Развитие логического мышления у дошкольников. Логические игры.
Оценка 4.8

Развитие логического мышления у дошкольников. Логические игры.

Оценка 4.8
docx
14.03.2024
Развитие логического мышления у дошкольников. Логические игры.
выступление.docx

Развитие логического мышления у дошкольников. Логические игры.

 

      «Без шахмат нельзя предвидеть полноценного воспитания умственных способностей и памяти». (В. А. Сухомлинский)

   Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство умственного развития.

      Мы живём в век высоких технологий и время предъявляет нам и нашим детям всё более высокие требования. Основной задачей современного образования является не только передача накопленных человечеством знаний и умений, ценностей, но и развитие способностей к самостоятельному поиску информации, анализу и синтезу её. В этом, безусловно, важнейшую роль играет математика. «Математика – это язык, на котором говорят все точные науки» - говорил Д. Лобачевский. «Математика - это гимнастика для ума» (А.В. Суворов). Как же нам хочется, чтобы дети наши учились с интересом и желанием. Чтобы на протяжении всего своего дошкольного детства они были счастливы и успешны. Одним из условий успешного обучения и в том числе математике, несомненно является развитое логическое мышление. Получив представление об элементарных законах логики, научившись анализировать, сравнивать, обобщать и выделять частное, предвосхищать результат, ребенок будет чувствовать себя комфортнее, оказавшись за школьной партой.

Особенностью мышления у ребенка дошкольного возраста является то, что он может не только синтезировать мысль, но и выразить ее на словах. Педагоги-психологи характеризуют его мыслительный процесс как наглядно-образный, то есть ребенок видит предмет и может определять его свойства, предназначение без выполнения каких-либо действий с ним. На основе наглядно-образного мышления можно развивать логическое.

Целью развивающих логику игр у дошкольников является обучение детей основополагающим логическим операциям. То есть, в игровой форме дети 4-6 лет учатся:

• анализировать;

• обобщать (классифицировать);

• выделять частное (синтезировать);

• сравнивать;

• строить гипотезы.

Логические игры способствуют развитию у ребенка:

• внимания;

• памяти;

• концентрации;

• умения выражать свои мысли;

• самостоятельности;

• целеустремленности.

Кроме того, логические игры формируют у дошкольников предпосылки, которые в будущем помогут им развязывать сложные математические задачки.

В своей работе делаю акцент на интеллектуальное развитие детей, совершенствование психических процессов, а не обучение профессионалов шахматного мастерства.

 Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность. Воспитывает уверенность в своих силах. Приобщает к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Дети познают дух соперничества и соревнования. Эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения и начинать обучение этой мудрой игре можно и нужно в раннем возрасте, но безусловно на уровне, доступном для ребенка.

 

Шахматная сказка (Эта поучительная сказка заставляет задумываться ребят о своем собственном поведении, о своем отношении к близким).

 

Жили - были когда-то,  давным  – давно, король и королева. Король был светлый, с русыми волосами - просто красавец. А Королева была смугленькая, с черными волосами и черными глазами. И тоже очень красивая, глаз не оторвать! Они очень любили друг друга, каждый день выходили на прогулку, объезжали свое королевство на конях: Король на черном коне, Королева на белом своем любимом коне. Доезжали до самых границ своих владений, каждый встречный им улыбаясь кланялся, приветствовал их. В Королевстве царил мир и покой. Но не было у Короля и Королевы детей.

Все знали, что у них такое горе. Королевство некому оставлять, но ничем никто не мог помочь.

Однажды, старая колдунья, которая работала в королевском дворце поварихой, сделала из пшеничной и ржаной муки маленькие две фигурки, черную и белую, и подарила Королевской семье.

-Ваше Величество, вот вам мой скромный подарок - два мальчика из теста. Если Вы захотите, я в них вселю человеческие души, и они оживут. Дам им человеческие качества: доброту, щедрость, ум. Если в течение жизни они растеряют эти человеческие качества, они снова превратятся в маленькие черствые фигурки. И тогда уже им никто не поможет, они останутся игрушками навечно.

