ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНДРАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Сергиенко Татьяна Валентиновна
Филиал КГА ПОУ «Энергетический колледж»
Приморский край, г. Артём
Образование взрослых отвечает запросам общества и напрямую зависит от изменений, происходящих в нем. Вместе с тем, оно составляет обособленную часть системы образования, призванную удовлетворять ожидания и потребности различных групп людей, вызванные необходимостью переобучения или повышения квалификации. Такому образованию противопоказана жесткая регламентация «сверху». Образование — это не просто занятия с преподавателем, это многосторонний процесс приобретения знаний и нравственных ценностей.
В XXI веке стали особенно активно пропагандировать идею непрерывного образования как неотъемлемого права каждого гражданина. Во-первых, это связано с объективной потребностью постоянно осваивать новые технологии, неудержимо навязываемые нам научно-техническим прогрессом. Деятельность экономиста строится с использованием электронной почты, Интернета, новых бухгалтерских программ, и если он не будет владеть ИКТ для профессиональной сферы, то очень скоро окажется безработным. Второй фактор — это усложнение социальной среды, а именно необходимость все время делать осознанный выбор. Третья предпосылка необходимости постоянного образования — новые нравственно-этические требования, предъявляемые современным обществом. Отсюда острая постановка проблем воспитания и гражданского образования не только подрастающего поколения, но и взрослых людей. В этом же ряду стоит и проблема удовлетворения все возрастающих потребностей отдельного человека в развитии собственной личности.
Организация ЮНЕСКО, давно занимающаяся особенностями обучения взрослого человека, сформулировала главный принцип их образования, выведенный в результате многочисленных исследований — «Для взрослого обучение должно быть веселым».
Психологи выделили основные особенности, отличающие взрослого обучающегося от среднестатистического студента:
1. осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью и критически относится к любым попыткам руководить им;
2. накапливает большой запас жизненного, социального и профессионального опыта, который формирует его мировоззрение и с точки зрения которого он оценивает любую поступающую информацию;
3. мотивация к учению заключается в прагматическом подходе (с помощью учебы решить жизненные проблемы);
4. стремится к безотлагательному применению полученных знаний;
5. его восприятие сопровождается эмоциональной оценкой информации.
Работа с группой взрослых должна строиться так, чтобы вместо пассивного слушания обучающиеся действовали, включаясь непосредственно в процесс освоения компетенций. Монолог заменяется диалогом, преподаватель - искусный организатор и психолог, вовлекающий группу в активное взаимодействие, ведущее к эффективному результату.
Можно выделить основные принципы преподавания взрослым людям:
1. Принцип равенства – преподаватель такой же участник обсуждения вопроса, как и все остальные, предполагает, что информация может обсуждаться и подвергаться сомнению. У каждого взрослого обучающегося имеется жизненный опыт, к которому он может апеллировать и неважно, что мнение может быть выражено не учеными терминами, а простыми словами – для взрослого не столь существенны формулировки, сколько важно понять и принять услышанное.
2. Активное творчество. Не потому, что так «веселее», а с целью создания соответствующей атмосферы, «раздвижения» стереотипов и подготовки мозга для принятия нового знания и свежих идей (что и составляет сущность процесса обучения). В идеале любое новое для взрослых знание должно не просто обсуждаться, а самостоятельно формулироваться, что не возможно без использования интерактивных и активных методов обучения. Здесь важны все средства – наглядность, яркость (зрительная и словесная), обсуждение в микро – группах, парадоксы и т.д.
3. Ориентация на личность. Преподаватель должен быть готовым к тому, что в процессе обучения его слова или методы могут вызвать неприятие, раздражение и скуку. Надо научиться уважать и таких обучающихся просто потому, что они - взрослые самостоятельные люди и домашние заботы, проблемы на работе могут быть сегодня важнее темы занятия, постараться понять и помочь в дальнейшем адаптироваться в активный процесс на уроке.
4. Комфортность. Комфортный темп занятия – одно из ключевых понятий успеха. Небольшие перерывы, разминки, уместные шутки (на профессиональные темы) помогают снять напряжение и создать ощущение внутреннего комфорта. Взрослому для рефлексии необходима пауза. В этом случае краткий перерыв, возможность обменяться мнениями – не напрасно потерянное время, наоборот, десятиминутная пауза поможет группе усвоить гораздо больше, чем полуторачасовая лекция без перерыва. Созданная на уроке атмосфера радости, положительные эмоции – часто едва ли не единственное, что вспоминается годы спустя.
