Использование метапредметных технологий для развития творческого потенциала личности ребенка
Оценка 4.9

Использование метапредметных технологий для развития творческого потенциала личности ребенка

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
русский язык
5 кл—11 кл
29.12.2021
Использование  метапредметных технологий для развития творческого потенциала личности ребенка
Использование метапредметных технологий для развития творческого потенциала личности ребенка.doc

С.А. Кривоносова

МБОУ СОШ №46

г. Белгород

 

Использование  метапредметных технологий для развития творческого потенциала личности ребенка

 

В современных условиях каждому человеку жизненно необходимо уметь принимать нестандартные решения. Именно поэтому в ФГОС особое внимание уделяется достижению личностных и метапредметных результатов, позволяющим школьникам не только получить определенный объем знаний, но и научиться чувствовать, действовать и самостоятельно принимать решения.

Целью современного образования является создание условий для разностороннего развития и социализации каждого учащегося. А это возможно лишь при условии создания доброжелательного пространства воспитывающей среды, призванной обеспечить активизацию интеллектуальных, культурных и социальных интересов каждого ребенка, развитие здоровой,  творческой личности, подготовленной к жизни в стремительно меняющихся условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Бесспорно, именно учителям русского языка и литературы необходимо задуматься о путях решения данной задачи, потому что они в силу специфики своего предмета призваны развивать творческие способности детей, раскрывать в них способность фантазировать, понимать закономерности, решать различные проблемные ситуации.

К сожалению, современному подростку трудно разобраться, какие ценности вечны и истинны. И на уроках литературы учитель должен заставить каждого из школьников задуматься о том, что такое совесть, ответственность, любовь, патриотизм, свобода выбора?

Именно учитель русского языка и литературы обязан вести постоянную систематическую работу по формированию российской идентичности на основе принятия каждым обучающимся базовых ценностей, унаследованных нами от предков. Ведь именно русский фольклор, русская классическая литература являются источниками культурных образцов.

К сожалению, далеко не все учителя готовы к решению данной задачи.

Часто обучение сводится к запоминанию, воспроизведению стандартных способов действия, выполнению типовых заданий. Школьники, которые лишены  возможности проявить творчество, постепенно теряют интерес к учебе. Они теряют ценность обучения и мотивы, которые заставляли бы их учиться.

Как же решить данную проблему?

В нашей школе мы решили пойти по пути использования метапредметных технологий с целью развития творческого потенциала личности каждого ребенка.

Особенностью творческой деятельности детей является то, что обучение творчеству детей осуществляется на проблемах, которые уже решены обществом, но в результате этой деятельности школьники создают новые для себя ценности, важные для формирования личности.

Суть технологии метапредметного обучения состоит в том, что в качестве содержания образования в нём выступают культурные техники и способы мышления и деятельности.

К сожалению, в нашей школе нет  возможности в полной мере применять метапредметный подход, однако, применение отдельных метапредметных технологий нам по силам. К ним относятся проектная деятельность, личностно-ориентированные технологии обучения, интерактивная методика и интегративная технология.

Большой простор для осуществления работы в этом направлении предоставляет использование возможностей нашего школьного музея.

«Мастерская традиционных народных художественных ремесел Белгородской области» была создана на базе нашей школы в сентябре 1993 года. Основоположником и руководителем её в течение 9 лет был кандидат педагогических наук, отличник народного просвещения Александр Васильевич Рябчиков.

В 1994 году была начата работа по созданию музея гончарства и глиняной игрушки Белгородской области и других регионов России, были проведены несколько этнографических экспедиций  в Белгородский, Красногвардейский и Шебекинский районы с целью исследования этно-художественных традиций Белгородской области. С  2002 года на протяжении нескольких лет руководителем мастерской была почетный работник общего образования РФ М.А. Алексеева. 17 декабря 2003 года состоялось торжественное открытие школьного «Музея-мастерской традиционных народных художественных ремесел Белгородской области имени А.В. Рябчикова».

В настоящее время музей-мастерская имеет оборудование для гончарной мастерской: 2 гончарных круга, глиномешалку, муфельную печь, а также несколько разделов экспозиции.

На протяжении всех лет своего существования школьный музей-мастерская органично включён в воспитательную и образовательную деятельность. Мы гордимся тем, что наш музей уникален: в нём  органично сочетаются мощный образова­тельно-воспитательный потенциал этнографических памятников, представ­ленных в экспозициях, с практическими занятиями по освоению технологии изготовления  народной глиняной игрушки.

Народная глиняная игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, это своеобразная модель мира, в которой заложены основные представления наших предков о природе и человеке. 

Музей – центр взаимодействия педагогов дополнительного образования, учителей-предметников, классных руководителей, на его базе  очень удобно осуществлять применение интегративной технологии обучения.

Интегрированные уроки развивают познавательный интерес школьников, побуждают их к активному познанию окружающей действительности, способствуют формированию метапредметных учебно-информационных умений. Они дают ребенку широкое и яркое представление о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, а на развитие образного мышления, что позволяет использовать содержание различных учебных предметов, привлекать сведения из разных областей науки, культуры и искусства.

