Использование основных методов и приёмов в здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного.
Оценка 5

Использование основных методов и приёмов в здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного.

Оценка 5
Научные работы
docx
ОБЗР
7 кл—10 кл
22.04.2021
Использование  основных методов и приёмов в здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного.
Доктор Базарный создал систему педагогических технологий, позволяющих обучать детей, при этом сохраняя и укрепляя их здоровье. Уже сегодня в России и за ее пределами около 1000 образовательных учреждений работают по технологии Базарного. Особенность технологий доктора Базарного в их общей доступности, их внедрение не требует дополнительных материально-финансовых затрат. Все необходимое оборудование можно сделать своими руками.
здоровьесбер.технологии.docx

Введение

 

Здоровье и школа.

                                                Когда нет здоровья, молчит мудрость,

                                               не может расцвести искусство, не играют силы,

                                                бесполезно богатство  и бессилен разум.

Геродот

         На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно. 

      Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы набирает темпы. Специальные исследования показали, что наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения.

Ι. Актуальность использования  технологий  доктора  В.Ф.Базарного. Анализ ситуации, предшествующей реализации  здоровьесберегающих технологий по методике В.Ф.Базарного.

Владимир Филиппович Базарный – знаменитый хирург – офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор, ранее руководил лабораторией органов чувств при НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения Академии наук СССР в Красноярске. Двадцать лет он занимался изучением влияния школы на здоровье в Московской областной  научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования в г.Сергиев Посад Московской области. За это время специалистами  этой лаборатории предложены и защищены патентами 44 уникальные технологии  оздоровления детей в процессе дошкольного и школьного воспитания.

По мнению В.Ф.Базарного,  сегодня вся концептуальная основа школьной жизни ориентирована против природы ребёнка.

        Во - первых, в её основе лежит закрепощение детского организма – режим систематического сидения, «близорукого» и узкоформатного зрения. Специалистами лаборатории доказано, что через 10 – 15 минут работы на контрольной ребёнок испытывает нагрузки, сравнимые с теми, что переживают космонавты на старте. Результат – так называемый школьный шок и ранняя стенокардия.

       Во – вторых, - сенсорно обеднённая школьная среда  закрытых помещений и ограниченных пространств. За 11 лет, проведённых в четырёх бетонных стенах, угасает образно-чувственное восприятие мира, сужаются зрительные горизонты, угнетаются эмоциональные реакции детей.

       В – третьих, не менее губительно так называемое раннее «интеллектуальное» развитие детей, замещающее собой развитие чувственное. Активно познавая мир символов и слов, дети утрачивают связь с реальным миром и постепенно теряют воображение.

 

         Отмеченные виды напряжённости угнетают важнейшие биоритмы организма, биологические процессы созревания и развития, способствуют возникновению целого ряда школьных форм патологии: близорукости, нарушения осанки, сердечно – сосудистых, нервных расстройств. К тому же всякое заболевание, даже непродолжительное, изменяет реакцию организма, ухудшая функциональное состояние центральной нервной системы, обуславливая падение работоспособности и высокую утомляемость. Дети, страдающие различными хроническими заболеваниями, обладают слабой успеваемостью вне зависимости от системы обучения. Умственная же работоспособность  и успешность овладения детьми школьной программой напрямую зависит от показателей здоровья. Тем более что с каждым годом число детей – первоклассников, имеющих различные патологии, увеличивается.

ΙΙ. Организация учебно-воспитательной работы в начальной школе по методике доктора В.Ф.Базарного

 

         Доктор Базарный создал систему педагогических технологий, позволяющих обучать детей, при этом сохраняя и укрепляя их здоровье. Уже сегодня в России и за ее пределами около 1000 образовательных учреждений работают по технологии Базарного.  Особенность технологий доктора Базарного в их общей доступности, их внедрение не требует дополнительных материально-финансовых затрат. Все необходимое оборудование можно сделать своими руками.

Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного

Методика В.Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральным законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании» и запрос общества на здоровое поколение. Это единственная здоровьеразвивающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ,  имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника, а также дает гарантированный результат улучшения здоровья учащихся в целом. Материально-техническое обеспечение данной технологии (специализированная мебель, тех. средства) включено в нормативные документы Министерства образования и науки РФ. Производство необходимого учебного оборудования ведется в соответствии с патентом под авторским контролем. Методика обеспечивается информационным, консультационным и методическим сопровождением. Осуществляется подготовка и переподготовка педагогических кадров всех уровней на всех этапах реализации.

 

    В чём же суть данной системы обучения и воспитания? На этот вопрос так отвечает автор этой методики, руководитель отдела сенсорных систем Института медицинских проблем Севера, профессор В. Ф. Базарный: «Наша задача: сохранить  и преумножить здоровье детей в детских садах и школах. Для   её решения мы возвращаем многообразный цветной, движущийся мир в эти учреждения. Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы  - режим меняющихся поз, когда можно стоя и сидя работать в течение занятия, урока. Вместо сухих страниц учебника – экологические буквари. Вместо близорукого обучения, когда взгляд прокован к столу, - поиск необходимой информации на большом расстоянии. Внедряем разработанные системы коллективных и индивидуальных тренажёров, повышающих активность различных органов чувств ребят, заставляющих их быть всё время в действии».

     Владимир Федорович считает, что через физические усилия, активность чувств формируется человек, его здоровье, нравственное и физическое: «Ребёнок нормально растёт, когда он на ногах. Глаза его будут зоркими только в условиях постоянного зрительного поиска на просторе. Вот поэтому мы возвращаем детям весь диапазон запахов, звуков, цвета…детей поддерживаем на волне эмоциональной активности и естественного интереса…». 

1.     Изучение  и использование  основных методов и приёмов, используемых в здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного.

 

Какие же принципы В.Ф. Базарный предложил использовать во всех школах и детских садах?   Рассмотрим некоторые из них:

      Во-первых, учебные занятия должны проводиться в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка - основа энергетики человеческого организма. Организм ребенка сам тянется к, тому, что для него желательно. Дети меняют позу через 15-20 минут или по своему желанию занимают свободное место, меняя позу.

      Во-вторых, в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции необходимо использовать схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры "Бегущие огоньки”. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут урока и проводятся на материале учебного предмета.

     В-третьих, с целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на уроках по всем предметам должен применяться специально разработанный "Экологический букварь” (картина-панно), расположенный на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это даёт возможность практически "бескнижного” обучения в детском саду и в начальной школе, что исключает формирование у детей шизоидной психической конституции и раннюю потерю зрения. Разумеется, компьютеры в этом возрасте абсолютно исключены.

     В-четвёртых, важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они должны проводиться в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные "сенсорные кресты”, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые  могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. А также специальные держалки (коромысла), позволяющие переключать зрение детей с ближнего на дальнее.

     В-пятых, дети совместно с педагогами и родителями сами созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду. Именно такой труд создаёт и возвышает человека, делает его Личностью в полном смысле этого слова.

      К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относят:

А)Режим динамической смены поз (конторки, коврики для ног).

Б)Упражнения для расширения зрительных горизонтов (настенные картины)

В)Упражнения на зрительную координацию («сенсорные кресты»).

Г)Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных  зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).

Д)Упражнения на мышечно-телесную координацию.

Целью модели подвижного урока  (по Базарному) является создание здоровьесберегающих условий обучения на уроке через увеличение двигательной активности.

 

Задачи модели подвижного урока:

• Осуществление оптимальной двигательной активности учащихся на уроке;

• Соблюдение режима динамических поз для оптимизации функционального состояния организма и сохранение работоспособности учеников на уроке;

• Организация здоровьесберегающей функции урока через проведение физкультминуток и оздоровительных пауз.

