Использование методов развития межполушарного взаимодействия в различных образовательных областях
Оценка 4.8

Использование методов развития межполушарного взаимодействия в различных образовательных областях

Оценка 4.8
doc
воспитательная работа
Детсад—4 кл
05.10.2023
Использование методов развития межполушарного взаимодействия в различных образовательных областях
Работа посвящена одной из актуальных проблем нейропсихологии и современной педагогики – межполушарному взаимодействию. Для его развития предлагается при работе с детьми использовать разнообразные упражнения с возможностью применения их в различных образовательных областях. Для части упражнений используется авторское пособие «Правое +левое = единое целое».
использование методов межполушарного взаимодействия в различных образовательных областях.doc

 

 

Использование методов развития 
межполушарного взаимодействия 
в различных образовательных областях

 

 

 

Автор: воспитатель МБДОУ

«ДС № 293 г. Челябинска»

Лебедева Елена Валерьевна

 

 

Челябинск 2023

 Проблема межполушарного взаимодействия – одна из наиболее актуальных проблем не только современной нейропсихологии, но и современной педагогики. Сегодня идет интенсивное накопление и осмысление клинических и экспериментальных данных о механизмах, лежащих в основе межполушарного взаимодействия. Хотя нейропсихологи давно говорят о существовании фактора межполушарного взаимодействия, это понятие пока недостаточно наполнено конкретным содержанием.

С анатомической точки зрения межполушарное взаимодействие обеспечивают многочисленные мозговые комиссуры[1]. Ведущая роль принадлежит самой крупной комиссуре – мозолистому телу. Мозолистое тело находится между полушариями в теменно-затылочной части и состоит из сплетения 200 – 250 млн нервных волокон. Многочисленные исследования показали, что наиболее значительное увеличение размера, а значит и развитие мозолистого тела выявлено у детей между 4 и 18 годами.

От качества межполушарного взаимодействия зависит уровень интеллекта. Выявлено, что оно возрастает при повышении трудности выполняемого задания.

Есть ряд симптомов, которые могут помочь заподозрить возможное нарушение межполушарного взаимодействия у ребёнка:

ü     агрессия

ü     неловкость

ü     трудности в запоминании

ü     задержка речевого развития

ü     зеркальное написание букв и цифр

ü     псевдолеворукость

ü     сложности в описании действия

ü     сложности в общении с ровесниками

ü     отсутствие познавательной мотивации

Для проверки степени развития межполушарных связей, можно использовать несложный тест. Попросите ребёнка завести одну руку за спину, а вторую оставить перед собой. Возьмите кисточку и притрагивайтесь ей к первой или третьей фаланге любого пальца (за исключением большого) руки, которая за спиной, в произвольном порядке. На той руке, которая перед собой, ребёнок большим пальцем должен показать к какой фаланге, какого пальца было прикосновение. Если ребёнок допустил три и более ошибки, это говорит о наличии нарушений межполушарного взаимодействия.

Формированию межполушарных связей способствуют:

ü  развитие моторики

ü  ориентировка в пространстве, на листе бумаги и собственном теле

ü  обогащение словаря

ü  кинезиологические упражнения

ü  логоритмика

ü  дыхательная и пальчиковая гимнастики

ü  самомассаж

ü  творчество

ü  правильное питание

Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур, поэтому чем раньше мы начнём уделять внимание межполушарным связям, тем лучшего результата в развитии ребёнка в целом мы достигнем.

Использовать методы развития межполушарных связей можно в различных образовательных областях. Ниже приводится несколько примеров (курсивом выделены названия упражнений, которые выполняются при помощи авторского пособия «Правое +левое = единое целое»).

Познавательное развитие.

·                    Упражнение «Стрелки»: на основу в два столбика выкладывается 3-4 ряда стрелок, указывающих на разные направления (вверх, вниз, вправо, влево). Для начала достаточно одновременно обеими руками проводить пальчиками по стрелочкам в соответствии с их направлением.  Затем упражнение усложняется. Ребёнок сжимает пальцы на обеих руках в кулак, большой палец отводит в сторону (знак «Класс»). Задача ребёнка – одновременно обеими руками перемещать кулачки сверху вниз или снизу вверх по рядам стрелок, вращая кулачки таким образом, чтоб  положение больших пальцев соответствовало направлению стрелок (Приложение 1).

