«Использование дыхательной системы А.Н.Стрельниковой, К.П.Бутейко в обучении игре на флейте»
Оценка 4.8

«Использование дыхательной системы А.Н.Стрельниковой, К.П.Бутейко в обучении игре на флейте»

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
искусство
Взрослым
27.10.2021
«Использование дыхательной системы А.Н.Стрельниковой, К.П.Бутейко в обучении игре на флейте»
«Использование дыхательной системы А.Н.Стрельниковой, К.П.Бутейко в обучении игре на флейте»
Львовская МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА.doc

Управление культуры Администрации г. Чебоксары

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Чебоксарская детская школа искусств №1»

 

 

Рекомендована                                                                                                           Утверждаю                   

педагогическим советом                                         Руководитель МБУДО «ЧДШИ №1»

      Н.Н.Ванеркина

Протокол №1 от «26» августа 2021г.                         Приказ №26 от «30» сентября 2021г.

                                              

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

по теме:

 

«Использование дыхательной системы А.Н.Стрельниковой, К.П.Бутейко в обучении игре на флейте»

Для учащихся начального специального образования.

 

 

 

 

Составитель: Львовская Наталия Владимировна

преподаватель по классу флейты

МБУДО «ЧДШИ №1»

 

 

 

 

г. Чебоксары

2021 год

       

                                                                 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.     Введение ……………………………...…………………………………….3

2.     История флейты………………………………………………………….....5

3.     Типы исполнительского дыхания……………………………………........7

3.1.Брюшное дыхание………………………………………………….…7

3.2.Грудное дыхание …………………………………………………......8

3.3.Грудо – брюшное дыхание ……………………………………….…8

4.     Фазы исполнительского дыхания ……………………...............................9

5.     Особенности и принципы дыхания при игре на флейте …………….….9

6.      Постановка   дыхания при игре на блокфлейте ………………………..11

7.     Методика постановки исполнительского дыхания……………………..13

8.     Болезни органов дыхания………………………………………………...15

9.     Использование дыхательной гимнастики в постановке дыхания флейтистов………………………………………………………………...16

10. Гимнастика А.Н.Стрельниковой…………………………………………16

11. Приемущества гимнастики А.Н.Стрельниковой……………………….18

12. Методика выполнения дыхательной гимнастики по      А.Н.Стрельниковой……………………………………………………….18

13. Комплекс дыхательных упражнений по Стрельниковой………………19

14. Дыхательная гимнастика по методу К.П.Бутейко………………...……26

15. Основные положения теории К.П.Бутейко и методика выполнения дыхательной гимнастики………………………………………………....26

16. Заключение……………………………………………………………......27

17.  Список использованной литературы…………………………………...28

 

 

 

 

 

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ

 

         В процессе музыкального воспитания детей школьного возраста решается множество воспитательно-образовательных задач. Одной из основных является развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности: восприятия и исполнительства (певческой деятельности, игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмической деятельности).

         Одним из интересных видов деятельности для детей всегда являлась игра на музыкальных инструментах.

         Выдающиеся музыканты-просветители (Б.Асафьев, Б.Яворский), австрийский композитор и педагог Карл Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности

и детского оркестра как  основы элементарного музицирования  и

развития музыкальности у всех детей. Большое значение игре на детских музыкальных инструментах придавали и создатели действующей у нас системы музыкального воспитания детей школьного возраста.

         Еще в 20-е годы ХХ столетия Н.А.Метлов говорил о роли этого вида детской музыкальной деятельности. Этот известный музыкальный деятель и педагог стал инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах. Над проблемой развития музыкальных способностей детей в данном виде исполнительства

Совместно с Н.А.Метловым в 20-40-е годы ХХ века работали известные педагоги – Т.С.Бабаджан, Ю.А.Двоскина, М.А.Румер и другие. Впоследствии разработкой этих вопросов методики занималась Н.А.Ветлугина и ее ученики (К.Линкявичус, В.В.Ищук и др.). Существующая в Росси система музыкального воспитания,

разработанная Д.Б.Кабалевским, построена на признании ведущей роли восприятия музыки.

         В основу системы школьного и музыкального воспитания легли труды: В.Н.Шацкой, Б.В.Астафьева, Т.С.Бобаджан, Ю.А.Двоскиной, Т.А.Вилькорейской, Е.М.Кершнер, Н.А.Метлова, А.В.Кенеман, М.А.Румер, С.Н.Беляевой-Экземплярской, Б.М.Теплова и многих других педагогов и психологов.

         Н.А.Ветлугина разработала многие важнейшие проблемы музыкального воспитания детей: развитие творчества, самостоятельной музыкальной деятельности, обучения пению и обобщила, систематизировала ведущие направления исследований музыкантов-педагогов, психологов, создала свою школу учеников, продолживших изучение  различных аспектов теории и методики музыкального воспитания детей. Среди учеников Н.В.Ветлугиной: И.А.Дзержинская, Я.Бирзнопс, А.Вайгине,  С.М.Шоломович и др. Итак, развитие музыкальности осуществляется через все виды музыкальной деятельности.

         В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них созданы на основе народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки, баян, аккордеон), другие – по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон, флейта, гобой, кларнет). Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все основные группы (ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые).

         Звучание  духовых инструментов также разнообразно. У кларнета и саксофона – более насыщенный, у триолы симоны – яркий и даже резковатый, а у флейты звук нежный и светлый.

         Приобретение навыков игры на инструментах духового оркестра требует, прежде всего, правильной постановки исполнительского аппарата, техники языка и пальцев, а также овладения различными штрихами. Желаемый результат достигается только при длительной, целенаправленной и систематической работе с использованием специальных индивидуальных  и коллективных упражнений.

         На начальном этапе обучения первостепенной задачей является правильная постановка исполнительского дыхания и амбушюра. Этот период требует самого пристального внимания и ежедневного контроля со стороны преподавателя и самоконтроля учащегося.

         В данной работе даны сведения из области постановки исполнительского дыхания музыканта-духовика, определены основные типы дыхания и способы их овладения.

         На начальном этапе обучения особое внимание следует уделить постановке исполнительского аппарата учащегося. Осуществлять ее следует комплексно, вырабатывая профессиональные навыки в постановке корпуса, головы, рук, пальцев, амбушюра и исполнительского дыхания. Следить за правильностью положения элементов исполнительского аппарата следует повседневно, не пропуская неточностей и ошибок, так как от его постановки непосредственно зависит качество звука, беглость, технический уровень и освоение диапазона инструмента.

         Особое внимание следует уделить постановке исполнительского дыхания, определяемого по трем основным признакам: брюшное, грудное и грудобрюшное.

         В данной работе мы будем говорить об обучении игре на флейте, и особое внимание уделим особенностям постановки при игре на флейте.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ИСТОРИЯ ФЛЕЙТЫ

 

         В Ленинградский государственный музей музыкальных инструментов в 1965 году поступила большая партия предметов, найденных при археологических раскопках в разных районах нашей страны. Самый древний экспонат – флейта из птичьей кости, сделанная руками неизвестного мастера еще 4 тысячи лет назад. Найден этот инструмент около деревни Фомино в Рязанской области.

         Еще более древняя флейта была обнаружена при раскопках древнекаменного века. Ей около 20 тысяч лет. Это – свисток из сустава северного оленя. Путешествовавший во 2 веке эры греческий историк Полидевк писал, что скифы «дуют в кости орлов и коршунов наподобие флейт». (В это время в самих Афинах игра флейтистов и флейтисток уже ласкала слух людей в театрах и храмах). И, наконец, менее 20 лет назад в русле Днепра в слое песка была обнаружена свистулька из белой глины. Этой флейте более 600 лет. Называется она окариной.

         Все эти факты разрознены, и перепад во времени тут от 20 тысяч до 600 лет. Что ж,- значит, люди играли на флейтах все это время. Теперь вопрос чисто практический. На каких именно флейтах играл древний человек? Ведь изобретение отверстий, укорачивающих столб  воздуха в трубке и, соответственно, регулирующих его  высоту, относится к более позднему времени. А в старинной флейте столько открытых с одной стороны трубочек, сколько необходимо в данный момент для исполнения многозвучной мелодии. Самые древние флейты имели 2-3 ствола, более поздние 4-5 и так далее.

