Использование интерактивных методов в процесс обучения
Оценка 5

Использование интерактивных методов в процесс обучения

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
история
10 кл—11 кл +1
21.12.2022
Использование интерактивных методов в процесс обучения
интерактивные методы являются основным компонентом современного образования
Использование интерактивных методов в преподавании истории и обществознания.docx

 

 

Использование интерактивных методов в преподавании истории и обществознания.

На современном этапе образования, перед социально-гуманитарными предметами стоит задача формирования компетенций, включающих в себя фундаментальные и практические знания о важнейших сферах социальной жизни:

1.     Умение брать на себя ответственность при принятии решений.

2.     Толерантность, уважение людей других национальностей.

3.     Умение работать с различными видами информации.

4.     Способность постоянно повышать свое образование.

Т. Е. необходимо сформировать социально-активную, инициативную, творческую личность. Для этого необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и приемы, используемые на уроках истории и обществознания для расширения кругозора учащихся их общей культуры. Как с помощью обществоведческих дисциплин развить личность ученика, его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящие, делать собственные выводы и иметь на все собственную точку зрения?

Все эти задачи могут быть реализованы при использовании преподавателем интерактивных методов обучения. Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что все учащиеся  оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процесс освоения новым материалом, означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать

 

 

 

совместные решения. Значительны и воспитательные возможности интерактивного обучения. Они способствуют установлению эмоциональных контактов учащихся, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку ребят.

По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащегося, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.

Интерактивные методы  требуют большой подготовки педагога: информации, раздаточный материал, оборудование урока. Следует выделить несколько методов интерактивного обучения, активно используемые на уроках истории и обществознания: Дискуссия, «мозговой штурм», «синквейн», групповое обучение, проблемное обучение, «развитие критического мышления через чтение и письмо».

Групповое обучение эффективно в процессе организации любого типа урока. На уроках повторительно - обобщительного характера, когда перед ребятами ставится задача, направленная на рефлексию, развитие творческого потенциала, обычно учащиеся разбиваются на  группы, получают различные заданий. Например: на основе материалов учебника составить тесты разных видов (альтернативный, на соответствие, исключение лишнего); сформулировать вопросы к материалу учебника, начинающиеся с о слов «Что? Когда? Где? Почему? и т.д. Очень эффективно использование группового метода на уроках обществознания, т.к. здесь можно использовать хоть и небольшой, но собственный социальный опыт самих учащихся. При изучении темы»Социальные нормы и отклоняющееся поведение» учащиеся разбиваются на5 групп, каждой дается проблемное задание:

-расположить виды социальных норм по степени убывания их важности;

-определить причины отклоняющегося поведения;

- расположить виды преступлений по степени их опасности для  личности и общества;

-определить причины нарастающей преступности в России;

-каковы причины пьянства и наркомании, расположите их по степени убывания важности.

 

 

Оживленную дискуссию вызывает  постановка проблемы «по степени важности».

Для решения проблемного задания может использоваться такой прием как «мозговой штурм». Цель метода: ведение группового обучения, для решения какой - либо проблемы. Коллектив делится на 2 группы. Генераторы и аналитики. Генераторы в течение короткого времени должны предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы, при этом нельзя повторяться, чем больше идей будет предложено, тем лучше, подходить к решению проблемы с разных сторон. Предлагаемые способы решения проблемы нельзя критиковать, оценивать. Аналитики, к полученным вариантам не добавляют ничего нового, а выбирают наиболее подходящее и разумное. Можно голосовать, идея набравшая большее количество голосов, и есть решение. Данный прием познавательную самостоятельную активность делает максимальной. Во время проведения «мозгового штурма» я выступаю в роли «заказчика». Я кратко излагаю суть проблемы, фиксирую идеи учеников. При построении уроков истории и обществознания я стараюсь создавать проблемные ситуации и предлагаю детям найти пути выхода из нее, используя метод мозгового штурма. При этом стараюсь давать такие задания, которые обогащают  личный опыт учащихся. Например, проблема «лишних денег». Эту проблему ставлю при изучении темы «Рынок капиталов и ценных бумаг». Здесь она звучит так: «Помещая деньги в банк, в какой валюте вы их будете хранить – в рублях, в долларах, в евро? Обычно после обсуждения дети приходят к выводу, что сбережения лучше поделить на части и хранить их в разных валютах и в разных банках. Эти знания им пригодятся в самостоятельной взрослой жизни.

Метод развития критического мышления через чтение и письмо базируется на трех стадиях «вызов – осмысление – рефлексия».   На стадии вызов в сознании учеников актуализируются имеющиеся знания и представления о предмете изучения. На стадии осмысления ученики вступают в контекст  с новой информацией. Систематизируют сведения, соотносят их с собственными знаниями. На стадии размышления происходит целостное осмысление, обобщение и присвоение полученной информации.

Одной из форм обучения, навыки которой развивают умения логично, доказательно отстаивать свою точку зрения по той или иной позиции является метод дискуссии. Дискуссия специфическая форма беседы,

 

 

 

 организуемая ведущим, когда у участников на основании своего опыта и знаний имеется различные мнения по какой - либо проблеме.

 

 

 

Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи

краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональный лицей № 12»

 

 

Использование интерактивных методов в преподавании истории и обществознания (выступление на заседании М.К.)

 

 

 

                                                    Подготовила преподаватель

Павлова М.В.

 

 

 

 

 

Барнаул 2011

 


 

Использование интерактивных методов в преподавании истории и обществознания

Использование интерактивных методов в преподавании истории и обществознания

Значительны и воспитательные возможности интерактивного обучения

Значительны и воспитательные возможности интерактивного обучения

Для решения проблемного задания может использоваться такой прием как «мозговой штурм»

Для решения проблемного задания может использоваться такой прием как «мозговой штурм»

Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи краевое государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей № 12»

Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи краевое государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей № 12»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2022