Павлов Александр Константинович, -
генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(г. Москва – г. Санкт-Петербург – г. Петрозаводск),
учитель истории и обществознания, -
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Лауреат премии им. Я.А. Коменского,
Лауреат премии им. М.В. Ломоносова,
Лауреат премии им. К.Д. Ушинского,
Заслуженный деятель науки РФ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ
МОДЕЛИ АДАПТИВНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
(НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ)
2023 ГОДУ – ГОДУ ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА
И
К 200 – ЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ПЕДАГОГА К.Д.УШИНСКОГО ПОСВЯЩАЮ
Одним из главных требований к педагогическим технологиям обучения является гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения, воспитания и развития при их воспроизведении. Но при этом часто забывают, что успешность любых нововведений обеспечивается режимом благоприятствования индивидуальному инновационному совершенствованию деятельности педагога.
В педагогических и дидактических исследованиях, посвящённых разработке технологии обучения, в качестве центральной проблемы чаще всего обсуждаются уникальность и неповторимость личности учащегося, при этом мало кто учитывает уникальность и неповторимость самого педагога.
Нам представляется, что рассматриваемая адаптивно-развивающая педагогическая технология проблемно-модульного обучения, как комбинированная дидактическая система, может применяться в различных педагогических направлениях, где в учебно-познавательном, воспитательном и развивающем процессе реализуются требования индивидуализации и повышения самостоятельности обучения, а обучающимся предоставляются действенные, логически, проблемно и модульно выстроенные знания, на основе которых формируются, развиваются и совершенствуются умения и навыки.
Вопрос о возможности применения адаптивно-развивающей педагогической технологии проблемно-модульного обучения в средней школе, прежде всего, связан с возрастом обучающихся и уровнем владения ими умениями и навыками самостоятельной работы с информационными источниками, а также с их мировоззренческой подготовкой.
В младших классах, как нам представляется, акцент должен делаться на педагогический процесс, организуемый и управляемый непосредственно учителем, при этом особую роль здесь играет его нравственно-эмоциональное воздействие. Всякое сужение функций педагога может породить проблему дегуманизации педагогического процесса.
Начиная со средних классов, можно ввести элементы адаптивно-развивающей педагогической технологии проблемно-модульного обучения. При этом ими могут быть упрощённые проблемно-модульные учебно-познавательные, воспитывающие и развивающие курсы (рабочие тетради по предметам обучения), в которых упор делался бы на управление и самоуправление деятельностью учеников, контроль и самоконтроль их знаний, умений, навыков.
Адаптивно-развивающие проблемно-модульные учебно-познавательные курсы в учебный процесс средней школы целесообразно вводить постепенно, наравне с учебником, начиная с отдельных курсов, предметов и конкретных, хорошо успевающих учеников, которым предоставляется большая самостоятельность в учебе.
С девятого класса общеобразовательной школы адаптивно-развивающую педагогическую технологию проблемно-модульного обучения можно полностью ввести в педагогический процесс, т. е. возможно применение проблемно-модульных образовательных программ, к построению которых для старших классов можно подойти трояко:
1. Строить проблемно-модульные программы и курсы для выбираемого обучающимися цикла профилирующих предметов, при изучении которых необходима большая доля самостоятельности. Их содержание отличается динамичностью границ с точки зрения, как ширины, так и глубины познания;
2. Строить проблемно-модульные программы, рассчитанные на один год, по всем предметам или комплексной учебной проблеме;
3. Строить проблемно-модульные программы, предназначенные для всего этапа обучения в старших классах.
Очевидно, что внедрение адаптивно-развивающей педагогической технологии проблемно-модульного обучения в общеобразовательной школе целесообразно начинать и вести последовательно, по сложности реализации, в строгом логическом порядке. Структура проблемно-модульной программы, предназначенной для всего этапа обучения в старших классах, включает в себя проблемно-модульные курсы по всем изучаемым предметам на один учебный год.
Преимущество применения проблемно-модульной программы, рассчитанной на весь этап обучения в старших классах, состоит в том, что обеспечиваются наиболее благоприятные условия для реализации принципа осознанной перспективы, особенно стимулирующие мотивацию учения, а также открываются реальные пути к обучению экстерном.
