Использование андрагогической модели обучения в преподавании экономических дисциплин

  • doc
  • 22.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Раскрываются: необходимость переобучения и образования взрослых людей в современном обществе; особенности и принципы, отличающие взрослого обучающегося от среднестатистического студента; методики обучения, раскрывающие способности и профессионализм обучающихся. Освещается проведение семинара как одной из эффективных форм обучения взрослых, его составные части с целями и результатами каждой из них.
Иконка файла материала Статья Сергиенко для Знанио.doc

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНДРАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 

Сергиенко Татьяна Валентиновна

Филиал КГА ПОУ «Энергетический колледж» 

Приморский край, г. Артём

 

Образование взрослых отвечает запросам общества и напрямую зависит от изменений, происходящих в нем. Вместе с тем, оно состав­ляет обособленную часть системы образования, призванную удовлетворять ожидания и потребности различных групп людей, вызванные необходимостью переобучения или повышения квалификации. Такому образованию противопоказана жесткая регламентация «сверху». Образование — это не просто занятия с преподавателем, это многосторонний процесс приобретения знаний и нрав­ственных ценностей.

В XXI веке стали особенно активно пропагандировать идею непрерывного образования как неотъемле­мого права каждого гражданина. Во-первых, это связано с объективной потребностью постоянно осваивать новые технологии, неудержимо навя­зываемые нам научно-техническим прогрессом. Деятельность экономиста строится с использованием электронной почты, Интернета, новых бухгалтерских программ, и если он не будет владеть ИКТ для профессиональной сферы, то очень скоро окажется безработным. Второй фактор — это усложнение социальной среды, а именно необходимость все время делать осознанный выбор. Третья предпосылка необходимости постоянного об­разования — новые нравственно-этические требования, предъявляе­мые современным обществом. Отсюда острая постановка проблем воспитания и  гражданского об­разования не только подрастающего поколения, но и взрос­лых людей. В этом же ряду стоит и проблема удовлетворения все возрастающих потребностей отдельного человека в разви­тии собственной личности.

Организация ЮНЕСКО, давно занимающаяся особенностями обучения взрослого человека, сформу­лировала главный принцип их образования, выведенный в результате многочисленных исследований — «Для взрослого обучение должно быть ве­селым».

Психологи выделили основные особенности, от­личающие взрослого обучающегося от среднестатистического студента:

1.     осознает себя самостоятельной, самоуправ­ляемой личностью и критически относится к любым попыткам руководить им;

2.     накапливает большой запас жизненного, социального и профессионального опыта, который фор­мирует его мировоззрение и с точки зрения которого он оценивает любую поступающую информацию;

3.            мотивация к учению заключается в прагматическом подходе (с помощью учебы решить жизненные проблемы);

4.            стремится к без­отлагательному применению полученных знаний;

5.            его восприятие сопровождается эмоцио­нальной оценкой информации.

Работа с группой взрослых должна строиться так, чтобы вместо пассивного слушания обучающиеся действовали, включаясь непосредственно в процесс освоения компетенций. Монолог заменяется диалогом, преподаватель - искусный организатор и психолог, вовлекающий группу в активное взаимодействие, ведущее к эффективному результату.

Можно выделить основные принципы преподавания взрослым людям:

1.            Принцип равенства – преподаватель такой же участник обсуждения вопроса, как и все остальные, предполагает, что информация может обсуждаться и подвергаться сомнению. У каждого взрослого обучающегося имеется жизненный опыт, к которому он может апеллировать и неважно, что мнение может быть выражено не учеными терминами, а простыми словами – для взрослого не столь существенны формулировки, сколько важно понять и принять услышанное.

2.            Активное творчество. Не потому, что так «веселее», а с целью создания соответствующей атмосферы, «раздвижения» стереотипов и подготовки мозга для принятия нового знания и свежих идей (что и составляет сущность процесса обучения). В идеале любое новое для взрослых знание должно не просто обсуждаться,  а самостоятельно формулироваться, что не возможно без использования интерактивных и активных методов обучения.  Здесь важны все средства – наглядность, яркость (зрительная и словесная), обсуждение в микро – группах, парадоксы и т.д.

3.            Ориентация на личность. Преподаватель должен быть готовым к тому, что в процессе обучения его слова или методы могут вызвать неприятие, раздражение и скуку. Надо научиться уважать и таких обучающихся просто потому, что они - взрослые самостоятельные люди и домашние заботы, проблемы на работе могут быть сегодня важнее темы занятия, постараться понять и помочь в дальнейшем адаптироваться в активный процесс на уроке.

4.            Комфортность. Комфортный темп занятия – одно из ключевых понятий успеха. Небольшие перерывы, разминки, уместные шутки (на профессиональные темы) помогают снять напряжение и создать ощущение внутреннего комфорта. Взрослому для рефлексии необходима пауза. В этом случае краткий перерыв, возможность обменяться мнениями – не напрасно потерянное время, наоборот, десятиминутная пауза поможет группе усвоить гораздо больше, чем полуторачасовая лекция без перерыва. Созданная на уроке атмосфера радости, положительные эмоции – часто едва ли не единственное, что вспоминается годы спустя.