 

Структура подвижного урока включает четыре основные педагогические здоровьесберегающие технологии:

 

1. режим динамических поз;

2. физкультминутки;

     3. оздоровительные паузы;

4. передвижение по классу.

В  Приложении №5  предлагаю разработки  нескольких  уроков с использованием технологии здоровьесбережения  по методике  В.Ф.Базарного.

 

Отправным уровнем высоты верхнего края конторки является точка у края грудины в районе «солнечного сплетения» (рис. 1). Этот уровень является исходным, ориентировочным, по которому в последующем может проводиться дальнейшая корректировка и «подгонка» уже рабочей высоты конторки. О чем идет речь? Если при исходной высоте конторки ребенок во время письма продолжает склоняться, то вся поверхность конторки постепенно поднимается до тех пор, пока ребенок не примет строго вертикальную стойку. При укоренении телесной вертикали уровень конторки можно постепенно опустить до своего первичного исходного уровня. Средне-оптимальным углом наклона рабочей поверхности конторки является угол в 14-17 градусов.  

 

 

 

            Размеры конторки соответствуют примерно ½ ширине учебного стола (фото 2). Это позволяет, чтобы один ученик работал за конторкой, а второй сидел за свободной половиной стола. Учащиеся, поочерёдно меняясь местами,  работают часть урока то стоя, то сидя.

            Я планирую уроки с таким расчётом, чтобы дети несколько раз организованно переходили из одного положения в другое.

           Практика показала, что на начальных этапах адаптации детей к динамическим                         позам наиболее оптимальным режимом оказался тот, при котором дети меняют позы "стояние-сидение" в 1-м классе  через каждые 5-7 минут, во 2–3–4-х – через 12–15 минут. Работа за конторкой стоя формирует у ребенка чувства координации и равновесия, является профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата, заболеваний сердечно-сосудистой системы, предупреждает появление близорукости.

Под ноги рекомендуется поместить массажный коврик из естественных тканей (фото 4,5) (из соломы, хлопка, шерсти и т.п.) с пришитыми в несколько рядов пуговицами или сплетенный из деревянных шариков («бусинок») (фото 6). Стояние на резиновых ковриках, линолеуме недопустимо!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото 4


SWScan00089 Фото5

 

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=275694945-27-72 Фото 6

                                   

МЕТОДИКА МЕНЯЮЩИХСЯ ПОЗИЦИЙ РАБОЧИХ МЕСТ УЧАЩИХСЯ.

          Проведенный анализ эмоционального самочувствия детей убедил, что существующая практика размещения рабочих мест учащихся по строго фиксированным рядам оказался наименее благоприятным. Более эффективным оказался тот режим, при котором расстановка столов (конторок) меняется 1-2 раза в месяц. Я предлагаю следующие варианты расстановки рабочих столов (конторок, - рис. 2а,2б,2в). Безусловно, определенные ограничения могут накладывать размеры классной комнаты и число учащихся.

http://www.hrono.ru/img/illyustr/shema4.jpg 

Рис. 2а. Традиционное размещение учебной мебели в классе

http://www.hrono.ru/img/illyustr/shema2.jpg Рис. 2б. Радиально-лучевая компановка учебной мебели

http://www.hrono.ru/img/illyustr/shema1.jpg Рис. 2в. Размещение учебной мебели в условиях проведения занятий
в режиме коллективного сотворчества

Несколько требований:

1. Столы (конторки) расставляются таким образом, чтобы вокруг каждого из них было хоть какое-то свободное пространство для постоянного удовлетворения естественной потребности ребенка в движении. Эта зона для организации малых форм непроизвольной двигательной активности.
2. Расстановка столов (конторок) меняется не реже 1 раза в месяц.
3. Помните, даже если весь класс предпочитает заниматься в режиме телесной вертикали (за конторками), рекомендуется в классной комнате иметь хотя бы один свободный стол, за который ребенок мог бы в любой момент присесть.