         Старинная многоствольная флейта называется флейтой Пана. Названа она так в честь древнегреческого бога, покровителя пастухов. Греки почитали Пана как божество, олицетворяющее силы природы. Сопровождаемый нимфами, бродил он по диким ущельям и дремучим лесам, звуками своей многоствольной флейты собирая стада. Тех, кто нарушал покой леса, он наказывал, насылая на них безотчетный страх, панику. Это по-детски трогательное существо с ясными голубыми глазами, с козлиными ногами и рожками, изображено на знаменитой картине Михаила Александровича Врубеля. В правой руке Пан держит свою четырехствольную флейту.

         Флейта Пана дожила до нашего времени. Ее отличает чистый и ясный звук. У разных народов она бытует под разными названиями. У молдаван, например, это «най», в Литве - «скудучай». А совсем недавно был обнаружен русский инструмент типа флейты Пана- «кугиклы». О его существовании ученые знали раньше, но он считался вышедшим из употребления, фольклористы нашли его в затерявшемся в гуще Брянских лесов селе Дорожево. Живы еще и люди, которые знают, какой стебель куги (цевницы) нужно срезать на болоте, чтобы он заиграл. Отсюда, кстати, и название - «кугиклы».

         А как сложилась судьба флейты с отверстиями? Во-первых, какой  флейты – поперечной или продольной? Поперечная – это та, у которой отверстие для  вдувания воздуха находится в одном ряду с отверстиями для пальцев. Ее держат поперек  лица, несколько набок. Современный симфонический оркестр в своем составе имеет тоже поперечную флейту, только очень совершенную.

         А продольная флейта – это нечто другое. У башкир это – «курай», у узбеков «най» (не путайте с молдавским), у белорусов «дудка», «флуэр» у молдаван, «сопилка» у украинцев, « саламури » у грузин, «свирель» у русских. Можно еще перечислять названия продольных флейт многих народов мира.

         Семейство свистящих духовых народных инструментов – одно из самых древних и представительных. К нему относятся все духовые инструменты, звук которых образуется от свиста струи воздуха при рассечении  о тот или иной специальный острый выступ. У флейты  Пана и кугикл  это сами края трубочек,  у флейты поперечной – края вдувного отверстия, флейт продольных – клювовидные свистящие устройства.

        Кугиклы или кувиклы, кувычки – это многоствольная флейта, Русская разновидность флейты Пана. Как уже было сказано, изготовлялась она обычно из стеблей куги (камыша).  Годились для этой цели и другие растения – зонтичные  травы с их трубчатыми стеблями или кустарники с мягкой сердцевиной, например: бузина. Хорош для всех вообще свистящих инструментов бамбук, а в наше время пластмассовые, эбонитовые и даже металлические трубки.

         Свирель – наиболее распространенная у нас разновидность семейства флейтовых. Нигде, пожалуй, не наблюдаются такой путаницы и несогласованности в наименовании по существу одного и того же инструмента, как именно здесь. Положение усложняется еще тем, что нередко перемешиваются названия сходных инструментов родственных национальностей: русских, украинцев, белорусов. Вот эти названия: дудка, дула, пыжатка, сопель, пищаль, посвистель и, наконец, свирель. А суть у всех одна: открытая снизу трубка с пальцевыми отверстиями и свистящим приспособлением в верхней части.

         Мундштука у флейты нет, ведь флейта древнее большинства своих оркестровых сородичей. Люди издавна пользовались всякими свистульками – из глины, камыша и т.д., в основном, чтобы приманивать птиц на охоте. И сейчас флейта, как дальний потомок свистулек используется в классической музыке, и в джазе, и в роке…

Голос у флейты негромкий, а вот в душу проникает глубоко. Флейтист в отличие от гобоиста или кларнетиста не прикасается губами к инструменту. Отчего же получается звук? Во время игры флейту прикладывают к нижней губе и в отверстие металлической трубки вдувают воздух. 

 

 

3. ТИПЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ДЫХАНИЯ

 

3.1. Брюшное дыхание

 

         Для этого типа дыхания  характерна  очень большая подвижность брюшных стенок, что объясняется управляемостью мышцами живота, которые легко можно развить, добиться их эластичности. Эти мышцы также легко поддаются целенаправленной тренировке. В комплексе с другими мышцами, участвующими в работе исполнительского дыхания, они играют чрезвычайную важную роль в звукоизвлечении, ведении звука, выражении динамических оттенков, а также в применение различных штрихов. Умелое

использование этого типа дыхания способствует извлечению насыщенных обертонами и устойчивых в интонационном отношении ясных и чистых звуков, дает возможность исполнителю

создать звуку «опору», что значительно облегчит ему освоение высокого и высшего регистра инструмента.

         Так называемая «опора» звука создается мышцами живота путем образования повышенного давления воздуха в легких и бронхах. В этом случае язык играет роль клапана, призванного регулировать выпуск необходимого количества воздуха в определенный промежуток времени. Особое внимание следует обратить на то, чтобы не допустить снижения давления воздуха после атаки звука. Эта ошибка – одна из самых распространенных у начинающих  музыкантов. Она влечет за собой «плавающую» интонацию, неровный по динамике и тусклый по тембру звук, его чрезмерно громкое  начало с почти внезапным ослаблением и последующим затуханием.

         В начале вдоха живот – сначала его низ, а затем верх – выдается, нижние ребра значительно расширяются. При глубоком брюшном дыхании в последней фазе вдоха наблюдается незначительное расширение грудной клетки вплоть до более высоких участков.

         При брюшном дыхании большую нагрузку несет диафрагма, которая, принимая усилия мышц живота, передает их на легкие. Поэтому учащемуся необходимо постараться в короткий срок  устранить явления скованности диафрагмы.

         Перечисленные недостатки в постановке исполнительского дыхания являются весьма распространенными у начинающих музыкантов. Они характеризуются неуправляемостью подачи воздуха, неполным выдохом, срывающимся, неуравновешенным звуком. Скованность диафрагмы значительно затрудняет извлечение звуков в нюансах рр и ff .

 

 

 

 

 

3.2. Грудное дыхание

 

         При грудном исполнительском дыхании основную нагрузку в регулировании вдоха несет диафрагма. Это объясняется тем, что межреберные мышцы человека практически неуправляемы, что приводит их в регулировании и распределении воздуха, интенсивности его вдоха и выдоха. Вдох при этом типе исполнительского дыхания характеризуется заметным поднятием плеч, что создает некоторые изменения в постановке головы и рук исполнителя. Управление этим типом исполнительского дыхания несколько затруднено, ведение и филирования звука весьма ограничено, что создает некоторые трудности исполнения звуков в нюансах р и f, а также в высоком и высшем регистре инструмента.

         Опора звука при грудном исполнительском дыхании практически отсутствует, что требует от исполнителя применения брюшного дыхания на последующих стадиях (после начальной)  исполнения музыкальной фразы.

         Вышеизложенные характеристики грудного типа дыхания определяют сферу его применения. Практически им можно пользоваться в случае, если появилась необходимость сменить дыхание, а время для этого весьма ограничено. Также следует учитывать, что грудное дыхание пригодно только в том случае, если исполнитель уже приобрел в достаточной степени устойчивые профессиональные навыки применения брюшного.

         При применении грудного типа исполнительского дыхания следует учитывать, что оно используется только при исполнении музыкального текста, изложенного в среднем регистре в нюансе mf.

 

3.3. Грудобрюшное дыхание

 

         Характеризуется наиболее равномерной и полной загрузкой всех мышц, участвующих в работе дыхательного аппарата. Этот тип исполнительского дыхания объединяет два вышеизложенных и является наиболее употребимым в исполнительской практике. Характерная его черта – мобильность. Учащийся, правильно овладевший исполнительским дыханием, в состоянии освоить весь диапазон инструмента, различные виды динамики и штрихов. Он также не будет подвержен явлениям одышки и усталости.

                             

Примечание: В исполнительской практике определился еще один тип дыхания, так называемый «парадоксальный», встречающийся чаще у вокалистов. В редких случаях им пользуются также и исполнители на духовых инструментах. Характерной чертой этого типа  исполнительского дыхания является неучастие мышц живота, грудной   клетки, регулировке и управлении подачей воздуха, а также создании «опоры». Всю эту работу проводят гладкие мышцы бронхов, которые получили исключительное развитие в результате систематической и целенаправленной  тренировки.

