П Р О Г Р А М М А Социально-педагогического сопровождения подростков в условиях студенческого общежития
2021
|
I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы |
Социально-педагическое сопровождение подростков, в условиях студенческого общежития
|
Автор программы |
Посайдо Наталья Валерьевна – воспитатель общежития |
Исполнители программы |
Социальный педагог Педагог-психолог Педагоги-организаторы Воспитатель общежития
|
Цель программы |
Создание благоприятных условий для гармонизации личностного развития и межличностного общения подростков путем включения их в коллективную деятельность |
Задачи программы
|
- создание условий, способствующих успешной адаптации подростков в условиях студенческого общежития; - приобщение к социально приемлемым формам досуга; - развитие умений само регуляции, самоконтроля и адекватных форм их проявления в поведении, толерантного взаимодействия с «миром людей»; - развитие навыков самоорганизации, самообслуживания у студентов в условиях студенческого общежития; - развитие студенческого самоуправления |
Нормативно-правовая база |
|
Сроки реализации программы
|
Реализация программы рассчитана на 1год. |
Контингент
|
Студенты, проживающие в общежитии колледжа
|
Социальная значимость программы
|
Развитие социального интеллекта и адаптивных возможностей подростков, проживающих в студенческом общежитии |
Ожидаемый результат реализации программы |
1. Приобретение нового социального опыта; 2. Обогащение индивидуального опыта в организации собственной жизнедеятельности; 3. Приобретение позитивного опыта коллективного сотрудничества; 4. Актуализация мотивации познавательной, творческой активности; 5. Осознание необходимости включаться в общение с окружающими на основе взаимопонимания, миролюбия; 6. Формирование навыков здорового образа жизни, понимание необходимости отрицания вредных привычек; 7. Реальное достижение успеха в конкретных видах деятельности; 8. Повышение способности подростков быть успешными людьми; 9. Обобщение полученного опыта для более рационального подхода в воспитании студентов.
|
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях современного российского общества остро стоит вопрос формирования гражданина - сознательного, творческого, профессионально мобильного. В подготовке такого человека особая роль принадлежит учреждениям профессионального образования. Для выполнения государственного заказа по подготовке высококвалифицированных специалистов в соответствии с требованиями времени образовательные учреждения должны обеспечить необходимые условия для наиболее полного проявления разносторонних возможностей обучающихся, развития их творческих способностей и склонностей. В этом контексте очевидный интерес представляет организация воспитательной деятельности студентов средних специальных учебных заведений в частности, в условиях студенческого общежития.
Общежитие - не только место проживания, но и новая социальная микросреда, определяющая перспективные направления профессионального и духовного развития личности, преодоления трудностей и противоречий процесса адаптации молодёжи к новым социально-бытовым условиям. Студенческое общежитие – это своего рода целый мир, в котором нужно уметь жить, мир, где на первом месте, как ни странно, не только законы и порядки, а… коммуникабельность и уважение. Именно умение находить общий язык, умение договариваться, а иногда и уступать помогают студентам с интересом и удовольствием провести, как говорят, самые веселые и насыщенные годы настоящей студенческой жизни.
Уметь жить в коллективе необходимо каждому. Именно в коллективе человек получает опыт жизни в обществе, информацию о самом себе, возможности для обогащения ума и души, для реализации своих человеческих качеств. В общении с окружающими подростку не только открывается мир, но происходит открытие самого себя, формируются свои взгляды и свои интересы. Осуществляется поиск и нахождение своего места в сегодняшней жизни, что делает реальным и осмысленным поиск своего образа жизни в будущем. Контингент подростков, проживающих в общежитии специфичен, так как социальный облик учащегося учреждений начального профессионального образования оставляет желать лучшего. Учащиеся характеризуются низким уровнем развития социальных компетенций, не обеспечивающим личностную и профессиональную адаптацию в реальных социально-экономических условиях. Отсутствие желания и умений включатся в современную деятельность, низкие адаптационные возможности, особенно в сфере поведенческого самоконтроля не позволяют адекватно реагировать на различные ситуации общения, проявлять гражданскую позицию, обладать навыками правого поведения. От того, какие убеждения и ценностные ориентации будут сформированы у этой группы молодых людей, во многом зависит перспектива развития общества и государства. Контингент общежития в значительной степени формируется подростками из сельской местности. Резкая смена условий жизни, социальной среды нередко оказывается пагубной для несформировавшейся личности. Нельзя не считаться с тем, что отрыв учащихся от семьи часто вызывает сложные состояния, характеризующиеся замкнутостью, нервозностью, капризностью, угрюмостью. Поэтому задача воспитателя создать в общежитии комфортную психологическую атмосферу, что позволит учащимся адаптироваться в непривычной обстановке.