·                    Упражнение «Ладонь, кулак»: на основу в два столбика произвольно или по схеме выкладываются 3 ряда геометрических фигур: круг, овал, ромб, прямоугольник. Каждая геометрическая фигура соответствует определённому положению кисти. Прямоугольник – кисть кладётся ладонью вниз, ромб – кисть ставится на ребро, круг – кисть сжимается в кулак и ставится на ребро, овал – кисть сжимается в кулак и кладётся на согнутые пальцы. Задача ребёнка – одновременно обеими руками располагать кисть в соответствии с фигурой, двигаясь по рядам снизу вверх и наоборот (Приложение 2).

·                    Упражнение «Пирамидка»: на основе, расположенной горизонтально, одновременно обеими руками выкладывается одна и та же пирамидка, но с разных ракурсов. Одной рукой выкладывается вид сбоку, другой – вид сверху (Приложение 3).

·                    Упражнение «Хитрые фигуры»: на основе попарно выкладываются карточки с объёмными спиральными геометрическими фигурами. Задача ребёнка –  одновременно двумя руками пройти по спирали, не отрывая пальчики от полубусин, из которых выполнены фигуры. Самый простой вариант –  когда одинаковые фигуры выкладываются симметрично. Усложняем задание: одинаковые фигуры выкладываются таким образом, что начало спиралей находятся ассиметрично. Например, начало одной спирали находится слева, а другой – снизу. Самый сложный вариант – когда выкладываются карточки с разными геометрическими фигурами. Сначала можно выкладывать только 1 пару, затем можно усложнить, добавив вторую, а потом и третью (Приложение 4).

·                   Упражнение «Сорви яблоки»: ребенок рукой срывает воображаемые яблоки. Упражнение выполняется обеими руками по очереди. Педагог называет направление, в котором «находится» яблоко (впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу). Необходимо потянуться рукой в нужную сторону, сделать резкий вдох, «сорвать» яблоко, нагнуться и «положить» его на пол, а затем медленно выдохнуть.

 

Речевое развитие

·                   Упражнение «Из крышечки в крышечку»: на основу выставляется 10 разноцветных (по 2 каждого цвета) пластиковых крышечек одного размера.  5 штук для правой руки и 5 для левой. В крайние крышечки кладется по шарику. Задача ребёнка – одновременно обеими руками перекладывать шарики из крышечки в крышечку от края к центру до тех пор, пока шарики не окажутся в соседних крышечках. Более сложный вариант  - это перекладывать шарики от центра к краю. Самый сложный – это перекладывать шарики, опираясь на цвета крышечек, например, из красных в жёлтые, из желтых в синие т.д. В данном варианте необходимо проследить за тем, чтоб расположение крышечек не было зеркально-симметричным, а так же для облегчения задачи использовать цветовые схемы  (Приложение 5).

·                    Упражнение «Лиса и заяц»: сначала необходимо научить ребенка делать пальчиками «зайца» и «лису». Чтоб сделать «лису» необходимо соединить средний и безымянный пальцы с большим и вытянуть их вперёд таким образом, чтобы получилось подобие вытянутой мордочки лисы. Для позиции «заяц» соединяем с большим пальцем безымянный и мизинец. На основу в произвольном порядке в два столбика выкладываем картинки с изображением зайца и лисы. Задача ребёнка –  одновременно обеими руками складывать пальчики в ту или иную позицию в соответствии с картинкой, двигаясь по рядам снизу-вверх и наоборот (Приложение 6).

·                    Упражнение «Червивое яблоко»: на основу в произвольном порядке в два столбика выкладываются картинки с изображением яблока и яблока с червячком. Объяснить ребенку, что яблоко он показывает кулачком, а большой пальчик – червячок, который то вылезает из яблока, то прячется обратно. Т.е. яблоко с червячком он показывает знаком «Класс». Задача ребёнка – одновременно обеими руками складывать кисти в кулачок или знак «Класс» в соответствии с картинкой, двигаясь по рядам снизу вверх и наоборот (Приложение 7).