 

4. ФАЗЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ДЫХАНИЯ

 

         При всех типах дыхания следует уделять особое внимание фазам вдоха и выдоха. Излишне глубокий или неполный выдох негативно сказывается на качестве звука, его тембре и чистоте, а также на здоровье исполнителя, способствуя развитию у него одышки или аритмии дыхания. Нормальный исполнительский выдох предполагает сохранение в легких определенного количества резервного воздуха. Мелкий вдох и глубокий выдох ведут к чрезмерно продолжительным перегрузкам легких, что также вредно сказывается на здоровье исполнителя.

         Характерной ошибкой начинающих музыкантов-духовиков является мелкий вдох. Это лишает их возможности применения брюшного типа исполнительского дыхания, что приводит к значительной потере в силе, красоте и тембре звука, а также мешает освоению диапазона инструмента. Поэтому вдох должен быть, по возможности, полным, а выдох – в объеме, не превышающем допустимых естественных границ. Такой ритм дыхания также обеспечит учащемуся необходимую «опору» звук.

 

 

5. ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ ДЫХАНИЯ

ПРИ ИГРЕ НА ФЛЕЙТЕ

 

         Проблема дыхания, так или иначе, стоит перед игроком на флейте.  Трудность постановки дыхания наиболее очевидна для флейтистов, когда они начинают играть танцевальную музыку. Множество  мелодий  для флейты - танцевальные, и, так или иначе, встает  проблема постановки правильного дыхания при игре на флейте, научиться правильно дышать во время игры - возможно, существует несколько методик постановки дыхания флейтистов.

         Для игры на флейте надо научиться дышать так, чтобы воздуха в легких всегда было достаточно.

         Правильное дыхание при игре на флейте – вещь, непростая не только для новичков, но и для умеющих играть флейтистов. В большинстве случаев преподаватели рекомендуют дышать животом – это трудно сделать, особенно начинающим.

         Классические методики постановки дыхания у флейтистов рекомендуют тренироваться на воздушных шариках (надувать их «при помощи живота» вдыхать воздух и выдувать его уже в шарик).

         Флейтисту необходимо «поймать» этот момент – вдох-выдох именно животом и диафрагмой. Легче всего это сделать, если отрывисто, т.е. коротко и с напором издавать звук «у», как паровоз. Положив руку на область диафрагмы, как бы подталкивать воздух, звук, из живота. Когда воздух «заканчивается», то живот надувается (набирает воздух) сам собой.

         Начинающему флейтисту следует помнить, что, если не поставлено дыхание может случиться так, что в нотах указано, когда надо делать вдох, а вот к этому моменту  еше есть запас! Зато буквально через две-три ноты вдох надо действительно делать или - вроде воздуха нет, а живот полный и вдох делать некуда.

         В рекомендациях начинающему флейтисту говорится следующее:

·        Перед началом игры набирай в легкие  побольше   воздуха, не менее 2/3 от полного объема!

·        Если наберешь недостаточно – до места вдоха в мелодии может не хватить, и последние ноты, сыгранные «на издыхании», будут звучать неуверенно и слабо.

·        Вдыхай быстро, ртом и носом одновременно, флейту при этом не убирай ото рта, а только приоткрывай рот для вдоха.

         У американских поперечных флейтистов есть такой совет по тренировке губ и дыхания в течение дня, когда флейта недоступна: оторвать кусок туалетной бумаги, прижать к стене и дуть на бумагу, как можно дольше удерживая ее на стене только дыханием.

         Обычно флейтисты дуют, как на обожженную кожу, холодным воздухом, а ученики профессора Московской Государственной Консерватории Юрия Николаевича Должикова – теплым, пропуская его через напряженные особым образом голосовые связки….

         Еще одна характерность при традиционном исполнении кельтской музыки – это тот факт, что различные инструменты играют мелодию практически в унисон, вместе, сливаясь в одну реку. При этом фиддлер, аккордеонист, гитарист или волынщик могут играть без прерывания звука инструмента, а флейтист должен находить места, где его вдох не нарушит ритм мелодии, ее рисунок.

         Однако, в отличие от классического флейтиста, традиционный флейтист не старается скрыть звук своего вдоха. Некоторые стили игры напротив, предусматривают использование этого звука, как дополнительного ритмического устройства.

         Во время игры нужно стараться делать вдох в конце каждого такта или ритмической секции. Но, играя быстрые танцевальные мелодии, не всегда может вдыхать так часто, как расположены такты во времени, важно отметить, что если вдыхать после каждого такта, то это сделает игру флейтиста монотонной и предсказуемой.

  

 

Несколько основных правил дыхания для флейтиста:

 

1.     Никогда не меняй ритм мелодии, беря дыхание. Мелодия должна звучать мерно, как галоп лошади. Поэтому, вдыхая, у тебя есть два пути: или сократить длительность ноты, оставив время для вдоха, или пропустить ноту вообще, вдохнув вместо нее.

2.     Если ты вдыхаешь в середине мелодии, никогда не делай этого перед сильной долей (нотой), а только после нее! Сильные доли – это те ноты, которым мы притопываем ногой, когда чувствуем мелодию. Если вдохнуть перед такой нотой, можно легко потерять ее импульс, момент атаки, энергию мелодии.

3.     Не всегда вдыхай после секций, то есть законченных ритмически и мелодически музыкальных фрагментов. Если вместо паузы и вдоха продолжить играть, это создает  красивый момент,    и мелодия кажется текущей непрерывно.

4.     Старайся не вдыхать в одних и тех же местах мелодии.

 

 

6. ПОСТАНОВКА ДЫХАНИЯ ПРИ ИГРЕ НА БЛОКФЛЕЙТЕ

 

         Манипулируя дыханием, исполнитель может менять качество звучания блокфлейты. Замечательной чертой данного инструмента  является небольшое сопротивление, которое сам инструмент оказывает воздушной струе. Этим она существенно отличается от других духовых инструментов. Умение контролировать воздушную струю, не встречающую на своем пути какого-либо заметного сопротивления, является важным навыком, практически недостижимым  для детей младшего возраста, да и для некоторых взрослых. Однако это – единственный способ эффективно влиять на качество звука.

         Кроме того, дыхание участвует в получении колебаний громкости (тремоло) и частоты (вибрато). Если говорить коротко, то первый эффект достигается сокращением мышц гортани, а второй – диафрагмы. Опытный исполнитель в состоянии регулировать величину и скорость подобных модуляций.

         Вопреки  расхожему  мнению, игра на блокфлейте требует особого контроля над амбушюром (от фр., bouche – рот), то есть совокупностью мышц рта и положением губ. Манипуляция формой и размером полости рта и гортанью, а также управление соответствующей мускулатурой обогащают звук, упрощают извлечение нот в верхнем регистре и позволяют осуществлять контроль  за  интонацией.

         Давление воздушной струи, и амбушюр совместно существенно влияют на интонацию. Изменение давления при сохранении формы полости рта заметно искажают высоту звучащей ноты. Эта неразрывная связь между звуковысотностью и силой звукоизвлечения отличает блокфлейту от других современных инструментов, причем не в лучшую сторону.

         Прежде чем извлечь первую ноту, необходимо узнать, как правильно держать блокфлейту. Обычно левая рука  располагается выше правой. Хотя музыкант, считающий себя левшой, может сделать наоборот. Правда следует иметь в виду, что  современные блокфлейты  сконструированы с расчетом, что левая рука исполнителя будет находиться выше правой.

         Голова, шея и спина исполнителя должны располагаться на одной линии, а инструмент нужно держать под углом 45 градусов к горизонтали. Руки следует чуть раздвинуть от туловища, а подушечки пальцев должны находится на центральной оси инструмента прямо на отверстиях. Между губ находится только самый кончик мундштука, а  поддерживающий большой палец лежит прямо под указательным пальцем правой руки. Ничто не должно стеснять грудь, горло должно быть расслабленно.

