Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 2 г. Жодино»
«Использование информационных технологий
в специальном образовании»
Подготовила: учитель—дефектолог
Герасимчик Н.В.
Жодино, 2019
Введение
Важным направлением развития коррекционного образования является применение новых информационных технологий. В специальном (коррекционном) образовании такие технологии появились достаточно позже и сейчас используются как наиболее адаптируемое к индивидуальным особенностям средство обучения. Разумеется, что информационно-коммуникационные технологии не могут освободить ребенка с ограниченными возможностями здоровья от его недостатка и убрать все возникающие в связи с этим проблемы. Однако, когда такой ребенок понимает, что ему становятся открыты неизвестные раньше знания, умения, формы общения, игры, управление окружающей средой, дает ему поверить в себя [2].
В связи с продвижением информационно-коммуникационных технологий и действующим внедрением их в работу школ значительно расширяются дидактические возможности процесса обучения детей с различными нарушениями.
Информационные технологии в специальном образовании постепенно находит свое научное обоснование (E.JI. Гончарова, О.И. Кукушкина, Н.В. Мазурова, Н.Н. Малофеев, Н.А. Свинина, И.А. Филатова и др.), активно используются в разнообразных областях специального образования и в практической деятельности педагогов- дефектологов.
Содержание образования, в котором применяются информационные технологии, приводит к реализации фундаментальных компетенций, таких, как социальная, коммуникативная, информационная, когнитивная и специальная. Компьютер в специальном образовании рассматривается как значительное средство моделирования развивающей среды, как способ расширения временных и пространственных границ специального образования. Использование информационных технологий будет влиять на эффективное качество обучения, будет приводить к увеличению доступности в образовании и к гармоничному развитию ребенка в целом [2].
Цель работы: на основе теоретико-эмпирического анализа определить место и значимость использования информационно – коммуникативных средств на уроках в школе.
Исходя из цели нашей работы были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ значения информационных технологий в коррекционном образовательном процессе.
2. Изучить способы применения информационно-коммуникационных технологий на уроках;
3. Выработать методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий.
1.Теоретический анализ значения информационных технологий в коррекционном образовательном процессе
Информационно образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, которые используют специальные технические средства (ПК, мультимеди) для достижения педагогических целей.
Одной из главных задач образования в настоящее время является вступление в современное информационное общество. В настоящее время в школу активно вводятся информационно - коммуникационные технологии. На уроках активно используются презентации, программы, видеозаписи.
Использование мультимедийных средств на уроках несет огромное значение. Прежде всего, при использовании таких средств на уроках включаются все органы чувств, а, следовательно, восприятие учебного материала школьниками значительно повышается.[3]
Большое количество мультимедийной продукции используется в образовании. К таким продукциям относятся мультимедийный энциклопедии, учебники, задания, виртуальные экскурсии, видео – уроки. Но к выбору мультимедийных средств на уроках стоит подходить более внимательно. Следует учитывать особенности учащихся.
О.И. Кукушкнина говорит о том, что в связи с тем, что связь в потребности наиболее эффективных средств психодиагностики и коррекции увеличивается, то, следовательно, встает и теоретический вопрос об использовании компьютеров в направлении дефектология. И уже фактически компьютер становится и одним из важных средств формирования и развития высших психических функций, и помимо этого является коррекцией нарушений всех форм и уровней интеллектуальной деятельности [9].
Е. Л. Гончарова, Т. К. Королевская, О. И. Кукушкина подчеркивают, что применение компьютера на практике в коррекции имеет следующие преимущества:
- по максимуму индивидуализируется объем, степень трудности, темп подачи материала, динамичность и повторяемость;
- регулируются физические и эмоциональные характеристики подаваемого материала;
- осуществляется поэтапность действий, при этом учитывается контроль и самоконтроль;
- предусматривается невозможность перехода к новому материалу, без учета усвоения предыдущего;
- усиливается занимательность процесса, создается внутренний мотивированный познавательный процесс;
- вносятся элементы случайности в подаваемый материал, предоставляется бесконечно число комбинаций и вариаций в целях вариативности упражнений.
Специальные диагностико – коррекционные программы собираются в форме компьютерных игр с низким уровнем сложности и имеют значение для коррекции и формирования как отдельных сторон познавательной деятельности, так и самих целостных процессов.
Коррекция и формирование отдельных сторон познавательной деятельности восприятие зрительных анализаторов (ориентировочно – поисковые движения глазами), восприятие цвета, формы, величины, коррекция пространственных нарушений. Одновременно разработанная программа должна определять и оценивать достижения ребенка в процессе его работы. Обработка учитываемых результатов помогает выявить уровень обучаемости ребенка, его успешность и саму специфику познавательной деятельности школьника [5].
Сейчас многие специалисты признают необходимость использования ИТ средств в коррекционном обучении детей.
О.И.Кукушкина указывает, что использование компьютеров в качестве средства обучения в рамках школы предполагает постепенное, поэтапное овладение компьютерной техникой всем педагогическим коллективом. Использование компьютерных технологий учителем в качестве средств обучения не влечет за собой изменения принципов планирования всей коррекционной работы с ребенком. Основополагающим для определения первоочередных коррекционных задач остается уровень развития ребенка и задачи данного периода его обучения. Программа работы в компьютерном классе должна строится в соответствии с логикой данного этапа развития и коррекционного обучения ребенка. Урок в компьютерном классе является естественным элементом всего курса обучения в данной содержательной области и должен быть органично связан с ним по содержанию и задач [9].
Таким образом, использование информационно - компьютерных технологий в обучении детей с нарушением интеллекта имеет огромное корреционно – развивающее значение для совершенствования процессов нейродинамики, психомоторики, восприятия, внимания, мышления, деятельности и механизмов общения.
