«Использование интерактивных средств в образовательном процессе».
“Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо”.
Все, наверное, согласятся с тем, что воспитательный аспект урока является не менее важным, чем и учебный; а также с тем, что эти два аспекта между собой взаимосвязаны.
В период бурной информатизации нашего общества нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире и его информационном единстве.
Как известно, в образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют одну единственную цель – усвоение знаний учащимися. Приветствуется внедрение новшеств, или как сейчас модно говорить инноваций, и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру урока.
Методические подходы к обучению можно подразделить на три группы:
Пассивные методы.
Активные методы.
Интерактивные методы.
Каждый из приведенных методических подходов имеет свои особенности. Ниже мы рассмотрим каждый из методических подходов, но особо остановимся на интерактивных.
Пассивный методический подход, как видно из схемы 1 – это такая форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель является основной действующей фигурой урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей.
Активный методический подход, как видно из схемы 2 – это такая форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся теперь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основной действующей фигурой был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах.
Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» (« i nter» — «взаимный», «act» — «действовать»). Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели.
Поскольку сама идея подобного обучения возникла в середине 1990-х годов с началом развития сети Интернет, ряд специалистов трактует это понятие как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета. Но существует и более широкое толкование, как способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, ученика с другим учеником.
Перед учителем, работающем в традиционной школе, но в то же время желающем работать по-новому, возникает немало проблем, иногда настолько серьезных, что после первых же попыток, он вновь возвращается к традиционным формам обучения. Иногда это связано с неприятием коллег-учителей:
“Что Вы мне все парты передвинули..?!”. “После Вашего урока я никак детей собрать не могла!..”
В научно-методической литературе немало статей, посвященных интерактивным методам обучения. Как методистов, так и учителей-практиков привлекает нестандартное, основанное на интересе и приносящее удовлетворение всем участникам педагогического процесса, в том числе и учителю, обучение.
Оно проходит в формате СУБЪЕКТ – СУБЪЕКТ. Существенно меняется роль учителя. Место учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Он же разрабатывает план урока (как правило, это совокупность интерактивных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми ученик изучает материал). Ученики сами работают над учебной задачей, а учитель – КООРДИНАТОР. Он направляет их работу. Помогает разработать стратегию поиска, контролирует при необходимости промежуточные этапы как индивидуальной работы, так и деятельности учебной группы.
Коллективный разум способен решить многие проблемы быстрее и эффективнее. Ярким примером данного тезиса являются интеллектуальные командные игры «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг» и другие, когда в считанные минуты (и даже секунды) группа единомышленников решает сложнейшие задачи, которые одиночке не под силу в течение гораздо более длительного времени.Но дело не только в этом. Решая совместно поставленную задачу, группа занимается СОТРУДНИЧЕСТВОМ, СОТВОРЧЕСТВОМ. Здесь каждый работает на каждого. Учащиеся в ходе обсуждения вносят свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями.
Меняется психологическая атмосфера. В группе даже «отстающие» ученики не комплексуют, тоже начинают активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач. В ходе коллективного обсуждения ребята учатся культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества, УЧАТСЯ СЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА. С каждой новой учебной задачей они совершенствуют свою тактику познавательного поиска. Они сами создают свою формулу успеха. Но в то же время переложение интерактивных методов на конкретные учебные дисциплины имеет свою специфику.
Возникает необходимость описания конкретных приемов педагогической техники, которые были бы наиболее эффективны на уроках по данному предмету. Действительно, место учителя, использующего метод группового обучения, принципиально меняется.
Он – не простокоординатор, о чем говорилось выше, он и арбитр, и консультант, и эксперт. Это повышает ответственность, необходимость быть всесторонне готовым к уроку. Несколько каверзных вопросов могут поставить учителя в тупик, и его авторитет может пошатнуться, если он растеряется, будет не готов ответить на вопросы учеников, которые они могут задать при выполнении задания.
И даже наоборот, время от времени необходимо умышленно создавать перед группами «тупиковые» ситуации, которые иногда требуют вмешательства учителя. В данном случае «запрос» о новых знаниях идёт от учеников. Но ни в коем случае, подойдя к группе, учитель не подсказывает, а направляет её дальнейший поиск. Интерактивные приемы работы дают школьникам возможность увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть: как они общаются; как реагируют на чужую мысль; как улаживают назревающий конфликт; как аргументируют свою мысль и так далее.