·                    Упражнение «Классики»: на основе в два столбика выкладывается 7-8 рядов прямоугольников по примеру игры на асфальте «Классики». При этом количество прямоугольников в одном ряду каждого столбика можно каждый раз менять от 1 до 2. Задача ребёнка – одновременно двумя любыми пальчиками обеих рук «прыгать» по классикам снизу вверх и наоборот (Приложение 8).

·                    Упражнение «Колечки»: одновременно пальцами двух рук по очереди сложить колечки с большим пальцем. Сначала от указательного до мизинца, потом наоборот. Чем быстрее будет получаться, тем лучше. Далее упражнение можно усложнить, соединяя колечки правой и левой руки в цепочку.

Физическое развитие

·                   Упражнение «Мельница»: ноги на ширине плеч (необходимо встать на полные стопы), выпрямить спину. Далее нужно сделать наклон на 90° вперед, при этом правая рука должна быть поднята вверх, левая опущена, спина ровная. Начинаем выполнять вращательные движения руками в разные стороны (когда левая рука находится внизу, ею нужно дотягиваться до носка правой ноги, соответственно правой до носка левой ноги). Темп постепенно ускоряется.

·                   Упражнение «Паровозик»: одну руку положить на грудь, а вторую согнуть в локте. Согнутой рукой делаем 10 кругов вперед и 10 назад. Затем руки меняем.

·                   Упражнение «Робот»: ребенок становится лицом к стене, упираясь в нее руками на уровне глаз, ноги расставлены. Необходимо передвигаться вдоль стены приставными шагами, в одну, затем в другую сторону, при этом руки и ноги сначала двигаются параллельно друг другу, а затем при перемещении правой руки должна перемещаться левая нога, и наоборот.

·                   Упражнение «Колено – локоть» (выполняется стоя): поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги. Затем то же движение выполняется с правой ногой и левой рукой.

·                   Упражнения с перекладыванием предмета (мешочка, маленького мячика, кубика и т. п.):

Ø переложить предмет из одной руки в другую с поворотом в сторону;

Ø переложить предмет из одной руки в другую во время выполнения наклона (за коленями и ниже) - ноги вместе и ноги врозь (за каждой ногой);

Ø переложить предмет из одной руки в другую под коленом (нога согнута в колене, вверх);

Ø из исходного положения лежа на спине нужно передать предмет за поднятыми прямыми ногами, за согнутыми в коленях ногами (колени подтягивать к груди).

·       Упражнения в подбрасывании, перебрасывании и ловле предмета:

Ø подбросить предмет правой (левой) рукой и поймать двумя руками. Усложняется добавлением хлопка;

Ø подбросить (или перебросить) предмет  правой рукой и поймать левой и наоборот;

Ø бросить маленький мяч об пол правой рукой и после отскока поймать левой и наоборот;

Ø перебросить предмет друг другу одной и двумя руками.

·       Упражнения с использованием тренажёра В.Ф. Базарного: все тренировки этого типа заключаются в том, что ребенок рисует в воздухе рукой или карандашом фигуры, изображенные на тренажёре, и одновременно следит глазами, не меняя положения головы. Упражнение можно усложнить: в дополнение к вращению глазами добавляется вращение языком.

Художественно-эстетическое

·                    Упражнение «Весёлые ноты»: на основе в два столбика выкладывается 5-6 рядов прямоугольников с изображением одной, двух или трёх нот. У ребёнка в руках любой ударно-шумовой инструмент, например, маракасы. Задача ребёнка – одновременно обеими руками характерными движениями извлекать звуки. Количество движений равняется количеству нот (Приложение 9).

·                   Упражнение «Дирижер»: включить музыку, попросить ребёнка слушать её и одновременно дирижировать двумя руками.

·                   Упражнении «Перекрёстное марширование»: под ритмичную музыку ребенок шагает на одном месте, высоко поднимая колени. Задача ребёнка – шагать, высоко поднимая колени, попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Затем шагать, касаясь рукой одноименного колена.

·                   Упражнение «Зеркальное рисование»: положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Начать рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки.

Социально-коммуникативное развитие

·                    Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия преобладающей рукой (правши – правой, левши — левой). Предложите ребёнку  поэкспериментировать, пробуя чистить зубы, причесываться, брать в руки те или иные предметы и так далее, другой рукой.