           Опыт показал, что дети (да и взрослые тоже) с восторгом работают за конторкой. При этом не только укрепляется весь опорно-двигательный аппарат, нет искривления позвоночника и болей в спине, но повышаются психическая устойчивость, внимание, творческие способности и иммунитет, исчезает утомляемость. Дети растут равномерно в течение всего года, а не только в период летних каникул. А главное улучшается умственная деятельность детей (см. диаграмму  №2 ). Они растут стойкими, способными преодолевать жизненные испытания.

Б)Упражнения для расширения зрительных горизонтов (настенные картины)

 

        Для расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно- образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на уроках применяю специально разработанный «Экологический букварь» (экологическая картина – панно- фото 7). С интересом проходит работа у экологического панно, расположенного на одной из стен кабинета. Оно меняется с наступлением каждого времени года.

 Фото 7

           Отличительной особенностью методики обучения в режиме дальнего зрения является то, что изучаемые объекты размещаются на максимально возможном удалении от детей. При таком режиме занятий сохраняются пространственно - метрический обзор, в том числе глубина и стереоскопичность восприятия как основа для гармоничного формирования не только собственно функций зрения, но  и высших психических отражательных способностей. Такой режим способствует активации зрительного сосредоточения вдаль, формированию навыка целостного восприятия изучаемого объекта, слогов, слов и т. д.  Это обстоятельство способствовало формированию ассоциативного, то есть наиболее экономного режима восприятия, поддержанию гармоничного развития пространственно - метрических функций зрительного восприятия, чувства локализации в пространстве, глубинного и стереоскопического зрения, остроты зрения. Максимальный размер шрифта от 1 до 5 см, цвет подбирается из учёта его психологического воздействия на ребёнка. Пользуюсь в  выборе  цвета  следующей  таблицей:  (  на  слайде – цвета  таблицы).

Экологическое панно на различных этапах уроках я использую по своему усмотрению. Например, на уроке русского языка по теме: «Имя прилагательное» (фото 8)- на этапе закрепления ребятам было предложено с помощью словосочетаний на карточке и слов на экологическом панно составить предложения, так чтобы получился рассказ.

 

подснежник

 

на стебле

 

закачался

 

покрылась

 

наступила

 
     Голубые холмы Фото 8

- А сейчас возьмите карточки и пройдите к экологическому панно.

- Какие словосочетания можно дополнить словами с панно, чтобы получились предложения?

На уроке математики, на этапе повторения при решении задачи я предложила  ребятам найти соответствующую краткую запись. На панно были прикреплены несколько видов краткой записи. Ребята должны были найти нужную краткую запись, доказать свой выбор. Затем пройти на свои места, записать краткую запись и решить задачу.

          Экологическое панно с разнообразными заданиями я применяю и на других уроках.

 

В)Упражнения на зрительную координацию («сенсорные кресты»).

         Для снижения  напряжения  с  глазных  мышц используются подвижные «сенсорные кресты»: деревянные планки, подвешенные к потолку в четырех углах класса, на которых располагаются дидактические материалы. Карточки с заданиями и ответами, разнообразные по форме, цвету и размеру, раскладываются в любой точке класса. Дети всматриваются в удаленные наглядные материалы и таким образом снимают напряжение с глазных мышц. Карточки с дидактическими заданиями могут быть развешены везде: на книжных полках, на окне.

         При выполнении задания, изображённого  на фотографиях 9  и  10, учащимся необходимо  среди геометрических фигур, расположенных на крестах, которые я привожу во вращательные движения, найти определённые по заданию.

 Фото 9

http://kuvschool5.ucoz.ru/dela-school/zdorovie/risunok5.jpg Фото 10

 

 

 Фото 11

 

        Результатами таких упражнений с использованием методики  подвижных сенсорно-координаторных тренажей, с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, реакции на экстремальные ситуации, улучшение остроты зрения детей (см. диаграмму № 4) .Задания для этого вида тренажёров я использую разнообразные. Например, на уроке русского языка по теме «Имя прилагательное».