Интерактивное обучение предполагает приобретение знаний и навыков учащимися через активное взаимодействие с другими участниками обучения в ходе поиска ответов на значимые для них вопросы или поиск путей решения возможных проблем. Такое обучение очень нравится ученикам, и также относится к здоровьесберегающим технологиям.
Почему мы говорим «да» интерактивным методам?
Высокая мотивация!
Прочность знаний!
Творчество и фантазия!
Коммуникабельность!
Активная жизненная позиция!
Командный дух!
Ценность индивидуальности!
Свобода самовыражения!
Акцент на деятельность!
Взаимоуважение!
Работа при интерактивном взаимодействии часто строится в малых группах. Группы как правило формируются быстро. Для этого используют следующие методы: мозаика, дни рождения, карточки по цветам, по номерам, по алфавиту, по любителям животных, по атрибутам одежды …Как же на практике осуществлять интерактивное общение? Заметим, что важнейшее условие для этого — личный опыт участия в тренинговых занятиях по интерактиву. Другими словами, освоение учителем активных методов и приемов обучения просто невозможно без непосредственного включения в те или иные формы. Можно прочитать горы литературы об активных методах обучения, но научиться им можно только путем личного участия в игре, мозговом штурме или дискуссии. Тем педагогам, кто решился работать в интерактивной технологии, предлагаем помнить о некоторых правилах организации интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы.
Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики).
Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на урок, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.
Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. В работе не должны принимать участие более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме.
Правило четвертое. Отнестись со вниманием к подготовке помещения для работы. Это не такой праздный вопрос, как может показаться сначала. Класс должен быть подготовлен с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами для учеников должен быть создан физический комфорт.
Плохо, если кому-то на занятии придется сидеть, «вывернув» шею. Поэтому столы лучше поставить «елочкой», чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему занятие и имел возможность общаться в малой группе. Хорошо, если заранее будут подготовлены материалы, необходимые для творческой работы.
Правило пятое. Отнеситесь со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например, полезно договориться о том, что все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважение его достоинства.
Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.
Методы и формы интерактивного обучения.
1)Работа в парах.
2) Ротационные (сменные) тройки.
3) Карусель.
4) Работа в малых группах.
5) Аквариум.
6) Незаконченное предложение.
7) Мозговой штурм.
8) Броуновское движение.
9) Дерево решений.
10) Ролевая (деловая) игра.
11) Виртуальная экскурсия.
11) Займи позицию.
12) Дискуссия. Дебаты. ( Суд от своего имени. Гражданские слушания.)
13) Метод проектов.
14) «Мозаика встречных усилий»
Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Рассмтрим некоторые из них.
Часто используют на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.
Уже традиционными стали взаимопроверки, правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга.
Можно трансформировать это задание: один ученик задает вопросы по изученному материалу, а другой - отвечает. Затем один из монологов звучит у доски. При этом снимается монотонность и однообразие устных опросов (два ученика, ведущих учебный диалог у доски, привлекают внимание, заставляют включиться в работу).
Устно можно поработать и с домашним упражнением. Форма работы та же: один спрашивает - другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными: найди в домашнем упражнении 2 слова на безударную гласную в корне, определи тему , определи грамматическую основу 2-го предложения и т.д. Эту работу мы называем "Хочу спросить". Она требует дополнительного внимания к домашнему упражнению.
На отдельной карточке каждый ученик пишет 3 слова на любые орфограммы. Сосед по парте объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правила, приводит свои примеры.
Используется такой вид работы, как "словарный диктант для соседа". На изученное орфографическое правило дома ученик составляет на отдельной карточке словарный диктант с пропущенными орфограммами. Сверху подписывает "Составил...". Затем на уроке карточками обмениваются, прорешивают, внизу подписывают "Выполнил...". На предшествующем уроке заранее обговаривается, сколько должно быть слов или словосочетаний.
Аналогично составляется "графический диктант для соседа". Подбираются (из худ. текстов, учебников или справочников) 4-5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте расставляет знаки препинания, чертит схему предложения. Подобная работа кажется мне эффективной. Составление подобных карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, расширяет словарный запас школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой. У ребят развивается ответственность перед одноклассниками, происходит осознание важности выполнения домашнего задания.