Основные правила работы с группой взрослых людей называют андрагогической моделью обучения. Ключевым звеном между содержанием образования и личностью выступают методы (способы и приемы), с помощью которых знания становятся достоянием взрослого человека. Они задают общую направленность процессу обучения. Если обдумывать особенности конкретных методов работы, учитывая особенности взрослого человека, то следует задать себе следующие вопросы:
1. Будет ли у участников возможность самостоятельного поиска решения и общения с другими участниками?
2. Насколько близки процессы обучения к реальной жизненной ситуации, поведению человека, где он сам принимает решения и эмоционально переживает результат?
3. Какие могут возникнуть отношения в процессе обучения и что предпринять, чтобы они были связаны с положительными эмоциями?
4. Будут ли в процессе обучения поддерживаться чувство собственного достоинства, самоуважение, опора жизненный и профессиональный опыт, партнерские начала?
Эффективность деятельности педагога прямо зависит от способности учесть особенности образовательного процесса и на этой основе выстроить взаимодействие с обучающимися. Позицию преподавателя можно определить как содействие самоопределению и самореализации обучающегося взрослого.
Для образования взрослых нужно выбирать те из методов, которые в наибольшей степени способствуют их мотивации, содействуют развитию профессиональной компетентности. Они предусматривают вариативность и динамическую смену видов учебной деятельности, использование разнообразных форм организации групповой работы. Преподаватель в данном случае — не только профессионал, но и яркая личность, которую отличают неповторимый стиль, манера, способы подачи материала. Современная теория обучения насчитывает свыше 250 различных методов. Они подразделяются на те, которые ориентированы на преподавателя, и те, которые ориентированы на обучающегося. Именно методы второй группы, в основном методы сотрудничества (работа в группах, проектная работа) и игровые методы (ролевые и деловые игры) приводят к формированию компетенций обучающихся.
Одна из наиболее распространенных форм обучения взрослых — семинар, который понимается как короткий учебный курс, посвященный какой-либо теме или проблеме и очень эффективен как форма организации занятий для взрослых. Во время обучения на семинаре предполагается активность и личная заинтересованность слушателей, их способность наряду с организаторами «привносить» нечто существенное в содержание курса.
Вид (цель) семинара |
Примерная тематика |
Профессиональный: новые знания, информация, обмен опытом |
Новое в составлении годового бухгалтерского отчета, Влияние изменений налогового кодекса на порядок ведения бухгалтерского учета |
«Корпоративный»: анализ текущей ситуации, выработка новых подходов к деятельности, в том числе учебной |
Планирование сотрудничества в сфере экономики, Создание презентаций для иллюстрирования результатов экономического анализа |
«Мастер-класс»: все этапы создания какого-либо продукта (в том числе и нематериального) |
Использование автоматизированной формы ведения бухгалтерского учета на предприятии, Разработка приказа об учетной политике, Порядок выполнения курсовой работы по МДК 04.01. Основы анализа бухгалтерской отчетности |
Экспериментальный: знакомство с каким-либо методом работы и освоение его на практике |
Использование приемов экономического анализа для выявления влияния факторов на показатели деятельности предприятия, Использование современных методик запоминания информации при подготовке к защите ВКР |
Участники семинара должны четко знать цели и задачи, поставленные передними и осознавать необходимость анализа собственного практического опыта с целью соотнесения его с теорией и перехода на более высокий уровень познания. Цели семинара зависят от его направленности: развитие уровня профессиональной культуры, овладение целостной профессиональной (например, бухгалтерской) деятельностью; развитие и обогащение опыта практической деятельности; овладение теорией и практикой применения современных технологий учета и т.д. Обычно семинар включает определенные этапы (например): знакомство участников для создания непринужденной и творческой атмосферы; сообщение целей, выявление потребностей и ожиданий участников; теоретическое введение в обсуждаемый метод; организация практической работы; подведение итогов.
Продолжительность семинара должна быть оптимальной для погружения участников в осмысление изучаемой проблемы. Если проблема объемная, что семинар может делиться на части. В первой части участники знакомятся с теоретической составляющей проблемы и методиками ее возможного разрешения. Обсуждение проблемы с практической точки зрения происходит во второй части, когда участники семинара «пропускают через себя» способы разрешения ситуации. Если в первой части в роли ведущего преподаватель выступает как знаток вопроса (проблемы), то на втором этапе преподаватель должен быть «нейтральным» и при помощи активных приемов обучения направлять дискуссию. Он способствует тому, чтобы обсуждение носило конструктивный характер, и ни одна идея не была утрачена. Во время обсуждения тот, кто представляет способ решения проблемы, может получить обратную связь, осмыслить ценность предлагаемого, а также риски и опасности, которые с этим связаны.