Общежитие должно рассматриваться как педагогическая структура, поскольку в нём живут молодые люди, характер, привычки, жизненные установки, стиль поведения которых ещё окончательно не сложились. Процесс формирования личности продолжается под воздействием общения молодёжи, взаимовлияния, самой среды общежития. Характер и инициативность общения в общежитии зависят от социально-культурной среды. Если интенсивность общения невысока, развивается на основе потребительских интересов, нужно будить в молодёжи творческие возможности, создавать условия, чтобы юноши и девушки могли реализовать себя в каком-нибудь деле. Повышение уровня общения молодёжи и культуры её досуга - это две стороны единого педагогического процесса в общежитии. Культура досуга характеризуется отношением личности к использованию своего свободного времени. Поэтому работа ориентирована на направление желаний и усилий молодёжи к формированию активного стремления к «встрече» с культурой, к постоянному духовному росту, здоровому образу жизни. Если здесь царит атмосфера доброжелательности, внимания к каждому проживающему, если существует забота о повышении образовательного уровня молодёжи, удовлетворении её культурных запросов и интересов, духовном росте, то такое воздействие является педагогическим.
Таким образом, в условиях студенческого общежития необходимо организовать воспитательную работу по созданию благоприятных условий, способствующих развитию социального интеллекта и адаптивных возможностей подростков.
На создание таких условий рассчитана программа социально-педагогического сопровождения подростков, проживающих в студенческом общежитии.
III. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
В условиях становления в России гражданского общества и правового государства главной целью образования становится формирование личности профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию.
Образовательное учреждение, в соответствии с требованиями ФГОС (7.1; 8.4), обязано сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, формирования общих и профессиональных компетенций, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участия обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов; должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе интерактивных форм проведения занятий (деловых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Социально-педагогическое сопровождение означает признание безусловной ценности каждой личности, приоритетности ее потребностей, целей и установок саморазвития.
Социально-педагогическое сопровождение дает возможность следовать за естественным развитием подростков, опираться не только на возрастные закономерности развития, но и на личностные достижения, в которых закреплены те усилия, которые они приложили, чтобы продвинуться вперед в собственном социальном становлении.
Целью педагогического сопровождения является создание социально – педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
Технология социально-педагогического сопровождения предполагает разработку содержания, средств, методов образовательно-воспитательного процесса, направленного на выстраивание индивидуальной траектории развития через внеурочную занятость с учетом личностных потребностей и творческих способностей подростков.
В позиции сопровождения воспитатель не выступает «костылем», на который привыкает опираться подросток, или «жилеткой» для слез и жалоб родителей в случае неудовлетворительной социализации ребенка. Воспитатель побуждает к нахождению самостоятельных решений, помогает принять на себя необходимую меру ответственности, создает условия для проявления субъектной позиции.
Для формирования оптимальной социокультурной среды, способстующей всестороннему развитию и социализации личности подростка, поддержки и оказания помощи в решении возникающих подростковых проблем была разработана программа развития социального интеллекта и адаптивных возможностей подростков, проживающих в студенческом общежитии «Ты не один, мы вместе».
IV. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется в три этапа:
1 этап программы направлен на изучение особенностей личности студента, проживающего в общежитии первый год, становление межличностных отношений, разработку плана мероприятий, направленных на социальную адаптацию.
В общежитие автотранспортного колледжа заселяются выпускники иногородних образовательных учреждений. Диагностические мероприятия позволяют составить четкий «портрет» контингента, спроектировать последующее направление групповой и индивидуальной работы, выявить проблемные стороны. Первые шаги в этом процессе направлены на снятие эмоциональных барьеров и установлении благоприятного микроклимата между работниками общежития и проживающими студентами.
2 этап программы направлен на развитие коммуникативных, творческих способностей, формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, развитие навыков самоорганизации, самообслуживания самоконтроля.
Работа осуществляется параллельно с адаптационным этапом и направлена на организацию мероприятий способствующих сплочению студенческого коллектива, а также мероприятий для развития у студентов навыков самообслуживания, саморазвития, самовыражения.