После изучения какой-нибудь большой темы, раздела, как обобщение и повторение пройденного составляем "карточку - зачет для соседа". Заранее обговариваем, сколько будет заданий и какие: например, один теоретический вопрос (устно) и два практических вопроса (письменно). Сосед по парте выслушивает теоретический вопрос, ставит оценку прямо на карточке, остальные задания выполняются письменно.
Ребята часто получают на дом задания творческого характера (сочинения, мини-сочинения, грамматические сказки и т.д.) как правило, кроме учителя, их редко кто читает. Хотя работы часто получаются интересные, живые, с юмором. Чтобы творческая работа стала достоянием и других учеников, есть "грамматическое задание для соседа". Например, дома ребята составляют рассказ с использованием несклоняемых существительных. А в классе учащиеся, обменявшись тетрадями, читают рассказ своего соседа по парте и обозначают род несклоняемых существительных, т.е. выполняют грамматическое задание. Затем наиболее интересные (на взгляд ребят) работы зачитываются вслух, а уже потом проверяются учителем.
Также даю возможность вступать в диалоговые формы взаимодействия друг с другом как соавторы при подготовке к сочинению или изложению и проверке написанного. При чтении своего или чужого сочинения вслух легче заметить речевые ошибки, неточности, нарушения стиля и т.д. Что-то сам исправишь, а что-то сосед по парте увидит, поможет переделать.
Мои наблюдения (в течение уже нескольких лет) показали, что работать в парах ребятам очень нравится. Усвоение системы языка происходит в непосредственном учебном диалоге, что, несомненно, продуктивнее, чем диалог с педагогом.
Очень нравится детям такой вид работы, как Карусель, когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.
Работа в малых группах.
«Кто больше?..» ( «Кто быстрее?») Например, кто больше подберет однокоренных слов, глаголов 2 спряжения.
Эстафета. С последней парты передается листочек, на который нужно по цепочке записать примеры на правило. Выигрывает тот, кто быстрее вручит учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.
Рассказ правила по цепочке. Условие – соблюдать логику изложения. Побеждает та команда, которая даст самый логичный и правильный ответ.
Аукцион вопросов по теме ( каждый ряд-команда задает вопросы по теме урока другому ряду). Оцениваются как интересные, оригинальные вопросы, так и правильные ответы.
Подобные игры-соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.
“Аквариум” – форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему “перед лицом общественности”. Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название – аквариум.
Следующая интерактивная технология - это методмозгового штурма. Метод мозгового штурма придуман Алексом Осборном (США) в 40-е годы 20-го века. Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Этапы и правила мозгового штурма:
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:
1)Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор учеников, то есть участников штурма и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
2)Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа: Главное — количество идей. Не нужно делать никаких ограничений. Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
Нужно комбинировать и улучшать любые идеи.
3)Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется.
4)Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.
Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.
Дерево решений. Класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.
Данная методика позволяет понять механику принятия сложных решений, «переварить» противоречивые данные. Она помогает преподавателю с большой точность в ненавязчивой форме оценить уровень базовых знаний и степени подготовленности обучающегося.
Участники обучения детально анализируют все возможные варианты решений и выписывают в колонки преимущества и недостатки каждого из них.
Проблема.
Вариант 1.
Преимущества_________________________________________________
Недостатки____________________________________________________
Вариант 2.
Преимущества_________________________________________________
Недостатки____________________________________________________
Методика проведения.
Вначале преподаватель ставит задачу для обсуждения.
Участникам даётся базовая информация по проблеме, исторические факты и т.д. (это может быть частью домашнего задания).
Преподаватель делит участников на группы по 4-6 человек. Каждой группе раздаются таблицы и яркие фломастеры. Преподаватель определяет время на выполнение задания (10-20 минут).
Работая в группах, учащиеся заполняют таблицу, записывая в колонки преимущества и недостатки каждого варианта, и принимают решение по проблеме.
Представители каждой группы рассказывают о результатах. Преподаватель может сравнить полученные результаты, рассказать, почему в том или ином случае группы приняли одинаковые или различные решения, ответить на вопросы.
Дебаты. (Суд от своего имени. Гражданские слушания)
Цель участников дебатов - убедить других в том, что его подход к решению проблемы правилен.