Основные правила работы с группой взрослых людей называют андрагогической моделью обучения. Ключевым звеном между содержанием образования и личностью выступают методы (способы и приемы), с помощью которых знания становятся достоянием взрослого человека. Они задают общую направленность процессу обучения. Если обдумывать особенности конкретных методов работы, учитывая особенности взрослого чело­века, то следует задать себе следующие вопросы:

1.            Будет ли у участников возможность самостоятельного поиска решения  и общения с другими участниками?

2.            Насколько близки процессы обучения к реальной жиз­ненной ситуации, поведению человека, где он сам прини­мает решения и эмоционально переживает результат?

3.            Какие могут возникнуть отношения в процессе обучения и что предпринять, чтобы они были связаны с положительными эмоциями?

4.            Будут ли в процессе обучения поддерживаться чувство собственного достоинства, самоуважение, опора жизненный и профессиональный опыт, парт­нерские начала?

Эффективность деятельности педагога прямо зависит от способности учесть особенности образовательного процесса и на этой основе выстроить взаимодействие с обучающимися. Позицию преподава­теля можно определить как содействие самоопределению и самореализации обучающегося взрослого.

Для образования взрослых нужно выбирать те из методов, которые в наибольшей степени способствуют их мотивации, содействуют развитию профессиональной компетентности. Они преду­сматривают вариативность и  динамическую смену видов учебной деятельности, ис­пользование разнообразных форм организации групповой работы. Преподаватель в данном случае — не только профессио­нал, но и яркая личность, которую отличают неповторимый стиль, манера, способы подачи материала. Современная теория обучения насчитывает свы­ше 250 различных методов. Они под­разделяются на те, которые ориентированы на преподавателя, и те, которые ориентированы на обучающегося. Именно методы второй группы, в основном методы сотрудничества (работа в группах, проектная работа) и игровые методы (ролевые и деловые игры)  приводят к формированию компетенций обучающихся.

Одна из наиболее распространенных форм обучения взрослых — семинар, который понимается как короткий учебный курс, посвященный какой-либо теме или проблеме и очень эффективен как фор­ма организации занятий для взрослых. Во время обучения на семинаре предполагается активность и личная заинтересованность слушателей, их способность наряду с организаторами «привносить» нечто существенное в содержание курса.

 

Вид (цель) семинара

Примерная тематика

Профессио­нальный: новые знания, ин­формация, обмен опытом

Новое в составлении годового бухгалтерского отчета,

Влияние изменений налогового кодекса на порядок ведения бухгалтерского учета

«Корпоратив­ный»: анализ текущей си­туации, выработка новых подходов к деятельности, в том числе учебной

Планирование сотрудниче­ства в сфере экономики,

 Создание презентаций для иллюстрирования результатов экономического анализа

«Мастер-класс»:  все этапы создания какого-либо продукта (в том числе и нема­териального)

Использование автоматизированной формы ведения бухгалтерского учета на предприятии,

Разра­ботка приказа об учетной политике,

Порядок выполнения курсовой работы по МДК 04.01. Основы анализа бухгалтерской отчетности

Эксперимен­тальный: знакомство с каким-либо методом работы и освоение его на практике

Использование приемов экономического анализа для выявления влияния факторов на показатели деятельности предприятия,

Использование современных методик запоминания информации при подготовке к защите ВКР

 

Участники семинара должны четко знать цели и задачи, поставленные передними и осознавать необходимость анализа собственного практического опыта с целью соотнесения его с теорией и перехода на более высокий уровень познания. Цели семинара зависят от его направленности: развитие уровня профессиональной культуры, овладение целостной профессиональ­ной (например, бухгалтерской) деятельностью; развитие и обогащение опыта практической деятель­ности; овладение теорией и практикой применения современ­ных технологий учета и т.д. Обычно семинар включает определенные этапы (например): знакомство участников для создания непринужденной и творческой атмосферы; сообщение целей, выявление потребностей и ожида­ний участников; теоретическое введение в обсуждаемый метод; организация практической работы; подведение итогов.

Продолжительность семинара должна быть оптимальной для по­гружения участников в осмысление изучаемой проблемы. Если проблема объемная, что семинар может  делиться на части. В первой части участники знакомятся с теоретической составляющей проблемы и методиками ее возможного разрешения. Обсуждение проблемы с практической точки зрения происходит во второй части, когда участники семинара «пропускают через себя» способы разрешения ситуации. Если в первой части в роли ведущего преподаватель выступает как знаток вопроса (проблемы), то на втором этапе преподаватель должен быть «нейтральным»  и  при помощи активных приемов обучения направлять дис­куссию. Он способствует тому, чтобы обсуждение носило конструктивный характер, и ни одна идея не была утрачена. Во время обсуждения тот, кто представляет способ решения проблемы, может получить обратную связь, осмыслить ценность предлагаемого, а также риски и опасности, которые с этим связаны.

