Тема урока: «Понятие про карбоновые кислоты»
Цели урока:
- формировать представление о составе, строении и классификации карбоновых кислот
- раскрыть понятия: одноосновные карбоновые кислоты, карбоксильная группа;
- изучить классификацию, гомологический ряд одноосновных карбоновых кислот, номенклатуру;
- рассмотреть роль карбоновых кислот в природе и жизни человека
- познакомить с физическими свойствами одноосновных карбоновых кислот, применением.
2. воспитательные:
- воспитание коллективизма, ответственности перед товарищами за результаты собственной деятельности
- воспитание внимания, инициативы, культуры умственного труда
- показать учащимся ведущую роль теории в познании практики;
3. развивающие:
- развить познавательную активность, творческую деятельность и интерес к предмету;
- способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке;
- развитие исследовательских навыков
- развитие мышления, используя логические операции сравнения, анализа, доказательства.
Планируемые результаты:
Знать:
- определения понятий «одноосновные карбоновые кислоты»;
общую формулу предельных одноосновных карбоновых кислот;
- правила составления названий карбоновых кислот в соответствии с международной номенклатурой;
Уметь:
- составлять структурные формулы изомерных карбоновых кислот по заданной молекулярной формуле;
- называть карбоновые кислоты по международной номенклатуре.
Тип урока: изучение нового материала, с использованием технологии критического мышления.
Формы работы: индивидуальная, групповая
Методы работы: словесно-наглядные, сравнения.
Оборудование и реактивы: на демонстрационном столе - уксусная кислота, индикаторы (лакмус, метил-оранж, фенол-фталеин), гидроксид натрия, цинк, карбонат натрия.
План урока:
1. Организационный момент. Психологический настрой.
2. Сообщение темы и плана урока, постановка цели.
3. Контроль и актуализация опорных знаний учащихся.
4. Изучение новой темы.
5. Закрепление изученного материала
6. Домашнее задание
7. Выводы по теме урока.
Ход урока:
1. Организационный момент. Психологический настрой.
2.Сообщение темы и плана урока, постановка цели.
3. Контроль и актуализация опорных знаний учащихся.
Нам сегодня предстоит решить грандиозные задачи, потому что вещества, о которых пойдёт дальше речь, настолько интересны, разнообразны и необходимы нам в жизни, что о них можно говорить бесконечно. Однако прежде чем мы с перейдем к изучению новой темы, давайте вспомним предыдущий материал с помощью таких заданий:
Задание 1: Блиц опрос
- какие классы органических веществ мы с вами рассматривали на предыдущих уроках?
- классификация органических веществ по строению карбонового скелета?
- что называется гомологами?
- какую валентность имеет углерод в органических соединениях?
- что называется алканами?
- приведите примеры заместителей.
Задание 2: Установите соответствие, записать уравнения реакций и расставить коэффициенты:
1. СН4 + О2 → a) CH4 ↑ + Na2CO3
2. Н3С-Cl
Н3С-Cl + Na → б) C2H5OH
3. H2C=CH2 + H2O → в) CO2 ↑ + H2O
4. HC ≡CH + HCl → г) C2H6 + NaCl
5. H2C=CH2 + Br2 → д) C2H4Br2
6. CH3COONa + NaOH → е) C2H4Cl2
4.Изучение новой темы.
Карбоновые кислоты – это органические соединения, в которых один или несколько атомов водорода замещаются на карбоксильную группу – СООН.
Общая формула карбоновых кислот следующая: СnH2n+1COOH
Полную структурную формулу обозначают следующим образом:
R-COOH, где R-углеводородный радикал.
Наиболее важными для изучения в школьном курсе являются предельные одноосновные карбоновые кислоты.
Карбоновые кислоты, содержащие в углеводородной группе 9 и более атомов углерода, называют высшими.
А как же давать имена кислотам? Их много, они разнообразны по составу и строению, есть ли закономерности в их номенклатуре?
Для органических кислот более часто употребляются тривиальные названия. Поскольку многие из этих соединений известны очень давно, то эти термины указывают скорее на источник выделения, чем на химическую структуру кислот. Например, жжение при укусе муравья вызывается муравьиной кислотой (от латинского formica — муравей); уксусная кислота впервые выделена из уксуса, образующегося при скисании вина; масляная кислота сообщает прогорклому маслу его типичный запах; капроновая кислота входит в состав козьего жира (от латинского caper— коза).
Но нельзя забывать про международную номенклатуру ИЮПАК. В основе названия кислот лежат те же принципы, что и при номенклатуре изученных ранее органических соединений.
1) Нумеруем атомы углерода в основной цепи, начиная с атома углерода карбоксильной группы.
5 4 3 2 1. О
С – С – С – С – С
ОН
Расставляем атомы водорода в основной углеродой цепи, так как всего у нас 5 атомов углерода, то это соответствует пентану. То есть название будет следующее: пентановая кислота ( добавляется окончание –овая).
Если есть в молекуле функциональная группа, то указываем ее положение и название
5 4 3 2 1.
О
С – С – С – С – С 3 – ФГ….
׀ ОН
ФГ
Даем название соединению по числу атомов углерода в основной углеродной цепи, добавляем суффикс –овая и слово кислота.
3 – ФГ алкановая кислота.
Также в этой теме у вас будут вводиться названия новых заместителей, вот первый из них рассмотрим на следующем задании:
СH3 – CH – COOH
׀
OH
J Группа – ОН в номенклатуре обозначается «окси»
Название: 2-оксипропановая кислота.
4 Молочная кислота находится в квашеной капусте, созревшем сыре, маринованных огурцах, поте человека. Впервые была выведена Шееле в 1780 г из кислого молока, что и дало ей такое название!
Если же еще присутствует кратная связь, то называем следующим образом:
5 4 3 2 1. О
С = – С – С – С
ОН
Алкен – 4 - овая кислота
Название: бутен-4-овая кислота
· Дайте название по международной номенклатуре акриловой кислоте: H2C = CH - COOH
пропен-2-овая кислота (акриловая).
4 Акриловая кислота необходима для получения важнейших полимеров: Художественной пластмассы, оргстекла, синтетического волокна!
· Составьте алгоритм номенклатуры ИЮПАК для карбоновых кислот
Изучение свойств карбоновых кислот
Некоторые лекарственные препараты нельзя запивать целым рядом напитков, в том числе кислые фрукты и соки, маринады, блюда с уксусом нельзя употреблять в пищу наряду с антибиотиками пенициллинового ряда и эритромицином. Как вы думаете, чем вызван данный запрет?
(Кислоты, содержащиеся в указанных продуктах могут вступать в химическое взаимодействие с названными антибиотиками, нейтрализуя их воздействие на организм.)
Для того, чтобы изучить свойства карбоновых кислот давайте заполним следующую таблицу:
Свойства |
Уравнения реакций на примере |
|
Соляной кислоты |
Уксусной кислоты |
|
Диссоциация в растворе |
|
|
Взаимодействие с гидроксидом натрия |
|
|
Взаимодействие с металлами |
|
|
Взаимодействие с основными оксидами |
|
|
Взаимодействие с солями |
|
|
Взаимодействие со спиртами |
|
|
5. Закрепление изученного материала
Дайте названия следующим формулам:
6. Домашнее задание
Выучить тривиальные названия и названия по номенклатуре шести первых карбоновых кислот, а также названия их солей.
Составить таблицу сравнения химических свойств неорганических и органических кислот на примере серной и пропановой кислот.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.