Карбоновые кислоты
Оценка 4.9

Карбоновые кислоты

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
химия
21.02.2022
Карбоновые кислоты
формировать представление о составе, строении и классификации карбоновых кислот
открытый карбоновые кислоты.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: «Понятие про карбоновые кислоты»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели урока:

 

  1. образовательные:

- формировать представление о составе, строении и классификации карбоновых кислот

- раскрыть понятия: одноосновные карбоновые кислоты, карбоксильная группа;

- изучить классификацию, гомологический ряд одноосновных карбоновых кислот, номенклатуру;

- рассмотреть роль карбоновых кислот в природе и жизни человека

- познакомить с физическими свойствами одноосновных карбоновых кислот, применением.

 

2. воспитательные:

- воспитание коллективизма, ответственности перед товарищами за результаты собственной деятельности

- воспитание внимания, инициативы, культуры умственного труда

- показать учащимся ведущую роль теории в познании практики;

 

3. развивающие:

- развить познавательную активность, творческую деятельность и интерес к предмету;

- способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке;

- развитие исследовательских навыков

- развитие мышления, используя логические операции сравнения, анализа, доказательства.

 

Планируемые результаты:

 

Знать:

 

- определения понятий «одноосновные карбоновые кислоты»;

общую формулу предельных одноосновных карбоновых кислот;

- правила составления названий карбоновых кислот в соответствии с международной номенклатурой;

Уметь:

 

- составлять структурные формулы изомерных карбоновых кислот по заданной молекулярной формуле;

- называть карбоновые кислоты по международной номенклатуре.

 

Тип урока: изучение нового материала, с использованием технологии критического мышления.

 

Формы работы: индивидуальная, групповая

 

Методы работы: словесно-наглядные, сравнения.

 

 

Оборудование и реактивы: на демонстрационном столе - уксусная кислота, индикаторы (лакмус, метил-оранж, фенол-фталеин), гидроксид натрия, цинк, карбонат натрия.

 

 

План урока:

 

1.     Организационный момент. Психологический настрой.

2.     Сообщение темы и плана урока, постановка цели.

3.     Контроль и актуализация опорных знаний учащихся.

4.     Изучение новой темы.

5.     Закрепление изученного материала

6.     Домашнее задание

7.     Выводы по теме урока.

 

Ход урока:

 

      1.  Организационный момент. Психологический настрой.

 2.Сообщение темы и плана урока, постановка цели.

      3. Контроль и актуализация опорных знаний учащихся.

 

Нам сегодня предстоит решить грандиозные задачи, потому что вещества, о которых пойдёт дальше речь, настолько интересны, разнообразны и необходимы нам в жизни, что о них можно говорить бесконечно.  Однако прежде чем мы  с  перейдем к изучению новой темы, давайте вспомним предыдущий материал  с помощью таких заданий:

 

Задание 1:  Блиц опрос

- какие классы органических веществ мы с вами рассматривали на предыдущих уроках? 

 - классификация органических веществ по строению карбонового скелета?

- что называется гомологами?

- какую валентность имеет углерод в органических соединениях?

- что называется алканами?

- приведите примеры заместителей.

 

Задание 2: Установите соответствие, записать уравнения реакций и расставить коэффициенты:

 

1.     СН4 + О2                                  a) CH4 ↑ + Na2CO3

 

2.     Н3С-Cl

      Н3С-Cl   + Na →                            б) C2H5OH

 

3.     H2C=CH2 + H2O →                       в) CO2 ↑ + H2O

 

4.     HC ≡CH + HCl →                         г) C2H6 + NaCl

5.     H2C=CH2 + Br2 →                          д) C2H4Br2

 

6.     CH3COONa + NaOH →                 е) C2H4Cl2

 

 

 

4.Изучение новой темы.

 

  Карбоновые кислотыэто органические соединения, в которых один или несколько атомов водорода замещаются на карбоксильную группу – СООН.

Общая формула карбоновых кислот следующая: СnH2n+1COOH

Полную структурную формулу обозначают следующим образом:

R-COOH, где R-углеводородный радикал.

Наиболее важными для изучения в школьном курсе являются предельные одноосновные карбоновые кислоты.

     Карбоновые кислоты, содержащие в углеводородной группе 9 и более                  атомов углерода, называют высшими.

  А как же давать имена кислотам? Их много, они разнообразны по составу и строению, есть ли закономерности в их номенклатуре?

Для органических кислот более часто употребляются триви­альные названия. Поскольку многие из этих соединений известны очень давно, то эти термины указывают скорее на источник выделе­ния, чем на химическую структуру кислот. Например, жжение при укусе муравья вызывается муравьиной кислотой (от латинского formica — муравей); уксусная кислота впервые выделена из уксуса, образующе­гося при скисании вина; масляная кислота сообщает прогорклому мас­лу его типичный запах; капроновая кислота входит в состав козьего жира (от латинского caper— коза).

