Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей
пгт. Фёдоровский Сургутского района
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Статья из опыта работы
для воспитателей дошкольных учреждений
«Использование нетрадиционной техники рисования в рамках образовательной области
«Художественное творчество» с учётом ФГТ»
подготовила
воспитатель
Бубнова Анна Анатольевна
п.Фёдоровский
2012
Дошкольный возраст характеризуется развитием потребности у ребенка в значимой и оцениваемой деятельности, что положительно сказывается на его стремлении к новым игровым и обучающим видам деятельности. В этом возрасте продолжают развитие личностные качества ребенка, а значит, у педагогов и родителей имеется возможность корректировать такие качества личности, которые мешают в дальнейшем приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни. В связи с этим повышается уровень актуальности использования нетрадиционных техник рисования в деятельности дошкольников, что является ориентированным на социальный запрос и образовательные интересы детей и взрослых.
Дошкольное образовательное учреждение готовит своих выпускников к обучению в условиях новых государственных стандартов образования. Чем же отличаются новые государственные стандарты школьного образования? Главное отличие в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна личность самого ребёнка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД). Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений обучающихся к себе, к другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, результатам образовательной деятельности.
В основе государственного стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник – наш выпускник. Именно деятельность, а не совокупность неких знаний определена как главная ценность обучения.
На уроках и во внеурочной деятельности основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребёнка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Каждый обучающийся вместе с родителями может выбрать себе интересное дело: танцы, музыку, спорт, художественное творчество. Значит, возникла необходимость создания такого методического пособия, которое позволит развивать творческие способности.
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности ребенка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов ХХ века: Б. В. Асафьев, Н.Я.Брюсова, П.П.Блонский, А. В. Луначарский, С. Т. Шацкий, Б. Л. Яворский. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе с Н.Л.Гродзенской, М. А. Румер, Г. Л. Рошалем, Н. И. Сац, В.Н.Шацкой, продолжали теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.
Творческое начало рождает в ребенке фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало художественная, изобразительная деятельность и искусство воспитывают в ребенке, и в этой своей функции они ничем не могут быть заменены. По своей удивительной способности вызывать творческую фантазию искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания ребенка. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Разговор о воспитании в человеке творческого начала ведет нас к очень важной и актуальнейшей в наших условиях проблеме: о различии между специалистом - творцом и специалистом -ремесленником. Эта в высшей степени важная проблема теснейшим образом связана с проблемами эстетического воспитания. Поэтому важнейшая задача эстетического воспитания в дошкольном учреждении — развитие творческого начала, в чем бы оно не проявлялось.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним, имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали педагоги прошлого: Фребель, Каменский. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время.
Она является важнейшим средством художественного и эстетического воспитания. Ещё художники Древней Греции считали, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.
Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.
Современные исследователи выделяют проблему поиска оптимальных условий для успешного художественного развития детей в процессе изобразительной деятельности. На решение этой проблемы и направлено данное пособие.
В последнее время, с введением Федеральных государственных требований к общеобразовательным программам дошкольного образования (ФГТ), проводятся исследования по проблеме интеграции содержания образования в дошкольном учреждении, которые позволяют утверждать более широкие воспитательные и обучающие возможности изобразительной деятельности, находящейся в теснейшей взаимосвязи с общей воспитательной работой, со всеми видами и сферой жизнедеятельности детей. Интеграция образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности – это особым образом организованная элементарная учебная деятельность дошкольников, содержание которой имеет сложную структуру, состоящую из нескольких, прежде разных компонентов (видов художественной деятельности, разделов учебной деятельности и других), характеризующихся однотипностью, определенными отношениями и силой взаимодействия и способствующие формированию целостной картины мира. Главным действующим лицом образовательного процесса является ребенок, цель процесса локализуется вокруг максимально полного раскрытия его личностного потенциала.
Ведущая педагогическая идея
Существует множество педагогических технологий и методик обучения дошкольников рисованию, лепке, аппликации, но для эффективной работы по художественному, творческому развитию детей необходимо знать и учитывать реальные возможности и способности дошкольников, осуществлять выбор форм, методов и средств обучения, художественного воспитания и развития творческих способностей детей с использованием нетрадиционных способов изображения.
В процессе экспериментальной работы с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности было выявлено, что использование нетрадиционных техник рисования не только не снижает уровень развития детей, но и повышает его, способствуя, при этом, развитию творческой активности, эстетического отношения к окружающему миру, развитию изобразительных умений и расширению диапазона творческих проявлений дошкольников.
