МБОУ «Брюховская С(К)ОШИ»Использование дидактических материалов на коррекционных логопедических занятиях в школе, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу для детей с ОВЗ О УО(на участие в муниципальном конкурсе методических и дидактических средств обучения – 2019)
Масленникова М. В., учитель- логопед,
высшая квалификационная категория
2019г.
Основная цель логопедической работы с детьми с ОВЗ
развитие речевого общения,
улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими.
Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций.
Аннотация: Вашему вниманию представлены творческие и доступные всем варианты проведения таких рутинных и чаще всего необходимых видов заданий, как артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, звуко-буквенный анализ и некоторые другие.
1. «Клумба» или «грядка».
Материал: губка для посуды, крабики для волос в виде цветочков, ножницы.Действия: в губке делаются прорези «грядки», к которым будут прикрепляться(будут расти/ сеяться/цвести) «цветочки». Вместо крабиков («цветочков») можно «сеять/сажать» любые семечки. Если губку положить в тазик, «грядку» можно поливать.
Что отрабатываем:
Мелкая моторика,
Автоматизация звуков (произнес-«посадил»),
При алалии отработка простых звукокомплексов или глаголов (сею, расти, лью, рву), в зависимости от используемой Вами методики.
4. Игры с крышками
1. Вариант артикуляционной гимнастики.
Материал: крышки (крупные, около 4-х см в диаметре), фломастеры и изображения (можно и самостоятельно нарисовать) символы артикуляционных упражнений.Действия: обвести крышки, либо нарисовать круг того же диаметра и в центре поместить изображение.
Как использовать для игры:
Предложить ребенку ходить от изображения к изображению, закрывая крышкой (фишкой) выполняемое в данный момент упражнение.
Если неважен порядок выполнения, можно использовать игральный кубик, как в «ходилках».
Также вместо крышек можно использовать песочные часы, для контроля времени.
Еще вариант - подобрать крышки (или наклеить сверху цветную бумагу) по цвету, соответственно «кружку-контору» символа артикуляционного упражнения. Соотнес и закрыл все кружочки, выполняя при этом артикуляционные упражнения - справился с заданием.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей.
Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Использование дидактических игр в логопедической практике значительно ускоряет темпы и эффективность работы логопеда, если тщательно отбирать игры по их содержанию и уметь правильно ими руководить.
При проведении дидактических игр логопед основывается на общих дидактических принципах.
Принцип системности. Игры-одиночки могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата. Системность предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр.
Принцип повторности. Новые знания у дошкольника вызывают значительные затруднения так как у него нет опыта, нет накопленных представлений и способов усвоения знаний. И только в результате повторения ребенок приобретает знания.
Принцип наглядности. У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, его обозначающей, действует на ребенка сильнее, чем слово. Поэтому в своей работе логопед должен использовать как можно больше игрушек, конкретных предметов, картинок, муляжей и т. д.
В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях и обстоятельствах. Поэтому, в логопедической работе с детьми, организовывая дидактические игры, необходимо соблюдать и коррекционно-развивающие принципы, такие как:
принцип динамичности восприятия;
принцип развития высших психических функций;
принцип мотивации.
Одним из факторов, определяющих успешность работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста является частота повторений правильно произносимого звука. Задача по коррекции звукопроизношения может решаться в течение всего дня с помощью дидактических игр, а также игровых упражнений, которые включаются в различные режимные моменты.
Дидактические игры, используемые в коррекции звукопроизношения, решают такие дидактические задачи, как подготовка артикуляционного аппарата к постановке нарушенного звука и закрепления правильного звукопроизношения.
Игровые упражнения, предлагаемые небольшими дозами в течение всего дня, приучают детей контролировать свое произношение. Этот контроль осуществляется благодаря, артикуляционной гимнастике и речевым играм, которые связаны с движениями. Все эти игровые упражнения не утомляют, а снимают статическое напряжение органов речи, которое так характерно для детей с нарушениями звукопроизношения.
Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр:
игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д.);
настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото);
словесные игры (без наглядного материала).
Эффективность использования дидактической игры заключается в том, что дети решают учебные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребята воспринимают умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность. Одновременно, в игре происходит развитие логического мышления, и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы.
Итак, использование дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками, вызывает у детей интерес к изучаемому материалу, улучшает их эмоциональный настрой и психологическую готовность к усвоению новых знаний, умений и навыков, позволяет сосредоточить внимание ребенка на нужном предмете.
Логопедическая коррекция становится более эффективной при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного материала: предметов, игрушек, схем, панно, картинок и т. д.
Использование речевых игр на логопедических занятиях позволяет достичь формирования определенных навыков; умения учиться; развития необходимых способностей и психических функций; познания (в сфере становления собственного языка) ; запоминания речевого материала.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.