«Использование информационных технологий на уроках музыки в рамках реализации ФГОС»
Оценка 5

«Использование информационных технологий на уроках музыки в рамках реализации ФГОС»

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
искусство
04.10.2022
«Использование информационных технологий на уроках музыки  в рамках реализации ФГОС»
Использование информационных технологий на уроке музыки - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день потому, что вызывает интерес в области изучения не только преподавания музыки, но и педагогики, психологии, дидактики.
Использование информаионных технологий на уроках музыки.docx

 

 

 

 

Тема: «Использование информационных технологий

на уроках музыки

в рамках реализации ФГОС»

 

Учитель   Г.Ю.Хмелькова

 

Использование информационных технологий на уроке музыки - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день потому, что вызывает интерес в области изучения не только преподавания музыки, но и педагогики, психологии, дидактики. На современном этапе развития педагогической науки и практики особенно актуальными являются проблемы формирования личности. Только самостоятельная, творческая, социально– ответственная, конструктивно вооружённая личность способна оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир. В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приёмы педагогического воздействия, творчески перерабатываются тематическое содержание и структуры программ, ведь педагогический процесс направлен на развитие природного дара человека - совершенствоваться, развивать себя, реализуя свои природные задатки. Условия современной музыкальной жизни таковы, что музыкальное сознание детей формируется под воздействием массовой музыкальной культуры, в основе которой электронная музыка. Даже с образцами классической музыки нередко первое знакомство у детей происходит в компьютерной обработке. Со стороны учителя музыки в общеобразовательной школе было бы недальновидно не замечать этого и дожидаться, пока мощный поток информационного воздействия Интернета, аудио-, видео- и телевидения «смоет» следы классического музыкального обучения и воспитания. Чтобы успешно управлять процессом музыкального воспитания в школе, формировать эстетические вкусы детей, современному учителю музыки желательно использовать на уроках не только традиционные музыкальные инструменты, но и современные электронные музыкальные инструменты: клавишные синтезаторы, мультимедийные компьютеры, оснащенные программами для создания музыки.  В современной школе учитель музыки должен владеть не только музыкально-исполнительскими навыками, но и обладать высоким уровнем профессиональной компетенции, умением руководствоваться имеющимися в его арсенале знаниями в реальной ситуации; быть профессионально мобильным. В настоящее время известно много информационных технологий в учебном процессе. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую, видеоинформацию и её источники – т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень.

Актуальность данного изучения обусловлена еще и тем, что в современной школе учитель музыки должен владеть не только музыкально-исполнительскими навыками, но и обладать высоким уровнем профессиональной компетенции, умением руководствоваться имеющимися в его арсенале знаниями в реальной ситуации; быть профессионально мобильным. В настоящее время известно много информационных технологий в учебном процессе. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники, т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень.

 Предмет – преподавание музыки.

Цель – приобретение и практическое применение базовых навыков в области информационных технологий для повышения эффективности своего труда. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить информационные технологии и их роль в образовании.

2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания об информатизации музыкальной педагогики.

3.Рассмотреть сущность и специфику информационных технологий на уроке музыки как средство повышения мотивации

 4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.

 Гипотеза: использование информационных технологий на уроке музыки как средство создания ситуации занимательности и повышения интереса к учебной деятельности, а также к качеству образования.

Информационные технологии и их роль в образовании

 1.1.Значение информационных технологий.