Проведение дебатов является эффективным средством обучения учащихся умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку. Они также развивают чувство уверенности в своей способности повлиять на общественное мнение.
Дискуссия в форме дебатов используется при обсуждении сложной или противоречивой проблемы, мнения участников уже четко определены и резко отличаются друг от друга.
Цель этой формы - научить ребят высказывать свою точку зрения спокойно, в дружелюбной манере. Участники приводят аргументы за или против обсуждаемой идеи и стараются убедить оппонентов в правильности своей позиции, а не просто набрасываются на них с нападками.
Время выступления каждого участника во время дебатов ограничено и одинаково для всех. Решившись на такую форму дискуссии, надо быть готовым к тому, что оценки многих участников будут носить субъективный характер.
Учитель делит учеников на две группы (число групп зависит от числа возможных точек зрения на проблему). Ученики или сами выбирают группу или распределяются по жребию.
Учитель рассказывает о теме дебатов и о правилах проведения дискуссии: время на подготовку в группах, общее время на выступление группы в дебатах. Представители групп выступают поочередно. Каждая группа имеет право на три выступления.
Во время подготовки учащиеся распределяют роли между собой и решают, как лучше распорядиться отведенным временем. Представители одной группы могут задавать вопросы представителям других групп, а также комментировать аргументы своих оппонентов. Группы могут использовать рисунки, схемы и другую наглядность. Представители групп должны договориться об очередности своих выступлений.
Учитель начинает дебаты, предоставляет участникам слово, следит за регламентом.
В завершении дебатов можно провести опрос среди участников тайным голосованием.
Ролевая (деловая) игра.
Ребятам предлагается выступить в роли редакторов, корректоров, оформителей стенгазет, составителей рекламы, экскурсоводов и др .Такая работа возможна на уроке любого типа, на разных его этапах.
Особенно интересны стали виртуальные экскурсии на уроках литературы.Проведение виртуальной экскурсии по литературе будет очень похоже на проведение обыкновенной экскурсии: понадобится разъяснение учащимся цели экскурсии, сообщение им знаний, необходимых для успеха экскурсии.
Требования в виртуальной экскурсии как к организационной форме работы практически не отличаются от требований к проведению реальных традиционных экскурсий. Но характерными признаками виртуальной реальности будут являться следующие: моделирование в реальном масштабе времени; имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма; возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь.
Объектами экскурсии станут размещаемые в сети Интернет изображения и отображения реальных объектов: музейные экспонаты, описание биографий писателей, фотогалереи, иллюстрации к произведениям, озвученные произведения писателей, критические материалы…Следовательно, при предварительном знакомстве с объектом экскурсии учитель будет обращаться не к реальному месту, а он будет знакомится с информацией того или иного сайта, который впоследствии по его настойчивой рекомендации посетят учащиеся.
Маршрут экскурсии будет разрабатываться следующим образом: учитель отбирает, какие страницы и в какой последовательности должны просмотреть учащиеся, на какие объекты нужно обратить особое внимание, какие наблюдения должны произвести учащиеся. Также при разработке маршрута виртуальной экскурсии для себя учитель отмечает и затем строго соблюдает санитарно-гигиенические нормы работы на компьютере. При подготовке к виртуальной экскурсии учитель должен учитывать стихийность и неконтролируемость размещаемой в Интернете информации. Учитель готовится к виртуальной экскурсии не накануне ее проведения, а как минимум за несколько дней, т.к. во время проведения экскурсии могут возникнуть непредвиденные обстоятельства: низкая скорость передачи информации по выделенному каналу, или же остановка работы или, наоборот, обновление сайта или странички, на которую была дана ссылка. Создание сайта виртуальной экскурсии поможет исключить подобные неприятности и в значительной мере облегчит предварительную работу учителя при подготовке виртуальной экскурсии, а учащимся предоставит возможность вновь обратиться к материалам экскурсии, но уже самостоятельно. Все сайты в глобальной сети Интернет по своей структуре похожи друг на друга, и отличаются своим дизайнерским оформлением и, конечно же, содержанием. Любой сайт начинается с главной странички, на которой приводится название сайта, его краткое структурное описание (какие разделы содержит сайт) или описание его содержания (какие основные темы). Необходимо учитывать, что в настоящее время темп развития компьютеров и программного обеспечения к ним довольно высок. Ни для кого уже не секрет, что зачастую учащиеся овладевают компьютерными технологиями быстрее своих преподавателей. Поэтому уже при планировании итоговых мероприятий учитель должен учитывать, что, во-первых, расширяется диапазон самих отчетных мероприятий, а, во-вторых, средствами информационных технологий усиливается их техническая поддержка. Это дает возможность создания «ситуации свободного выбора», при которой учащийся из ряда предложенных учителем форм отчетности по экскурсии выбирает одну или предлагает свою в соответствии со склонностями и возможностями: создание презентации Power Point или разработки веб-узла. Информация, собранная школьниками во время учебной экскурсии, может получить материальное воплощение в виде Flash-роликов и стать, таким образом, средством обучения литературы, которое учитель сможет использовать для работы в других классах.