         Но нельзя забывать про международную номенклатуру ИЮПАК. В основе  названия кислот лежат те же принципы, что и при номенклатуре изученных ранее органических соединений.

 

1)    Нумеруем атомы углерода в основной цепи, начиная с атома углерода карбоксильной  группы.

 

5     4     3     2     1.    О 

С – С – С – С – С

                                 ОН

Расставляем атомы водорода в основной углеродой цепи, так как всего у нас 5 атомов углерода, то это соответствует пентану. То есть название будет следующее: пентановая кислота ( добавляется окончание –овая).

 

Если есть в молекуле функциональная группа, то указываем ее положение и название

 

5     4     3     2     1.    

                                    О

С – С – С – С – С                 3 – ФГ….

              ׀                  ОН

             ФГ

Даем название соединению по числу атомов углерода в основной углеродной цепи, добавляем суффикс –овая  и слово кислота.

3 – ФГ алкановая кислота.

 

Также в этой теме у вас будут вводиться названия новых заместителей, вот первый из них рассмотрим на следующем задании:

 

  • Дайте название по международной номенклатуре молочной кислоте:

            СH3 – CH – COOH

                       ׀

                       OH

 

J  Группа – ОН  в номенклатуре обозначается «окси»

 

Название: 2-оксипропановая кислота.

 

4   Молочная кислота находится в квашеной капусте, созревшем сыре, маринованных огурцах, поте человека. Впервые была выведена Шееле в 1780 г из кислого молока, что и дало ей такое название!

Если же еще присутствует кратная связь, то называем следующим образом:

 5      4     3    2    1.  О

С = – С – С – С

                               ОН

 


 Алкен – 4 - овая кислота

Название: бутен-4-овая кислота

 

 

·        Дайте название по международной номенклатуре акриловой  кислоте: H2C = CH - COOH

пропен-2-овая кислота  (акриловая).

 

4   Акриловая кислота необходима для получения важнейших полимеров: Художественной пластмассы, оргстекла, синтетического волокна!

 

·        Составьте алгоритм номенклатуры ИЮПАК для карбоновых кислот

 

 

 

 

Изучение свойств карбоновых кислот

 

               Некоторые лекарственные препараты нельзя запивать целым рядом напитков, в том числе кислые фрукты и соки, маринады, блюда с уксусом нельзя употреблять в пищу наряду с антибиотиками пенициллинового ряда и эритромицином. Как вы думаете, чем вызван данный запрет?

(Кислоты, содержащиеся в указанных продуктах могут вступать в химическое взаимодействие с названными антибиотиками, нейтрализуя их воздействие на организм.)

 

Для того, чтобы изучить  свойства карбоновых кислот давайте заполним следующую таблицу:

 

 

Свойства

Уравнения реакций на примере

Соляной кислоты

Уксусной кислоты

Диссоциация в растворе

 

 

Взаимодействие с гидроксидом натрия

 

 

Взаимодействие с металлами

 

 

Взаимодействие с основными оксидами

 

 

Взаимодействие с солями

 

 

Взаимодействие со спиртами

 

 

 

 

5.     Закрепление изученного материала

Дайте названия следующим формулам:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.      Домашнее задание

Выучить тривиальные  названия и названия по номенклатуре шести первых карбоновых кислот, а также названия их солей.

Составить таблицу сравнения химических свойств неорганических и органических кислот на примере серной и пропановой кислот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема урока: «Понятие про карбоновые кислоты»

Тема урока: «Понятие про карбоновые кислоты»

Цели урока: образовательные: - формировать представление о составе, строении и классификации карбоновых кислот - раскрыть понятия: одноосновные карбоновые кислоты, карбоксильная группа; - изучить классификацию, гомологический…

Цели урока: образовательные: - формировать представление о составе, строении и классификации карбоновых кислот - раскрыть понятия: одноосновные карбоновые кислоты, карбоксильная группа; - изучить классификацию, гомологический…

План урока: 1. Организационный момент

План урока: 1. Организационный момент

H 2 C=CH 2 + Br 2 → д)

H 2 C=CH 2 + Br 2 → д)

О С – С – С – С – С 3 –

О С – С – С – С – С 3 –

Изучение свойств карбоновых кислот

Изучение свойств карбоновых кислот

Домашнее задание Выучить тривиальные названия и названия по номенклатуре шести первых карбоновых кислот, а также названия их солей

Домашнее задание Выучить тривиальные названия и названия по номенклатуре шести первых карбоновых кислот, а также названия их солей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2022