         Когда же вы играете на флейте, то каждая нота является результатом движения воздушного потока, который исходит из ваших легких, усиливается движением диафрагмы вверх, проходит через ваши горло и рот, и попадает  наконец непосредственно в инструмент. Если вы не в состоянии регулировать этот воздушный поток в соответствии со стоящими перед вами музыкальными задачами, то никакие усилия не компенсируют несовершенство вашего дыхательного аппарата.

         Чтобы определить для каждой ноты необходимую силу воздушной струи, можно проделать следующее: на одном дыхании, начав очень тихо, постепенно наращивайте громкость до максимума, затем вновь постепенно снижайте ее. В начале и в конце нота должна звучать как можно тише, а в середине – максимально громко. В этот момент не обращайте  внимание на изменение высоты звука. Лучше это проделать, повернувшись лицом в угол комнаты, так чтобы звук отражался от стен. Вы обнаружите, что при сильном дыхании ваша блокфлейта высит, а при слабом, наоборот, звучит ниже, чем следует. Чтобы определить верную высоту звука, вам потребуется какой-то независимый калиброванный по высоте источник звука. Это может быть хорошо настроенное пианино, синтезатор или компьютер.

         Старайтесь ежедневно уделять 5-10 минут занятиям с длинными нотами. Это поможет вам увеличить объем легких и научиться контролировать воздушную струю. Со временем, приобретается определенный  опыт, вы научитесь определять силу дыхания необходимую вам в том или ином случае. Если вы вдыхаете больше воздуха, то это может вызвать головокружение. В этом случае нужно присесть, расслабиться и попытаться дышать                                                          немного реже. Скоро недомогание пройдет, и вы будете знать, что вам необходимо снизить количество вдыхаемого воздуха.

         Чтобы правильно извлечь звук, крепко сожмите губы в легкой улыбке. Напряжения мышц вокруг губ должно быть достаточно, чтобы в образовавшуюся между ними щель слегка вошел самый кончик мундштука. Верхняя и нижняя челюсти должны быть расслаблены, а просвет между ними должен составлять примерно 2 мм. Язык, прижатый к этому просвету между зубами, препятствует проникновению воздуха непосредственно внутрь блокфлейты. Теперь, если вы шепотом произнесете звук «ту», то язык отодвинется от зубов внутрь полости рта, предоставив  воздуху возможность проникнуть в блокфлейту и, в результате, прозвучит нота. Чтобы довести ее до нужной высоты, вам необходимо будет быстро увеличить давление воздушной струны до необходимого уровня.

         Координация между движением языка и контролем за давлением воздуха в полости рта в процессе звукоизвлечения и  звучания ноты очень важна для правильного и точного их исполне-  ния. При резком движении языка или слишком быстром наращивании давления, воздух в буквальном смысле будет врываться в ваш инструмент, давая резкий неприятный звук. А блокфлейту в первую очередь ценят за мягкое, теплое звучание. Так что вам придется научиться пропускать воздух внутрь блокфлейты в контролируемом количестве так, чтобы за исключением момента начального движения языка высота ноты за время ее звучания не менялась.

         Проблема – как дышать? Самое главное рассчитывать на объем своих легких  и работать над качественным звуком при умеренном выдохе. Блокфлейта  вовсе не требует от музыканта больших объемов воздуха. Со временем вы поймете, почему воздух для музыканта-духовика, как вода для путника в пустыне. Вы будете использовать любые ухищрения, чтобы экономить его и использовать с максимальной пользой.      

 

7. МЕТОДИКА ПОСТАНОВКИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ДЫХАНИЯ

 

         Постановка исполнительского дыхания сопряжена с решением весьма сложных физиологических и психологических проблем. Вся работа по его постановке происходит, скрыто от взора преподавателя, поэтому методика контроля над прохождением этого процесса базируется на визуальных наблюдениях работы аппарата и субъективных ощущениях преподавателя, который контролирует ладонями рук работу элементов исполнительского дыхания, проходящую в различных участках живота и грудной клетки. Эти методы контроля дают преподавателю информацию о качестве прохождения процесса постановки. Очевидно, что такой контроль субъективен, а потому и не совершенен. Визуальным наблюдениям препятствует одежда, а контроль с помощью ладоней не дает возможности одновременно проследить за работой всех элементов исполнительского дыхательного аппарата, что не позволяет объективно выявить общую картину прохождения дыхательного процесса. Поэтому в основном решение этих задач ложится на учащегося, а роль преподавателя сводится к координирующей, инструктивной функциям.

         Начинать постановку исполнительского дыхания следует с определения состояния физиологического дыхания, которая часто имеет некоторые отклонения от нормы: одышечные признаки, чрезмерная глубина и частота, судорожные движения брюшных стенок, неравномерность и аритмия. Обнаружив подобные недостатки, постановку профессионального исполнительского дыхания следует начинать с приведения в норму физиологического дыхания.

         Нормальное физиологическое дыхание отличается умеренной глубиной и частотой; плавностью вдоха и выдоха, равномерной загрузкой всех элементов дыхательного аппарата. Фаза в нем несколько короче фазы вдоха.

         Критерием в оценке качестве постановки исполнительского дыхания является качество звучания инструмента во всех его регистрах и нюансах. При этом преподавателю следует учитывать, что понятия «нижний», «средний» и «высший» регистр весьма условны, так как один и тот же звук для одного исполнителя, например, может находиться в высшем регистре, а для другого – в среднем. Так же, понятие «регистр» имеет условное значение, характеризующее возможность инструмента. Так, например, если недавно звук «до» 3-й октавы для трубача  /труба в строе си-бемоль/ был самым высоким звуком, то в настоящее время этот же звук является рабочим даже для учащихся среднего специального учебного заведения. Поэтому преподавателю необходимо самому определять рабочий и учебный диапазон каждого учащегося, соответственно определяя для каждого необходимые упражнения и произведения. Необходимым требованием для каждого учащегося является полное, насыщенное обертонами, чистое в интонационном отношении и ясное по тембру звучание инструмента во всех регистрах. Если это не наблюдается, то недостатки следует искать в постановке исполнительского дыхания и амбушюра.

         Чтобы правильно оценить работу  мышц живота  диафрагмы и  грудной  клетки исполнителю  необходимо лечь  спиной на гладкую ровную поверхность  и  в   спокойном  состоянии обратить  внимание на  их  работу, сопоставив  с функционированием элементов дыхательного аппарата во время исполнения упражнений на инструменте. Она должна  быть идентична, так как  с точки зрения физиологии этот процесс является естественным и правильным.

         При правильно поставленном исполнительском дыхании звук в  нижнем, среднем, высоком и высшем регистрах должен быть

устойчивым по тембру, начинаться четкой и ясной атакой. А в процессе его ведения не должно быть никаких изменений в интонационном и динамическом отношениях. Диафрагма должна иметь возможность участвовать в регулировке подачи воздуха, гортань и полость рта – беспрепятственно пропускать воздушную струю, а язык – быть свободен в движениях в целях применения различных видов атаки и штрихов.

         Большое значение в деле постановки  исполнительского дыхания имеет правильная его смена. От этого ритмического вдоха и выдоха, работоспособность исполнителя. Неправильная смена дыхания ведет к сбою всего аппарата, аритмии дыхания и к недостатку (или перенасыщению) кислорода в крови, что, в конечном счете, негативно скажется на работе амбушюра.

         Также, при распределении дыхания необходимо, в первую очередь учитывать строение музыкальной фразы, и ни в коем случае не допускать ее разрыва сменой дыхания, так как это отрицательно повлияет на выразительность игры, логичность изложения тематического материала.

 

8. БОЛЕЗНИ  ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

 

         Бронхиальная астма – хроническое рецидивирующее заболевание с преимущественным поражением дыхательных путей. Характеризуется измененной реактивностью бронхов. Обязательным признаком болезни является приступ удушья и (или) астматический статус. Выделяют две формы бронхиальной астмы – иммунологическую и неиммунологическую – и ряд клинико-патогенетических вариантов: атопический, ифекционно-аллергический, аутоиммунный, нервно-психический, адренергического дисбаланса, первично измененной реактивности бронхов, холинергический.

      

         Бронхиолит – острое воспаление бронхиол; рассматривается как тяжелая форма острого бронхита.

         Бронхит острый – диффузное острое воспаление трехеоброн -    хиального дерева. Относится к частым заболеваниям.