·                    Упражнение «Снеговик»: сначала ребенок представляет себя снежной фигурой, а затем начинает «таять» – повиснет голова, затем опустятся плечи (одновременно или поочередно), расслабятся руки. В финале ребёнок мягко опускается на пол – теперь он стал талой водой.

·                    Упражнения «Дерево»: ребёнок садится на корточки, обхватив руками ноги и наклонив к ним колени. Это – семя, которое будет постепенно прорастать и станет деревом. Ребенок медленно поднимается на ноги, распрямляет туловище, одновременно или по очереди вытягивает руки то вверх, то в стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1 Упражнение «Стрелки»

 

 

 

 

 

Приложение 2 Упражнение «Ладонь, кулак»

 

 

 

 

 

Приложение 3 Упражнение «Пирамидка»

 

                                    

Приложение 4 Упражнение «Хитрые фигуры»

 

 

 

 

 

Приложение 5 Упражнение «Из крышечки в крышечку»

 

Приложение 6 Упражнение «Лиса и заяц»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 7 Упражнение «Червивое яблоко»

 

 

 

 

 

Приложение 8 Упражнение «Классики»

 

Приложение 9 «Весёлые ноты»

 

 



Скачано с www.znanio.ru



[1] Комиссура (лат. commissura, от committo — соединяю), в анатомии животных и человека — соединение, спайка, перемычка. В узком смысле это пучки нервных волокон, соединяющие элементы нервной системы.

 

Автор: воспитатель МБДОУ «ДС № 293 г

Автор: воспитатель МБДОУ «ДС № 293 г

Проблема межполушарного взаимодействия – одна из наиболее актуальных проблем не только современной нейропсихологии, но и современной педагогики

Проблема межполушарного взаимодействия – одна из наиболее актуальных проблем не только современной нейропсихологии, но и современной педагогики

Для проверки степени развития межполушарных связей, можно использовать несложный тест

Для проверки степени развития межполушарных связей, можно использовать несложный тест

Класс»). Задача ребёнка – одновременно обеими руками перемещать кулачки сверху вниз или снизу вверх по рядам стрелок, вращая кулачки таким образом, чтоб положение больших пальцев…

Класс»). Задача ребёнка – одновременно обеими руками перемещать кулачки сверху вниз или снизу вверх по рядам стрелок, вращая кулачки таким образом, чтоб положение больших пальцев…

Речевое развитие ·

Речевое развитие ·

Упражнение «Классики»: на основе в два столбика выкладывается 7-8 рядов прямоугольников по примеру игры на асфальте «Классики»

Упражнение «Классики»: на основе в два столбика выкладывается 7-8 рядов прямоугольников по примеру игры на асфальте «Классики»

Упражнения в подбрасывании, перебрасывании и ловле предмета: Ø подбросить предмет правой (левой) рукой и поймать двумя руками

Упражнения в подбрасывании, перебрасывании и ловле предмета: Ø подбросить предмет правой (левой) рукой и поймать двумя руками

Затем шагать, касаясь рукой одноименного колена

Затем шагать, касаясь рукой одноименного колена

Приложение 1 Упражнение «Стрелки»

Приложение 1 Упражнение «Стрелки»

Приложение 2 Упражнение «Ладонь, кулак»

Приложение 2 Упражнение «Ладонь, кулак»

Приложение 3 Упражнение «Пирамидка»

Приложение 3 Упражнение «Пирамидка»

Приложение 4 Упражнение «Хитрые фигуры»

Приложение 4 Упражнение «Хитрые фигуры»

Приложение 5 Упражнение «Из крышечки в крышечку»

Приложение 5 Упражнение «Из крышечки в крышечку»

Приложение 6 Упражнение «Лиса и заяц»

Приложение 6 Упражнение «Лиса и заяц»

Приложение 7 Упражнение «Червивое яблоко»

Приложение 7 Упражнение «Червивое яблоко»

Приложение 8 Упражнение «Классики»

Приложение 8 Упражнение «Классики»

Приложение 9 «Весёлые ноты»

Приложение 9 «Весёлые ноты»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.10.2023