Выводы: виртуальные экскурсии по Интернету являются одной из наиболее перспективных форм проведения учебных экскурсий. Но не нужно отказываться и от реальных экскурсий, необходимо найти оптимальное сочетание реальности и виртуальности в экскурсиях, исходя из интересов учащихся и задач обучения литературы.
Займи позицию (шкала мнений).
Этот метод – хорошее начало для работы с дискуссионными вопросами и проблемами. Метод можно использовать как вводное упражнение, для того, чтобы продемонстрировать разнообразие мнений по определённой проблеме, дать каждому учащемуся возможность выразить свою точку зрения и применить на практике навыки общения. Его также можно использовать в конце занятия.
Порядок проведения.
Предварительно:
Сформулируйте дискуссионный вопрос, предусматривающий противоположные ответы
Подготовьте «шкалу мнений»: нарисуйте линию:
За__________________скорее за_______________________________скорее против______________против____________________
При проведении:
Задайте классу дискуссионный вопрос и дайте время подумать над своей позицией по данному вопросу;
Попросите учащихся занять позицию, т.е. встать у соответствующего их мнению варианта ответа;
Объясните правила упражнения:
уточните свою позицию (за или против);
объясните, почему вы заняли эту позицию;
при ответе можно использовать ПОПС – формулу: позиция – обоснование – пример – следствие;
П – позиция (в чём заключается ваша точка зрения) – я считаю, что…
О – обоснование (на чём вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) - … потому, что…
П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) - … например…
С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) - … поэтому…
каждый может привести по одному аргументу в защиту своей позиции;
в процессе дискуссии можно поменять позицию, если аргументы других участников вас убедили.
Задайте вопросы учащимся. Почему вы заняли эту позицию?
Спросите также тех, кто поменял позицию, почему это произошло?
Подведите итоги. Можно аргументировать итоги по-разному:
Во-первых, оцените аргументы участников (особенно это полезно делать в том случае, если только часть учащихся занимала позицию; в этом случае оценку должны давать другие учащиеся). При оценке попросите назвать наиболее убедительный аргумент, который они услышали от противоположной стороны.
Во-вторых, проанализируйте количественное соотношение сторонников разных позиций, сравните это соотношение с общественным мнением.
В-третьих, обсудите, при каких условиях возможно изменение позиции.
Наиболее простая форма группового взаимодействия — «большой круг». Работа проходит в три этапа.
Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему.
Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.
Третий этап. По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту — не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.
Прием «большого круга» оптимально применять в тех случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения.
Метод проектов. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Использование этого метода делает учебный процесс творческим, а ученика – раскованным и целеустремленным.
Этапы совместной деятельности учителя и учащихся можно изобразить в виде схемы:
Мозаика встречных усилий учителя и учащихся.
Термин мозаика говорит о вариативности использования приведенных приемов: они могут «работать» вместе, что повышает их эффективность, но эти приемы можно применять автономно и на традиционных уроках.