Степень экономического развития государства прямо пропорционально уровню квалификации рабочей силы, представленной на рынке труда. В связи с этим современное учебное заведение сталкивается с необходимостью разработки новых подходов к обучению, обеспечивающих как его фундаментальностью, так и развитие коммуникативных, творческих и профессиональных компетенций, а также потребностей в самообразовании благодаря разнообразному содержанию и организации образовательного процесса. Именно решение этих задач и предполагает процесс информатизации наряду с созданием образовательной базы учебного заведения на основе информационных технологий. Тем не менее, процесс объединения информационных технологий с классической профессионально-образовательной средой сегодняшнего дня сложен и противоречив. Причиной этого является то, что изначально информационные технологии создавались не для нужд образования. Касаясь процесса информатизации, следует отметить как сформированности его понятийной базы, так и недостаточную проработку принципов и критериев эффективности комплексного внедрения информационных технологий в образовательную среду учебных заведений. Тем не менее, можно выделить следующие цели внедрения компонентов информационных технологий в учебный процесс: - сделать образование еще более доступным, не снижая его качества; - изменить содержание и способы обучения для увеличения его эффективности. В связи с этим информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Программное средство учебного назначения – это программное средство, в котором воссоздается некоторая предметная область, где реализуется технология ее изучения, создаются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такие программные средства, функционально поддерживающие различные виды учебного процесса, получили называние педагогических программных средств. В настоящее время существует большое количество различных классификаций и типологий педагогических программных средств. По методическому назначению педагогическими программными средствами могут выступать различные компьютерные учебники, видеофильмы, слайд шоу и т.д. Еще совсем недавно информационные ресурсы Интернета служили главным образом источником использования готовой информации. В настоящее время отношение к ним кардинально изменилось. Теперь, это не просто архив гипертекстов, а портал для диалогового взаимодействия, общения в информационно- образовательном пространстве. Необходимо отметить тот факт, что процессы глобализации влекут за собой многообещающую взаимообусловленность, стандартизируют подходы, принципы, механизмы и технологии. Вследствие этого возникает проблема внедрения педагогических и информационно коммуникационных технологий в процесс образования. Говоря о решении данной проблемы можно выделить два пути ей решения. Первый предполагает применение последних достижения в сфере информационно-коммуникационных технологий и построение новой образовательной технологии на совершенно иной методологической и технологической базе, предлагаемой информационно-коммуникационной технологии. Но, как уже отмечалось, изначально информационно-коммуникационные технологии создавались и развивались, не касаясь педагогических проблем, поэтому ставится под вопрос целесообразность и эффективность этого подхода некоторыми учеными и педагогами-практиками. Второй путь - использование потенциала информационно-коммуникационных технологий для коренного преобразования и повышения эффективности уже существующих педагогических технологий. Этот путь является более привлекательным по следующим причинам:

1.В отличие от информационно-коммуникационных технологий, педагогические технологии специально разрабатывались для решения образовательных проблем.

 2.Эффективность большинства существующих педагогических технологий во многом лимитирована использованием технических средств обучения, препятствующих индивидуализации учебного процесса, ведению обучения в диалоговом режиме.

3.Понятие инновационных педагогических технологий прочно укоренилось среди практикующих педагогов. Поэтому, при овладении образовательной технологией, полноценно использующей возможности информационно-коммуникационных технологий, у них не будет психологического барьера.

Новые технические средства с огромными обучающими ресурсами появились совсем недавно. Тем не менее, они принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности. Новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства становятся важным незаменимым элементом инновационного педагогического процесса. Они обуславливают взаимовлияние методов и средств обучения, что свидетельствует о своеобразных педагогических технология, основанных на использовании современных информационно-компьютерных средствах.

1.2.Ведущие направления в области музыкальной педагогики.

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель музыки должен использовать компьютерные технологии в своей деятельности. Главной задачей школы является - воспитание нового поколения грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. Современный урок музыки – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты. Урок музыки характеризуется созданием творческой обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и их субъективное переживание. Подобное специфическое содержание обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств. Компьютер предоставляет широкие возможности в творческом процессе обучения музыки, как на профессиональном уровне, так и на уровне любительского творчества. Музыкальные компьютерные технологии открыли принципиально новый этап технического воспроизводства музыкальной продукции: в нотопечатании, в жанрах прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в качественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в звуковом дизайне и трансляции музыки (в том числе трансляции по Интернету). Одним из ведущих направлений в области музыкальной педагогики ХХI века, выступает знакомство обучающихся с информационно-компьютерными технологиями. Освоение информационно-компьютерных технологий объективно необходимо: - для профессиональной подготовки композиторов и исполнителей, - для использования как источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.п.). Широко распространенные проектные задания с компьютерными презентациями, которые позволяют более наглядно представить любой иллюстративный материал. Следует отметить, что применение компьютерных технологий направлено на индивидуальный характер работы, что в целом отвечает специфике занятий музыкой. Персональный компьютер позволяет варьировать индивидуальный режим работы музыканта в соответствии с его темпоритмом, а также с объемом выполняемой работы.

