СОДЕРЖАНИЕ
I. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………1.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.ФОРМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
1.1 Организация учебного процесса……………………………………...4.
1.2 Игровые формы работы………………………………………………..5.
2. СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА И
НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
2.1 Виды дидактических игр……………………………………………....6.
2.2 Игры – упражнения на уроках баяна……….………………………..12.
2.3.Наглядный и раздаточный материал……………………………..….14.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..17.
Список литературы………………………………………………………19.
I. ВВЕДЕНИЕ
Игра-это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий. В.А.Сухомлинский
На протяжении последних десятилетий вопросы организации развивающего обучения в школах искусств и детских музыкальных школах стали особенно актуальными. Традиционные методики преподавания, в основном направленные на воспитание музыканта – исполнителя, уже не могут быть применены для всех поступивших в музыкальную школу. Зачастую в класс баяна приходят дети, не имеющие к моменту поступления достаточного уровня развития музыкальных способностей, подготовки и умения учиться. Вся педагогика двадцатого века построена согласно изречению «Каждый ребёнок талантлив! Нужно помочь ему это понять». По словам Г.Нейгауза: «…диалектически продуманная методика и школа должны охватывать все степени одарённости – от музыкально дефективного до стихийно гениального». Всех детей, вне зависимости от степени музыкальных данных, пришедших в музыкальную школу, преподавателю необходимо обучить, дать ряд практических и теоретических знаний. Так, для решения проблем общего музыкального воспитания перед педагогами встаёт задача изменения методов музыкального образования.
Применение игровых форм работы в обучении помогает учащимся легче усваивать новые знания, заниматься с радостью и увлечением. Традиционная методика преподавания, дополненная игровыми технологиями сделает занятия более живыми и интересными.
Цель работы: мотивация учащихся к занятиям в классе баяна в детской школе искусств. Игровой мир: сюжет, поле игры.
Учащиеся по классу баяна в возрасте от 6 до 9 лет. Занятия проводятся в индивидуальной форме. На протяжении урока, который длится 40 минут, необходимо изучить гаммы, повторить два старых произведения и выучить три новые пьесы. Работа включает себя разбор текста, музыкальные особенности произведения (ритмический рисунок, характер, темп), игру отдельными, так и двумя руками, а также отработку технически трудных мест, работу над художественным образом произведений. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, такие как темперамент, характер, усидчивость, способность к восприятию нового материала и т.д. Педагог должен провести урок таким образом, чтобы у учащихся каждый раз возникало желание прийти на занятия вновь.
Представители игрового мира (предметы игрового мира, роли, средства действия).
Привлечь интерес к занятиям на баяне бывает нелегко, так как большинство детей неусидчивы, ленивы, стремятся достичь быстрого результата. Пробудить интерес к занятиям помогают посещения концертов известных исполнителей – баянистов, таких как Сергей Войтенко и Дмитрий Храмков, Кирилл Мальков, Александр Большаков и др., подготовка к участию в конкурсах различных уровней и, конечно же, хорошие, современные музыкальные инструменты (баяны).
Изменение условий педагогической деятельности в современном мире ставит перед преподавателями важную задачу – применение новых методических идей на практике. Ведь изучение новых идей дает толчок собственному творчеству педагога, обогащает его опыт и дает возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.ФОРМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.
1. 1 Организация учебного процесса
С целью реализации программ развивающего обучения в классе баяна детских школ искусств необходимо создавать специальные условия учебной деятельности, при которых будут успешно осуществлены все основные принципы обучения: преемственность, последовательность и системность. При обучении ребенка игре на баяне, или на каком - либо другом инструменте, преподавателю необходимо не только давать теоретические знания и формировать навыки игры на баяне, но и проходить обширный учебный репертуар и готовить учеников для публичного выступления. Педагог должен подходить к работе с каждым ребёнком, учитывая его индивидуальные способности и возможности.
Чтобы урок был плодотворным, преподаватель должен заранее, задолго до того, как он встретится в классе с учеником, подготовить все задания и продумать все виды работ. Недопустимо во время проведения занятий, листая нотные сборники, искать нужный материал. Расхолаживаются дети, нарушается темп урока, а найденные примеры не всегда могут быть удачными.
Принцип наглядности является одним из важнейших принципов дидактики, предполагающий тесную связь между логическим, теоретическим познанием и практикой. Достаточно широкое применение принцип наглядности нашел и в музыкальной педагогике.
Самым простым и универсальным средством наглядного воздействия на музыкальных занятиях является показ педагога. В зависимости от педагогической цели, учитель может акцентировать внимание учащегося на ритмической стороне исполнения, либо на чувстве целого, или же на эмоциональной наполненности произведения, используя при этом различные формы наглядности. Дидактический материал – особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности учащихся, экономии учебного времени.