Король и Королева с удовольствием согласились. Мальчики росли не по дням, а по часам. Король и Королева их баловали: им было все дозволено, не знали слова «нельзя». Выросли мальчики такие красавцы: один темненький, другой светленький, но такие капризные и завистливые. То и дело они ругались, а то и дрались. Прошли годы: мальчики женились, создали свою семью. Каждая семья хотела жить отдельно друг от друга, иметь свое государство, свою армию. Пока Король и Королева были живые, они терпели друг друга, но в один прекрасный день Короля и Королевы не стало… Все плакали, долго горевали. Все знали, что эти два брата не уживутся вместе. Так и случилось - они поделили большое королевское владение по квадратикам, черный принц раскрасил свою территорию в черный цвет, а белый принц в белый цвет. Каждый имел свою армию, своих лошадей, свою границу - живи и радуйся! Но нет, они растеряли те качества, которые подарила им старая колдунья-повариха, все время поднимали друг на друга войну, мирно - тихо не жили.

И в одно зимнее солнечное утро они проснулись маленькими твердыми, как камень, фигурками. Не могли не шевельнуться, ни глазом моргнуть - исполнилось предсказание старой колдуньи - прекрасные принцы-красавцы, со всей королевской свитой, армией, владениями, превратились в игрушки.

С тех пор много воды утекло, но люди все еще играют с этими причудливыми фигурками, напоминающими живых людей.

Эта поучительная сказка заставляет задумываться ребят о своем собственном поведении, о своем отношении к близким.

А вот такие логические игры рекомендуется применять не только на занятиях по шахматам, но на занятиях в других объединениях:

1. «Назови одним словом». От ребенка требуется не только назвать группу похожих предметов (прежде всего по назначению), но самому из картинок собрать разрозненные предметы в группу.

2. «Четвёртый лишний».

Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.

3. «Что сначала, что потом» Задачи. Учить составлять рассказ, расширять словарный запас ребенка, развивать логическое мышление, связную речь; научиться систематизировать полученные знания.

4. «Лабиринты». Очень интересное и полезное занятие для деток - распутывать запутанные дорожки в лабиринте. Сначала следим по запутанной дорожке пальчиком или фломастером, а потом можно и одними глазками, и находим выход. Прохождение лабиринтов развивает логическое и пространственное мышление дошкольника, умение достигать цели.

5. «Продолжи ряд» или так называемые алгоритмы. Игра направлена на развитие умения мысленно устанавливать связи между предметами и расположением их в определённой последовательности, самостоятельно объяснять связи между предметами (картинками, внимания, зрительного и слухового восприятия, доказательной речи.

Игра привлекает внимание, активизирует мыслительные операции у старших дошкольников,

6. «Что перепутал художник». Игра развивает умение логически мыслить и делать выводы, а еще наблюдательность и речь. Занимаясь, ребенок разовьет зрительное восприятие, память, связную речь.

7. «Логические цепочки». При помощи игры малыш научится находить взаимосвязь между предметами и явлениями, разовьет логическое мышление и связную речь.

Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не только определенные знания, но и умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться. И именно задачи на смекалку, головоломки, логические игры учат детей планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

 

 


 

Развитие логического мышления у дошкольников

Развитие логического мышления у дошкольников

Кроме того, логические игры формируют у дошкольников предпосылки , которые в будущем помогут им развязывать сложные математические задачки

Кроме того, логические игры формируют у дошкольников предпосылки , которые в будущем помогут им развязывать сложные математические задачки

Выросли мальчики такие красавцы : один темненький, другой светленький, но такие капризные и завистливые

Выросли мальчики такие красавцы : один темненький, другой светленький, но такие капризные и завистливые

Игра привлекает внимание, активизирует мыслительные операции у старших дошкольников , 6

Игра привлекает внимание, активизирует мыслительные операции у старших дошкольников , 6
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2024