2.1.Программные средства обучения музыке. Внедрение новых информационных, мультимедийных технологий и Интернет технологий в обучении определяет модификацию устоявшихся организационных форм и методов обучения. Интеграция информационных технологий с традиционными методами обучения порождает появление новых методов обучения, в основе которых лежит применение методов и средств информатики. Новые современные методы обучения призваны реализовывать идеи личностно- ориентированного и развивающего обучения, усиление всех ступеней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества. Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы: - музыкальные проигрыватели, - программы для пения караоке, - музыкальные конструкторы, - музыкальные энциклопедии, - обучающие программы, - программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки. Первая группа программ включает такие программы, как Windows Media Player, Win Amp и т.д. Они позволяют воспроизводить музыкальные файлы, создавать список мелодий, записывать их в различных форматах. Этот спектр программ широко известен всем пользователям операционной системы Windows. Для преподавания пения целесообразно использование таких программ, как например, VocalJam. Сочинить свою собственную композицию можно с помощью программы KarMaker. Эти программы построены по одному принципу – проигрывается «минус», а на экране выводятся слова песни. Большую помощь на уроках музыкальной литературы, музыки оказывают музыкальные энциклопедии. Например, «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где собраны сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. С помощью данной энциклопедии можно узнать об истории развития какой-либо группы, о становлении рока, джаза, поп-музыки в различных странах, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний в энциклопедии имеется специальный раздел под названием «Викторина», состоящий из различных вопросов и музыкальных фрагментов. В программе «Шедевры музыки» собраны обзорные материалы, о разных направлениях музыки, материал охватывает период от эпохи барокко до современной музыки. Кроме этого, в программе имеются биографические сведения о композиторах, описаны истории созданий известных произведений. Произведения сопровождаются комментариями, аудио и видеофрагментами. Программа оснащена словарем различных терминов и музыкальных инструментов, что существенно облегчает работу. Программа «Музыкальный класс», позволяет заниматься как музыкой, так и сольфеджио. Эта программа носит обучающий характер. Она адаптирована для учащихся младших классов. В программе имеется также раздел «Теория музыки», в котором пользователь самостоятельно выбирает урок, прослушивает его и выполняет упражнения для проверки усвоения знаний. Недостатком программы является быстрый темп проигрывания музыкальный материалов. В программе также предусмотрены режимы музыкальных игр, к примеру, «Крестики-нолики», «Музыкальные кубики». Сущность игр состоит в определении инструментов, ансамблей длительности нот. Данные игры позволяют составлять музыкальный диктант из кубиков. Такой раздел программы, как «История музыкальных инструментов» содержит информацию о группах музыкальных инструментов, их видах и истории создания. А гармонично дополняет этот раздел программы режим работы «Электронное пианино». Он дает возможность исполнить произведение на любом из предложенных 10 инструментов. Такое сочетание очень эффективно, так как наряду с теорией осуществляется и практика: пользователи не только теоретически изучают музыкальные инструменты, но и виртуально играют на них. Ко всему прочему, программа «Музыкальный класс» оснащена «Киберсинтезатором». Эта функция делает возможным создание собственного произведения в выбранном пользователем стиле. Своеобразный «музыкальный конструктор» легок в обращении, пользователь не нуждается в специальных знаниях. Таким образом, программы, подобные программе «Шедевры музыки», являются хорошим средством вовлечения учащихся в творческий процесс создания собственной музыки. Это также и способ формирования у них устойчивой мотивации и интереса к изучению данной дисциплины. Создать собственное музыкальное произведение помогут и такие программы, как например, Cubase, FL Studio, Dance eJay. Это программы довольно сложны в обращении и требуют от пользователя детального изучения, навыков и умений. Примером программы для написания и редактирования нотного текста является программа Final. Она также делает возможным сочинение мелодий, их аранжировку. Использование на уроках компьютера и одновременно синтезатора привлекательно для учащихся. Они могут прослушать произведение в исполнении преподавателя, самостоятельно исполнить произведение разными тембрами.

 2.2.Интернет технологии в обучении музыке.