Наглядность это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь ученику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне. Решению образовательных задач способствует использование различных наглядных средств не только на этапе ознакомления, но и при закреплении знаний, при формировании умений и навыков. Использование дидактического материала на уроках не только повысит интерес детей к данным занятиям, но и сделает обучение более эффективным и разнообразным, менее утомительным.
1.2 Игровые формы работы.
Методы развивающего обучения предполагают активное участие самого ученика в освоении знаний. Игровая форма занятия побуждает, стимулирует к учебной деятельности, даёт возможность более естественно включать маленького ученика в процесс обучения. По мнению известного психолога Л.С.Выготского, ребёнок в игре на голову выше своего среднего уровня, потому что применение игровых форм обучения повышает внимание учащихся, увеличивает объём и длительность запоминания. В процессе игровой деятельности формируется творческое воображение, развивается фантазия, игра доставляет учащемуся радость и удовольствие. В игре могут принимать участие один или несколько детей, старшие ученики и конечно родители.
"Начиная занятия с самыми маленькими детьми, прежде всего надо стараться не отпугнуть их чем-то слишком серьезным, что может показаться им утомительным и скучным", пишет А.Артоболевская.
Что же такое дидактическая игра и чем она отличается от просто игры? Если любая хорошая игра учит и развивает, её уже можно зачислить в ряд дидактической. Дидактические, или интеллектуальные игры, – это разновидность игр, специально создаваемых педагогами в целях обучения и воспитания детей. Эти игры тесно связаны с образовательным процессом и направлены на решение конкретных учебных задач. Дидактические игры позволяют развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Кроме развития умственных способностей, игры формируют и волевые качества: организованность, выдержку, настойчивость, умение соблюдать правила игры. Дидактическая игра вызывает у детей живой интерес к предмету, к процессу познания, активизирует их деятельность, помогает легче и незаметно усвоить учебный материал. И, пожалуй, самое главное, игра способна на длительное время удерживать внимание ребёнка при решении какой-либо определенной учебной задачи.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают место более традиционным формам обучения. А вот при проверке результатов обучения, выработке знаний и умений умелое использование дидактических игр принесёт большую пользу. В этой связи игры можно условно разделить на контролирующие игры и игры-упражнения, игры-тренажёры. Преподаватель должен ясно понимать роль дидактической игры в образовательном процессе, правильно оценивать её воздействие на познавательную активность ребёнка, стремиться к тому, чтобы игра не отвлекала от обучения, а способствовала интенсификации умственной работы, делая её более привлекательной и интересной.
2. СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.
2.1 Виды дидактических игр.
Традиционно дидактические игры делятся на предметные, настольнопечатные и словесные игры.
Предметные игры – это игры с применением различных дидактических предметов. Использование игрушек в образах зверей: медвежонка, котёнка, мышонка, птички может помочь в освоение звуковысотного восприятия музыки. Зайчик и слонёнок оживят процесс освоение начального теоретического материала в процессе знакомства с приёмами игры non legato и staccato.
Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие мыслительных процессов. Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Условно музыкальные дидактические игры можно подразделить на следующие виды:
-игры-упражнения с карточками;
-коллективные настольные игры;
-игры-головоломки;
-компьютерные упражнения;
Игры упражнения с карточками
Игры-упражнения с карточками совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Игра «Я знаю ноты»
Дидактическая задача игры «Веселые ноты» – проверить знание записи нот в скрипичном и басовом ключах, формировать навык чтения нот с листа. В педагогической практике существует несколько вариантов этой игры: а) можно изготовить нотный стан – цветные ноты;
б) можно сделать карточки, на каждой – изображение одной ноты на нотном стане в скрипичном или басовом ключе.
Правила игры: ученик достает ноту и кладет на соответствующий нотный стан. Подведение результатов игры зависит от фантазии и выдумки педагога: это может быть просто необходимое количество набранных баллов (верных ответов), различного вида фишки или жетоны и т.п.
Игры с ритмическими карточками.
Игры с ритмическими карточками занимают особое место в работе по активации зрительного и слухового восприятия длительностей нот и пауз. Такие игры становятся одной из наиболее эффективных форм по освоению ритмических закономерностей. Эта форма работы обычно очень увлекает детей.
С самого начала для освоения элементарных ритмических последовательностей вполне достаточно набора карточек, включающих отдельно расположенные целые, половинные, четвертные и восьмые ноты и паузы. Разумнее всего с самого начала воспользоваться карточками в размере 4/4, так как тогда ребенок начинает лучше понимать систему организованной нотной записи. Для работы на уроке можно использовать набор карточек с различными ритмическими задачами, которые появляются в ходе освоения учебного репертуара. Усложненный вариант – ритмические блоки от простейших до самых сложных, необходимых на данном этапе работы на музыкальном произведении. Преследуя самые разнообразные цели и ставя конкретные учебные задачи, можно наметить некоторую типичную последовательность работы.