3 этап - программы направлен на закрепление социальной грамотности обучающихся, включает в себя профилактические мероприятия, направленные на формирование жизненных навыков (формирование навыков личного поведения и межличностного общения), развитие навыков самостоятельного принятия решений, стремлению быть здоровым и успешным.
На данных этапах применяются следующие методы социально-педагогической деятельности:
Формы социально-педагогической деятельности:
V. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Первый этап программы – адаптационный.
Основные задачи этапа:
1. Изучение контингента первого года проживания в общежитии: выявление студентов «группы риска», студентов- лидеров, выявление интересов, склонностей и потребностей проживающих;
2. Ознакомление с нормами проживания и правилами поведения в общежитии (Положение о студенческом общежитии, Правила внутреннего распорядка);
3. Привитие навыков учебной и трудовой дисциплины за счет самоконтроля, контроля со стороны совета общежития, коллектива сотрудников общежития;
4.Отработка навыков самообслуживания, культуры поведения и общения;
5. Создание условий для формирования положительного психологического микроклимата в коллективе обучающихся и студентов, проживающих в общежитии;
6. Организация студенческого самоуправления – Совет общежития.
Данный этап реализуется в период с сентября по декабрь и рассчитан на студентов, проживающих в студенческом общежитии первый год.
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Цель |
Сроки проведения |
Ответственные |
1. |
Изучение личных дел иногородних студентов, которые будут проживать в общежитии |
выявление: лиц из числа детей –сирот, уровень школьной успеваемости, успешность вступительных испытаний, характеристика с предыдущего учебного заведения, (партфолио) |
Август |
воспитатель |
2. |
Изучение медицинских показателей о состоянии здоровья обучающихся |
выявление подростков, имеющих проблемы со здоровьем |
Август-сентябрь |
воспитатель |
3. |
Ознакомление с информацией по выявлению подростков, проживающих в общежитии и имеющих отклонения в поведении - «группы риска»
|
выявление обучающихся, имеющих отклонения в поведении, составление списков обучающихся нуждающихся в особом педагогическом и психологическом сопровождении |
Август-сентябрь |
соц. педагог, педагог-психолог, кураторы, мастера групп |
4. |
Индивидуальная беседа с подростком, в процессе заселения в общежитие |
- знакомство с подростком, установление доброжелательных отношений - сбор информации анкетных данных подростков |
сентябрь |
воспитатель |
5. |
Изучение личных анкет подростков, поступивших в общежитие |
составление социального паспорта общежития
|
сентябрь |
воспитатель |
6. |
Встречи с классными руководителями групп, в которых обучаются подростки, проживающие в студенческом общежитии |
выработка единой линии педагогического сопровождения подростков |
сентябрь-декабрь |
воспитатель
|
7. |
Изучение особенностей социальных контактов подростков |
составление индивидуальной карты межличностного общения подростка |
октябрь |
соц. педагог воспитатель
|
8. |
Проведение лекции по вопросам: - соблюдения личной гигиены, - правильного питания, - ЗОЖ |
снижение заболеваемости, повышение мотивации на ЗОЖ |
сентябрь |
воспитатель
|
9. |
Проведение инструктажа по ТБ и ПБ |
Соблюдение
правил ТБ и ПБ |
сентябрь |
комендант воспитатель |
10. |
Выборы в студенческий орган самоуправления- Совет общежития |
развитие студенческого самоуправления |
сентябрь
|
воспитатель |
11. |
Отслеживание посещаемости учебных занятий и практики |
выяснение причин пропусков занятий без уважительной причины |
в течение учебного года |
воспитатель Совет общежития |
12. |
Организация и контроль за выполнением домашнего задания студентами, проведение рейдов «Живем по часам» |
повышение учебной мотивации и познавательной активности подростков, учебной успеваемости |
в течение учебного года |
воспитатель Совет общежития |
13. |
Оказание помощи в организация быта проживающих студентов |
создание условий для комфортного проживания |
сентябрь-октябрь |
воспитатель работники общежития Совет общежития |
14. |
Оказание помощи студентам в часы самообслуживания |
выявление уровня и развития и сформированности навыков самообслуживания |
в течение учебного года |
воспитатель работники общежития |
15. |
Проведение общего собрания с проживающими студентами |
ознакомление с локальными актами общежития Положением о студенческом общежитии, Правилами внутреннего распорядка |
сентябрь |
соц. педагог педагог-психолог воспитатель |
16. |
Проведение бесед с родителями подростков, проживающих в общежитии |
ознакомление родителей с локальными актами общежития Положением о студенческом общежитии, Правилами внутреннего распорядка |
сентябрь октябрь ноябрь |
воспитатель |
17. |
Изучение результатов психологической комплексной диагностики по изучению личности проживающих в общежитии |
Составление психологического портрета подростка, определение форм и методов в индивидуальном общении с ним |
октябрь ноябрь |
педагог-психолог воспитатель |
18. |
Индивидуальные беседы и консультирование подростков |
Оптимизация взаимоотношений воспитатель-подросток, оказание социально-педагогической помощи в период адаптации |
в течение учебного года |
воспитатель |
19. |
Консультирование родителей |
Информирование по процессу адаптации. Повышение педагогической компитентности родителей в воспитании подростков |
в течение учебного года |
воспитатель |
Ожидаемый результат:
- успешная адаптация обучающихся к проживанию в новых условиях, сокращение случаев девиантного поведения;
- усвоение учащимися норм и правил проживания в общежитии;
- усвоение учащимися первичных навыков самообслуживания и самоконтроля;
- организованная деятельность студенческого Совета общежития;
- сокращение случаев потери контингента за счет дезадаптации и девиантного поведения.