-  На доске записаны слова. Что это за части речи?

 

голуб….

колюч…

душист..

лесн…

   

- К каждому из слов подобрать подходящие по смыслу имена существительные, которые расположены на подвижных «сенсорных крестах».

1. перелеска                                  2. ландыш

3. медуница                                   4. кактус

 

Г)Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных  зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).

        Особое негативное воздействие на психическое самочувствие и активность детей оказывает комплекс условий закрытых помещений и ограниченных пространств, угловато-прямоугольные конструкции учебной комнаты, сенсорная обеднённость школьной среды, зрительные нагрузки в режиме ближнего зрения. С целью смягчения предложена методика зрительно-координаторных тренажей с помощью схемы универсальных символов – “СУС”. Дети, под руководством учителя, фиксируя взором траектории, учатся “обходить” схемы – траектории, а затем “оббегать” глазами сверху – вниз, слева – направо, по часовой и против часовой стрелки, по восьмёрке (фото 12)

     Фото 12

 

Методика работы с офтальмотренажёром

Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками.

Затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения.

Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.

Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию. Результаты – (см. в диаграмме №3)

 

 Предлагаю комплекс упражнений по работе с офтальмотренажёром  (см. Приложение 4)

 

Д)Упражнения на мышечно-телесную координацию.

          Важнейшая особенность уроков в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих учащихся заданий.

   Фото 14

              Организую  обучение в условиях расширения зрительно–пространственной активности – работу с расположенными на стенах классной комнаты «зрительными метками» (фото 14).   Этот приём создаёт предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц.     

         Карточки с заданиями и ответами, разнообразные по форме, цвету и размеру, раскладываются в любой точке класса. Дети всматриваются в удаленные наглядные материалы и таким образом снимают напряжение с глазных мышц. Карточки с дидактическими заданиями могут быть развешены везде: на книжных полках, на окне.

 

        Изучив данные о физиологической возможности, заболеваниях каждого ребёнка,  я провожу дифференцированные физминутки (фото 15).  Каждый ребёнок или группа детей по имеющейся у них инструкторской карте в течение 1,5 -2 минут выполняют на уроке определённый комплекс упражнений (см. Приложение  2 «Дифференцированные упражнения»)

·        Упражнения для профилактики плоскостопия

·        Упражнения для глаз

·        Упражнения для улучшения осанки

·        Точечный массаж.

·        Упражнения для развития мелкой моторики рук.

 Фото 15

           С помощью таких приёмов развиваются зрительно – моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно – цветовая функция, осанка (см. диаграмму №8).

     Систематическое применение на уроках точечного массажа, дыхательной гимнастики, соблюдения санитарно – гигиенических норм, использования

увлажнителя и аэронизатора воздуха, проведения курсов фитотерапии (осенью и весной), зарядки,

сеансов БОС – Дыхания способствовали тому, что ребята меньше болеют простудными заболеваниями (см. диаграмму № 1 )

 

 Во время  урока планирую отдых для глаз, переключая уровень зрения от ближнего на дальнее или среднее. За годы работы по методике Базарного накоплен большой материал для проведения физкультпауз. Предлагаю физминутки  для глаз и физпаузы по методике Базарного (см. Приложение 3 )

           Наиболее простое и доступное всем упражнение  - это прикрывание глаз ладонями. Это лучший способ добиться релаксации нервов всех органов чувств, в том числе и зрения, а также уменьшение умственного и физического напряжения. Каждый человек, у которого есть какие-либо дефекты зрения, должен прикрывать глаза ладонями так часто, как только возможно.

 

3. Взаимосвязь здоровьесберегающей технологии  доктора В.Ф. Базарного с  развивающей программой «Гармония»

       Считаю немаловажным для достижения хороших результатов выбор такой обучающей программы, которая способствовала бы укреплению здоровья школьников, причём не только физического, но и эмоционального, а также интеллектуального.