Использование информационно – коммуникационных технологий в школе должно ориентироваться на ведущую деятельность ребенка – игровую, а все задания должны носить игровой, занимательный характер. Так же такая форма не должна превышать доступный возрасту уровень сложности. Все задания должны соответствовать возрастным интеллектуальным потребностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья и развивать их способностью [5].
Поскольку наглядно – образные компоненты мышления несут исключительно важную роль в обучении детей с нарушениями интеллекта, то использование ИТ средств повышает эффективность обучения [4].
- графика и мультипликации помогают ученикам более разбираться в задачах
- ученики могут наблюдать за объектами на экране, изменять их форму, использовать различные органы чувств
Необходимо помнить, что при работе с компьютером должны соблюдаться санитарно – гигиенические нормы и правила. И использовать мультимедийный способ подачи информации.
2.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
21 век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Изменяется роль учителя в информационной культуре, он становится координатором информационного потока. Формировать информационную культуру необходимо с начальной школы, так как начальная школа – это фундамент образования. Одним из главных требований, предъявляемых к образовательному процессу на современном этапе – повышение качества знаний учащихся [9].
Высказывание академика А.П. Семенова «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе каждого учителя. Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения новых информационных технологий. ИТ расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребёнка XXI века.
О целесообразности использования ИТ в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей ее переработки. Информационные технологии способствуют лучшему усвоению материала, помогают в игровой, сказочной форме изучить необходимый материал. Кроме того ИТ способствуют повышению познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность детей [10].
Задачи, которые я ставила перед собой:
ü использовать компьютерные образовательные технологии на своих уроках.
ü создать условия для самореализации и профессионального роста;
ü обменяться опытом применения ИТ с учителями начальных классов на уроках;
ü накопить и систематизировать лучшие разработки уроков с использованием ИТ.
Отсюда следуют цели
использования ИТ:
-повысить мотивацию обучения;
-повысить эффективность процесса обучения;
-способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;
-совершенствовать методики проведения уроков;
-своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;
-планировать и систематизировать свою работу;
-использовать как средство самообразования;
-качественно и быстро подготовить урок.
Уроки, проводимые с использованием ИТ в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся при восприятии учебного материала. Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. Посредством мультимедийной установки решала такие задачи обучения как: доступность, новизна, посильность и наглядность представляемого материала, межпредметная связь. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции [2].
Презентации
позволяют учителю:
• наглядно представлять материал;
• интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
• регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации.
Для подготовки презентации и показа её на уроке я пользуюсь программой Power Point. Создавая собственные презентации, использую средства сети Интернет в учебной работе.
Использование
интернет ресурсов играют большую роль для меня и моей работы, так как
интернет:
• Расширяет виды учебной деятельности учащихся;
• Предоставляет возможности для профессионального творческого общения и
оперативного обмена информацией;
• Дает возможности для профессионального роста;
• Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию
дидактического материала;
• Позволяет использовать на уроке современные технические средства,
увлекательные для учащихся.
Внедрение ИТ осуществляю
по направлениям:
1. Создание презентаций к урокам;
2. Работа с ресурсами Интернет;
3. Использование готовых обучающих программ;
4. Использование дидактических игр.
Информационные технологии я применяю на всех учебных предметах. Использую на
уроках учебные и игровые программы; использую готовые мультимедийные продукты и
компьютерные обучающие программы. Познавательные материалы по окружающему миру
содержат не только текстовую информацию, но и фото-, аудио-, видеоряды,
анимацию, схемы, позволяют продемонстрировать в динамике опыты с водой,
воздухом, почвой, эксперименты с растениями, круговорот воды и веществ в
природе.
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна
способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению
учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Но не стоит
безмерно увлекаться цифровыми ресурсами. Ведь непродуманное применение
компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная длительность занятий с
компьютером не должна превышать для учащихся: 1 классов – 10 минут; 2 – 4
классов – 15 минут.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Информационные технологии помогают удовлетворить творческие амбиции учителей и пополняют базу методических разработок уроков. Работа с презентациями заставляет учителя конкретизировать объемный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта.
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс осуществляется с учетом психолого-педагогических особенностей детей, в соответствии с которыми учитель корректирует методики, приемы и средства обучения, что способствует развитию и активизации познавательной деятельности
Использование ИТ оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на более высокий уровень интерес детей к учёбе.
Применение на своих уроках ИТ пополняет методическую копилку, способствует всестороннему развитию педагогического мастерства, а также самым важным на мой взгляд является повышение уровня знаний детей с особенностями психофизического развития.
Список литературы
1. Актуальные проблемы олигофренопедагогики / под ред. Воронковой В. В. – м., 1998
2. Вербицкий, А.А. Психолого-педагогические особенности использования ИТ, как орудия образовательной деятельности / А.А.Вербицкий. М. : Полиграф- сервис, 2005.
4. Виноградова, А.Д. и др. Практикум по психологии умственно
отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2111 Дефектология А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 1985.
5. Выготский Л. С. Основы дефектологии / под ред. Власовой Т. А. – М.,
6. Гуртовой, А.В. Новые информационно-коммуникационные технологии в преподавании математики / А.В.Гуртовой // Народное образование.2005. №8.
7. Еременко И. Г. Олигофренопедагогика – Киев, 1995
8. Занков Л. В. Психология умственно отсталого ребенка - М., 1993
9. Кукушкина, О.И. Информационные технологии в контексте отечественной традиции специального образования / О. И. Кукушкина. М. : Полиграф- сервис,2005.
10. Кукушкина, О. И. Информационные технологии в специальном образовании / О. И. Кукушкина // Образование для всех: совершенствование процесса обучения детей со специальными образовательными потребностями. 2004. С. 75-83
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.