Второй этап программы (сентябрь - июнь) - развитие студенческого коллектива и микро-коллективов.
Основные задачи этапа:
1. Развитие деятельности органов самоуправления в общежитии (совета общежития) за счет развития секторов совета, и вовлечение большего числа проживающих в его работу;
2. Укрепление учебной дисциплины; работа с группой риска; исключение случаев девиантного поведения за счет повышения у студентов уровня самоконтроля, ответственности за свое поведение;
3. Вовлечение проживающих в общежитии студентов в кружки и деятельность по интересам;
4. Создание в общежитии условий для учебы и отдыха;
5. Развитие трудовых навыков и навыков самообслуживания, раскрытие творческого потенциала проживающих;
6. Дальнейшее развитие и закрепление навыков культуры поведения и быта;
Данный этап реализуется в период с сентября по июнь и рассчитан на всех обучающихся проживающих в общежитии.
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Цель |
Сроки проведения |
Ответственные |
1. |
Проведение «Недели первокурсника» (игровые программы, групповые беседы) |
Знакомство с первокурсниками, снятие эмоциональных барьеров, сплочение коллектива |
сентябрь |
воспитатель Совет общежития |
2. |
Вовлечение обучающихся в кружки и секции, клубы по интересам
|
Организация активного досуга, создание условий для самовыражения, профилактика правонарушений |
сентябрь-июнь |
воспитатель
|
3. |
Создание видеороликов, освещающих жизнь студентов в общежитии |
Оптимизация взаимоотношений студентов, демонстрация индивидуальности студентов |
октябрь |
воспитатель Совет общежития |
4. |
Осуществление мероприятий по коллективному соблюдению и поддержанию санитарных норм в общежитии |
Создание условий для комфортного проживания |
по плану воспитательной работы |
воспитатель Совет общежития
|
5. |
Организация и проведение тренинговых занятий по развитию коммуникативных навыков «Учимся жить вместе» |
Развитие коммуникативных навыков, повышение поведенческой культуры, выработка навыков толерантного общения, профилактика правонарушений, |
в теч.года |
педагог-психолог воспитатель |
6. |
Организация и проведение досуговых мероприятий |
Организация свободного времени, сплочение коллектива |
по плану воспитательной работы |
воспитатель Совет общежития |
7. |
Проведение мероприятий по созданию уюта в студенческом общежитии |
Развитие трудовых навыков, повышение эстетической культуры студентов |
по плану воспитательной работы |
Воспитатель Совет общежития |
8. |
Привлечение студентов к участию в олимпиадах, конкурсах и мероприятиях разного уровня |
Повышение познавательной мотивации, создание условий для самовыражения, стремления быть успешным |
в теч.года |
воспитатель
|
9. |
Коллективное посещение городской библиотеки, музея, досуговых учреждений |
Участие в познавательных мероприятиях |
в теч.года |
воспитатель Совет общежития |
10. |
Выпуски тематических стенгазет и создание видеопризентаций о жизни в студенческом общежитии |
Развитие творческих способностей и умения работать в группе |
в теч.года |
воспитатель Совет общежития |
11. |
Оформление и регулярное обновление информационного стенда «Наша жизнь» |
Освещение жизнедеятельности и студенческих традиций |
в теч.года |
воспитатель Совет общежития |
12. |
Коллективный просмотр фильмов и их обсуждение |
Организация свободного времени |
в теч.года |
воспитатель Совет общежития |
13. |
Индивидуальные и групповые беседы, консультирование обучающихся
|
Оказание психологической, социальной помощи и поддержки , повышение учебной мотивации |
в теч.года |
воспитатель педагог-психолог соц.педагог |
14. |
Встречи с кураторами групп, в которых обучаются подростки, проживающие в студенческом общежитии |
Выработка единой линии педагогического сопровождения подростков |
сентябрь-декабрь |
воспитатель
|
15. |