       Я работаю 10 лет по развивающей программе «Гармония». Эта система так же, как и методика В.Ф.Базарного,  научно обоснованная, проверенная временем. В ней реализуются самые важные приоритеты современного образования: воспитание умения учиться, формирование предметных и универсальных способов действия и обеспечение индивидуального прогресса ребёнка в эмоциональной, познавательной сферах. Программу «Гармония»характеризуют целостность и взаимообусловленность следующих её частей:

цель её обучения – оптимальное общее развитие каждого ребёнка;

задача обучения – представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.

Цели использования здоровьесберегающих технологий доктора Базарного :

- создание условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся;

- согласованность в действиях специалистов разных профессий.

Главная задача для школы – научить детей сохранять и укреплять душевное и физическое здоровье, формировать у них потребность быть здоровыми.

          На начальном этапе обучения нужно предоставлять ребенку широкую целостную картину мира, которую  создают интегрированные курсы. Выстроенные  таким образом курсы в наибольшей степени соответствуют возрастным особенностям младших школьников и особенностям информационного потока, который не членится на отдельные области знаний. В соответствии с этим все учебные курсы программы  «Гармония»построены на интегрированной основе. И все методы и приёмы по использованию технологий Базарного, описанные мною выше в этой работе, при условии их правильного и комплексного использования, в своей совокупности, помогут учителю при необходимой помощи психолога, медицинского работника, администрации, родителей  сформировать у д потребность быть здоровыми и научить их сохранять и укреплять своё здоровье.

Новизна содержания или учебной ситуации является обязательным условием  организации  процесса по  программе «Гармония». А «обучение в движении» по Базарному – новизна в организации проведения урока – выполнение данного условия нашей программы.

         Успешность в формировании  у детей знаний, умений и навыков прямо зависит от уровня развития  предпосылок к той или иной учебной деятельности. Знание особенностей обучающихся позволяет реализовать дидактический принцип « работа над развитием каждого, в том числе и самого слабого ребенка». И, проводя систематические медицинские обследования каждого ребёнка, можно контролировать физиологические параметры, своевременно анализировать и оказывать нужную медицинскую или педагогическую помощь каждому ученику.

 

ΙΙΙ. Результаты отслеживания.

 

Основные результаты использования технологий здоровьесбережения В.Ф.Базарного в учебно-воспитательном процессе в начальной школе оцениваются в рамках мониторинговых процедур и контроле физиологических параметров учащихся медицинскими работниками.

ΙV. Заключение.

           На  основе  результатов обследования можно сделать вывод, что здоровьесберегающая технология В. Ф. Базарного, технология здорового раскрепощённого развития детей даёт положительные результаты. У детей, занимающихся в режиме «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения» значительно улучшает состояние здоровья в целом, улучшается образно – сканирующая функция зрения (как ядро психогенеза) и осанка (как биоэнергетический эпицентр организма). Эти дети болеют  реже. (см. диаграммы №5, №6, №7). Кроме того,  эти учащиеся отличаются самостоятельностью мышления, свободой суждений, у них укрепляются и развиваются внимание, память, воля, возрастает объём усваиваемого на уроках учебного материала. У них хорошо развито творческое воображение. Наконец для таких детей не существует проблемы перегрузки и переутомления. У них меняется отношение к жизни: они более уверены в себе, спокойны, уравновешены, собранны. Всё описанное выше оказывается возможным потому, что благодаря  природосообразным, раскрепощающим детей образовательным технологиям включаются скрытые резервы человеческого организма, которые при обычных школьных условиях и факторах используются с очень малым КПД или даже просто заглушаются, подавляются. Кроме того, в результате специальных эмоционально – чувственных и психомоторных тренингов и упражнений у детей в структурах искалеченного предыдущим «воспитанием» мозга, отвечающих за те или иные психические функции, восстанавливаются природные нейродинамические модели и замещают прежние, дефектные. Этим объясняются достигаемые результаты. 

