Использование мнемотехники в развитии речи детей раннего возраста
Как известно одним из главных новообразований раннего возраста, несомненно, является речь. Речь - это не только слова, произнесенные вслух, а это, прежде всего сознание человека, которое существует на основе языка. Поэтому своевременное и правильное овладение речью имеет чрезвычайное значение для общего развития ребенка. Речь ребенка раннего возраста является сложной формой познания окружающего мира и формируется по определенным принципам. На ее развитие и становление оказывает влияние унаследованная программа, окружающие взрослые и сверстники. Речь взрослого, обращенная к детям, должна включатся во все виды их совместной жизнедеятельности. Педагог должен обращаться не только к группе детей, но и лично к каждому ребенку. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребѐнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребѐнка поводы для общения. В настоящее время приоритетным средством развития речи детей раннего возраста является мнемотехника, актуальность использования которой обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для детей раннего возраста как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Еѐ можно разделить на три этапа.
Знакомство с символами.
На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.
Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
Этот этап работы ещѐ называют - работа с мнемоквадратами.
Мнемоквадрат - это отдельный схематический рисунок с определенной информацией. Мнемоквадраты в обучении могут использоваться отдельно, например, в различных играх, придумывании загадок, либо заключаются в мнемотаблицу.
Обучение детей «чтению» простых схемы из 2 - 4 символов.
Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приѐм хорошо использовать для работы с загадкой. На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.
Этот этап работы называют - работа с мнемодорожками. Мнемодорожка представляет собой простую схему, состоящую из двух и более картинок (квадратов), содержащие определенную информацию. Работа с мнемотаблицами.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определѐнная информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений.
Работа с мнемотаблицами в раннем возрасте состоит из нескольких этапов:
1) Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2) Осуществляется так называемое перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы.
3) После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы, то есть происходит отработка метода запоминания).
При этом пересказывают сказку дети вместе с воспитателем.
Для детей раннего возраста мнемотаблицы необходимо девать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса - рыжая плутовка, цыплята - желтого цвета, у петушка - хохолок красного цвета, мышка - серая, елочка - зеленая, солнышко - желтое и красное (теплое) и другие образы.
Таким образом, решая проблемы речевого развития детей раннего возраста я рекомендую педагогам активно использовать методику мнемотехники.
Литература:
Большева, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - СПб.2005.
Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - СПб.2010.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.