В практике проведения обучающих семинаров для взрослых сегодня существует довольно большой набор необходимых методик и приемов.
На первом этапе — начало работы и знакомство участников семинара. Методики, используемые на этом важном этапе работы, должны помогать создать необходимую атмосферу открытости и сотрудничества, способствовать успешному поиску новых знаний и эффективности совместной творческой работы. Например, при проведении семинара по дисциплине «Бухгалтерский учет» целесообразно дать возможность участникам семинара рассказать о своем профессиональном опыте в области учета («Расскажи о себе»). Методика «Расскажи о себе» — это не только простое представление себя, но и ответы на неожиданные вопросы. Например: «Ваше самое большое достижение в прошлом году?». Обычно это сразу вызывает интерес, позволяет раскрепоститься и создать атмосферу непринужденности, открытости. Важно, чтобы на этом этапе были представлены все участники семинара, включая преподавателя.
На втором этапе — работа по овладению теоретической основой изучаемой проблемы, в центре внимания участников — анализ изучаемого вопроса, презентация теоретических основ предлагаемой проблемы. Для более глубокого восприятия информации используются наглядные и другие раздаточные текстовые материалы (бухгалтерские документы). Преподаватель, с опорой на них, делает обзор наиболее трудных и значимых теоретических проблем, ориентируя обучающихся на самостоятельное осмысление теоретического материала.
Третий этап — практическая работа. На этом этапе работы могут быть использованы активные методы обучения, которые позволяют участникам семинара более глубоко проникнуть в изучаемую проблему, сначала «почувствовать», а затем объяснить ее роль и смысл «самим себе». Работа проходит в малых группах. Выработанные в них решения выражают позицию всей группы, поэтому участникам требуется время, чтобы найти подходящий термин, верное слово. В процессе обоснования решения участники группового обсуждения опираются на ранее полученные знания. Содержание задания для группы и выработка решения определяются преподавателем в зависимости от изучаемой проблемы. Например, если на семинаре изучалась тема «Финансовая система на современном этапе развития общества», то обучающиеся должны были понять структуру, виды финансовых институтов, связи между ними и изменениями, происходящими в обществе. Поэтому каждая группа получала раздаточный материал с примерами финансовых ситуаций и заданием: ознакомиться с теоретической базой по данной теме; определить взаимосвязи между финансовыми институтами; проанализировать влияние современного уровня развития общества на изменение финансовых отношений; установить взаимосвязь между ситуациями (оценить сходство, различия, типизацию); изложить результаты обсуждения по предложенной теме. В завершение преподаватель проводит анализ предложенных результатов, выделяя значимые положения.
Четвертый этап — рефлексия, осмысление приобретенного опыта. В итоге участники семинара самостоятельно выявляют условия, которые влияют на изменение финансовых отношений в обществе. Этот этап является, пожалуй, самым важным, так как именно здесь осуществляется активное осмысление не только теории (чужого опыта), но и возможности его использования в собственной деятельности (для повышения профессионализма).
Завершающий этап. Подводя итог семинара, преподаватель предлагает каждому коротко сформулировать в одной фразе свои впечатления от работы. Эти высказывания являются не только оценкой результата данного семинара, но и определяют содержание и логику последующих семинаров в данной группе.
Помимо семинаров в профессиональном образовании взрослых целесообразно использовать и другие активные и интерактивные методики: групповая работа с использованием метода конкретных ситуаций; творческая мастерская; круглый стол; учебная фирма; модульное обучение.
Внедряя интерактивные технологии в процесс обучения взрослых необходимо учитывать следующие факторы:
1. профессионально значимые потребности обучающихся, опыт и особенности их профессиональной деятельности;
2. потребность в развитии базовой теоретической подготовки;
3. возможность обогатить профессиональную культуру.
Данные методики эффективны в той мере, в какой создают атмосферу доверия, общения и взаимопонимания участников; позволяют осмыслить теоретические предпосылки и подходы к рассматриваемым проблемам; создают условия для активной практической и интеллектуальной деятельности; обеспечивают возможность проанализировать результаты совместной деятельности и индивидуальное развитие (рефлексия).
Список использованных источников
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ;
2. ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) от 28 июля 2014г. № 832, зарегистрированный 19 августа 2014г. за № 33638;
3. Агапова О.В., Вершловский С.Г. Технологии образования взрослых, Санкт Петербург, 2008.
4. Ермолаева М.Г. Современный урок, Санкт Петербург, 2008.
5. Олейникова О.Н.. Модульные технологии: учебное пособие – М.: Альфа, 2010.
6. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования, М., 2008.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.