 Сегодня существуют еще одно, немаловажное и актуальное направление в обучении музыки – это применение Интернет технологии. Цель данной тенденции образования – оптимизация, традиционных методов обучения музыке с использованием современных средств информационных технологий. Современные компьютерные телекоммуникации обеспечивают разнообразие учебной информации, упрощают её поиск, делают более доступной, а также преподносят её в оригинальном виде. Именно это и отличает современные компьютерные технологии от традиционных средств обучения. Современные компьютерные технологии, включая и Интернет технологии, предполагают разработку и внедрение принципиально новых, методических, подходов к системе обучения в целом. При использовании Интернет технологий форма представления материала обуславливается главным образом конкретным видом занятия, содержание курса, а также ролью преподавателя. Музыкально-теоретические дисциплины – важный компонент в обучении музыки. Объектом изучения таких предметов, как «Анализ музыкальных форм», «История музыки» выступают произведения мирового музыкального искусства. Освоения подобного рода дисциплин влечет усвоение большого объема информации, затрагивающей как само произведение, так и сведения о композиторе, эпохе, музыкальных явлениях, также других сферах музыкальной культуры. Очевидно, что подготовка к занятиям подобного рода связана с подбором материала, что может занимать много времени. Исходя из вышесказанного, можно говорить о тенденции становления новых методов обучения. Эти методы предполагают взаимодействие учащихся с образовательными музыкальными ресурсами. Участие преподавателя в данном случае минимально. Материалами новых методов обучения выступают так называемые мультимедийные образовательные ресурсы. К данному роду ресурсов относят электронные библиотеки, энциклопедии, нотные архивы, музыкальные антологии, виртуальные музеи (в том числе музеи музыкальных инструментов), каталоги обучающих музыкальных программ, электронные пособия, разработанные в виде учебного курса с приложенными к нему тестовыми заданиями. Эти ресурсы могут, как дополнять лекции преподавателя, так и выступать основой для самостоятельного освоения курса по музыкальным историко-теоретическим дисциплинам. В последнем случае материал должен быть грамотно структурирован и организован. Преподаватель выступает как консультантом, так и контролером усвоенных знаний. Информационно-образовательные ресурсы на базе Интернет технологий отличаются формами предоставления материалов, контроля и проверки знаний, взаимодействия преподавателя с учениками. Перечислим некоторые из них: - содержание темы; - сопровождение нотными примерами и аудио примерами; - использование дополнительных материалов (статей, учебных изданий, публикуемых в Интернете и т. п.); - использование ресурсов нотных библиотек и музыкальных антологий в Интернете; - задание по теме в форме теста, анализа произведений, реферативной работы; - форумы (семинары), организованные по заданным темам преподавателя. Разработка и внедрение в учебный процесс таких информационных ресурсов, включая ресурсы Интернета, существенно расширяет границы обучения, делает его более эффективным и разнообразным. Это в равной степени возможно как для очной, так и заочной формы обучения.

2.3.Тенденции развития музыкальной педагогики.

 Музыкальная педагогика в настоящее время открывает для себя новые направления в работе:

1. Изучения, связанные с информационными технологиями в музыке: - применение мультимедиа в проектах; - вопросы компьютерного анализа музыкальных произведений; - информационный подход к содержанию музыки;

2. Изучение роли информационных технологий в музыкальном творчестве, их значения в актуализации творческого потенциала.

 3. Распознавание и непосредственного внедрения информационных технологий в музыкальное образование: - практическое освоение компьютерной музыки, нотных редакторов; - использование музыкально-компьютерных технологий и электромузыкальных инструментов в современном образовательном процессе;

4. Изучение проблем, касающихся информационной культуры учителя музыки: - оптимальное программное обеспечение профессиональной деятельности; - информационные технологии в самообразовании музыканта.

 Основными тенденциями современной музыкальной педагогики являются: - включение музыки в общую систему гармонического воспитания личности; введение всеобщего музыкального образования; - широкие репертуарные тенденции, обновление и обогащение репертуара благодаря привлечению старинной музыки, «забытых страниц» отечественной музыкальной культуры, современной музыки с использованием элементов композиторской техники XX века; - опора на слуховое воспитание (развитие слуховых, ритмических и двигательных задатков); - развитие творческих навыков учащихся; - создание музыкальной среды для воспитания ребёнка; особое значение просветительства; - интенсификация педагогического процесса; - бережное отношение к традициям преподавания музыки предыдущими поколениями музыкантов. На развитие музыкальной педагогики оказывает влияние сложное переплетение социальных, культурных факторов. В ней отражаются, с одной стороны, процессы развития музыкального искусства, музыкальной жизни, музыкальной культуры в ее совокупности, а с другой стороны, – сказывается воздействие других областей педагогики. Воздействия эти осуществляются на разных уровнях.

