Использование информационных технологий на уроках химии.
Цель. Формирование естественнонаучной картины мира у учащихся в условиях информационного общества через использование информационных технологий
Задачи.
1. Ориентировать образовательный процесс на развитие личностного потенциала учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности.
2. Формировать информационную грамотность: развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности.
3. Повышать качество и эффективность процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий.
4. Максимально использовать субъектный опыт учащихся для получения ими новых знаний.
Основная задача школы - воспитание личности, способной адаптироваться в современном обществе. Отсюда вытекает и задача, в первую очередь, стоящая передо мною, как перед учителем – не только насыщение учеников определённым объёмом знаний, но и развитие творчества, стремление к поиск и уверенности в себе. А уверенным человек может быть тогда, когда он хорошо знает или представляет устройство окружающей действительности, т.е. естественнонаучную картину мира.
Естественнонаучная картина мира – это идеальная модель природы, включающая общие понятия, принципы, законы и теории естествознания на определённом этапе его развития.
Основная задача курсов химии и биологии, как дисциплин естественнонаучного цикла – поиск таких подходов к преподаванию предметов, при которых учащиеся уходят с урока не с «мертвым грузом» ненужной информации, а с актуальными знаниями и умениями, которые позволят им решать насущные задачи, как в настоящем, так и в будущем.
Как показать детям прикладное значение фундаментальных естественных наук, не замыкаясь при этом в рамках примитивных бытовых примеров? Как создать условия для личностного развития школьников на уроках, посвященных изучению сугубо теоретических вопросов? Как, в конце концов, «оживить» фундаментальные законы природы, показав детям их глубину, универсальность и значимость для каждого мыслящего человека?
Эти вопросы волнуют меня как педагога. Я всё время ищу новые, наиболее оптимальные формы и методы обучения, помогающие ответить на эти вопросы.
Методика обучения химии, применяемая в настоящее время в средней школе, является еще в определенной степени традиционной. Деятельность учащихся при этом способе обучения направлена, главным образом, на запоминание и воспроизведение учебного материала, выполнение заданий и упражнений. В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Я считаю, что успешно двигаться вперёд можно лишь основываясь на всём многообразии предыдущего педагогического опыта. Внедрение интерактивных технологий в учебный процесс не должно отрицать традиционных форм обучения, если они направлены на развитие личности ребёнка.
Но на современном этапе главным требованием к уроку химии является использование всех возможностей содержания и методов обучения для проблемного построения учебного процесса как важного условия развития логического мышления учащихся, их творческих способностей, интереса к учению.
Таким образом, актуальность моего педагогического опыта заключается в поиске наибольшей эффективности между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.
Как бы то ни было, но урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому и необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе. Уроки с использованием электронных учебников, презентаций, электронных тестов, ресурсов Интернет и др. представляют собой сплав новых информационных технологий с традиционными педагогическими. Учащиеся при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые навыки, умения, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске. Ученики вовлекаются в процесс самообучения.
Современные ученики средней школы – это поколение, полностью воспитанное под влиянием средств массовой информации и сети Интернет. Хотим мы этого или нет, но сегодня школа значительно уступает СМИ в формировании естественнонаучной картины мира. Выход - активно использовать на уроке те источники информации, которые наиболее привлекательны для учащихся: видео- и аудиозаписи, ресурсы сети Интернет, ЭОРы, CD и DVD-диски с готовыми программами или уроками.
Ведь многие учащиеся, имея приличный багаж знаний и решая даже самые трудные контрольные работы на отлично, не умеют переносить полученные знания на окружающую их реальность. Они не видят, что полученные знания – это знания об окружающим их мире, которые можно использовать в повседневной жизни.
Анализ содержания электронных учебных изданий и сетевых информационных ресурсов показал, что в них представлен широкий спектр различных объектов, которые могут эффективно применяться при формировании у учащихся при проектировании уроков биологии и химии.
К таким объектам относятся:
видеофрагменты и цифровые фотографии (видеодемонстрации натурных опытов, фрагменты учебных, документальных, художественных и мультипликационных фильмов);
видеофрагменты, позволяющие наглядно показать биологические объекты, процессы, явления, эксперименты, которые невозможно показать другими методами и методическими приёмами;
цифровые фотографии, позволяющие изучить макрообъекты с высокой степенью разрешения при многократном увеличении, что не всегда возможно в природе вследствие недоступности некоторых объектов и ограниченности во времени и пространстве;
виртуальные модели: (демонстрационные (анимации), биологических явлений, которые невозможно наблюдать в природе;
манипулятивные (в том числе конструкторы и тренажеры) при помощи которых можно показать биологические модели явлений;
аудиоинформация (пояснения к видео, модели, фотографии, рисунку аудиосюжеты) при помощи которых возможно сопровождение лекций и уроков;
компьютерные тесты (для отработки учебных умений, для контроля качества знаний и уровня сформированности умений).
Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями. Выделю те из них, которые уже используются в практике педагогической работы.
ИКТ позволяют:
представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.;
выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;
активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;
мобилизовать внимание учащегося;
печатать, воспроизводить и комментировать информацию;
выходить в Интернет и использовать его в учебных целях;
видеть реальное применение или использование в жизни изучаемых процессов и явлений
Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Формы использования информационных технологий:
1. Использование готовых электронных продуктов (CD, DVD-дисков)
2. Использование мультимедийных презентаций (готовых и созданных мною или учащимися)
3. Использование ресурсов сети Интернет
4. Использование программного обеспечения SMART Board (ПО, предназначенное для интерактивной доски)
5. Использование ИКТ в сочетании с методом проектов или кейс-технологии.
6. Использование на уроках отрывков из видеофильмов, телевизионных передач.
Основа моей работы - уроки с использованием ИТ. На своих уроках и во внеурочной деятельности я использую следующие формы работы:
урок-презентация;
урок-исследование;
электронная лабораторная работа;
проекты;
электронное тестирование;
организация индивидуального обучения;
элементы кейс-технологии
урок-защита рефератов и др.
Презентации на уроках
В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое, научно-естественное мышление. Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видео фильмами, объединенными вместе при помощи программы Power Point. К поиску материалов привлекаю учеников. В ходе урока такая презентация может демонстрироваться как с помощью мультимедийного проектора, так и отдельно на компьютере.
Специфика подготовки урока-презентации безусловно определяется типом урока.
Если презентация лишь часть урока, один из его этапов, то необходимо четко сформулировать цель использования презентации и, уже исходя из нее, отбирать, структурировать и оформлять материал. В данном случае нужно четко ограничить время показа презентации, продумать варианты работы с презентацией на уроке: вопросы и задания учащимся.
Если презентация - творческая работа учащегося или группы учеников, то необходимо как можно более точно сформулировать ему (им) цель работы, определить контекст работы в структуре урока, обсудить содержание и форму презентации, время на ее защиту. Лучше с презентацией, созданной учеником, познакомиться заранее, особенно если она играет концептуальную роль в уроке. Учебный материал обогащаю презентациями об истории открытия законов, химических элементов, о жизни и деятельности ученых.
Урок - электронная лабораторная работа
Химия – экспериментальная наука. Важность моей миссии как учителя здесь в том, что в моих руках эксперимент связан с жизнью. Учащиеся приобретают жизненно необходимые навыки, убеждаются, что мир материален и его познание возможно. Но не всякий эксперимент возможен стенах школы, здесь и приходит на выручку компьютер. Ведь с его помощью можно легко моделировать химические процессы и явления, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории (свойства ядовитых веществ (ртуть, мышьяк), ядерные реакции, явления микромира). Использую видеофрагменты опытов из электронных учебников, если их нельзя провести на уроке в полном объеме ввиду отсутствия необходимого оборудования. Также достоинство компьютерного проектирования на уроке химии – его использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, которые представляют непосредственную опасность для здоровья учащихся.
Урок с использованием кейс-технологии
Одним из разновидностей проектного метода является кейс – метод.
Кейс-метод обучения — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику. Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – творческий процесс познания.
По типу получаемого результата кейсы делятся на проблемные и проектные. В проблемных ситуациях результатом является определение и формулирование основной проблемы, иногда формирование проблемного поля и всегда – оценка сложности решения. Для проектных кейсов в качестве результата выступает программа действий по преодолению проблем, сложившихся в ситуации: «Домашние птицы п.Теренгуль», «Портреты ученых» и др.
Использование готовых электронных продуктов (CD, DVD-дисков, ЦОРов, ЭОРов)
Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических и биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.
Электронные учебники снабжены трёхмерными иллюстрациями, которые развивают пространственное мышление школьников. Широкое использование анимации, моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.
Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка.
Готовые ресурсы позволяет демонстрировать на уроке:
-фотографии животных, растений, известных людей и др.,
- физические или химические явления,
-отсканированные иллюстрации книг, карты и др.,
-схемы и таблицы,
-тесты, кроссворды для проверки знаний,
-видеоматериалы на различные темы,
-аудиозаписи;
-музыкальное сопровождение при демонстрации фото- и видеоряда.
