Использование инновационных технологий в речевом развитии ребенка
Подготовила:
учитель-логопед
МБДОУ д/с № 230 г.о. Самара
Кажокина С. В.
Всем известно, что большинство дошкольников имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации и речевом развитии. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Использование развивающих компьютерных программ делает работу педагога более эффективной.
Общение с
компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем
и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких
важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание,
а именно эти качества обеспечивают психологическую и речевую готовность ребенка
к обучению в школе.
Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной
моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. В
процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с
поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши,
пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей
к овладению письмом, является формирование и развитие совместной
координированной деятельности зрительного и моторною анализаторов, что с успехом
достигается на занятиях с использованием компьютера.
Примеры заданий с использованием компьютерных технологий, применяемых на различных этапах коррекционной работы с детьми.
1. На занятиях по постановке и автоматизации звуков детям очень нравится делать артикуляционную гимнастику и выполнять задания вместе с человечком из « Сказки о веселом язычке», когда упражнения появляются мониторе в ярком виде. Модели артикуляции отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике, т.е. исполняют роль зрительных опор, что, безусловно, способствует активному развитию у детей собственных произносительных навыков, развивает внимание, память. Одновременно мы развиваем пространственные представления.
2. При автоматизации звуков, а также на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий используются дидактические игры в компьютерном варианте «Четвертый лишний», «Чего не стало», «Скажи наоборот», «Назови ласково» и т.д.
3. Задания на дифференциацию звуков. На экране изображен ряд предметов, в названии которых есть дифференцируемые звуки. Ребенку необходимо выбрать изображение только тех предметов, где имеется заданный звук.
4. Модели звукового и слогового состава слова, словесного состава предложения используются на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий. Подобные схемы и модели помогают приучить детей к наблюдениям за языком, повышают интерес к звуковой стороне речи, слову, его смысловому значению, что создает предпосылки для формирования фонематического восприятия.
Упражнения вида «продолжи узор», «найди пары», «найди фигуру», «заполни квадрат» уже несколько усложнены и способствуют развитию внимания, зрительной памяти, совершенствуют зрительно-моторную координацию, будят комбинаторное творческое мышление. Этот вид заданий занимает немного времени и может быть использован для поощрения дошкольников.
Появление компьютера, активное применение его в учебной деятельности значительно экономит силы педагога при подготовке к занятию, ведь многие задания можно заранее подготовить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения дошкольникам. Ранее приходилось готовить их в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ученика в отдельности.
Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на занятии и появляется возможность получить лучший результат.
Занятия с использованием компьютера проводятся фрагментарно, при этом обязательным является соблюдение следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:
· использование новых моделей компьютера;
· работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
·
проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически
переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.
Преимущества использования ИКТ в работе для логопеда:
· составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде сокращает работу с бумажными носителями информации;
· позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям;
· компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу.
Преимущества использования ИКТ в работе для ребенка:
·повышает мотивацию ребенка к занятиям;
· формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения;
· обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.
Таким образом, применение компьютерных технологий в процессе коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи, учитывать закономерности и особенности психического развития дошкольников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.