Среди множества факторов, обуславливающих развитие дошкольника, наиболее значимым является культура. Поэтому данный опыт работы обращен к синтезу искусств, она способствует раскрытию способностей личности ребенка и самореализации его творческого потенциала. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.
Новизна данного опыта заключается в комбинации элементов известных
методик; в систематизации теоретических и методических знаний по
художественному воспитанию и развитию изобразительного творчества дошкольников,
интеграции данных знаний с многолетним практическим опытом и в формировании
эффективной системы педагогической деятельности в дошкольном учреждении. Каждая
образовательная область вносит свой вклад в формирование человека. Искусство с
первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом,
в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное
мышление. Именно в искусстве дошкольник развивает свои творческие способности,
приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
Предлагаемая нами методика работы с детьми построена так, чтобы дать дошкольникам
элементарные представления о системе взаимодействия изобразительной деятельности,
творчества, искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение
жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа
на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием
успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению
действительности, своего отношения к ней должно служить источником
самостоятельных творческих поисков.
Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит детей к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется творческой работой дошкольников.
Художественная деятельность детей в непосредственно образовательной деятельности находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений. При отборе программного материала важное значение имеет выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений. Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты дошкольников с изобразительным искусством, приобщить их к художественной культуре.
Мероприятия данного цикла рассчитаны на 2 часа в неделю с коллективными «художественными событиями», работой кружка «Волшебная кисточка». В основу программы положены следующие общие направления: действие и радость, увлечение работой. Участие детей в художественном событии вызывает у них чувство гордости за свои достижения, за свою группу, за свой детский сад.
Тематический план содержит примерный объем знаний и разделён по возрастным группам, годам обучения, что позволяет педагогам по своему усмотрению выстроить логику и структуру занятий.
Отличительной особенностью опыта является деятельностный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка посредством творчества, то есть на всех уровнях ребёнок становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность (сюжетно-ролевая игра, игра-подражание, игра-драматизация, мини-спектакль, набор оригинальных творческих заданий и др.). Предложенный опыт творческого развития детей дошкольного возраста на основе нетрадиционных техник изодеятельности имеет еще одну особенность: Все игры, упражнения и техники подчинены единой теме, осваиваемой на данном этапе обучения, независимо от вида деятельности и структурного объединения. Программа универсальна в том плане, что позволяет включать элементы других видов художественной деятельности и искусства для результативного процесса и получения более яркого продукта детского творчества.
Следующей особенностью программы является акцент на общее развитие личности, включая ее психофизическое совершенствование. С этой целью в курс программы включены:
۞ Релаксация - дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться. Мышечное расслабление снимает внутреннюю напряженность, усталость и раздражительность.
۞ Элементы сказкотерапии – эффективно используются для стабилизации психических процессов, успокоения, расслабления, сообщения позитивных моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми.
۞ Фантазирование– исследователи доказали, что дети умеющие фантазировать имеют более высокий показатель интеллектуального развития, легче преодолевают трудности.
۞ Ассоциативное рисование – необходимо для того, чтобы ребенок мог разобраться в самом себе, в своем внутреннем мире.
۞ Игротерапия и игровые методы – необходимы для создания мотивации, решения личностных проблем ребенка.
۞ Развивающие игры – направлены на развитие речи, познавательной сферы, навыков общения, сенсорных систем. Пальчиковые игры.
Формами подведения итогов реализации данного опыта являются выставки (тематические, праздничные), соревнования, художественные конкурсы: районного, окружного, федерального масштаба.
Литература:
1. Алексеевская Н.А. Озорной карандаш – М.: Лист, 2000.
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в дошкольном возрасте. –М., 2000.
3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 2003.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003.
5. Колцева Т.А. Природа и художник. Программа по изобразительному искусству для детей 6 лет. – М., 2008.
6. Куревина О.А., Селезнёва Г.Е. Путешествие в прекрасное. – М.: Баласс, 2009.
7. Левин С. Д. Ваш ребёнок рисует. М.: Советский художник, 2000.
8. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. –М., 2000.
9. Макарова Е. Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. М.: Школа-Пресс, 2000.
10. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 2002.
11. Неменский Б. М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 2001.
12. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. – М.: Мирос, 2002. – 208 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.