         Бронхит хронический – диффузное прогрессирующее воспаление бронхов, не связанное с локальным или генерализованным поражением легких и проявляющееся кашлем. О хроническом характере процесса принято говорить, если кашель продолжается не менее 3 месяцев в году в течение 2 лет подряд. Хронический бронхит – самая распространенная форма хронических неспецифических заболеваний легких, имеющая тенденция к учащению.

      

  Пневмония - воспаление легких; группа заболеваний, характеризующихся воспалением паренхиматозной или преимущественно  паренхиматозной, т.е. респираторной, части легких; делятся на крупозные (долевые) и очаговые.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ В ПОСТАНОВКЕ ДЫХАНИЯ ФЛЕЙТИСТОВ

 

         Существует много разновидностей дыхательной гимнастики, которые можно использовать при формировании дыхательного аппарата у флейтистов. В настоящее время наиболее популярными являются: парадоксальное дыхание по А.Н.Стрельниковой, поверхностное дыхание по К.П.Бутейко, редкое глубокое дыхание по системе йогов, метод Фролова (тренажер Фролова).

         В данной работе мы рассмотрим дыхательные гимнастики  по методу А.Н.Стрельниковой и К.П.Бутейко. Так они являются  наиболее доступными и эффективными при постановке дыхания у флейтистов из всех видов дыхательной гимнастики.

         Из четырех функций органов дыхания: дышать, говорить, кричать и петь – пение самое сложное. Следовательно, гимнастика, которая восстанавливает даже певческий голос, то есть, самую сложную функцию, по дороге к цели восстанавливает функции более простые, и, прежде всего дыхание.

 

 

10.  ГИМНАСТИКА А.Н.СТРЕЛЬНИКОВОЙ

 

         В 1972 году ВНИИ государственной патентной экспертизы впервые в истории отечественной музыки выдал А.Н.Стрельниковой свидетельство на право исключительного пользования лечебной дыхательной гимнастикой, зарегистрировав ее официальное авторское название: «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса».

         Справедливости ради надо отметить, что дыхательная гимнастика – детище двух поколений семьи Стрельниковых: матери, Александры Северовны, и дочери, Александры Николаевны. Обе Александры были прекрасными вокалистками и талантливыми театральными педагогами, работавшими в свое время в Театре Советской армии. Изначально методика дыхательной гимнастики была разработана А.С.Стрельниковой, искавшей способ вернуть дочери утраченный певческий голос. После того как вокальные данные были полностью восстановлены, и мать и дочь стали первыми экспертами такого рода в нашей стране. К ним за помощью стали обращаться десятки и тысячи людей, страдающих так называемым профессиональным заболеванием учителей – сорванным голосом: педагоги, актеры, исполнители, дикторы, лекторы и так далее.

         Гимнастика Александры Николаевны Стрельниковой – единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.

         И сторонники, и противники метода Стрельниковой признают: комплекс дыхательных упражнений, разработанный в свое время для реабилитации певцов, безусловно, помогает избавиться от ряда заболеваний – от  астмы и неврозов до диатеза и заикания.

         Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Так как все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос    (при абсолютно пассивном выдохе), это усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа со всеми органами. Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой необыкновенно широкий спектр воздействия, помогает при массе различных заболеваний органов и систем.

         В результате занятий дыхательной гимнастикой по А.Н.Стрельниковой, происходит тренировка более длинного и дозированного выдоха, который так необходим флейтистам.

         В поисках способа вернуть утраченные вокальные данные

мать и дочь Стрельниковы выстроили простую, но в высшей степени убедительную логическую зависимость: пение – результат выдоха, выдох -  результат вдоха, следовательно, коррекция выдоха представляет собой качественное улучшение вдоха, удобного для задержания и позволяющего вокалисту протянуть длинную музыкальную фразу на одном дыхании. Именно во вдохе – не особенно глубоком, но не поверхностном – содержится квинтэссенция их методики! Иными словами вдох первичен, а выдох вторичен, то есть изменение следствия (выдоха) возможнее только путем изменения причины (вдоха). Сама Александра Николаевна неоднократно повторяла: «Да, наша гимнастика парадоксальна, потому что вдох мы делаем в момент движений, сжимающих грудную клетку!»

         Более того, основная особенность дыхательной гимнастики Стрельниковой – очень высокая частота и активность дыхания. Вдох – это жизнь, вдох – это надежда, вдох – это самый главный элемент парадоксальной  дыхательной гимнастики Стрельниковой. Она пришла к выводу, что затаенный вдох, свойственный нам в минуту душевного волнения, напряжения и даже испуга, собственно говоря, и должен лечь в основу всех ее дыхательных упражнений. Попутно была выведена феноменальная закономерность: тренировки шли легко и свободно только в том случае, если затаенные вдохи выполнялись на счет «4» и (или) «8». Вот почему она считала этот счет физиологическим, утверждая, что именно поэтому все музыкальные фразы песен и танцев идут на счет «8, 16,32»….

Как дышать – ртом или носим? Этот вопрос решается в индивидуальном    порядке,   однако  есть  и  свои    особенности.    Нужно иметь ввиду, что вдох ртом предполагает занятия только в специально   подготовленном   для   выполнения      дыхательных упражнений помещении. При вдохе носом требования к внешним условиям   менее жесткие. Сама Александра Николаевна считала, что   «…вдох   ртом  можно тренировать только в чистом и сухом помещении. Делать это надо точно, иначе горло сохнет.  И еще вдох   ртом   более  поверхностный  и идет шире, чем вдох носом. Вдох же носом идет глубже, не боится холода и пыли и к тому же отлично избавляет  от  насморка. Поэтому мы начали тренировать вдох  носом. И  он  получился  такой  же эмоциональный, как вдох                                                                                                          ртом ….

 

11. ПРЕИМУЩЕСТВА ГИМНАСТИКИ А.Н.СТРЕЛЬНИКОВОЙ

 

·        Гимнастика положительно влияет на организм в целом. Она ведь не чисто дыхательная – в работу включены все мышцы.

·        Гимнастика доступна всем людям.

·        Для занятий гимнастикой не требуется особых условий – специальной одежды (спортивный костюм и т.д.), помещения и прочих.

·        Высокая эффективность. После первых занятий объем легких значительно увеличивается.

·        Дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного аппарата и грудной клетки.

·        Гимнастика показана и взрослым, и детям.

 

 

12. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ А.Н.СТРЕЛЬНИКОВОЙ

 

Думайте только о вдохе носом, тренируйте только вдох. Вдох – шумный, резкий и короткий (как хлопок в ладоши).

·        Выдох должен уходить после каждого вдоха самостоятельно через рот. Не задерживайте и не выталкивайте выдох.

·        Вдох – предельно активный (носом), выдох – абсолютно пассивный (через рот).

·        Вдох делается одновременно с движением. В Стрельниковской дыхательной гимнастике нет вдоха без движения. А движения – без вдоха.

·        Все вдохи – движения Стрельниковской гимнастики в темпоритме строевого шага.

·        Счет в Стрельниковской дыхательной гимнастике только на 4,8,16,32, считать мысленно, не вслух.

·        Упражнения можно делать стоя, сидя, лежа.

 

 

 

13. КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО СТРЕЛЬНИКОВОЙ

 

         Дыхательная гимнастика выполняется в исходном положении – стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки по швам, плечи прямые, мышцы спины расслаблены.

 

РАЗМИНКА.  Забудьте хотя бы на время о делах и заботах и полностью сосредоточьтесь на упражнениях, которые предстоит разучить. Помните только о вдохе! Нюхайте воздух! В процессе эволюции обонятельные нервные центры человека атрафировались и наше обоняние воспринимает только наиболее резкие и насыщенные из них. Учимся в игре! Представьте себе, что вы остановились на ночлег в дремучем лесу, как вдруг откуда-то потянуло гарью, и вы яростно внюхиваетесь в воздух, чтобы определить, с какой стороны подстерегает вас опасность.

         Никакие упражнения не вернут Вашем ноздрям естественной подвижности, свойственной первобытному охотнику и утраченной человеком городским за ненадобностью, однако стремиться к этому нужно.

 

 

Упражнение «Шаги» или вдох в движении.