Работа в данном направлении в нашей школе начиналась с интегрированных уроков литературы и истории («Слава нашей стороне, слава русской старине», «Слово о декабристах», «Солдатам Великой Отечественной…»); литературы и музыки («Фольклорные напевы», «Звонкая песня земли Белгородской», «Романсы на стихи русских поэтов 19 века»); музыки и изобразительного искусства («Старооскольские свистульки»); технологии и изобразительного искусства («Борисовская керамика», «Гимн ремеслу»), технологии и музыки («Золотые руки мастеров», «Звонкая глина»). Данные уроки естественно и удобно было проводить в музее, где помимо большого спектра наглядности, сама атмосфера, антураж обстановки способствуют настрою на творческий лад.

Постепенно интегрированные занятия становились всё сложнее, объединяя такие предметы как музыка, литература и изобразительное искусство, а позже – даже физическую культуру, когда наша школа участвовала в региональном эксперименте «Содержание и организация занятий физической культурой в школе на основе народных подвижных спортивных игр». Народные подвижные игры – прекрасный пример интерактивной формы обучения, то есть обучения через опыт.

Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать каждого школьника не пассивным объектом обучения, а соучастником обучающего процесса. В ходе эксперимента практически все учащиеся школы освоили народные игры нашего региона с музыкальным сопровождением: «Птички», «Вася-утеночек» и другие. Музыкальное сопровождение игр осуществляли сами дети, которые учились играть на простейших народных инструментах: трещотках, ложках, свистульках.

Сейчас изучение фольклора на уроках литературы в пятых-шестых классах уже немыслимо без привлечения возможностей школьного музея, где дети могут получить представление о взаимосвязи устного народного творчества с различными ремёслами. Теперь они не просто читают пословицы, поговорки, загадки, частушки, песни, сказки, а играют на глиняных свистульках,  становятся активными участниками и даже пропагандистами русских народных игр.

Логичным продолжением работы в данном направлении стало осуществление проектной деятельности, в процессе которой подростки учатся действовать не по образцу, а самостоятельно получать необходимую информацию из максимально большего числа источников, уметь ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, а затем принимать решения.

Применение метода проектов имеет большие преимущества. Выходя за рамки учебных программ, он заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, к электронным источникам, что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой. Актуальность тем исследования, возможность ярко и наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Как результат – развиваются творческие способности обучающихся.

Выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, участники проекта исходят из своих интересов и степени подготовленности, что создает возможность построения открытой системы, обеспечивающей каждому ученику собственную траекторию обучения и самообучения.

На протяжении ряда лет учителями русского языка и литературы совместно с сотрудниками музея-мастерской был осуществлён ряд проектов.

Один из них –  «Что за прелесть эти сказки!», посвященный сказкам А.С. Пушкина. В ходе работы над ним ученики читали сказки, выбирали понравившиеся эпизоды, придумывали эскизы глиняных игрушек, которые могли бы иллюстрировать их. Затем лучшие из них были воплощены в глине.

Не менее интересным стало осуществление проекта, посвящённого юбилею И.А. Крылова, героями которого стали знакомые всем с детства Стрекоза и Муравей, Свинья под Дубом, Мартышка и очки.

Неоднократно на базе музея проходили встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, детьми войны. Подготовка таких встреч осуществлялась также в форме проектной деятельности: разработка сценария, подготовка номеров художественной самодеятельности, сувениров для гостей и т.п.

В народной педагогической практике мы обнаруживаем стремление каждую область жизни использовать в воспитательных целях. На наш взгляд, данный подход актуален и сейчас. Ведь бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека, имеет непреходящее значение.

Народное искусство, являясь хранителем исторической памяти, непосредственным носителем самобытной культуры, искусства предыдущих поколений, отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития ее нравственной, трудовой и эстетической культуры.


С.А. Кривоносова МБОУ СОШ №46 г

С.А. Кривоносова МБОУ СОШ №46 г

Как же решить данную проблему?

Как же решить данную проблему?

Народная глиняная игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, это своеобразная модель мира, в которой заложены основные представления наших предков о природе и человеке

Народная глиняная игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, это своеобразная модель мира, в которой заложены основные представления наших предков о природе и человеке

Сейчас изучение фольклора на уроках литературы в пятых-шестых классах уже немыслимо без привлечения возможностей школьного музея, где дети могут получить представление о взаимосвязи устного народного…

Сейчас изучение фольклора на уроках литературы в пятых-шестых классах уже немыслимо без привлечения возможностей школьного музея, где дети могут получить представление о взаимосвязи устного народного…

В народной педагогической практике мы обнаруживаем стремление каждую область жизни использовать в воспитательных целях

В народной педагогической практике мы обнаруживаем стремление каждую область жизни использовать в воспитательных целях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2021