Этап урока |
Педагогические приемы |
||
Начало урока: введение, «разогрев» учебной группы, включающий эмоциональную и интеллектуальную разминку. |
«Отсроченная отгадка», «Погружение», «Эпиграф» и др. |
||
Контрольно-подготовительный этап: опрос по предыдущим темам. |
«Лови ошибку», «Опрос-кроссворд», «Согласен - не согласен»… и т.д. |
||
Постановка учебной цели, «вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний. |
«Цель и цели», «Вопросы к тексту», «Знаю / не знаю» и др. |
||
Этап «сотворчество»:сведение воедино усилий всех участников |
Деловые игры, «Театрализация», « Кластер» и др. |
||
Рефлексивный этап: осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания. |
«Итоги» (общие, выборочные, экспертные), «Возврат к началу», «Три уровня домашнего задания», «Эссе», «Синквейн» и др. |
||
Комментарий к этапам:
Отсроченная отгадка» В начале урока учитель предлагает уч-ся отгадку(удивительный факт), отгадка которой (ключик для понимания)будет открыта в процессе работы на новой темой.
«Погружение»проводится по «учебной цепочке», при этом возможны 2 варианта:
Учащиеся один за другим составляют характеристику какого-то языкового явления. Учитель должен быть готов к тому, что ученики могут не сразу вспомнить самые существенные характеристики, но в ходе уточнений всплывают важные детали, которые в итоге должен обобщить учитель, подчеркнув при этом, как уже много знают ученики по этой теме.
Цепочку начинает учитель, задавая вопрос по определенной теме; ученик, ответив, сам задает вопрос следующему ученику и т.д. Стремясь сделать итоги «погружения» значимыми для учащихся, стоит оценить не только количество и вопросов и ответов, но и их качество.
«Эпиграф»Учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой, ученикам пока незнакомой темой урока.
«Лови ошибку» Данный прием часто используется на повторительно-обобщающих уроках. Учитель намеренно допускает ошибки, побуждая учеников к поиску правильного решения.
«Согласен - не согласен» Работа происходит в форме диалога: ученики обращаются друг к другу или учителю с тезисами, которые можно принять или не принять. В данном случае необходимо заранее ограничить тематику, дать школьникам задание подобрать не менее пяти вопросов. Этот прием обладает большим диагностическими возможностями, поскольку позволяет учителю по характеру выбираемых учащимися вопросов сделать вывод о степени усвоения материала.
«Цель и цели» Учитель, сообщая тему урока и основную цель урока, предлагает учащимся сформулировать свои (важные для них лично) цели учебной деятельности (разобраться в сути явления, понять главное определение; составить опорный конспект и пр.) Таким образом, учащиеся включаются в процесс организации учебной деятельности не как пассивные, а как активные участники. Учителю необходимо вернуться к целям учащихся на заключительном этапе урока.
«Вопросы к тексту»(более всего уместны при изучении общих и вводных тем). Каждому ученику предлагается краткий конспект сообщения по изучаемой теме. Ученик, прорабатывая данный лист, должен на полях поставить «сигналы» о степени освоенности темы:
V- известные факты;
+ - хотелось бы узнать поподробнее;
?- нуждается в дополнительных разъяснениях.
Происходит активная оценка собственного познавательного опыта ученика, что служит залогом адекватного включения его в учебный процесс.
Мультимедиа – одна из самых привлекательных областей компьютерной техники для проведения интерактивных уроков. Мультимедийные энциклопедии, игры, обучающие программы, справочники, электронные журналы доступны всем.
Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее.
Обращаясь к высказыванию Конфуция
«Тебе скажут—ты забудешь,
Тебе покажут—ты запомнишь,
Ты сделаешь — ты поймёшь»,
я делаю вывод , что интерактивный урок – это оптимальный опыт активного сотрудничества учителя и ученика.
Таким образом, методики и формы интерактивного обучения можно классифицировать так:
ситуативные – рассмотрение реальной или вымышленной ситуации;
дискуссионные - обсуждение той или иной проблемы, целенаправленный обмен идеями,
суждениями, мнениями;
рефлексивные – самоанализ, осмысление и оценка собственных действий или действий группы;
поисковые – получение определенной информации из разных источников, модель научного исследования;
ассоциативные – опора на ассоциативное мышление;
аналитические – критическое мышление, дедукция, индукция;
репродуктивные - воспроизведение готовых сведений;
игровые – моделирование готовых или вымышленных ситуаций;
проектные – цель- способы деятельности, а не накопление знаний.
В заключение отметим, что интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. В 21 веке, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно умение работать сплоченно. Интерактивные методы предполагают умение распределять обязанности, ставить цели, делать взвешенный, правильный выбор, анализировать ситуацию, а также дают ощущение полета творческой мысли, чувство радости и глубокого удовлетворения от своей работы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.