      Для меня, учителя работающего по системе развивающего обучения  и методике В. Ф. Базарного, не существует проблемы учебной дисциплины, поскольку детям интересно учиться. Несмотря на большую предварительную подготовку и большую активность учителя во время урока, я испытываю творческий подъём и вдохновение.

Работа по внедрению здоровьесберегающей технологии позволила мне, как учителю:

           -увеличить плотность урока;

-повысить двигательную активность учащихся;

-улучшить физическое, нравственное  их здоровье;

-обучить детей искусству сохранения и укрепления здоровья;

-повысить работоспособность, внимание, активность;

-оказывать стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность;

-у ребят отмечается устойчивый интерес  к знаниям и успешно формируются   навыки самоконтроля.

 

 


 

Введение Здоровье и школа

Введение Здоровье и школа

В – третьих , не менее губительно так называемое раннее «интеллектуальное» развитие детей, замещающее собой развитие чувственное

В – третьих , не менее губительно так называемое раннее «интеллектуальное» развитие детей, замещающее собой развитие чувственное

Материально-техническое обеспечение данной технологии (специализированная мебель, тех

Материально-техническое обеспечение данной технологии (специализированная мебель, тех

Во-вторых , в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции необходимо использовать схемы…

Во-вторых , в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции необходимо использовать схемы…

Б)Упражнения для расширения зрительных горизонтов (настенные картины)

Б)Упражнения для расширения зрительных горизонтов (настенные картины)

Размеры конторки соответствуют примерно ½ ширине учебного стола ( фото 2 )

Размеры конторки соответствуют примерно ½ ширине учебного стола ( фото 2 )

Фото 6

Фото 6

Рис. 2б. Радиально-лучевая компановка учебной мебели

Рис. 2б. Радиально-лучевая компановка учебной мебели

Опыт показал, что дети (да и взрослые тоже) с восторгом работают за конторкой

Опыт показал, что дети (да и взрослые тоже) с восторгом работают за конторкой

Максимальный размер шрифта от 1 до 5 см, цвет подбирается из учёта его психологического воздействия на ребёнка

Максимальный размер шрифта от 1 до 5 см, цвет подбирается из учёта его психологического воздействия на ребёнка

Карточки с дидактическими заданиями могут быть развешены везде: на книжных полках, на окне

Карточки с дидактическими заданиями могут быть развешены везде: на книжных полках, на окне

Результатами таких упражнений с использованием методики подвижных сенсорно-координаторных тренажей, с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие…

Результатами таких упражнений с использованием методики подвижных сенсорно-координаторных тренажей, с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие…

Фото 12 Методика работы с офтальмотренажёром

Фото 12 Методика работы с офтальмотренажёром

Фото 14 Организую обучение в условиях расширения зрительно–пространственной активности – работу с расположенными на стенах классной комнаты «зрительными метками» ( фото 14 )

Фото 14 Организую обучение в условиях расширения зрительно–пространственной активности – работу с расположенными на стенах классной комнаты «зрительными метками» ( фото 14 )

Фото 15 С помощью таких приёмов развиваются зрительно – моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно – цветовая функция, осанка ( см

Фото 15 С помощью таких приёмов развиваются зрительно – моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно – цветовая функция, осанка ( см

В ней реализуются самые важные приоритеты современного образования: воспитание умения учиться, формирование предметных и универсальных способов действия и обеспечение индивидуального прогресса ребёнка в эмоциональной, познавательной…

В ней реализуются самые важные приоритеты современного образования: воспитание умения учиться, формирование предметных и универсальных способов действия и обеспечение индивидуального прогресса ребёнка в эмоциональной, познавательной…

Основные результаты использования технологий здоровьесбережения

Основные результаты использования технологий здоровьесбережения

-оказывать стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность; -у ребят отмечается устойчивый интерес к знаниям и успешно формируются навыки самоконтроля.

-оказывать стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность; -у ребят отмечается устойчивый интерес к знаниям и успешно формируются навыки самоконтроля.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2021