ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ
В РАБОТЕ ТИФЛОПЕДАГОГА ДОУ
Бурное развитие современных технологий оказывает большое влияние на все стороны жизни человека. Современные средства обучения, в том числе электронные, предоставляют широкие возможности для организации коррекционно-развивающих занятий с детьми.
ФГОС ДО включает и требования к информационно-методическому обеспечению образовательного процесса в ДОУ, в частности, обеспечение интерактивными дидактическими материалами, цифровыми образовательными ресурсами.
ФГОС предусматривает необходимость обеспечения условий для коррекционной работы с детьми. Интерактивные программы включают как простые упражнения, так и более сложные. Это позволяет учитывать потребности детей, использовать программы для занятий с детьми с разным уровнем развития.
Новые образовательные требования ориентированы на формирование человека, способного постоянно получать новые знания, осваивать новые способы действий. Умение учиться становится приоритетной целью образования. Такой подход определяет новые требования к образовательным результатам в дошкольном образовании и, как следствие – к технологиям их достижения в образовательной деятельности. ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.
Согласно новым требованиям ФГОСДО, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.
В настоящее время информационно-коммуникационные технологии активно внедряются в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций и является одним из приоритетов образования. Создано и создаются множество простых и сложных компьютерных программ для разных областей познания в каждом возрастном периоде. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной, привлекательной и игровой форме развивать различные психофизические функции детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление, а так же усилить творческую составляющую учебного процесса.
Интерактивная доска объединяет огромное количество демонстрационного материала, освобождает от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры, значительно расширяет возможности предъявляемого познавательного материала, позволяет повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями, усиливает эффективность усвоения материала, повышает скорость приёма и переработки информации для лучшего запоминания ее детьми.
При работе с интерактивной доской снижается утомляемость детей, так как познавательный материал предъявляемый детям отличается наглядностью, яркостью образов. Внимание детей становится более концентрированным.
Интерактивная доска – это устройство, позволяющее педагогу объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску. Доска позволяет показывать слайды, видео, презентации, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной меловой доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение комментарии, любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по электронной почте.
Интерактивные и мультимедийные средства значительно расширили возможности предъявляемого познавательного материала, позволили повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями.
Использование ИД позволяет применять
следующие коррекционные приёмы:
- выделять объекты контрастным цветом,
достигая наивысшей четкости восприятия;
- окрашивать объект в тот цвет, который
лучше воспринимается детьми с нарушенным зрением;
- удалять трудно воспринимаемые детали;
- сканировать и увеличивать иллюстрации из
книг, журналов;
- многократно увеличивать мелкие объекты,
отдельные детали;
- перемещать объекты из одного положения на
экране в другое,
- использовать самые разные материалы
одновременно: изображение, звук, видео, текст и др.;
- использовать ИД как обычную, но с
возможностью сохранять результаты, распечатывать их на принтере;
- изменять, стирать ластиком, исправлять ошибки;
- создавать рисунки, таблицы, чертежи без
использования компьютерной мыши, что экономит время на занятии;
- использовать «шторки», прожектор,
«волшебные» чернила для скрытия несущественных деталей и выделения важных.
Коррекционная работа в группах для детей с нарушениями зрения осуществляется в тесной связи с комплексным лечебно-восстановительным процессом на основе максимального сближения медицинских и педагогических средств коррекции.
Особая роль в коррекционном процессе принадлежит игре, в том числе – интерактивной. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Она делает весь процесс лечебно-восстановительной работы эмоциональным, действенным, снимает психологическую нагрузку с ребенка, служит усилению его активности, способствует компенсации зрительной недостаточности за счет включения сохранных анализаторов, речи, мышления.
Использование интерактивных игр в коррекционной работе:
· Интерактивная зрительная гимнастика
· Игры и упражнения, направленные на коррекцию зрительных функций
· Коррекционно-развивающие игры и упражнения
Зрительная гимнастика
Обязательным элементом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика. Гимнастика для глаз проводится с целью предупреждения утомления, укрепления глазных мышц, снятия напряжения. Кроме того зрительная гимнастика благотворно влияет как на работоспособность зрительного анализатора, так и всего организма. Интерактивная доска позволяет проводить упражнения с использованием зрительных тренажеров, зрительных сигнальных меток, схемы зрительно-двигательных траекторий по методу Базарного, добавлять стихотворные тексты, классическую и современную музыку, звуки природы и др.
Использование ИД невозможно без знания особенностей здоровья обучающихся (офтальмологических диагнозов и соответствующих рекомендаций врача-офтальмолога для каждого ребёнка).
