иначе не будет достигнута конкретная цель. Потребности каждого удовлетворяются лишь долей конечного продукта их совместной деятельности. Эта доля общественного труда становится главным стимулом дальнейшего саморазвития человека, а это приводит к профессиональному совершенству.
Организация целевого пространства
1. Творческие микрогруппы – внешний механизм развития
2. Ввод в проблемную ситуацию
3. Постановка целей студентами и коррекция их мастером п/о (мировоззренческой и предметной)
4. Проектирование результата
5. Выбор средств
Организация поискового пространства
1. Организация поисковой деятельности по творческим микрогруппам.
2. Коррекция проблемы.
3. Определение способов деятельности: работа по алгоритму!!!!
4. Реализация программы деятельности.
5. Выработка личных, групповых позиций, точек зрения.
6. Общее обсуждение (определение нормы).
Алгоритм деятельности
ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ИСПОЛНЕНИЕ
КОНТРОЛЬ
(КОРРЕКЦИЯ)
Реализация программы деятельности в поисковом пространстве. Это и Исследование проводов, исследование инструментов и материалов для монтажа, ремонта и обслуживания электрооборудования, исследование неисправностей электроборудования проектирование инструкций по ОТ, проектирование инструкционно-технологических карт, проектирование электрических схем, проектирование чертежей.
Реализация программы деятельности в поисковом пространстве - это также исполнение проектов
Организация рефлексивного пространства
• Рефлексия деятельности студентов. Осознание совместной и индивидуальной деятельности (в чем успех или неуспех, над чем работать).
• Выход на новую проблемную ситуацию (домашняя работа).
Рефлексия мастера п/о. Соответствует ли проект ситуации процессу деятельности
В ходе реализации программ учебной практики я выделил бы три вида ситуаций: ситуации по деятельности обучающихся в отдельной операции, ситуации по деятельности комплексного характера – изготовление изделий (деталей), ситуация выявления уровня общих и профессиональных компетенций (творческое проекты и задания).
В ходе занятий по данной технологии у студентов шло приращение профессионально - важных качеств личности:
• морально-волевые: трудолюбие, физическая выносливость, выдержка, самообладание, дисциплинированность, активность, энергичность, уверенность в себе;
• морально-деловые: организованность, ответственность, самостоятельность, инициативность, целеустремленность, аккуратность, внимательность;
• морально-этические: честность, тактичность, доброжелательность, коммуникабельность, развитое чувство эмпатии, толерантность, нравственный самоконтроль, проявление чувства профессиональной чести, высокий уровень культуры поведения, общения, самокритичность, общительность, коллективизм, общая культура, чувство меры, эстетический вкус.
Цель образования сегодня – подготовить конкурентоспособную личность, востребованную на рынке труда.
• Основное условие формирования личности – ее активная деятельность. Только в деятельности человек наиболее полно познает свои силы и способности, приобретает знания и умения, развивает способности и характер, научается управлять ими в соответствии с интересами общества и личности.
• Обстоятельства жизни и воспитание, активная деятельность создают предпосылки для самовоспитания.
• Самовоспитание – высший уровень развития личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.