 

     Примите исходное положение: ноги на ширине плеч, руки по швам, плечи прямые, мышцы спины расслаблены. Начинайте дышать – взволнованно, заинтересованно, активно! Вдохи шумные – такие, чтобы было слышно на весь дом! – короткие, как молниеносный укол рапириста. Делайте носом втягивающие дыхательные движения. Не стесняйтесь шмыганья! Крылья носа не расширяются, а наоборот – сужаются. Убедитесь в том, что ноздри не неподвижны, а понемногу начинают «слушать» вас.

         Освоив этот способ дыхания – возможно, непривычный для подавляющего большинства, - переходите к дыханию в движении. Начинаем  ходьбу на месте! Чтобы «почувствовать» дыхательную гимнастику Стрельниковой, делайте вдох на каждый шаг. Шаг левой – вдох, шаг правой – вдох. Левой, правой – вдох, вдох.

         «А когда же выдыхать?» - спросите вы. «Отработанный» Воздух выйдет сам – без вашего участия. Не думайте о выдохе! Сначала сделайте два ритмичных шага на месте и два частых вдоха один за другим, потом – четыре… Шаги – вдохи по Стрельниковой можно делать на месте, при ходьбе по комнате, или даже переступая с левой ноги на правую – вперед-назад, вперед-назад. Главное, чтобы ваши движения были ритмичными, непринужденными и частыми.

 

Повороты и наклоны головы

 

Ограничения для серий упражнений

 

          Категорически не рекомендуется делать резкие движения головой при черепно-мозговых травмах, вегетососудистой дистонии, эпилепсии, близорукости, а также при остеохондрозе шейно-грудного отдела позвоночника, при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении.

         Поднимайте и опускайте голову чуть-чуть, а при особенно плохом самочувствии достаточно только намека на движение, при этом упражнение можно делать не только лежа, но и сидя. Главное – это короткий шумный вдох. Норма – 24 подхода по 4 вдоха.

 

 

Упражнение «Повороты»

 

         Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Справа потянуло гарью! Поворачиваем голову вправо и делаем короткий шумный вдох носом. Слева потянуло гарью! Поворачиваем голову влево и также делаем короткий и максимально шумный вдох.

         ВНИМАНИЕ! Вдох и поворот выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте).

         Мышцы шеи  расслаблены, влево и вправо поворачивается только голова, но не плечи. Не разрывайте целостность упражнения: соблюдайте одновременность вдохов и поворотов головы вправо-влево, не останавливайте голову посредине движения, не затягивайте вдох, не думайте о выдохе – легкие  «разгрузятся» самостоятельно, при этом лучше всего выдыхать ртом. Норма 96 движений за один урок. Начинайте с четырех движений вдохов подряд, постепенно увеличивая норму до восьми….

 

Упражнение «Ушки»

 

         Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, руки опущены, глаза смотрят вперед. Поочередно наклоните голову вначале к левому, потом – к правому плечам, как если бы вы хотели с укоризной сказать кому-то: «Ай-ай-ай! Как не стыдно!»

         Выполняя упражнение, следите за тем, чтобы плечи оставались неподвижными.

 

 

Упражнение «Малый маятник»

 

         Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены.

         Снизу потянуло гарью! Наклоняем голову вниз и делаем короткий шумный вдох носом.

         Сверху потянуло гарью! Поднимаем голову вверх и также делаем короткий и максимально шумный вдох.

         Мышцы шеи расслаблены, вверх – вниз поднимается и опускается только одна голова, но не плечи.

 

 

ГЛАВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

 

Ограничения для серии упражнений

 

         Категорически не рекомендуется делать энергичные повороты и приседания при травмах нижних конечностей, при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении, а также при остеохондрозе шейно-грудного отдела позвоночника.

         При любых травмах позвоночника проконсультируйтесь у хирурга!

 

 

Упражнение «Кошка»

 

         Примите исходное положение: ноги на ширине плеч (или чуть уже ширины плеч), спина прямая, руки опущены. Всем знакомы нацеленные, осторожные крадущиеся движения кошки, охотящейся на воробья. Нечто похожее предстоит проделать вам!

ДОБЫЧА СПРАВА! Слегка приседаем, сгибаем в локтях руки, слегка касаясь ими туловища, расслабляем кисти и поворачиваемся вправо, перенося тяжесть тела на правую ногу и делая хватательные движения обеими кистями на уровне пояса. Ловим воробья! Синхронно с движением коротко и шумно вдыхаем носом.

ДОБЫЧА СЛЕВА! Аналогично, только переносим тяжесть тела на левую ногу.

Следите за тем, чтобы приседание было легким, пружинистым, неглубоким. Спина абсолютно прямая, повороты выполняются только в талии.

ВНИМАНИЕ! Вдох и поворот выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте).

         При плохом самочувствии упражнение «Кошку» рекомендуется выполнять сидя.

Упражнение «Насос»

 

         Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, руки опущены, но не по швам, а немного перед собой. У вас авария – спустила шина! Нужно взять в руки «Рукоятку насоса» - ей может быть свернутая в трубочку газета или палочка – как можно быстрее накачать шину и ехать дальше. Начинайте частые и ритмичные наклоны туловища вперед.

         Поршень насоса хорошо смазан – руки свободно и легко опускаются к полу, но не касаются его. Не затягивайте вдох! Вдыхайте носом в конечной фазе наклона: закончился наклон туловища – закончился вдох. Вдох – максимально шумный и короткий, как укол рапириста. Соблюдайте одновременность наклонов и вдохов и не думайте о выдохе. Выдох пассивный – ртом. Разогнувшись, не поднимайте голову вверх: фиксируйте глазами воображаемую спущенную шину, лежащую на полу!

         При плохом самочувствии упражнение «Насос» можно выполнять сидя – без наклона, а только с обозначением движения, однако с обязательным коротким и шумным вдохом. Норма – 24 подхода по 4 вдоха.

         «Насос» - упражнение уникальное, останавливает не только астматический, но и сердечный приступы. Более того, он поможет вам и при приступе печени, поскольку «откачает» из нее избыток желчи, провоцирующий приступ! «Насос» поможет вам при сильной близорукости, глаукоме, камнях в печени, почках и мочевом пузыре, а также при повышенном или пониженном давлении. Заранее будьте готовы к тому, что давление нормализуется не сразу. Если у вас гипертония, то буквально через несколько дней целенаправленных тренировок начнет опускаться верхнее давление, а менее чем через неделю – обычно на 5 или 6 день – опустится нижнее.

         «Насос» и «Кошка» в сочетание с упражнением «Обними плечи» показаны тем, кто пострадал в  автомобильной катастрофе, перенес инфаркт, инсульт,  а так же тем, кто страдает ишемической болезнью сердца. Если вы ощущаете слабость, то движения – вдохи следует выполнять сидя.

 

Упражнение «Обними плечи»

 

         Примите исходное положение: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч.  Разверните кисти обеих рук ладонями к себе и зафиксируйте  их перед грудью, немного ниже шеи. Начинайте движение, бросая руки навстречу друг другу, при этом левая рука «обнимает» правое плечо, а правая – левую подмышку. Следите за тем, чтобы руки шли параллельно друг другу. Вдыхайте носом в тот момент, когда руки сходятся наиболее тесно: закончилось «объятие» - закончился вдох. Вдох – максимально шумный и короткий, как укол рапириста. Не отводите руки далеко от туловища и ни в коем случае не разгибайте локти. Соблюдайте одновременность наклонов и «объятий» и не думайте о выдохе. Выдох пассивный – ртом. А.Н.Стрельникова рекомендовала сопровождать выполнение движения мысленной установкой: «Зажимаю там, где болезнь расширила!».

ОГРАНИЧЕНИЯ. Категорически не рекомендуется делать вдох при сжатии грудной клетки страдающим врожденными пороками и ишемической  болезнью сердца.

         При плохом самочувствии упражнение можно выполнять сидя и даже лежа.

 

Упражнение «Большой маятник»

        

         Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, руки опущены, спина прямая. Приступайте к наклонам туловища вперед. Руки тянутся к полу, но не касаются его. Не затягивайте вдох! Вдыхайте носом в конечной фазе наклона: закончился наклон туловища – закончился вдох. Вдох – максимально шумный и короткий. Соблюдайте одновременность наклонов и вдохов и не думайте о выдоха. Выдох пассивный – ртом. Не останавливая движение, прогнитесь в пояснице, слегка откидываясь назад и обнимая обеими руками плечи. Вдох носом в тот самый момент, когда руки сходятся наиболее тесно. Выдох пассивный.

