Использование АМО в начальной школе

  • docx
  • 05.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Использование АМО в начальной школе.docx

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АМО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(Выступление на ШМО учителей начальных классов)

Ослоповских Г.Н.

учитель начальных классов

Мкоу «Шутихинская СОШ»

 

     Одной из проблем, волнующей учителей является  вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям  и потребность в их самостоятельном поиске, другими словами как активизировать познавательную деятельность в процессе обучения.

     Большинство  личностных качеств закладывается в начальной школе. Это  не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить. Современному ученику необходимы определенные навыки мышления и качества личности: умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать. И задача учителя  не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.

      На слайде 3 мы видим процентное  соотношение уровня запоминания учащихся в зависимости от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания. Только 10% учеников способны запомнить и понять, то, что они читают. И только, когда учащиеся говорят и участвуют в реально деятельности, только тогда они запоминают на 90%. А для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные форм организации образовательного процесса, активные методы обучения.

В своей деятельности я использую технологию АМО – активные методы обучения. Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, движении и рефлексии.

При системном использовании АМО роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером.  Меняется и роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности. Включение АМО в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности.  Использование АМО позволит сделать уроки современными, насыщенными, творческими, отвечающими потребностям обучающихся, родителей, общества.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи.  АМО:

o   начала образовательного мероприятия;

o   выяснение целей, ожиданий и опасений;

o   актуализация знаний;

o   презентации учебного материала;

o   организации закрепления учебного материала;

o   презентации обобщения знаний;

o   подведение итогов занятия;

o   релаксация.

 

Динамично и эффективно начать урок,  активизировать  внимание учащихся, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой   помогают методы: «Подари подарок другу», «Поздоровайся локтями», «Галерея портретов», «Мой цветок», «Летающие имена». Они воспитывают коммуникативные качества, доброжелательность, устанавливают контакт между учениками. Метод «Улыбнемся друг другу». Я улыбнулась вам,  и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Пожелаем друг другу хорошего настроения. Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу. Метод «Приветствие». Учащиеся проходят по классу и приветствуют друг друга, говоря при этом слова приветствия или называя свои имена.

 

       Активные методы для выяснения образовательных целей, ожиданий и опасений учеников можно использовать: «Ковёр идей», «Фруктовый сад», «Разноцветные листы», «Что у меня на сердце», «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Солнышко и туча». Перед обучающимися создаётся проблемная ситуация или ставится проблемный вопрос, дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске солнышко, яблоко, неуверенные – тучку, лимон. По количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

    

          На этапе актуализации опорных знаний применяю метод «Магазин». Данный метод использовала на уроке русского языка,  при изучении темы «Имя существительное». На доске картинки с изображениями  различных предметов  (овощи, фрукты, животные, растения и т.д.). Каждый ученик подходить  к доске, произносит фразу: «Я покупаю яблоко  потому, что слово, обозначает предмет, отвечает  на вопрос что?» Или: «Я покупаю медведя  потому, что слово, обозначает предмет, отвечает на вопрос кто?».  Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку. После  покупки всех картинок подводится итог (чей ряд купил больше картинок). Подобную игру проводила на математике на этапе устного счёта.

При изучении темы «Части речи» использовала  метод «Парный выход» с целью развития умения подбирать к названиям предметов названия действий.  К доске выходят ученик. Он  подбирает себе пару, а затем записывает по памяти любое словарное слово, обозначающее предмет. Его товарищ находит подходящее к этому слову название действия (признака) и записывает рядом. Учащиеся записывают  слова с их предварительным орфографическим проговариванием. Класс оценивает правильность выполнения задания, грамотность записи, оригинальность словосочетаний, быстроту работы. Так же эту  работу можно провести в парах на местах.

 

Чем  ярче, интересней и образней будет презентация нового материала, тем быстрее и прочнее будет усвоена новая тема. Сориентировать учащихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом помогут методы: «Пометки на полях», «Написание синквейна», «Верные – неверные утверждения», «Написание эссе», «Лекция со стопами», «Ковер идей».

Метод «Мозговой штурм». Его цель - организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения задач. Доска разделена на секторы, в которые вписываются предлагаемые учениками любые предложения по решению проблемы. Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. Третий этап – выбор наиболее перспективных решений. При наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них.

