Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №78» городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан
«Использование метода «СИНКВЕЙН»
в работе с дошкольниками»
Подготовила :Гайсина Р.А.
2020
Кто
ясно мыслит — тот ясно излагает.
Античная поговорка
Возраст 3-5 лет называют «возрастом почемучек». Ребенок за день задает более 10 вопросов. Ему интересно абсолютно все, что его окружает: назначение предметов, значение слов, суть вещей и т.д. Проявляя любознательность ребенок, тем самым тренирует свои познавательные способности. В это время активно пополняет свой словарный запас.
Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.
Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Синквейн – прием технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от французского слова «пять»). Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Эта технология универсальна.
Цель синквейна: добиться более глубокого осмысления вопроса, проверить умение детей кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему.
Уже в дошкольном возрасте можно познакомить детей с методикой составления синквейна в форме игры.
Правила составления синквейна
1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
2. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
5. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Например, составим синквейн на слово апельсин:
1. Апельсин
2.
Круглый Ораньжевый
3.
Висит Растет
Зреет
4. Я люблю апельсин.
6. Фрукт.
Земля
1. Земля
2.
Зеленый Голубой
3.
Кружится Живет
Задыхается.
4.
Давайте, будем беречь планету земля!
5. Дом.
Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа, но созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» непосредственной образовательной деятельности.
Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные). Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…
Синквейн для дошкольников – это:
• средство творческого самовыражения ребёнка;
• игровой способ обогащения словарного запаса;
• подготовка к краткому пересказу;
•владение понятиями: слово-предмет (живой—неживой, слово-действие, слово-признак;
• умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении;
• увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.
Использованная литература:
https://mirdoshkolyat.ru/novosti/master-klass-ispolzovanie-metoda-sinkvejn
https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-tehnologi-sinkvein-v-rabote-po-razvitiyu-rechi-doshkolnikov.html
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog75443/kriticheskoe-myshlenie.html
https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-tehnologi-sinkvein-v-rabote-po-razvitiyu-rechi-doshkolnikov.html
https://moy-karapuzik.ru/kak-narisovat-dom-karandashom-poetapno/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.