Для более успешного усвоения учениками понятий и представлений о такте и размере можно применять ритмические карточки на которых поставлены знаки размера.
Следующий этап работы с карточками - узнавание знакомой мелодии по ритму. Эта работа уже активизирует звуковые представления ученика, хотя ещё и не связана с нотной записью. На самом первом этапе подбираются песенки на схожий ритм. После успешных опытов в определении сходства и различия, можно дать более сложную задачу - найти в ряду ритмических карточек ритмический рисунок, соответствующий ритму изучаемого музыкального произведения. Ещё более сложным и творческим является задание выложить по памяти ритмический рисунок знакомой мелодии из имеющихся карточек.
Игра «Домино»
Игра «Домино» - это вариант классического домино с использованием нот и картинки.
Основными задачами этой игры является обучение правильно распознавать и называть их длительность.
Мелодические карточки для освоения нотной грамоты. Изучение разнообразия ритмической записи является первой ступенью в процессе освоения нотной грамоты. Но умение читать ритмическую запись на одной строчке ещё не решает проблему чтения нот на двух нотных станах.
Выучивание нот может проходить достаточно медленно и не всегда эффективно. Метод карточек оказывается полезным и здесь.
В методических рекомендациях Т.Смирновой подробно описывается внедрение в учебный процесс системы графического восприятия нотной записи, при которой ребенок не высчитывает, на какой линейке расположена нота, а сразу охватывает направление мелодии, различая поступенное, гаммаобразное движение, чередование звуков арпеджио или интервалов и аккордов. Взяв за основу упражнения «Бусы», «Двойные бусы», «Снеговики» можно изготовить мелодические карточки, начиная с элементарных поступенных движений, движений через клавишу и заканчивая сложными сочетаниями трех звучных аккордов.
Элементарные нотные карточки могут содержать только одну или две ноты. Цель - освоение записи и расположения ноты на нотном стане. Для более сложной формы нотных карточек нужно записывать интонационные блоки с четким ритмическим рисунком. Такие карточки могут быть вспомогательным дидактическим материалом при обучении чтению нот с листа.
Коллективные настольные игры.
Коллективные настольные игры – это большая группа игр, которая помогает понять и закрепить приобретенные знания. Эти игры способствуют адаптации ребенка в коллективе и развивают конкурентоспособность. В игре повышается самооценка ребёнка, что способствует состоянию раскрепощённой, уверенности в себе.
Основное требование к проведению коллективных настольных игр – присутствие нескольких человек, но не менее двух. Если урок проводится индивидуально, роль второго игрока берет на себя преподаватель.
Результатом игры является цепочка вопрос – ответ. Например: вопрос
«Отменяет диез и бемоль» - ответ «Бекар»; вопрос «Знак повторения» - ответ «Реприза»; вопрос «Скоро» - ответ « Allegro»; вопрос «Умеренно» - ответ «Moderato» и так далее.
Игры – головоломки.
Игры – головоломки представляют из себя ребусы и кроссворды, тематика которых может быть различной. При этом используются различные рисунки и графика, что благотворно влияет на развитие воображения детей.
Музыкальные ребусы.
Развивающие игры, в которых ребенку необходимо отгадывать загадки, расшифровывать ребусы и головоломки, безусловно, любят все дети. Такой подход к изучению нотной грамоты, при знакомстве с инструментом, при расширении музыкального кругозора дается детям легко и с удовольствием. Одной из самых популярных и занимательных головоломок является ребус. Увлекательные ребусы для детей – это отличная гимнастика для развития интеллекта. Музыкальные ребусы помогают запомнить название нот, расширить свои познания по музыкальным инструментам и музыкальной культуре целом.
Интересное учебно-методическое пособие для учащихся и преподавателей создала Елена Юрьевна Айдарова, педагог Детской школы искусств имени Милия Алексеевича Балакирева г. о. Тольятти. Пособие яркое, красочное. Оно состоит из десяти заданий, содержащих по четыре вопроса:
А) Музыкальная терминология (кроссворды, занимательных задания);
В) Нотная грамота (музыкальные загадки и т.д.)
С) Ритм (похлопывание ритмических рисунков, ритмические примеры); Д) Задание на развитие музыкального восприятия (слушание музыки, подбор стихов, картин к исполняемому произведению, придумывание нового названия изучаемого произведения и т.д.)
2.2 Игры – упражнения на уроках по классу баяна.
