9 класс.
Интегрированный урок русского языка и литературы.
Способы выражения сложных предложений
Цели:
образовательные: познакомить учащихся с речевой функцией сложноподчинённого предложения. Углубить знания учащихся, ориентируя их внимание на то как, эта синтаксическая форма используется эффективно для создания афоризмов.
развивающие:
1.развивать память, воображение, сравнение, речь.
2. умение работать с краткими текстами.
воспитательные:
1.воспитание любви к природе, чувство бережного отношения к ней.
2. воспитание патриотических чувств.
Методы и приёмы:
Слово учителя, словарная работа, аналитическая беседа, выразительное чтение, выводы учащихся, составление синквейна.
Оборудование урока:
Эпиграф
Таблица «Речевые и коммуникативные функции сложных предложений»
Книга «Калмыцкие пословицы»
Примеры из художественной литературы..
Запись на доске: Афоризм-«крылатые слова», выражающие кратко глубокую мысль. Афористичны и пословицы, и поговорки, но афоризм имеет авторство.
Ход урока.
I.Вступительное слово учителя.
Урок наш начинается,
Познания продолжаются,
О том, какою силою
Владеет наш народ.
Владеет афоризмами,
Пословицами сочными,
А сколько в них заложено?
Пуд соли –точно есть
Но речь пойдёт о смыслах и
Знаках препинания,
А главное …
О том,
Что сложноподчинённые
Постройки предложения
Имеют силу мощную-
Мы убедимся в том.
Ребята, я не перестаю восхищаться силой русского слова. Оно многогранно, оно глубинно, оно ёмко. Не случайно в этом стихотворении я постаралась использовать стиль Н.А.Некрасова.
Итак, ребята, у нас сегодня интегрированный урок русского языка и литературы или урок-практической словесности.
Обратимся к эпиграфу урока: Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Лев Толстой
Ребята, мы изучаем теорию сложного предложения не ради неё самой, а для определения практических целей, чтобы использовать полученные знания в своей речи. И в этом Толстой прав: необходимо не просто знать, а научиться качественно использовать нашу речь, не просто запомнить, а разобраться и понять функции различных предложений.
Задание 1. Запишите слова Л.Н.Толстого, обратите внимание : сложноподчинённое предложение ,где придаточная часть указывает на условие исполнения главной мысли. Таким образом, СПП не только несёт определённую информацию, но и передаёт, уточняет смысловые оттенки.
II. Погружение в работу.
Итак, цель нашего урока –познакомиться с ещё одной важной функцией сложных предложений– коммуникативной(речевой) возможностью в речи. Эта синтаксическая форма довольно часто и эффективно используется для создания афоризмов.
Вспомним, что такое афоризм
Каждое ли изречение знаменитого человека считается изречением?
Что характерно для крылатого выражения?
(Глубина и законченность мысли ,обобщённость,краткость,лаконичность)
Сверим наши мнения с определением ( открываем запись на оборотной стороне доски)
Действительно,и пословицы и поговорки –это народная мудрость.
4.Обратим внимание,как называется книга собраний калмыцких пословиц:
«Родники народной мудрости»
Дети читают калмыцкие пословицы :
1. «Ловчую птицу по клюву узнают».
2 «.Позаботишься о животных-во рту масло будет»
3. «Без травы нет скота, без скота нет пищи».
4. «Птицу узнаешь по полёту, а человека по его речи»
5. Учитель зачитывает мини-сочинения учащихся
6. Рисунки учащихся « Отгадай пословицу»
Учитель: Суммируя всё сказанное, запишем: « Афоризмы? жемчужины человеческой мысли ? которые отлиты в краткую языковую форму»
Задание учащимся:
.Расставить знаки препинания: дать характеристику предложения
(Тире между подлежащим и сказуемым,союзное слово…)
Таким образом, сделаем вывод: Мудрые и меткие афоризмы поражают, восхищают силой и тонкостью ума.
Рассмотрим следующие афоризмы:
1.. Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев. Саади
2. Бойтесь желаний своих, ибо они сбываются (исполнение желаний опасно и тем, что оно лишает человека мечты)
3. Другим прощай многое, себе-ничего. Публий Сир.
4.Когда
мы сами себе нравимся, у нас больше шансов понравиться миру.
Роберт Вальзер
5. Держись совета сердца твоего, ибо нет никого для
тебя вернее его.
Ветхий Завет. Сирах
Учитель поясняет смысл афоризмов.
III.Этап актуализации имеющихся знаний учащихся.
-Попробуйте определить задачи, которые встанут перед нами:
Высказывания учащихся:
- Мы будем разбирать афоризмы как предложения.
-рассмотрим афоризмы с синтаксической точки зрения
- наверное, строение сложных предложений играют смысловую роль
IV. Этап практической деятельности .
Учащиеся работают у доски:
1.Другим прощай многое-себе ничего.
Задание: 1.Расставь знаки препинания
2.Найди грамматическую основу предложения
3.Определи тип предложения
4.Поставь вопрос и определи средства связи в предложении.
Выводы: 1.Это предложение бессоюзное, односоставное, обобщённо-личное
2.Обратим внимание во второй части афоризма опущено сказуемое « не прощай», неполное предложение
3. В афоризмах используются различные типы сложных предложений : как ССП, СПП, так и БССП.
Рассматриваются придаточные, как простые предложения.
Как отражается на смысле неполное предложение? (Вторая часть неполного предложения подчёркивает единство всего предложения, причём: первостепенны здесь не только стрктурно, но и по смыслу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.