При миопии высокой степени цветоисполнение изобразительных пособий должно быть выполнено преимущественно в оранжевых, коричневых и зелёных тонах при использовании светло-зелёного фона; контрастность объектов 90-100%. Допустима индивидуальная работа вблизи экрана, т. к. ученик с миопией испытывает значительные затруднения при переводе взора вдаль - вблизь.
При глаукоме изображения должны предъявляться без мелкой деталировки при контрастности изобразительного материала 80-100%; существенные (сигнальные) признаки объектов необходимо выделять ярким контрастным цветом, при сочетании нескольких цветовых меток они должны быть разделены чёрной линией. Педагог должен предусмотреть снижение информативной нагрузки объекта (по сравнению с нормой восприятия) с связи с возможным сужением поля зрения. Больные глаукомой должны находиться вблизи источника света, т. к. при этом происходит необходимое сужение зрачка. Категорически противопоказаны мигающие и быстро сменяющиеся иллюстрации на ИД, а также полное затемнение и резкие контрасты света и тени!
При катаракте ученику показана работа вдали от источника света, т. к. при этом происходит необходимое расширение зрачка. Предъявляемые изображения должны быть высококонтрастны, увеличение изображения на начальных этапах заболевания часто не требуется. Обучающимся с катарактой противопоказаны мигающие и быстро сменяющиеся иллюстрации на ИД.
При нистагме наглядные пособия должны представляться с наименьшим количеством элементов, обязательно снижение информативной нагрузки на 30 - 40% по сравнению с нормой. Положительный результат даёт заключение объекта в рамку (при необходимости, разных цветов).
При косоглазии следует учесть, что при различных видах косоглазия существенно изменяются условия предъявления изображения. При сходящемся косоглазии рекомендуется размещать изображения преимущественно по периметру слайда, со стороны косящего глаза;
при расходящемся косоглазии следует располагать иллюстрации ближе к центру слайда.
При поражении сетчатки и зрительного нерва необходимо усиление контура наглядного пособия, его освещённости, рекомендуется предоставлять тёмное изображение на светлом фоне при контрастности изобразительного материала 80-100%. Особое внимание уделяется белому и красному цветам, подбираются натуральные объекты с этой окраской, их различение осуществляется с помощью фона.
Если заболевание сопровождается астигматизмом, то отмечается высокая степень зрительного утомления, что ещё более сокращает время использования ИД и требует вынесения на доску только наиболее важных изображений и процессов.
Если заболеванию сопутствует сужение поля зрения, то ученику противопоказано значительное увеличение изображений, необходимо дозированное изображение объекта или процесса, уложенное в ограниченные рамки его поля зрения. Следует регулировать информативную нагрузку объекта, снижая её на 30 - 40% (по сравнению с нормой зрительного восприятия). При необходимости можно разбивать изображения на отдельные части с нумерацией последовательности рассматривания или выделением рамкой. Обязательным является выделение границ объекта (или рамки) жирной контурной линией.
Во избежание возникновения зрительного утомления необходимо соблюдать режим зрительной работы в двух аспектах: продолжительность и отдых (обязательно использование зрительной гимнастики).
Плеоптическое лечение амблиопии направлено на формирование устойчивой зрительной фиксации, на повышение и закрепление остроты зрения на уровне возрастной нормы и перехода монокулярного характера зрения в альтернирующий. На этом этапе важно систематически упражнять и стимулировать амблиопичный глаз. С этой целью используются различные стимульные материалы, которые подбираются с учетом зрительных нагрузок, рекомендуемых врачом-офтальмологом. Детям с высокой степенью амблиопии – более крупные. По мере улучшения зрения размеры пособий уменьшаются. Благодаря интерактивным технологиям количество различных изображений увеличивается в несколько раз, что мотивирует детей многократно возвращаться к одному и тому же заданию.
Ортоптическое лечение косоглазия направлено на формирование бинокулярного зрения, восстановление сенсомоторных механизмов, обеспечивающих совместную деятельность обоих глаз. Одной из важнейших задач тифлопедагога на этом этапе является подготовка детей к аппаратному лечению, с тем, чтобы дети понимали суть тренировочных заданий, тестов, предъявляемых им в процессе лечения. На это направлены интерактивные игры «Подбери пару», «Соедини два изображении в одно», «Наложи контур на силуэт».
В играх на прослеживание движущихся объектов у детей развиваются глазодвигательные функции. На этом этапе лечения важно учитывать вид косоглазия детей. Так, детям со сходящимся косоглазием подбираются упражнения, связанные с направлением взора вверх и вдаль - в верхней половине ИД. При расходящемся косоглазии направление взора вниз и на близкое расстояние – в нижней половине.
Заключение - То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений, но при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.