Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха "Средняя общеобразовательная школа №5
Использование элементов технологии критического мышления и эвристического метода для повышения эффективности урока английского языка.
Автор:
учитель английского языка
высшей квалификационной категории
Светикова Татьяна Ярославовна
2022год
Использование элементов технологии критического мышления и эвристического метода для повышения эффективности урока английского языка.
Технология критического мышления представляет собой сложный процесс творческого осмысления и переосмысления информации, идей, ресурсов. Важен преобразующий фактор деятельности обучающихся: они наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Такая деятельность всегда заканчивается принятием решений.
Не менее ценным средством повышения эффективности уроков английского языка является эвристический метод, результатом применения которого является создаваемый обучающимися образовательный «продукт»: новая идея, гипотеза, план, тезисы, проект, текстовое произведение, графическая форма, картина в интерактивном или в реальном пространстве.
Многие учителя постоянно задумываются над тем, как сделать урок английского языка не только интересным в плане получения новых знаний, новой информации, но и над тем, как эту информацию подать, чтобы урок был захватывающим, увлекательным, личностно-мотивированным, позволяющим обучающимся выстраивать линию достижения результата. С поставленной задачей поможет справиться использование элементов технологии развития критического мышления, эвристический метод, а также активные формы и методы организации учебной деятельности. Проследим использование упомянутых выше методов на примере элементов уроков на разных уровнях обучения.
Заданием, которым педагоги очень часто начинают свой урок, является прогнозирование самими же обучающимися темы урока. В качестве такого пролога может быть прослушивание музыкальных композиций, настраивающих на определенную тему, позволяющих мысленно нарисовать место действий, характер происходящих событий, и, что самое главное, построить соответствующие высказывания, подкрепив их своими личными наблюдениями, опытом, а также предоставив свою аргументацию. Ведь все, что касается личности ученика, его интересов, и является первым шагом к росту его заинтересованности в предмете обсуждения, а значит, будет побуждать его к выражению своей точки зрения на данный предмет или событие. В качестве такого «запускающего механизма» может служить также и информация на слайдах, предваряющая тему урока. Например, если обучающиеся увидят слайды с новостными сообщениями из газет, они по-разному смогут сформулировать тему предстоящего урока, но суть будет одна и та же, к примеру, “What’s in the news?”
Одновременно с использованием элементов технологии критического мышления, уместно будет использовать и групповые технологии, которые предполагают не только групповую и межгрупповую деятельность, но и вклад каждого ученика, начиная с этапа подготовки, поиска информации, с распределения ролей в группе, и заканчивая вовлечением каждого в устную коммуникацию. Учитель руководит процессом подготовки, распределением ролей, конкретизируя мини-задачи для каждого обучающегося. А далее следует самостоятельная работа каждого члена команды.
В качестве домашнего задания учащиеся должны приготовить новость из online газеты или журнала. Для представления данной новости класс разделился на две группы: члены одной из них представляли выбранные ими новости, а члены другой – реагировали на них при помощи опор, предваряющих их высказывания по данной информации. Классу были предложены следующие опоры:
Таким образом, представлено формирование у обучающихся умений поиска и выбора информации, работы с информацией, представления информации, реагирования на информацию (выражение испуга, недоумения, сочувствия, одобрения), аргументации своего мнения, приведения доводов. Все перечисленные действия - результат использования элементов технологии критического мышления.
Далее учащимся было представлено фото из газетной статьи и дано задание каждому ученику придумать заголовок статьи:
Были также даны учителем опоры для данного вида работы:
Каждый ученик написал свой вариант заголовка, а далее обучающимся был представлен заголовок статьи из газеты: Huge Great White shark washes up on a beach in Ireland. (Написание заголовка - элемент эвристического метода). Каждый ученик мог сопоставить, насколько его вариант близок к оригиналу.
Метод «разрезанной информации» был продемонстрирован на примере следующего задания. Для его выполнения обучающиеся выбрали статью из одного из online изданий и разделили ее на три части, предварительно разделив группу на три подгруппы, каждая из которых получила одну из трех частей статьи. Уже на начальном этапе задания, выборе статьи началась их интенсивная работа: они должны были ответить на вопросы: почему нужно выбрать именно эту статью, а не другую, какую ценностную информацию она несет, не будет ли она слишком сложной для понимания и работы над ней? Предварительно каждая подгруппа должна была подготовить краткое содержание и вопросы по своей части. Далее идет межгрупповая работа. Задание на уроке: подгруппы обмениваются своей частью информации, передавая представителям других подгрупп краткое содержание и задавая им вопросы на понимание сути изложенного материала. В результате групповой и межгрупповой работы повышается познавательная мотивация, эффективность усвоения и актуализации знаний, а также улучшается психологический климат в классе.
А далее обучающиеся по фактам данной статьи, используя предложенные им опоры, составляют свой вариант развития событий.
В этом задании были использованы не только элементы технологии критического мышления, но и такие элементы эвристического метода, как «учимся вместе», метод «разрезанной информации», «метод смыслового развертывания»: от ключевых слов - к предложению, от предложения – к тексту. Такое задание может быть предложено учащимся старшего звена, у которых более развиты навыки устной речи, как подготовленной, так и неподготовленной.
В целом, такие уроки показали свою эффективность не только в плане успешного овладения знаниями в рамках конкретной темы, но и в плане развития творческих способностей и повышения мотивации обучающихся к дальнейшему изучению такого важнейшего и интереснейшего предмета, как английский язык.
Литература:
1.Учебник “Spotlight” (Student’s book) для 7 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: В.Эванс, Дж. Дули, О.Подоляко, Ю.Ваулина. Москва. «Просвещение» 2017.
2.Рабочая тетрадь (Activity book) к учебнику английского языка “Spotlight” для 7 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: В.Эванс, Дж. Дули, О.Подоляко, Ю.Ваулина. Москва. «Просвещение» 2017.
3. Учебник “Spotlight” (Student’s book) для 9 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: В.Эванс, Дж. Дули, О.Подоляко, Ю.Ваулина. Москва. «Просвещение» 2017.
4. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. – СПб.: «КАРО», 2014.
5. Хуторской А.В. Эвристические методы обучения [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Научная школа. – http://khutorskoy.ru/science/concepts
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.