«Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД»
Надежда Геннадьевна Потанина
Одно из направлений работы ЦДТ – обучение детей правилам дорожного движения. Система образования активно работает над проблемой обучения детей безопасному поведению на дорогах. Как правило, найти полностью разработанные методические рекомендации для занятий не так – то просто, ведь к дошкольникам и младшим школьникам нужен подход особый. Необходимо донести до малыша очень сложные вопросы, причём донести так, чтобы он затаив дыхание, поглощал информацию и с восторгом приходил на занятия. Сама тема «Правила дорожного движения» очень сложна для малышей, тяжела своими терминами и понятиями. Поэтому, разрабатывая конспекты занятий, развлечения, викторины, мы стремились внести элементы новизны, включить игровые моменты и использовать наглядные пособия. Работая над пособиями, мы приглашали на занятия работников ГИБДД. Они беседовали с детьми, проводили игры и конкурсы, моделировали дорожные ситуации. Занятия проводятся не только по плану, а используем каждую возможность ежедневно в процессе игры, прогулок, в утренний и вечерний отрезок времени, чтобы обратить внимание на ту или иную сторону правил. Обучая детей правилам поведения на улице, важно использовать разнообразные формы и методы работы. Дошкольников и младших школьников необходимо знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров в других, доступных для них, формах. Это беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видео – и диафильмов, настольные и дидактические игры. Стараться создать у детей положительный настрой. Работа проводится комплексно по всем разделам воспитания и обучения. На всех её этапах важно взаимодействие: педагог – родитель – ребёнок. Знания закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Именно во время игр у детей воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т. е. все качества, которые так необходимы для предупреждения опасности. Обязательным условием для решения этих задач является создание правильной предметно – развивающей среды. В этом году каждая группа приобрела пластиковые макеты с правильной разметкой. Это позволило нам сделать пособие объективным и практически значимым. Детям очень нравится макет, они играют с удовольствием, обыгрывают разные дорожные ситуации, учатся видеть скрытую опасность в дорожной среде, определяют безопасный маршрут, называют дорожные знаки.
Так же используем магнитные доски. Мы развиваем не только внимание, наблюдательность, любознательность, но и его координацию на ту или иную ситуацию. Дети учатся понимать, что они являются участниками дорожного движения. Осваивают элементы дороги, различают виды транспорта.
Для ознакомления детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом используем компьютерные презентации, мультимедийные презентации обеспечивая наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Цикл презентаций охватывает большой объём программного материала по изучению правил дорожного движения и формированию устойчивых навыков безопасного поведения на дороге. Например такие как: «Дорога и его главные части», «Причины дорожного- транспортных происшествий» и т. д.
Так как дети очень любят смотреть мультфильмы. На примере мульпликационных героев дети учатся находить дорожные ловушки.
В своей работе используем диски «Уроки осторожности», «Азбука безопасности на дороге», «Маленький автомобильчик ищет друзей» и т. д.
Вместе с героями мультфильмов дети учатся правильно переходить проезжую часть дороги, закрепляют основные дорожные знаки, вспоминают правила поведения в общественном транспорте ит. д. Это позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определённых знаний.
Теоретические знания обязательно сочетаются с практическими. С детьми ходим на экскурсии, такие как на перекрёсток, на остановку, наблюдаем за работой инспекторов ГИБДД. На территории детского сада есть площадка с разметками, дорожными знаками, макетами больших домов, магазинов и т. д. Всё это помогает закреплению практических навыков у детей.
Наряду с традиционными формами обучения детей ПДД используются и нетрадиционные, такие как театрализованная деятельность на тему ПДД, организация праздников для малышей силами старших детей, физкультурные досуги по ПДД с родителями. Одним из любимых занятий многих детей является разыгрывание сюжетов любимых сказок и сочинение старых сказок на новый лад с использованием дорожных знаков и правил дорожного движения.
В нашем учреждении практикуется такая форма работы с детьми, как проведение агитбригад. Ребята с удовольствием рассказывают поучительные стишки, разыгрывают сценки, поют веселые песни.
Дети с удовольствием участвовали в конкурсе рисунков: «Уважайте светофор», «Мы- пешеходы».
Не менее важная работа проводится и с родителями. Нашей традицией стало проводить акции, например такие как «ПДД бегущей строкой»,
«А ты купил удерживающее устройство для своего ребенка?».
А также провели конкурс среди педагогов для работы с родителями «Агитационная листовка».
В каждой кабинете оформлены уголки для родителей по безопасности дорожного движения
Главное для педагогов и родителей в приобщении дошкольников к правилам дорожного движения – донести до детей смысл, необходимость знаний, навыков по данной проблеме. И всегда необходимо помнить, что ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Результат работы по безопасности дорожного движения – воспитание грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Каждый год к нам приходят малыши, и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах. «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад и семья».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.