При рассмотрении использования и применения адаптивно-развивающей педагогической технологии проблемно-модульного обучения в средней школе возникает вопрос о возможности замены учебников проблемно-модульными курсами, где учебники будут играть вспомогательную роль.
Необходимо отметить, что однозначно ответить тут сложно, так как вышеназванные пособия решают совершенно разные задачи. Более того, проблемно-модульный курс базируется на нескольких учебниках, формируя, таким образом, основы методологии познавательной деятельности и самостоятельной работы с источниками. В проблемно-модульном курсе акцентируется руководство учебными действиями обучающегося с существенной опорой на учебники и учебные пособия, другую методическую литературу.
Возникает и другой вопрос, касающийся использования и применения адаптивно-развивающей педагогической технологии проблемно-модульного обучения в средней школе, состоящий в следующем: кто будет создавать проблемно-модульные курсы и разрабатывать программы?
В этом случае возможны два пути решения данного вопроса:
1. Они могут создаваться региональными методическими центрами или комиссиями, основой которых станут временные творческие коллективы;
2. Они будут разрабатываться отдельными высококвалифицированными, опытными учителями для самостоятельной организации ими конкретного педагогического процесса.
Эти два направления не являются альтернативными, они могут успешно дополнять друг друга. Только в этом случае учитель не будет создавать «на пустом месте» оригинальный проблемно-модульный курс или программу, а станет использовать проблемно-модульные курсы, разработанные в региональных методических центрах или комиссиями, приспосабливая их к конкретным условиям функционирования школы.
С созданием проблемно-модульных курсов или программы ещё не решается проблема внедрения предлагаемой педагогической технологии в той или иной системе обучения. Важным является вопрос организации собственно процесса адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения как педагогической технологии в средней школе.
Исследований по данному вопросу в нашей стране практически нет, но за последние 5 лет появились интересные теоретико-практические наработки. Интересен опыт совместной работы в данном направлении творческого коллектива педагогов-исследователей опытно-экспериментальной площадки Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Туртасская средняя общеобразовательная школа» пгт. Туртас Уватского муниципального района Тюменской области Уральского федерального округа (МАОУ «Туртасская СОШ» пгт. Туртас Уватского муниципального района Тюменской области Уральского федерального округа) – директор Маслюкова Л.Д. и творческого коллектива учёных, педагогов, психологов Международного Инновационного Научно-Исследовательского Образовательного Дистанционно-Сетевого Педагогического Комплекса (МИНИОДСПК - г. Москва – г. Санкт-Петербург – г. Петрозаводск – г. Тюмень) – генеральный директор Павлов А.К. Этим творческим коллективом анализируется и описывается теоретико-практический опыт создания, применения и использования модели адаптивно-развивающей педагогической технологии проблемно-модульного обучения для изучения учащимися 10-х – 11-х профильных (физико-математический, естественнонаучный, социально-экономический, гуманитарный) классов профильных предметов: математика, физика, биология, химия, литература, история, обществознание.
В свете отмеченного, при использовании и применении адаптивно-развивающей педагогической технологии проблемно-модульного обучения учащимся, как правило, 9–11-х классов, будет предлагаться, на выбор, несколько путей организации проблемно-модульного обучения, предусматривающих самостоятельную работу с модулем при использовании технических средств обучения, консультации с успевающими учениками или с педагогом и т. д., где каждый обучающийся может выбрать как один, так и несколько наиболее подходящих ему вариантов, либо комбинацию из них. Более того, каждый учитель имеет свои, разработанные собственными силами модули, приспособленные к конкретной ситуации.
Подготовка модулей и организация адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения в МАОУ «Туртасская СОШ» основываются на пяти принципах:
1. Максимально эффективно использовать время педагога. Это становится возможным тогда, когда сам ученик приходит к учителю за консультацией;
2. Максимально эффективно использовать время ученика. Этому содействует отработка самого модуля и его оснащение техническими средствами обучения;
3. Самое главное в адаптивно-развивающей педагогической технологии проблемно-модульного обучения — это и учителю, и ученику необходимо понимать и принимать как существенное — цели обучения;
4. Сами ученики могут стать неплохими учителями. Помощь в учёбе (в разъяснении учебного материала) является одним из главных компонентов в образовательном процессе при проблемно-модульном обучении;
5. Овладение учебным материалом является обязательным. Критерии, отражающие его уровень, указываются ученикам в модуле. Устный контроль проводится с целью подтверждения понимания учениками цели обучения. В письменных контрольных заданиях требуется правильно ответить на 80 % поставленных вопросов.