Сознательное введение в образовательную деятельность игровых заданий и образных упражнений с целью придания большей эффективности учебному процессу стало отличительной чертой современной педагогики. На уроках, где применяются разнообразные музыкальные игры и задания, дети инициативны и всегда находятся в состоянии творческого поиска. Смешные картинки, несложные расслабляющие упражнения, игровые ситуации на уроке – всё это способствует живому восприятию учебного материала.
Педагогу приходится мобилизовать всё своё мастерство, всё своё воображение, свою способность изобретать ассоциации между музыкой и внешним миром, придумывать сравнения между музыкой и жизнью ребёнка, между музыкой и его любимыми сказками, песнями и фильмами, чтобы не засушить свой предмет, не превратить его в череду нудных заданий и упражнений.
2.3. Наглядный и раздаточный материал.
В музыкальном воспитании детей применение наглядных пособий имеет особое значение. Сложность и своеобразие музыки, особенность ее воспитания требуют привлечения вспомогательных «внемузыкальных» средств. На это обратили внимание видные советские педагоги-музыканты, психологи. Б. М. Теплов отмечал, что музыка, взятая сама по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение музыки развивается до широчайших пределов.
Наглядность как принцип обучения предполагает создание у обучаемых наглядных представлений в виде образа изучаемого объекта или действия с целью формирования у них знаний, умений и навыков. Этот принцип был впервые сформулирован Я. А. Каменским, а в дальнейшем развит И. Г. Песталоцци, К. Д.
Ушинским и др. педагогами.
Современные научные исследования доказывают, что у нынешнего поколения детей активнее работает визуальная память. Причем запоминание происходит не только на сознательном, но и на подсознательном уровне. Таким образом, ученику, пришедшему на урок, достаточно лишь мельком взглянуть на плакат, и наиболее значимые вещи сами отложатся в памяти. Наглядные пособия позволяют сделать учебный процесс намного результативнее!
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Посещая учреждения дополнительного образования - детские музыкальные школы, школы искусств ребенок приобщается к сокровищам классической и народной музыки, у него формируется эмоционально-личностное отношение к произведениям искусства.
Все большее внимание на начальном этапе обучения отводится использованию наглядности. Использование наглядности на уроках в начальных классах обусловлено психофизиологическими особенностями учащихся данной возрастной группы. Наглядность имеет особенно большое значение в период обучения, когда у учащихся только формируются исходные понятия по изучаемому предмету, а жизненный опыт очень мал.
При использовании наглядности в учебном процессе необходимо соблюдать целый ряд методических требований.
Во-первых, отбор тех или иных видов наглядных пособий должен вестись с учетом целей занятий.
Во-вторых, при работе с наглядными пособиями педагог должен руководить процессом восприятия их детьми, направлять их внимание на наиболее главные и существенные стороны изучаемого предмета, создавать условия для проявления максимальной активности и самостоятельности воспитанников. В-третьих, не перегружать занятие наглядными пособиями, использовать их в количестве, необходимом для достижения учебной цели. Если на занятии предстоит показать несколько пособий, то демонстрировать их следует по мере надобности, а не все сразу.
Наглядные пособия стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, экономят учебное время.
Дидактические пособия можно придумать самим, нарисовать или приклеить картинки для объяснения и закрепления нужного нам в работе материала, можно принести иллюстрации картин для лучшего понятия характера пьесы. Много материала сейчас предлагается в интернете.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Альтерман С. « Сорок уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет» Санкт-Петербург, Композитор, 1999.
Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой» Москва Советский композитор, 1989г.
Баренбойм Л. «Путь к музыке» Санкт-Петербург Советский композитор, 1989г. Ветлугина Н. «Музыкальный букварь» Москва Советский композитор, 1985г. Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» Вопросы психологии 1966г.
Геталова О. «В музыку с радостью» Санкт-Петербург Композитор, 2009г.
Достал Я. «О начальном обучении менее способных детей» Ребенок за роялем. Педагоги социалистических стран о фортепианной методике Москва Советский композитор.
«Музыкальное домино» Москва Классика – XXI век, 1998г.
«Малыш за роялем» Учебное пособие. Составители И. Лещинская, В. Пороцкий Москва 1986г.
Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры» Г.Нейгауз Москва Музыка, 1961г. Смирнова Т. ALLEGRO Фортепиано. Интенсивный курс. Методические рекомендации. Москва Издательство ЦДСК, 1994г.
Тургенева, Э. «Пианист-фантазер» Часть 1 Москва Советский композитор, 1987; часть 2 Э.Тургенева, А.Малюкова. Москва Советский композитор, 2009г.
Хереско Л. «Музыкальные картинки» Ленинград 1979г.
Цыпин Г.М. «Обучение игре на фортепиано» Москва Просвещение, 1984г.
Шмидт - Шкловская А. «О воспитании пианистических навыков» Москва Классика XXI век, 2015г
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.