В практике проведения обучающих семинаров для взрослых сегодня существует довольно большой набор не­обходимых методик и приемов.

На первом этапе — начало работы и знакомство участников семинара. Методики, используемые на этом важном этапе рабо­ты, должны помогать создать необходимую атмосферу открытости и сотрудничества, способствовать успеш­ному поиску новых знаний и эффективности совместной творческой работы. Например, при проведении семинара по дисциплине «Бухгалтерский учет» целесообразно дать возможность  участникам семинара рассказать о своем профессиональном опыте в области учета («Расскажи о себе»). Методика «Расскажи о себе» — это не только простое представление себя, но и ответы на неожиданные вопросы. Например: «Ваше самое большое достижение в прошлом году?». Обычно это сразу вызывает интерес, позволяет рас­крепоститься и создать атмосферу непринужденности, открытости. Важно, чтобы на этом этапе были представлены все участники семинара, включая преподавателя.

На втором этапе — работа по овладению теоретической основой изучаемой проблемы, в центре внимания участников — ана­лиз изучаемого вопроса, презентация теоретических основ предлагаемой проблемы. Для более глубокого восприятия информации используются наглядные и другие раздаточные текстовые материалы (бухгалтерские документы). Преподаватель, с опорой на них, делает обзор наиболее трудных и значимых теоретических проблем, ори­ентируя обучающихся на самостоятельное осмысление тео­ретического материала.

Третий этап — практическая рабо­та. На этом этапе работы могут быть использованы активные методы обучения, которые позволяют участникам семи­нара более глубоко про­никнуть в изучаемую проблему, сначала «почувствовать», а затем объяснить ее роль и смысл «самим себе». Работа проходит в малых группах. Выработанные в них решения выражают позицию всей группы, поэтому участникам тре­буется время, чтобы найти подходящий термин, верное слово. В процессе обоснования решения участники группо­вого обсуждения опираются на ранее по­лученные знания. Содержание задания для группы и выработка решения определяются преподавателем в зависимости от изучаемой проблемы. Например, если на семинаре изуча­лась тема «Финансовая система на современном этапе развития общества», то обучающиеся должны были понять структуру,  виды финансовых институтов, связи между ними и изменениями, происходящими в обществе. Поэтому каждая группа получала раздаточный материал с примерами финансовых ситуаций и заданием: ознакомиться с теоретической базой по данной теме; определить взаимосвязи между финансовыми институтами; проанализировать влияние современного уровня развития общества на изменение финансовых отношений; установить взаимосвязь между ситуациями (оценить сходство, различия, типизацию); изложить результаты обсуждения  по предложенной теме. В завершение преподаватель проводит анализ предло­женных результатов, выделяя значимые положения.

Четвертый    этап    —    рефлексия, осмысление приобретенного опыта. В итоге участники семинара самостоятельно выявляют условия, которые  влияют на изменение финансовых отношений в обществе. Этот этап является, пожалуй, са­мым важным, так как именно здесь осуществляется активное осмысление не только теории (чужого опыта), но и возможности его использования в собственной деятельности (для повышения профессионализма).

Завершающий этап. Подводя итог семи­нара, преподаватель предлагает каждому коротко сформулировать в одной фразе свои впечатления от работы. Эти высказывания являются не только оценкой результата данного семинара, но и определяют содержание и ло­гику последующих семинаров в данной группе.

Помимо семинаров в профессиональном образовании взрослых целесообразно использовать и другие активные и интерактивные методики: групповая работа с использованием метода конкрет­ных ситуаций; творческая мастерская; круглый стол; учебная фирма; модульное обучение.

Внедряя интерактивные технологии в процесс обучения взрослых необходимо учитывать  следующие факторы:

1.          профессионально значимые потребности обучающих­ся, опыт и особенности их профессиональной деятель­ности;

2.          потребность в развитии базовой теоретической подго­товки;

3.          возможность обогатить профессиональную культуру.

Данные методики эффективны в той мере, в какой создают атмосферу доверия, обще­ния и взаимопонимания участников; позволяют осмыслить теоретические предпосылки и подходы к рассматриваемым проблемам; создают условия для активной практической и интеллектуальной  деятельности;   обеспечивают  возможность проанализировать результаты совместной деятель­ности и индивидуальное развитие (рефлексия).

Список использованных источников

1.      Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ;

2.      ФГОС СПО по специальности 38.02.01  Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) от  28 июля 2014г. № 832, зарегистрированный 19 августа 2014г. за  № 33638;

3.     Агапова О.В., Вершловский С.Г.   Технологии образования взрослых, Санкт Петербург, 2008.

4.     Ермолаева М.Г. Современный урок, Санкт Петербург, 2008.

5.     Олейникова О.Н..  Модульные технологии: учебное пособие  – М.: Альфа, 2010.

6.     Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования, М., 2008.