Проблемно-модульное построение учебного предмета протекает в два этапа: на первом разрабатывается общая инвариантная модель единого содержания преподаваемой дисциплины, на втором выделяются ключевые идеи в рамках конкретных модулей.
Принципами отбора ключевой информации являются:
1. Информационная емкость и прогностическая ценность материала;
2. Его системообразующая функция;
3. Конструктивно-практическая значимость.
Практической направленностью обучения насыщен материал всех модулей. Он ориентирован на усвоение учащимися навыков самоконтроля, саморегуляции и самовоспитания применительно ко всем основным сферам жизнедеятельности (учеба, труд, взаимоотношения в семье, поведение на отдыхе и т. д.). Следует отметить, что проблемно-модульный подход органично сочетается с системно-деятельностным подходом.
Модель адаптивно-развивающей педагогической технологии проблемно-модульного обучения, используемая и применяемая в МАОУ «Туртасская СОШ», включает в себя восемь компонентов:
1. Усвоение учениками целей обучения.
2. Учебная работа с проблемно-модульным курсом включает процесс усвоения учебного материала с использованием различных методов и средств обучения.
3. Постоянный контроль учебной деятельности учащихся. После прохождения письменного и устного контроля ученик получает оценку заданную тему или отдельный модуль. Обучающийся, усвоивший за учебный год все темы или модули курса, получает за них отметку (оценку).
4. Инструктирование при обнаружении того, что ученик не понимает учебного материала. Он может обратиться за консультацией к учителю или к более подготовленному и успевающему по этому курсу ученику.
5. Небольшие исследования при отработке проблемно-модульного курса, которые ученик проводит, опираясь на учебники и различные методические материалы или самостоятельно планируя исследовательские действия под руководством учителя. Исследовательская работа проводится индивидуально или в малых группах (до шести человек). После завершения исследования в группе проводится обсуждение его результатов с их интерпретацией и т. д. За каждое законченное исследование ученик может получить какое-то количество баллов.
6. Оценивание результатов обучения ученика представляет собой наиболее интересный компонент в данной модели адаптивно-развивающей педагогической технологии проблемно-модульного обучения. Оценивание предусматривает, что ученики, выполнившие самостоятельную работу, пользуясь источниками и литературой, должны сформулировать и обосновать свое мнение по анализируемому вопросу, касающемуся актуальных общественных проблем. Такие проблемы обсуждаются методом дискуссий в учебной группе, при этом учитель старается как можно меньше в них участвовать. После обсуждения каждый участвовавший в нём ученик пишет эссе (сочинение), в котором излагает и окончательно обосновывает свое мнение. Цель такого задания заключается в формировании, развитии, совершенствовании у обучающегося навыков самостоятельной мировоззренческой оценки явлений и фактов, поэтому его мнение не оценивается как правильное или ошибочное. За каждое своё обоснованное мнение ученик получает определённое количество баллов (от 1 до 100), которые в последующем суммируются.
7. Взаимопомощь, которую может оказывать каждый ученик, помогая своему однокласснику или одношкольнику, если тот просит помощи в учёбе. За оказанную помощь, ученик, который помог в усвоении учебного материала по одному модулю и одному товарищу, получившему при этом положительную оценку, получает определённое количество баллов (от 1 до 50).
8. Контрольная работа на уровне теста, за которую тоже даётся определённое количество баллов (от 1 до 100). В данном случае за учеником остается свобода выбора комплектов способа деятельности для получения баллов. Одни могут избегать контрольных работ, другие не любят исследований, третьи — оценивания, четвёртые не хотят тратить время на помощь товарищу. Но во всех случаях по системе школы, ученик, прежде всего, соревнуется сам с собой. Время учителя и учеников используется максимально эффективно.
Практика показывает, что при тестировании по одному и тому же тесту учеников этой школы, проходивших курс по рассматриваемой системе проблемно-модульного обучения, и детей, обучавшихся по традиционной системе, обнаруживается разница в их знаниях, составляющая 10–15 % в пользу первых.
Более того, решается задача формирования, развития, совершенствования интеллектуальной, думающей, самостоятельной, разносторонне и гармонично развитой личности, а школа уходит от «менторства», психозов и других «заболеваний».
Проанализированная нами система адаптивно-развивающей педагогической технологии проблемно-модульного обучения представляет интерес в следующих отношениях:
1. Позволяет достичь активного, самостоятельного, целенаправленного учения со стороны ученика;
2. Реализуются субъект–субъектные взаимоотношения между учеником и учителем;
3. Обеспечивается достижение практически всеми учениками минимального уровня усвоения учебного материала за предусмотренное время;
4. Создаются возможности усвоения учебного материала на более высоких уровнях с использованием элементов творческой развивающей деятельности;
5. Реализуется воспитывающая функция обучения.
Адаптивно развивающий проблемно-модульный принцип конструирования учебных курсов и их преподавание находят все большее число сторонников. Он помогает привести в систему интегрированные основы научных знаний и наглядно выделить «ядро» научной информации посредством разностороннего анализа понятий, выявления внутренних связей между ними, а также между законами и принципами. Тем самым он способствует логичному и компактному структурированию учебного материала, а также позволяет избегать неоправданных повторений внутри одного и того же курса.
Следует учитывать, что на современном этапе развития науки и практики, функционирования общества перед отечественной школой стоят задачи по проведению реформы и модернизации, решение которых пока не приносит желаемых результатов. В то же время внедрение адаптивно-развивающей педагогической технологии проблемно-модульного обучения может позволить на качественно новом уровне организовать учебный процесс, в последующем с малым «доворотом» модернизируя только содержание.
Идеи адаптивно-развивающей педагогической технологии проблемно-модульного обучения в средней школе могут реализоваться, главным образом, двумя направлениями:
1. Подкреплением традиционной системы проблемно-модульными курсами, без изменения системы оценок;
2. Созданием в полном объёме адаптивно-развивающей педагогической технологии проблемно-модульного обучения в старших классах.
В то же время более перспективным будет второе направление, но оно требует кардинальных изменений в педагогической системе средней школы, хотя бы после 5–6 классов.
Таким образом, из отмеченного можно сделать вывод, что использование и применение адаптивно-развивающей педагогической технологии проблемно-модульного обучения в образовательной системе школы способствует формированию мотивации к учению у школьников, создает условия для самоанализа, саморазвития и самостоятельной работы, повышает эффективность и продуктивность процесса обучения в целом.
Список литературы
1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы: Инновационно- прогностический курс. – Казань: Центр инновационных технологий, 2005. – 500 с.
2. Анохин П.К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. – 1970. - № 1. – С. 19 – 54.
3. Атанов Г.А. Деятельностный подход в обучении. – Донецк: ЕАИ-пресс, 2001. – 160 с.
4. Арстранов М.Ж. Проблемное обучение в учебном процессе вуза / М.Ж. Арстранов, М.Г. Гарунов, Ш.С. Хайдаров. – Алма-Ата: Мектеп, 1979. – 79 с.
5. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высш. шк., 1980. – 368 с.
6. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. – М.: Знание, 1987.- 80 с.
7. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. – М.: Педагогика, 1977. – 254 с.
8. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1982. – 192 с.
9. Белинский В.Г. Собр. соч. в 3 т. – М., 1948. – Т.1. – С. 126.
10. Беспалько В.П. Основы теорий педагогических систем. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. – 204 с.
11. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Ин-т профессионал. образования РАО, 1995. – 336 с.
12. Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема // Известия АПН РСФСР. – 1951. - № 36. – С. 3 – 28.
13. Васильева Т.В. Модули самообразования //Вестн. высш. шк. – 1988. - № 6. – С. 86 – 87.
14. Гальперин П.Я. Умственные действия как основа формирования мысли и образа // Вопр. психологии. – 1957. - № 6. – С. 58 – 59.
15. Гессен С.И. Общие основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995. – 400 с.
16. Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1984. – 496 с.
17. Каган В.М., Ламм В.Я. От схемы к знаниям. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1981. – 102 с.
18. Кант И. Критика чистого разума. – Петроград, 1915. – С.64 – 65.
19. Кант И. Соч.: в 6 т. – М., 1964. – Т. 2. – С. 280 – 281.
20. Кара-Мурза С.С. Манипуляция сознанием. – Новосибирск: Издат. дом «Историческое наследие Сибири», 2007. – 176 с.
21. Ковалёв В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М.: Наука, 1988. – 193 с.
22. Копнин П.В. Логические основы науки. – Киев: Наукова думка, 1988. – 283 с.
23. Кудрюмова И.А. О математических подходах к записи учебного материала // Математика в школе. – 1983. - № 3. – С. 25 – 30.
24. Куписевич Ч. Основы общей дидактики: пер. с польск. – М.: Высш. шк., 1986. – 377 с.
25. Ленин В.И. Два приёма споров и борьбы //Полн.собр.соч. – Т. 24. – С. 166 – 168.
26. Ленин В.И. О государстве // Полн. собр. соч. – Т. 39.
27. Ленин В.И. Спорные вопросы // Полн. собр. Соч. – Т. 23. – С. 65 – 90.
28. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. – 181 с.
29. Марев И. Методологические основы дидактики. – М.: Педагогика, 1987. – 224 с.
30. Маркс К., Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Диалектика природы // Соч. – 2-е изд. – Т. 20. – С. 544; Т. 23. – С. 25.
31. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975, 1975. - 365 с.
32. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1972. – 551.
33. Минский М. Фраймы для представления знаний. – М.: Энергия, 1979. – 150 с.
34. Павлов А.К. Академические записки: Избранное (Часть I): Публикация / . - 144 с.
35. Павлов А.К. Адаптивно-развивающая педагогическая технология проблемно-модульного обучения учащихся в средней общеобразовательной школе//adaptivno-razvivayushaya-pedagogicheskaya-tehnologiya-problemno-modulnogo-obucheniya-uchashihsya-v-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkole-nauchno-metodicheskaya-statya-po-pedagogike-2813978.html
36. Павлов А.К. Адаптивно-развивающий проблемно модульный урок как актуальная научно-практическая педагогическая проблема: Научно-методическое пособие по педагогике / https://znanio.ru/media/adaptivno-razvivayushij-problemno-modulnyj-urok-kak-aktualnaya-nauchno-prakticheskaya-pedagogicheskaya-problema-nauchno-metodicheskoe-posobie-po-pedagogike-2818341.html
37. Павлов А.К. Краткий курс лекций по педагогике для студентов педагогических вузов и колледжей / А. К. Павлов. – СПб - Петрозаводск - Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 149 с.
38. Павлов А.К. Место и роль самостоятельной работы обучающихся в проблемно-модульном обучении: учебное пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 51 с.
39. Павлов А.К. Научно-методологические и научно-методические основы базовой инновационной адаптивной модели организации и осуществления учебно-познавательного процесса в педагогической технологии проблемно-модульного обучения в изучении общественных наук на примере истории // osnovy-bazovoj-innovacionnoj-adaptivnoj-modeli-organizacii-i-osushestvleniya-uchebno-poznavatelnogo-processa-v-pedagogicheskoj-tehnologii-problemno-modulnogo-obuc- nauchnaya-statya-2790285.html
40. Павлов А.К. Научно-методологические и методические основы организации и осуществления учебно-познавательного процесса в педагогической (образовательной) технологии проблемно-модульного обучения: краткое практико-ориентированное учебно-методическое пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 56 с.
41. Павлов А.К. Научно-методические и методологические основы организации и осуществления учебно-познавательного процесса в педагогической (образовательной) технологии проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – Санкт-Петербург: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 70 с.
42. Павлов А.К. Научно-методологические основы проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – Петрозаводск: Изд-во НИОО ФГАНИОУ ИДСНИОА «МПА», 2021. – 154 с.
43. Павлов А.К. Общедидактический принцип проблемно-модульности в педагогической технологии проблемно-модульного обучения: Тенденции и перспективы развития
44. Павлов А.К. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по педагогической технологии проблемно-модульного обучения //
45. Павлов А.К. Педагогические особенности реализации универсальной базовой инновационной адаптивной модели проблемно-модульного обучения //https://znanio.ru/media/pedagogicheskie-osobennosti-realizacii-universalnoj-bazovoj-innovacionnoj-adaptivnoj-modeli-problemno-modulnogo-obucheniya-nauchno-metodicheskaya-praktiko-orientirovannaya-statya- 2791142.html
46. Павлов А.К. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения: учебно-методическое пособие. – Петрозаводск, 2018. – 68 с.
47. Павлов А.К. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – Петрозаводск: Изд. центр НИО АНИУ ИДСНИА «МАПИ», 2018. – 85 с.
48. Павлов А.К. Педагогическая (образовательная) технология проблемно-модульного обучения: практико-ориентированное учебное пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 160 с.
49. Павлов А.К. Педагогическая технология на уроках истории и обществознания средствами проблемного диалога: Из опыта работы //
50. Павлов А.К. Педагогическая технология развивающего проблемно-модульного обучения и её творческий потенциал в преподавании общественных учебно-познавательных дисциплин в средней школе // https://znanio.ru/media/pedagogicheskaya-tehnologiya-razvivayushego-problemno-modulnogo-obucheniya-i-eyo-tvorcheskij-potencial-v-prepodavanii-obshestvennyh-uchebno-poznavatelnyh-disciplin-v-srednej-shkole-nauchno-metodicheskaya-statya-2809711.html
51. Павлов А.К. Практикум по педагогическим технологиям: Учеб. пособие. – LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2021. – 71 с.
52. Павлов А.К. Применение и использование педагогической технологии проблемно-модульного обучения в школьных и послевузовских образовательных системах //https://zolotojvek.ru/publikacii/na_portale/material?n=82533
53. Павлов А.К. Применение педагогической технологии проблемно-модульного обучения в практической работе средней общеобразовательной школы //https://znanio.ru/media/primenenie-pedagogicheskoj-tehnologii-problemno-modulnogo-obucheniya-v-prakticheskoj-rabote-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoly-nauchno-metodicheskaya-statya-2798420.html
54. Павлов А.К. Проектно-творческая (Исследовательская) деятельность обучающихся как средство реализации педагогической технологии проблемно-модульного обучения // https://znanio.ru/media/proektno-tvorcheskaya-issledovatelskaya-deyatelnost-obuchayushihsya-kak-sredstvo-realizacii-pedagogicheskoj-tehnologii-problemno-modulnogo-obucheniya-nauchno-metodologicheskaya-metodicheskaya-statya-2785021.html
55. Павлов А.К. Теория и методика построения образовательной программы и учебного курса в проблемно-модульном обучении: учебное пособие. - Мурманск: Изд-во МИРО «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников», 2021. – 108 с.
56. Павлов А.К. Теория и практика адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения как педагогическая технология: Практико-ориентированная монография по педагогике /https://znanio.ru/media/teoriya-i-praktika-adaptivno-razvivayushego-problemno-modulnogo-obucheniya-kak-pedagogicheskaya-tehnologiya-praktiko-orientirovannaya-monografiya-po-pedagogike-2813977.html. – 211 с.
57. Павлов А.К. Технология адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения в современной педагогике средней общеобразовательной школы: общедидактический практико-ориентированный аспект: Научно-методическая практико-ориентированная разработка / https://fond21veka.ru/publication/19/41/470161/ Серия С №470161 21 января 2023г. – 34 с.
58. Павлов А.К. Элементы технологии проблемно-модульного обучения в педагогическом опыте // https://znanio.ru/media/elementy-tehnologii-problemno-modulnogo-obucheniya-v-pedagogicheskom-opyte- nauchno-metodicheskaya-statya-2790278.html
59. Павлов И.П. Избранные труды. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.
60. Павлов И.П. Полн. собр. трудов. – М.-Л., 1936. – Т. 2.
61. Соколков Е.А. Проблемно-модульное обучение: учеб.пособие испр. и доп. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА – М, 2017. – 392 с.
62. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М.: МГУ, 1984. – 344 с.
63. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М.: Просвещение, 1987. – 223 с.
64. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие. – М., 1996. – 158 с.
65. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательной политики. – М., 1993.
66. Шаталов В.Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. – М., 1990. – 48 с.
67. Шаталов В.Ф. Учиться победно // Огонёк. – 1981. - № 28. – С. 12 – 14.
68. Юцявичене П.А. Методы модульного обучения. – Вильнюс: Минвуз Лат. ССР, 1988. – 55 с.
69. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. – Каунас: «Швиеса», 1989. – 271 с.
70. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения //Сов. педагогика. – 1990. - № 1. – С.55 – 60.
71. Huczynski A. Enciclopedia of Management development Methode. England: Aldersnot, Hant, Published by Gower Publishing Company, 1983 – 339 р.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.