Оказание помощи по ликвидации учебной задолженности в период подготовки к предварительной аттестации студентов |
Повышение учебной успеваемости |
ноябрь апрель |
воспитатель Совет общежития
|
16. |
Контроль проживающих в общежитии в соблюдении правил внутреннего распорядка |
Контроль утреннего подъема, отбоя, соблюдения режима дня, соблюдения графика дежурств по комнате и т.д. |
ежедневно |
воспитатель
|
17. |
Организация встреч с врачом- наркологом, генекологом, сотрудниками ОДН и ПДН
|
Профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ |
сентябрь-июнь |
воспитатель |
18. |
Размещение информации, направленной на профилактику правонарушений, употребления ПАВ, табакокурения и т.д. на информационных стендах |
Профилактика правонарушений, пропаганда ЗОЖ |
сентябрь-июнь |
воспиатель соц. педагог |
19. |
Рассмотрение обучающихся на заседании Совета общежития по нарушению правил внутреннего распорядка
|
Профилактика девиантного поведения, пропусков занятий без уважительной причины, повышение учебной успеваемости |
сентябрь-июнь |
Совет общежития воспитатель |
Ожидаемый результат:
- Развитие работы групп по интересам, вовлечение большего числа проживающих в творческие дела общежития, колледжа;
- Исключение случаев потери контингента за счет девиантного поведения, дезадаптации и нарушения межличностных отношений;
- Сокращение случаев нарушения правил внутреннего распорядка общежития;
- Сокращение количества проживающих, которые входят в «группу риска»;
- Достижение соответствия эстетическим требованиям в оформлении комнат студентов и других помещений общежития;
- Активизация деятельности студенческого самоуправления.
Третий этап – профилактический.
Основные задачи:
1. Профилактика девиантного поведения за счет постоянного контроля со стороны органов самоуправления и коллектива сотрудников общежития;
2. Создание условий обучающимся и студентам для успешного завершения учебного года;
3. Повышение правовой грамотности студентов;
4. Организация выезда обучающихся и студентов из общежития.
Данный этап охватывает всех проживающих и проходит с мая по июнь.
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Цель |
Сроки проведения |
Ответственные |
1. |
Встречи с кл. руководителями, посещение учебных занятий |
Контроль за посещаемостью и успеваемостью, (выявление причин пропусков и неуспеваемости)
|
май-июнь |
воспитатель |
2. |
Проведение индивидуальных коррекционных занятий с элементами арт-терапии |
Анализ собственного поведения, умение разрешать конфликтные ситуации |
май-июнь |
Педагог-психолог воспитатель |
3. |
Привлечение обучающихся в волонтерское движение города |
Профилактика правонарушений, помощь в социализации
|
май-июнь |
Воспитатель
|
4 |
Индивидуальные беседы и консультирование обучающихся |
Оказание психологической помощи, повышение учебной мотивации, оказание социальной помощи и поддержки
|
май-июнь |
Педагог-психолог, Соц. Педагог Воспитатель |
5 |
Индивидуальные беседы и консультирование родителей |
Оказание психологической помощи, социальной помощи и поддержки, а также помощи в воспитании детей
|
май-июнь |
Воспитатель |
6. |
Изготовление памяток для обучающихся
|
профилактика конфликтов |
май-июнь |
Воспитатель Педагог-психолог Соц. Педагог
|
7. |
Подготовка информации, памяток, рекомендаций для родителей |
Информирование родителей о психологических особенностях обучающихся, методах успешного воспитания
|
май-июнь |
Воспитатель Педагог-психолог Соц. Педагог
|
8. |
Размещение информации, направленной на профилактику правонарушений, употребления ПАВ, табакокурения и т.д. на информационных стендах |
Профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ |
май-июнь |
Воспитатель Соц. Педагог
|
9. |
Колективный просмотр видеороликов социальной рекламы, направленной на профилактику правонарушений, употребления ПАВ, табакокурения и т.д.