ОГРАНИЧЕНИЯ. Так как это сложное движение распадается на два «Насос» и «Обними плечи»  ограничения аналогичны.

 

Упражнения «Полуприседы». 1 вариант

 

         Примите исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, подбородок слегка приподнят, спина прямая. Приступайте к выполнению упр., делая легкие, едва намеченные полуприседы, как бы танцуя на месте. Вдыхайте носом в конечной фазе каждого полуприседа: закончилось движение – закончился вдох. Вдох – максимально шумный и короткий, выдох пассивный – ртом. Вдох и движения выполняются в ритме быстрого танца!

 

Упражнение «Полуприседы». 2 вариант

 

1.     Примите исходное положение: левая нога впереди, правая – сзади; руки опущены вдоль тела, подбородок слегка приподнят, спина прямая. Вес тела перенесен на переднюю ногу, задняя нога только касается пола. Приступайте к выполнению упражнения, делая легкие, едва намеченные полуприседы, как бы танцуя на месте. Вдыхайте носом в конечной фазе каждого полуприседа: закончилось движение – закончился вдох. Вдох – максимально шумный и короткий. Соблюдайте одновременность наклонов и приседов и не думайте о выдохе. Выдох пассивный – ртом. Сделайте 48 движений – вдохов и смените положение ног: теперь правая нога будет впереди, а левая – сзади.

2.     Примите исходное положение: левая нога впереди, правая – сзади; руки опущены вдоль тела, подбородок слегка приподнят, спина прямая. Вес тела перенесен на заднюю ногу, передняя нога только касается пола. Приступайте к выполнению упражнения, делая легкие, едва намеченные полуприседы, как бы танцуя на месте. Вдыхайте носом в конечной фазе каждого полуприседа: закончилось движение – закончился вдох. Вдох – максимально шумный и короткий. Сделайте 48 движений – вдохов и смените положение ног: теперь правая нога будет впереди, а левая – сзади.

 

Упражнение «Отбросим болезнь»

 

         Примите исходное положение – руки, согнутые в локтях, прижаты к бокам. Кисти рук сжаты в кулаки и расположены под ключицами. Вдох носом, шумный и короткий. При каждом вдохе выбрасывайте руки резко вперед, быстро разгибая их в локтях и растопыривая пальцы, так, как будто вы что-то выбрасываете и отталкиваете. Затем быстро возвращайте их в исходное  положение. Выбросите свою болезнь вон из дома. Вдох и движение выполняются в ритме быстрого танца!

 

Упражнение «Изгоним болезнь»

 

         Примите исходное положение, как в предыдущем упражнении. Вдох носом, шумный и короткий. При каждом вдохе локти резко отводите в сторону, кверху, до положения, параллельного полу, под углом 90 градусов к грудной клетке. Затем быстро возвращайте в исходное положение, как бы сдавливая грудную клетку своими ударами. Удар – вдох. Еще удар – выдох. Выгоняйте болезнь из себя! Вдох и движения выполняются в ритме быстрого танца!

 

Упражнение «Перекаты»

 

         Примите исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, подбородок слегка приподнят, спина прямая. Из исходного положения правую ногу выставите пяткой вперед. Совершая шумный вдох (шмыгая носом), перекатывайтесь с пятки на носок, а затем обратно с носка на пятку и на заднюю ногу. Сделайте 48 движений и смените положение ног. Вдох и движения выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте)

Упражнение «Рок-н-ролл»

 

         Принять исходное положение. С каждым шумным вдохом легко поднимать то правую, то левую ногу, согнутую в колене, к животу, немного наискосок. Вдох – правая нога. Опустив ногу и заняв исходное положение, полностью выпрямитесь и на мгновение замрите. Еще вдох – левая нога, и так далее. Носок стопы должен быть оттянут к полу в одну линию с голенью. Одновременно с движениями ног можно делать движения кистями рук (правое колено – правая рука),  согнутыми в локтях, на уровне пояса. Вдох и выдох выполняются в ритме быстрого танца!

 

Вот, собственно, и весь комплекс. Занимайтесь дыхательной гимнастикой систематически и соблюдайте простые рекомендации:

·        Никогда не занимайтесь гимнастикой мимоходом!

·        Идеально, если вы выполняете упражнения за час до сна

·        Делая упражнения, думайте только о вдохе и не стесняйтесь шумных звуков.

·        Проявляйте максимальную заинтересованность.

·        Движение, движение и еще раз – движение.

·        Соблюдайте одновременность вдохов и движений.

·        Главный принцип дыхательной гимнастики: «Активный вдох – пассивный выдох».

·        Следите за тем, чтобы вдох всегда был несколько громче выдоха!

·        Норма движений-вдохов определяется индивидуально, однако их общее число должно быть кратным 2,4,8,16,32.

·        Делайте именно столько вдохов, сколько дается вам без труда, то есть свободно, комфортно и легко.

·        Идеальная продолжительность  занятий дыхательной гимнастикой 35-37 мин. Сокращать время занятий не рекомендуется, однако при его хронической нехватке можно дышать по Стрельниковой хотя бы полчаса в день (даже четверть часа ежедневных занятий благотворно скажутся на вашем здоровье).

·        Приобщайте к упражнениям малышей! Дети с превеликим удовольствием играют в дикарей, танцуют вокруг костра, особенно если упражнения идут в музыкальном сопровождении. Не торопите малышей, следите за темпом выполнения упражнений, который должен быть гораздо более медленным, чем для взрослых. Изобразите им котенка, показывающего коготки и пытающегося поймать воробышка.

 

 

 

14. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ПО МЕТОДУ К.П.БУТЕЙКО И МЕТОДИКА

 

         Метод Бутейко – это система специальных знаний, раскрывающая внутренние резервы организма и позволяющая управлять дыхательной функцией человека. Суть метода в постепенном уменьшении глубины дыхания до нормы путем разумного настойчивого и постоянного расслабления дыхательных мышц с обязательным измерением углекислого газа в легких.

 

15. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ К.П.БУТЕЙКО

 И МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

 

         При глубоком дыхании чрезмерно удаляется из организма углекислый газ (СО2) и создается, тем самым, дефицит этого вещества в организме, а он необходим для внутриклеточного газообмена…

         Методом поверхностного дыхания можно воспользоваться при игре на флейте, когда вам необходимо увеличить интенсивность клеточного дыхания, не увеличивая объем вдыхаемого воздуха.

         Правильное дыхание – это дыхание через нос и без шума. Некоторые из нас вообще не задумываются над тем, как они дышат. Иные считают, что почти всегда дышат через нос, на самом деле чаще всего вдыхают воздух ртом. Впрочем, каждый легко может проверить себя. Оставшись в комнате в одиночестве, заклейте губы пластырем. Если через некоторое время у вас появится потребность в дыхании через рот, значит, ваши дыхательные пути не в порядке и дышите вы неправильно.

         Итак, носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящиеся в носоглотке. Не случайно поэтому, скажем, йоги предупреждают: если дети не будут дышать через нос, то не  получат достаточного умственного развития. Наверняка, многие из Вас обращали внимание на то, как выглядят умственно отсталые дети: рот у них всегда открыт, нижняя челюсть отвисает….

         А чем же плохо дыхание с шумом. Шумовой эффект – показатель того, что дыхательный аппарат работает с перегрузкой, с напряжением.

         Эту взаимосвязь подтверждает и исследования доктора К.П.Бутейко. В связи с этим с помощью дыхания можно дозировать и контролировать физические нагрузки. Например, во время ровного, спокойного дыхания можно выполнять физические упражнения даже после инфаркта миокарда.

         Кстати, подобная практика давно существует в клиниках высокоразвитых стран.

         Метод К.П.Бутейко с одной стороны, упрощенный, с другой – универсальный комплекс дыхательных упражнений, направленный на развитие поверхностного, глубокого, редкого дыхания, а также на развитие способности человека задерживать дыхание как на вдохе и на  выдохе, как в состоянии покоя, так и при физической нагрузке. Как мы  помним флейтисту необходимо правильное постановление дыхания. Умение дышать по разному (поверхностно, глубоко, редко) и умение задерживать дыхание. Именно эти навыки начинающий флейтист преобретает благодаря методике К.П.Бутейко.