Электронное тестирование
Компьютерное онлайн - тестирование, работа с текстом и анимациями помогают учащимся лучше понять материал, осуществить самоконтроль, эффективно оценить качество образования.
Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.
Особенно актуальным становится такое тестирование при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Использование ресурсов сети Интернет
Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки: целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.
Интернет позволяет реализовать три задачи:
найти дополнительную учебную информацию с сохранением её на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями;
отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию, инициирующую конструктивное общение;
сделать аналитический обзор, реферат по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика.
Следует отметить, что представленные на Интернет-сайтах, виртуальные объекты являются полифункциональными. Они позволяют отобразить тонкости процессов и явлений. Один и тот же объект может быть использован на различных этапах учебного занятия при подготовке к урокам и на различных этапах урока составлять основу для отработки у учащихся разнообразных познавательных умений.
Особое внимание поиску и отбору необходимой информации уделяю с учащимися при работе над рефератами по химии в 11 классе.
Использование на уроках отрывков из видеофильмов, телевизионных передач
В старших классах при изучении различных тем активно использую телевизионную рекламную информацию (рекламные ролики), с целью либо её анализа, либо примера применения в жизни. Например, в 11 классе при изучении темы «Растворы. Среда растворов» (рН кожи, ротовой полости, желудка), в 10 классе при изучении темы «Мыла и синтетические моющие средства» (рекламы жидкого и твёрдого мыла, различных СМС).
Основная цель использования видеофильмов или их отрывков на уроках – обучение школьников установлению логических связей в учебном материале и формирование у учащихся естественнонаучной картины мира. Например, фрагмент из комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» можно использовать при изучении «Химических свойств глюкозы» в 10 классе. Фрагмент из фильма «Собака Баскервилей» можно использовать при изучении темы «Фосфор и его соединения» в 9 классе.
Проекты
Проектный метод – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата.
Этапы работы над проектом:
выбор темы
планирование
исследование (в том числе и теоретическое)
результаты и (или) выводы
представление (презентация)
оценка результатов.
Роль учителя при работе над проектом: помощь учащимся в поиске источников, способных помочь в работе; координация процесса, поддержка и поощрение учеников, обеспечение непрерывной обратной связи для продвижения школьников в работе над проектом.
Роль ученика в создании проекта: намечает промежуточные задачи, ищет пути их решения, само решение, сравнивает полученное с требуемым и корректирует деятельность.
Конкретные применяемые средства и приемы определяются характером решаемой данным проектом задачи.
Использование интерактивной доски
Программное обеспечение SMART Board, предназначенное для интерактивной доски для учащихся делает занятия интересными и развивает мотивацию; учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала; позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.
Внеурочная деятельность
Использовать ИТ можно не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Информационные технологии особенно помогли мне при проведении «Недели химии» в школе, игры по химии «Что?Где?Когда?», интегрированной «Недели естествознания» в школе, воспитательного мероприятия для 5-7 классов по пропаганде здорового образа жизни «Сам себе я помогу и здоровье сберегу!».
Использование ИТ непосредственно учителем
Компьютер оказывает помощь учителю и в систематизации дидактического материала, экономит время на оформление документации, позволяет делать это в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.
Невозможно без компьютера и в оформлении учебного кабинета
Использование компьютерных технологий позволяет педагогу создать свое портфолио, как составную часть информационного пространства школы.
Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя. Возможность живого общения через коммуникационные услуги сети Интернет дает неоспоримые преимущества. Электронные конференции, представленные как в текстовой форме (форумы, чаты), так и в форме видеоконференции позволяют мне не только обмениваться информацией, но и проводить открытые уроки, семинары, олимпиады.
В результате работы можно сделать общие выводы о значимости применения ИТ на уроках:
компьютер действительно обладает достаточно широкими возможностями в создании благоприятных условий для работы учителя и учащихся и выводит на качественно новый уровень применения традиционных методов обучения.
использование ИТ позволяет сочетать новые и традиционные технологии.
ИТ на уроках дают возможность для разнообразия форм работы и деятельности учащихся, активизирует внимание, повышает творческий потенциал личности.
ИТ развивают самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку, используя различные источники.
использование тестовых заданий не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность детям самим оценить свои знания.
применение ИТ на уроках позволяет учащимся в более яркой форме рассматривать понятия и определения, видеть различные объекты на фотографиях и видеороликах, закреплять материал в интересной форме.
систематичное и активное использование ИТ на уроках приводит к повышению интереса, а значит и влияет на качество обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.