|
Профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ |
май-июнь |
Педагог-психолог Соц. Педагог воспитатель |
10. |
Организация «круглых столов», встреч с членами Молодежной палаты города.
|
|
май-июнь |
воспитатель |
11. |
Вовлечение обучающихся в культурно-массовые, спортивные мероприятия колледжа, города
|
Организация активного досуга, профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ |
май-июнь |
Соц. педагог Педагог-психолог
|
12. |
Вовлечение обучающихся в кружки и секции колледжа, а также города
|
Организация активного досуга и занятости обучающихся, профилактика правонарушений, |
Сентябрь-июнь |
воспитатель
|
13. |
Рассмотрение обучающихся на заседании Совета общежития
|
Профилактика нарушений правил проживания, пропусков занятий без уважительной причины, повышение учебной успеваемости |
Сентябрь-июнь |
Председатель и члены Совета общежития |
Ожидаемый результат:
- Исключение случаев девиантного поведения;
- Снижение числа неуспевающих из числа обучающихся и студентов, проживающих в общежитии;
- Успешность студентов в учебе, спорте, творчестве.
VI. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Реализуя данную программу, ожидается достижение следующих результатов:
· Приобретение нового социального опыта;
· Обогащение индивидуального опыта в организации собственной жизнедеятельности;
· Приобретение позитивного опыта внутригруппового сотрудничества;
· Актуализация мотивации познавательной, творческой активности;
· Осознание необходимости включаться в общение с окружающими на основе взаимопонимания, миролюбия;
· Формирование навыков здорового образа жизни, понимание необходимости отрицания вредных привычек;
· Реальное достижение успеха в конкретных видах деятельности;
· Формирование у обучающихся право сознательного поведения;
· Повышение способности подростков быть успешными людьми.
VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание студентов, проживающих в общежитиях - сложный и многогранный процесс, требующий от его организаторов тщательного отбора воспитательных средств, постоянного взаимодействия с администрацией, студенческим Советом. Их общая задача - искать и находить новые формы работы по организации досуга молодёжи, развивающие её духовно и интеллектуально, помогающие ей определить своё место в жизни. При использовании форм и средств воспитательной работы в общежитии необходимо следовать таким педагогическим условиям, как учёт возрастного, образовательного и культурного уровня, интересов и запросов, проживающих в целом, а также индивидуальных особенностей юношей и девушек; проведение досуговых мероприятий систематически, по заранее составленному плану; привлечение к подготовке и проведению мероприятий всех проживающих, что способствует воспитанию взаимной ответственности за порученное дело.
Воспитательную работу в общежитии следует направить на создание педагогически воспитывающей среды, включающей наилучшие условия для самостоятельных занятий, пропаганду опыта лучших студентов, проживающих в общежитии, вовлечение их в научно-исследовательскую работу (олимпиады, конкурсы, семинары, конференции).
Таким образом, важнейшим фактором воспитательной работы в студенческом общежитии является создание благоприятной психологической атмосферы - педагогически воспитывающей среды. Эта среда может быть, сформирована путём массового, и самое главное, качественного участия студентов в культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятиях.
Реализация программы социально-педагогического сопровождения подростков, проживающих в студенческом общежитии основывается на личностно-ориентационной модели общения. Важнейшее положение - опора на внутренний потенциал развития подростка, на право подростка самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Следовательно, для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить обучающегося выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. Также необходимо сформировать и закрепить у обучающихся знания о соблюдении законодательства Российской Федерации, понятия о здоровом образе жизни и негативных последствиях вредных привычек.
Критериями успешного социально-педагогического сопровождения обучающихся являются:
- снижение количества студентов, не посещающих занятия без уважительной причины;
- уменьшение количества студентов, имеющих академические задолженности по предметам;
- снижение количества студентов, курящих и употребляющих алкоголь, увеличение числа студентов, занимающихся спортом, организованных во внеурочное время;
- минимизация конфликтных ситуаций в подростковой среде, успешное решение произошедших конфликтов;
- увеличение числа студентов, участвующих в общественной жизни общежития, в студенческом самоуправлении.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.