Использование игрушки-головоломки "Флексагон" в работе учителя-логопеда.
Учитель-логопед Плотникова Н.А.
В настоящее время существует множество многообразных дидактических игр и пособий по различным направлениям коррекционной работы. Но на фоне современных компьютерных игр классические методы и приемы по коррекции речи не всегда эффективны, а иногда уже и не интересны детям. Подбирая для этой цели различные игры и упражнения, случайно познакомилась с интересным и эффективным средством математического моделирования «Флексагон», и решила его попробовать в своей работе. Флексагон – «гнущийся многоугольник» -головоломка, в его основе лежат сенсорные эталоны формы. При правильной сборке «Флексагон» содержит «скрытые» поверхности.
Меня заинтересовало использование «Флексагона» для коррекции и развития речи детей. Идея использовать игрушку для автоматизации звуков не нова, но мне давно хотелось иметь пособие, предназначенное для быстрого, без заморочек, проговаривания большого объема речевого для автоматизации звука в слове. «Флексагон» в этом плане идеален. 24 грани - это 24 слова (скажем, со слогом ЛИ) , каждая развертка - это 6 слов, произнесенных на одном дыхании.
На начальных этапах работа с флексагонами не представляла систему, но по мере их использования я заметила, что детям интересно, они проявляют желание ими играть. Работа с флексагонами проводилась в формах индивидуальной и подгрупповой образовательной деятельности.
В процессе игры решатся различные задачи:
- развиваются функции словообразования и словоизменения;
- закрепляется правильное употребление падежных конструкции;
- обогащается и активизируется словарь по различным лексическим темам;
- обобщаются и классифицируются предметы;
- развивается связная речь;
- закрепляется звуко - слоговый анализ слов;
- автоматизируются поставленные звуки;
- развивается мелкая моторика;
- развивается зрительное восприятие, ориентировка в пространстве, логическое
мышление.
Методика проведения игр с флексагонами аналогична методике проведения дидактических игр:
-ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ флексагона, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления); - объяснение хода и правил игры;
- показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, показ манипулирования флексагоном);
- определение роли педагога в игре: участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
- подведение итогов игры.
Игры с флексагонами основываются на самостоятельной речевой и практической активности детей, поисковых, наводящих вопросах педагога. Ребенку предлагается развернуть самостоятельно или по показу педагога готовый флексагон, на котором, на каждой грани расположены картинки по определенной теме. Были созданы флексагоны: на автоматизацию звуков С, З, Ц, Л, Р, Ш, Ж и т.п.; на согласование числительных с существительными по различным лексическим темам, на обогащение словаря по различным лексическим темам, на употребление предлогов, на использование относительных и притяжательных прилагательных, на использование падежных конструкций, флексагоны с мнемотаблицами по различным темам и т.п. Игры на развитие словаря, грамматического строя и связной речи: «Назови предметы по лексическим темам», «Посчитай»; «Назови ласково», «Соберем урожай», «Один – много», «Овощ или фрукт?», «Кто где живет», «Какой сок?», «Кто чем питается?», «Что в лесу растет?», «Посчитай»,«Раз малинка, два малинка»,«Чего много?», «Чей хвост?», «Чья голова?», «Насекомые», «Сколько?». Флексагоны по автоматизации звуков, развитию фонематического восприятия и звукового анализа: игры «Мы со звуками играем и слова называем», «Назови первый звук в слове» (гласные, согласные звуки), «Определи место звука в слове», «Назови первый и последний».
Например, для организации словарной работы, необходимой для грамотного речевого развития, на все поверхности флексагона наносятся изображения предметов по темам: посуда, мебель, одежда, транспорт, профессии, игрушки, семья, животные и т. п. Предлагаю задания на классификацию, обобщение и одновременно использую флексагоны для развития звуковой культуры речи. Каждое изображенное животное или предмет может ассоциироваться с определенным звуком или звукосочетанием. При этом дети могут сами проводить фонетические тренировки. Логопед разворачивает флексагон нужной стороной и предлагает детям произнести такой звук и найти такое же изображение на своих флексагонах. Данный вид работы развивает у ребят еще и общие учебные навыки.
Результат превзошел все мои ожидания: используя флексагоны, я смогла решить множество познавательных задач: смогла решать различные коррекционные задачи, используя минимум материала (бумагу, клей, ножницы), смогла иметь много наглядного материала, занимающего минимум места и максимально размещающегося на небольшой площади и способного заменить большое количество известных пособий, благодаря возможности детей моделировать флексагоны по готовой развертке, игровая и поисковая задачи в такой деятельности доминируют, а усвоение и закрепление программных умений и навыков по развитию речи становятся мотивированными и активными, что соответствует принципам ФГОС ДО. Своим открытием я поделилась с родителями детей на мастер-классе. Попробовала их обучить самостоятельному созданию простейшего «Флексагона» по показу. Объяснила, с какой целью можно применять эту «игрушку» в домашних условиях. Родители этим занятием увлеклись, что усилило мотивацию детей к использованию «Флексагона».
Таким образом, «Флексагон» - новое дополнительное средство, имеющее многоплановый развивающий характер, и его применение в логопедической работе повышает эффективность коррекционного процесса, являясь инновационным средством для поддерживания интереса к образовательной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.