 

 

16. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

         Таким образом, все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что различные дыхательные гимнастики в последние годы уверенно входят в педагогическую практику музыкальных занятий  по обучению игре на флейте. Они помогают флейтистам в постановке правильного дыхания и игра на флейте, становится еще более завораживающей.

   

         Методика этих гимнастик заключается в особенном дыхании:

 

·        Так в гимнастике по А.Н.Стрельниковой – короткий  и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.

·        А в методике К.П.Бутейко универсальный комплекс дыхательных упражнений, направленный на развитие поверхностного, глубокого, редкого дыхания, а также на развитие способности человека задерживать дыхание, как на вдохе, так и на выдохе, как в состоянии покоя, так и при физической нагрузке.

         В любом случае, эти виды гимнастик имеют ряд преимуществ перед другими.

         Все они основаны на носовом дыхании. Не случайно поэтому, йоги предупреждают: если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, т.к. носовое дыхание стимулирует неровные окончания всех органов, находящиеся в носоглотке.

         Задача преподавателя музыки – научить  правильно,  дышать начинающего флейтиста, полностью решается при овладении ребенком дыхательной гимнастики по А.Н.Стрельниковой и К.П.Бутейко!

         Тренировка более длинного выдоха по А.Н.Стрельниковой, поверхностного и глубокого дыхания по методике К.П.Бутейко помогают не только в постановке дыхания у маленьких флейтистов, но и снимает стресс, восстанавливают любовь к себе, помогают в достижении внутренней гармонии и полноценного умственного развития. Ребенок благодаря этому растет духовно, умственно и физически  здоровым.

 

17. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Преображенский Д. «Дыхание по Стрельниковой, Бутейко и Фрлову»  Питер. Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск.  2006г.

2.     Лавров Н.Н., Бубличенко М.М. «Дыхание по Стрельниковой» издание 7-е, дополненное переработанное. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2005г. Серия «Панацея».

3.     Алпатова А.С. «Творческое постижение мира: искусство или наука?». Музыкальное искусство: исполнительство, музыковедение: Сборник научнометодических статей. – М.,2004. с.121.

4.     Толкачев Б.С. «Медицинский справочник». – М., 2000. с. 139-155.

5.     Бороздина О. «Изучение результирующего влияния общеобразовательной школы на музыкальную культуру учащихся». Современное музыкальное образование 2003г. с.89.

6.     Бергер Н. «Современная концепция и методика обучения музыке. Серия « Модернизация общего образования». – СПб., 2004. с.129.

7.     Бергер Н., Яценковсая Н., Алиева Р. «Младенец музицирукт». – СПб., 2003. с.138.

8.     Должиков Ю.Н. «Артикуляция и штрихи при игре на флейте». Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 10. – М.,1991.-с.34.

9.     Васильев Ю.А., Широков А.С. «Рассказы о русских народных инструментах. – 2-е изд.-м.6 Сов. композитор, 1986.-с. 22-37».

10. Газарян С.В. «В мире музыкальных инструментов: Кн. Для        учащихся ст. классов. 2-е изд.» М.: Просвещение, 1989. – с.46-64

11. «Метод Бутейко. Опыт внедрения в медицинскую практику». –М., «Патриот», 1990.

12. Степанов А. «Дыхательная гимнастика по методикам Бутейко, Стрельниковой и других авторов ». Изд. «Вектор» с.160. 2006 г.

13. Свирина Н. «О роли музыки в художественном развитие школьников». Петербургская консерватория в музыкальном процессе  1862-2002. – СПб., 2002. с.18-21.

14. Федор Сафронов: Интервью «Юрий Должиков: «Из меня получился не человек с ружьем, а человек с флейтой…». Газета «Культура» № 48 (7407) 11-17 декабря 2003 г.

15. Щетинин М.Н. «Дыхательная гимнастика Стрельниковой» Москва 2002, изд. «Физкультура и спорт».

16. Диков Б. «Методика обучения игре на духовых инструментах».- М.1962.

17. Платонов Н. «Школа игры на флейте». – М.,1964.

18. Пушечников И. «Начальная школа игры на гобое». – М., 1966.

19. Апатский В. «Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика» Сборник статей под общей редакцией Ю.А.Усова. – Вып.4: Методика обучения игре на духовых инструментах: Музыка, М., 1976

                    Утверждено

 на заседании педагогического совета

                    26.08.2008г.

                                

Директор МОУДОД «ЧДШИ №1» ______________ Блохин С.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензент:


Управление культуры Администрации г

Управление культуры Администрации г

СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение ……………………………

СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение ……………………………

ВВЕДЕНИЕ В процессе музыкального воспитания детей школьного возраста решается множество воспитательно-образовательных задач

ВВЕДЕНИЕ В процессе музыкального воспитания детей школьного возраста решается множество воспитательно-образовательных задач

В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки

В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки

ИСТОРИЯ ФЛЕЙТЫ В

ИСТОРИЯ ФЛЕЙТЫ В

А как сложилась судьба флейты с отверстиями?

А как сложилась судьба флейты с отверстиями?

ТИПЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ДЫХАНИЯ 3

ТИПЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ДЫХАНИЯ 3

Грудное дыхание При грудном исполнительском дыхании основную нагрузку в регулировании вдоха несет диафрагма

Грудное дыхание При грудном исполнительском дыхании основную нагрузку в регулировании вдоха несет диафрагма

ФАЗЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ДЫХАНИЯ

ФАЗЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ДЫХАНИЯ

Начинающему флейтисту следует помнить, что, если не поставлено дыхание может случиться так, что в нотах указано, когда надо делать вдох, а вот к этому моменту…

Начинающему флейтисту следует помнить, что, если не поставлено дыхание может случиться так, что в нотах указано, когда надо делать вдох, а вот к этому моменту…

Если ты вдыхаешь в середине мелодии, никогда не делай этого перед сильной долей (нотой), а только после нее!

Если ты вдыхаешь в середине мелодии, никогда не делай этого перед сильной долей (нотой), а только после нее!

Голова, шея и спина исполнителя должны располагаться на одной линии, а инструмент нужно держать под углом 45 градусов к горизонтали

Голова, шея и спина исполнителя должны располагаться на одной линии, а инструмент нужно держать под углом 45 градусов к горизонтали

Координация между движением языка и контролем за давлением воздуха в полости рта в процессе звукоизвлечения и звучания ноты очень важна для правильного и точного их…

Координация между движением языка и контролем за давлением воздуха в полости рта в процессе звукоизвлечения и звучания ноты очень важна для правильного и точного их…

Нормальное физиологическое дыхание отличается умеренной глубиной и частотой; плавностью вдоха и выдоха, равномерной загрузкой всех элементов дыхательного аппарата

Нормальное физиологическое дыхание отличается умеренной глубиной и частотой; плавностью вдоха и выдоха, равномерной загрузкой всех элементов дыхательного аппарата

БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т

Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т

Делать это надо точно, иначе горло сохнет

Делать это надо точно, иначе горло сохнет

КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Повороты и наклоны головы

Повороты и наклоны головы

Упражнение «Малый маятник»

Упражнение «Малый маятник»

Упражнение «Насос»

Упражнение «Насос»

Соблюдайте одновременность наклонов и «объятий» и не думайте о выдохе

Соблюдайте одновременность наклонов и «объятий» и не думайте о выдохе

Вдох – максимально шумный и короткий

Вдох – максимально шумный и короткий

Упражнение «Рок-н-ролл»

Упражнение «Рок-н-ролл»

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ПО МЕТОДУ

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ПО МЕТОДУ

Метод К.П.Бутейко с одной стороны, упрощенный, с другой – универсальный комплекс дыхательных упражнений, направленный на развитие поверхностного, глубокого, редкого дыхания, а также на развитие способности…

Метод К.П.Бутейко с одной стороны, упрощенный, с другой – универсальный комплекс дыхательных упражнений, направленный на развитие поверхностного, глубокого, редкого дыхания, а также на развитие способности…

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

Утверждено на заседании педагогического совета 26

Утверждено на заседании педагогического совета 26
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2021