 Список использованной литературы:

 1. Арановский М.О. Системы и средства информатики: информационные технологии в образовании: От компьютерной грамотности – к информационной культуре общества. М.: «Владос», 2008 2. Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке. СПб. «КАРО», 2006 3. Ваграменко Я.А. Музыкальные компьютерные технологии. М.: «Астрель», 2008 4. Дмитриева А.Г. Тенденции развития музыкальной педагогики. СПб.: «Теория», 2009 5. Затямина Т.А. Информационные ресурсы Интернета. М.: «Глобус», 2008 6. Золина Т.Р.Основные информационные ресурсы Интернета. СПб: «Весь», 2007 7. Кабанов Б.Д. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М.: «Наука», 2005 8. Кларин М.В. Внедрение информационных технологий в образовании. М.: «Народное образование», 2008 9. Красильников И.М. Концепция музыкального обучения на основе цифрового инструментария. М.: «Глобус», 2008 10. Красин М.И. Содержание и методы обучения музицированию на компьютере в общеобразовательной школе. СПб: «Коммерсант», 2008 11. Краснов В.М. Использование Интернет - технологий на уроках музыки. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009 12. Маслова Л.П. Информационные технологии и их роль в образовании. М.: «Курсив», 2007 13. Мизин И.А. Интернет - технологии в обучении музыке. М.: «Наука», 2006 14. Новиков В.В. Музыкальное воспитание в школе. М.: «Гардарика», 2009 15. Петрушин В.И. Формы и методы обучения на уроках музыки. М.: «ВЛАДОС», 2009 16. Пиличанов Ф.А. Познание музыки как воспитательная проблема. М., «Мирос», 2009 17. Свирина Н.О. Роль музыки в художественном развитии школьников. М.: «Дашков и К», 2005 18. Селевко П.К. Роль информационных технологий в образовании. М.: «Просвещение», 2008 19. Скаткин М.Н. Программные средства обучения музыке. М.: «Мысль», 2006 20. Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: «Академия», 2006 21. Шишкина Л.В. Значение информационных технологий в образовании. М.: «Проспект», 2005 22. Шиянов Е.А. Информатизация музыкальной педагогики. СПб.: «Весь», 2008 23. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. СПб.: «Питер», 2006 24. Юсфин А.Г. Ведущие направления в области музыкальной педагогики. М.: «Дрофа», 2005 25. Ясенович Л.П. Азбука музыкально-творческого саморазвития. М.: «Аквариум», 2007

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема: «Использование информационных технологий на уроках музыки в рамках реализации

Тема: «Использование информационных технологий на уроках музыки в рамках реализации

Актуальность данного изучения обусловлена еще и тем, что в современной школе учитель музыки должен владеть не только музыкально-исполнительскими навыками, но и обладать высоким уровнем профессиональной…

Актуальность данного изучения обусловлена еще и тем, что в современной школе учитель музыки должен владеть не только музыкально-исполнительскими навыками, но и обладать высоким уровнем профессиональной…

В связи с этим информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства

В связи с этим информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства

Ведущие направления в области музыкальной педагогики

Ведущие направления в области музыкальной педагогики

Например, «Энциклопедия популярной музыки

Например, «Энциклопедия популярной музыки

Современные компьютерные технологии, включая и

Современные компьютерные технологии, включая и

Изучение проблем, касающихся информационной культуры учителя музыки: - оптимальное программное обеспечение профессиональной деятельности; - информационные технологии в самообразовании музыканта

Изучение проблем, касающихся информационной культуры учителя музыки: - оптимальное программное обеспечение профессиональной деятельности; - информационные технологии в самообразовании музыканта

«Использование информационных технологий на уроках музыки в рамках реализации ФГОС»

«Использование информационных технологий на уроках музыки  в рамках реализации ФГОС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2022