Метод «Инфо-угадайка». Учитель называет тему своего сообщения. На классной доске прикрепляется  лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее. Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются. В  конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них. Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

Метод «Кластер».  Цель данного метода: концентрация внимания участников, структурирование информации. Учитель в ходе объяснения нового материала  записывает основные мысли на заранее подготовленных цветных карточках (они могут быть заранее распечатаны) и приклеивает их на доску. Таким образом, ученики могут визуально следить за ходом мысли учителя. В результате получается структурированный краткий конспект сообщения.

Метод  «Синквейн». Данный метод требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма  свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы, вы их видите на экране. Использовала этот метод на уроках литературного чтения для составления характеристики героя, на обобщающих уроках русского языка, окружающего мира.

        Использование активных методов в обучении ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть  пассивным и становится активным  участником образовательного процесса.

     Для представления материала закрепления учебного материала используются методы «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка». Чем разнообразнее и интереснее самостоятельная работа, тем продуктивнее проходит урок. Метод «Творческая мастерская». Дети подбирают пословицы, стихотворения, рассказы, рисуют рисунки, пишут сочинения на заданную тему. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект. В ходе практической  деятельности  учебный кабинет превращается в творческую мастерскую. Дети с удовольствием выполняют работу в группах.

      Методы презентации обобщения знаний: «Приоритеты», «Светофор». Метод «На линии огня». Ученики делятся на две группы. Одна группа отвечает за аргументы «за», другая за аргументы «против». Группы начинают дискуссию по предлагаемому вопросу. Каждая группа пытается убедить друг друга в своей правоте.

Метод «Светофор».  Участники выбирают карточку того цвета, который, по их мнению, соответствует их оценке занятия (мероприятия): зелёный — позитивной, жёлтый — нейтральной, красный — негативной. После выбора карточки каждый участник приклеивает её на лист ватмана, группируя по цвету.

    Завершить урок можно, применив  такие методы, как «Ромашка»,  «Мудрый совет», «Итоговый круг».

Метод «Мудрый совет». Группа пишет  в конце урока совет детям, которые ещё не совсем поняли тему урока.

Метод «Ромашка».  Дети отрывают лепестки  ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме  урока, записанные на обратной стороне лепестка.

Метод «Итоговый круг». Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп , а те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

Особенно детям  нравится такой метод «Микрофон», когда они берут в руку микрофон  и говорят, что понравилось,  что нет, где было интересно или трудно.

      Данные методы помогают  эффективно, грамотно и интересно подвести итог урока. Для учителя этот этап  очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная  связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

    Не стоит забывать  и о релаксации на уроке.  Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Дети  любят выполнять физминутки под музыку, на экране за Фиксиками  или Кукутиками выполняют различные движения.

    Уроки с использованием активных форм  и методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителя.

Данные методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру

дискуссии и сотрудничества. Применять данные методы не обязательно все на каждом или на одном уроке.

 

     Активные методы обучения помогают:

•  развивать мотивацию к обучению  и наилучшие стороны ученика,

•  учить обучающихся самостоятельно добывать знания ,

•  развивать интерес к предмету,

•  позволять активизировать процесс развития у школьников коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

    У каждой методики есть свои положительные и отрицательные стороны.

 

Плюсы в использовании АМО:

 

      Формирование положительной учебной мотивации.

      Повышение познавательной активности учащихся.

      Активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс.

      Стимулирование самостоятельной деятельности.

      Развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления.

      Эффективное усвоение большего объема учебной информации.

      Развитие творческих способностей и нестандартности мышления.

      Развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося.

      Раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития.

      Развитие навыков самостоятельного умственного труда.

 

     Недостаток заметила лишь в том, что дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать со своими эмоциями, следовательно, на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.

 

       Таким образом, включение активных  методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает максимально возможную связь между учащимся и учителем, позволяют сделать учебный процесс более эффективным.

 

Литература

 

1.     Зарукина Е.В., Н.А.Логинова, М.М.Новик  Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению. - Санкт-Петербург,  2010.

2.      «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru