«Использование
игровых технологий при изучении дисциплины
«Инженерная графика»
Автор: Яковлева Светлана Викторовна
Должность и место работы:
Преподаватель общепрофессиональных дисциплин областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Боровичский автомобильно-дорожный колледж» город Боровичи
Актуальность темы
Основная цель профессионального образования полно и четко определена в Концепции модернизации образования: «Подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности».
Дисциплина «Инженерная графика» является одной из основных для специальностей технического профиля, ведь невозможно представить инженера, мастера или квалифицированного рабочего без умения читать чертежи, точно и чётко излагать свои мысли при помощи графической информации.
В процессе изучения студенты овладевают технологическими приемами оперирования различными видами графических изображений и графической деятельности.
Я, как преподаватель, при обучении студентов сталкиваюсь со следующими проблемами:
· низкая мотивация к изучению дисциплины;
· недостаточное развитие познавательных процессов, обучающихся – внимания, восприятия, мышления, памяти и воображения;
· отсутствие у большинства студентов сформированности общеучебных умений, навыков:
- неспособность воспринимать самостоятельно информацию;
- неумение выделять главное и существенное в учебном материале;
- низкий темп интеллектуальной и практической деятельности;
- недостаточно развиты навыки самостоятельной работы;
· низкий уровень организационных умений и навыков;
· недостаточно развиты коммуникативные навыки:
- неумение излагать собственные мысли;
- недостаточные навыки ведения дискуссии;
- скованность или пассивность при работе в группе;
Одной из основных задач моей профессионального деятельности является повышение мотивации к изучению дисциплины, активизация познавательной деятельности студентов, которая необходима не только для формирования знаний и умений по дисциплине, но и развивает интерес как к самой дисциплине и, в конечном итоге, к выбранной специальности в целом.
Данные задачи я успешно решаю через технологию игровых форм обучения.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.
Раз человек учится играть в свое удовольствие,
почему бы ему не научиться думать
в свое удовольствие?
Гилберт Честертон
Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин.
Основная цель технологии игрового обучения - повышение мотивации к изучению дисциплины, развитие познавательной активности студентов.
В современном обучении, делающим ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технологию уникальна, так как она может использоваться в следующих случаях:
Основной метод игровой технологии - игра.
В многочисленных литературных источниках встречаются различные классификации игр. Принципы классификации многообразны. Сложность классификации игр заключается в том, что они, как и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние исторического процесса любой новой формации, идеологии разных социальных групп.
Наиболее понятна следующая классификация игр:
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игра, как метод обучения, даёт возможность преподавателю:
- сформировать мотивацию на обучение;
- оценить уровень подготовленности (может быть использована как для входного контроля, так и для итогового);
- оценить степень овладения материалом и перевести его из пассивного состояния - знания в активное - умения (практическая отработка навыка сразу после обсуждения теоретического материала);
- избежать монотонности и обыденности в деятельности студента и преподавателя;
- развивать у обучающихся профессиональное мышление, умение сравнивать, анализировать и прогнозировать;
- активизировать самообразование студентов;
- формировать многовариантность мыслительных операций;
- развивать навыки работы в коллективе, ответственности за принятие решения;
- улучшить психологический климат в группе;
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
1) ролевые игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;
4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между студентами разных групп одной специальности.
Сущность педагогического опыта
Повышение мотивации к изучению предмета "Инженерная графика", повышение познавательной активности студентов являются ключевыми задачами моей профессиональной деятельности. Поставленные задачи я с успехом реализую через применение игровых форм обучения при изучении данной дисциплины.
Для повышения мотивации к изучению предмета "Инженерная графика", успешного усвоения учебной программы, развития общеучебных навыков, технического мышления много времени на занятии уделяю различным видам контроля: текущему, периодическому и итоговому, повторению и систематизации изученного материала урока. Именно по этому показателю можно судить об эффективности применяемой технологии, насколько удачно были выбраны мною методы обучения.
Для этой цели я использую игры-упражнения, которые просты по содержанию и подготовке, но роль их огромна. Они действуют на различные познавательные процессы и оказывают положительное внимание на повышение мотивации к изучаемой дисциплине. Я адаптировала данные игры под конкретные темы учебной дисциплины, что позволило мне в процессе занятия проводить различные виды контроля, закреплять учебный материал, помочь студенту не просто запомнить, а систематизировать изученное на уроке.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
· дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
· учебная деятельность подчиняется правилам игры;
· учебный материал используется в качестве ее средства,
· в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
· успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Как и при проведении традиционного урока, так и урока с использованием элементов игровых технологий, составляю план-конспект. Студентам представляются условия игры (или элемента игровой технологии), при работе в команде производится разбивка, лидером обычно в команде назначаю не самого сильного студента, таким образом, удаётся поднять авторитет и самооценку данного студента, преодолеть пассивность в работе, развивать познавательную активность.
Игровые элементы, которые я использую в процессе урока.
Игры – упражнения «Смотреть и видеть» - по карточкам-заданиям.
(развитие внимания, пространственного воображения, логического мышления, коммуникативных умений)
Пример:
отметьте эти же рёбра на наглядных изображениях (или наоборот)
Дидактические игры
Изучаемая тема |
Вид игры |
Технология проведения |
Получаемый результат |
Нанесение размеров на чертёж |
"Диалог" |
По очереди студенты перечисляют правила нанесения размеров (штраф-карточка с пословицей о труде) |
Развивает логическое мышление, продуктивную деятельность |
Нанесение обозначений шероховатости на чертёж. Изображение и обозначение резьбы. |
"Россыпь" |
Выбрать из россыпи необходимые понятия и распределить их в соответствующие кружки. "Россыпи" не должны повторяться |
Использован метод Моляко - метод информационного перенасыщения, позволяет перевести продуктивную деятельность на уровень технического мышления. |
Выбор материалов для машиностроительных деталей |
"Дерево знаний" |
Дописать к веткам дерева «листочки" с теми названиями деталей, которые изготавливаются из данной стали, чугуна и др. материалов |
Приём Хамблина, позволяющий проверить свои знания и овладеть приёмами реконструирования и преобразовывания знаний, активизируется продуктивная деятельность. |
Разрезы Сечения |
"Ассоциация" |
По предложенному изображению назвать вид разреза или сечения, аргументировать ответ. |
Развивает пространственное воображение и творческое мышление |
Сборочный чертёж. Деталирование. |
"Вопросы и ответы" |
Студентам предлагается на листочках написать вопрос другу по изученной теме. Листочками обменяться и ответить на вопросы. |
Проверка уровня усвоения материала, развитие творческих способностей, методики проведения занятия (если вопросы однотипные, методику пересмотреть). |
Классификация резьб и их маркировка на чертежах. |
"Паучок" |
Используя справочное пособие, дописать к "паучку" всю информацию о данной резьбе |
Формирует умение пользоваться справочной литературой, активно формирует познавательную деятельность. |
Линии чертежа. |
"Волчок" |
Изготовить из картона шестиугольник, на его сектора написать информацию, пропустить спичку, вращать волчок, на каком секторе остановился, сформулировать ответ. |
Способствует запоминанию учебного материала, позволяет проводить самоконтроль и взаимоконтроль. |
Я считаю, что уникальность игровой технологии обучения состоит в том, что её можно с успехом применять и в организации внеклассной работы по дисциплинам общепрофессионального профиля.
Каждый год, в рамках недели предметно-цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин (проводимой в соответствии с планом работы колледжа), провожу различные викторины, технические КВН, игры типа "Своя игра", конкурсы, и я убеждена, что такие формы внеклассной работы вносят большую лепту в повышение мотивации обучения по данным
предметам.
Особенности применения игровой технологии во внеурочной деятельности я проиллюстрировала на примере проведения викторины по предмету "Инженерная графика" "Путешествие в страну Инженерную графику» с использованием элементов игровой технологии обучения.
Цель: развитие и укрепление мотивации студентов к изучению и более успешному овладению дисциплиной «Инженерная графика»
Задачи:
В викторине принимают участие команды от всех групп 2 курса (по 6 студентов), остальные - зрители. Викторина проводится в несколько этапов, работу студентов оценивает жюри.
Для оценки результатов на занятии с игровой формой обучения (рефлексии) использую несколько способов:
Карточка самоконтроля усвоения темы: «Нанесение размеров на чертёж».
Группа: ФИО:
Основные изученные вопросы темы. |
Какие вопросы хорошо знаю? |
Какие умения приобрёл? |
Что было интересным при изучении темы? |
Как я оцениваю: |
Какие вопросы хотел бы повторить? |
|
Свои знания |
Свои умения |
|||||
Для оценки результатов деятельности студентов на занятии использую различные показатели:
Результативность опыта с точки зрения достижения поставленной цели и задач
Использование игровой технологии при изучении дисциплины "Инженерная графика "оказывает на студентов стимулирующее воздействие, повышает мотивацию, позволяет более эффективно изучить/повторить/обобщить материал, повышает эффективность обучения в процессе изучения дисциплины.
Используя данную педагогическую технологию, я добилась устойчивых положительных результатов в учебно-воспитательном процессе:
Степень обученности по предметам (СОУ)
(по Симонову В.П.), 2020-2023 годы:
СОУ |
||||||
Предмет |
2020-2021 |
2021-2022 |
2022-2023 |
|||
1 семестр |
2 семестр |
1 семестр |
2 семестр |
1 семестр |
2 семестр |
|
Инженерная графика |
0.31 |
0.52 |
0.38 |
0.56 |
0.42 |
0.68 |
Год обучения |
Всего студентов, прошедших ИГА |
Сдавшие на 4 и 5 (%) |
2020-2021 |
56 |
48/86% |
2021-2022 |
52 |
46/89% |
2022-2023 |
51 |
47/91% |
Преподаватель: С.В.Яковлева
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.