СЕКЦИЯ 4. Педагогический триумф
Халимонова Елена Николаевна,
учитель биологии,
МБОУ «Школа № 94 г. Донецка»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация. В данной статье описывается опыт учителя, который использует технологии критического мышления, опережающего обучения и развивающего обучения для формирования грамотной, творческой, заинтересованной личности.
Ключевые слова: технологии развития критического мышления, опережающего обучения, развивающего обучения, заинтересованность, культура мышления, самостоятельность, творчество, практическое применение.
Цель статьи: познакомить с опытом работы учителя по активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии.
На современном этапе важное значение имеет воспитание людей, которые способны самостоятельно и творчески мыслить, критически оценивать факты и события современной действительности, идейно - политические течения, которые могли бы вносить новые идеи во все сферы жизни общества. Одной из причин недостаточного развития демократического общества состоит в том, что значительная часть людей не готова и не способна самостоятельно и критически осмысливать сложности реальной жизни. Большинство привыкли выполнять распоряжения, воспринимать готовую информацию, не анализируя её. Поэтому перед учителем стоит задача воспитывать человека способного самостоятельно осмысливать явления окружающей действительности, отстаивать свою точку зрения, проявлять инициативу. Понятно, что все эти качества должны закладываться с первых лет обучения в школе и затем продолжать развиваться на протяжении всего жизненного пути человека.
Чтобы не потеряться в интенсивном потоке информации, избежать психических и физических перегрузок ребенок должен уметь сам организовать свою деятельность и самообразование. Для успешной реализации этих целей была разработана Технология Развития Критического Мышления.
Современная образовательная система должна не только давать умение адекватно воспринимать информацию, но и научить получать ее, оперировать ею, применять ее к конкретным жизненным ситуациям, интерпретировать эту информацию. Так рождается новое знание на основе уже имеющихся знаний. Необходимым является также развитие у обучающихся определенного объема умений и навыков работы с различными источниками знаний, воспитание способности не репродуцировать знания, а расширять их, применять в различных жизненных ситуациях. Важно уметь сформировать собственное отношение к фактам, проблемам, умение выслушать других, найти совместные пути решения проблем. Такие умения очень необходимы в данной конкретной ситуации, когда уже второй год в нашем регионе обучение ведётся в дистанционном режиме.
Целью моего педагогического опыта является развитие критического мышления обучающихся, совершенствование умения мыслить, умозаключать, делать выводы, то есть формирование умственной культуры, которая характеризуется определенным уровнем развития мышления, овладением обобщенными приемами рассуждений, стремлением приобретать знания и умением применять их в незнакомых ситуациях.
В связи с этим формирование критического мышления обучающихся, основанное на универсальном умении работать с информацией (находить, отбирать, анализировать информацию, оценивать ее достоверность и т. д.), является одной из актуальных задач современного образования. В свою очередь, способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях в значительной степени способствует успешной самореализации личности.
По мнению Л. С. Выготского, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. [1, с. 72]
Идея опыта состоит в создании оптимальных условий для развития умственных и творческих способностей учащихся на уроках биологии, является основой для самопознания, саморазвития и самовыражения в будущем, средством формирования личности нового типа.
Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. Развитие таких базовых качеств личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Развитие критического мышления – это значит:
- научить выделять причинно-следственные связи;
- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся, выделять ошибки в рассуждениях;
-уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают истину;
-избегать категоричности в утверждениях;
- определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
- выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение;
- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
- сортировать информацию с точки зрения её важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
В основе работы лежит стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Технология критического мышления включает в себя индивидуальную, групповую, парную и коллективную деятельность и формируется с учетом индивидуально-возрастных особенностей учащихся.
Чем хороша технология критического мышления? Она применима для обучающихся любого возраста на любом уроке и не требует дополнительных учебных пособий, а, наоборот, способствует максимальному использованию материала учебника, основываясь на осмысленном усвоении знаний, а не на механическом заучивании.
В перспективе есть возможность разрабатывать и усовершенствовать формы и методы работы на уроках, позволяющие задействовать все ведущие каналы восприятия информации обучающихся. Именно в этом я вижу направления усовершенствования своей дальнейшей работы.
Если сравнить три стадии урока критического мышления с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» - это часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия «рефлексия» есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения полученных знаний.
В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?
Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Так, например, в своей работе я использую следующие приемы:
«Мозговой штурм», «Многоуровневый опрос», «Метод предвидения», «Чтение текста с предвидением», «Работа над текстом с пометками», «Взаимные вопросы», «Взаимное обучение», «Оставь последнее слово за собой», «Предварительное управление», «Синквейн», «Ассоциации», «Кубование», «Групповая дискуссия», «Кластеры», «Продвинутая лекция», «Эссе», «Ключевые термины», «Перепутанные логические цепочки», «Верные и неверные утверждения» и другие.
Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.
Ожидаемый результат – это развитие у учащихся естественного способа взаимодействия с идеями и информацией, критического её оценивания, осмысления и применения. Это разумный и взвешенный подход к принятию сложных решений. Это особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения. «Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению». Джон Дьюи [2, с. 12]
В своей работе использую методы опережающего обучения (автор - учитель начальных классов Софья Николаевна Лысенкова).
Чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс.
Трудную тему необходимо начинать не в заданные программой часы, а много раньше. Для каждой темы это начало разное.
Усвоение материала происходит в три этапа:
Первый этап – перспективная подготовка: медленное последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы. На этом этапе идёт активное развитие доказательной речи с использованием опор.
Второй этап – работа по учебнику: уточнение понятий и обобщение материала. Школьники уже сознательно ориентируются в схеме - обобщении, владеют доказательствами, справляются с самостоятельными заданиями в школе и дома.
Третий этап – использование сэкономленного времени (создавшегося от опережения). Схемы уходят, формируется навык быстрого действия. Именно на этом этапе рождается новая перспектива, не сталкиваясь уже ни с какими трудностями.
И главное, ни на одном этапе нет напряжения в работе учителя и учеников. Алгоритм работы ученика: «Доказываю, вспоминаю правило, проверяю». Ни шагу без мысли!
Так же в своей работе использую методы и приёмы развивающего обучения. Развивающее обучение – это реализация деятельностного подхода в целях саморазвития, реализации творческого потенциала учащихся, а также их умственного, эстетического, нравственного и физического воспитания.
Особенность этой педагогической технологии заключается в том, что учащийся – не объект воздействия преподавателя, а субъект совместной деятельности. Принципы развивающего обучения: высокий уровень сложности, обучение быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание учащимися процесса учения.
В своей работе использую компьютерные технологии (класс оборудован проектором, экраном, ноутбуком), которые повышают эффективность урока на разных его этапах.
Приёмы медиатеки: «Трафарет», «Экран», «Закладка» позволяют интересно проверить домашнее задание и прочнее закрепить изученный материал.
Игра «Пятеро на одного» - это приём, который создаёт проблемную ситуацию для введения учащихся в изучение нового материала.
Использование плей – карт даёт возможность учащимся понять сложные биологические процессы и закрепить новый материал на уроке. Мною разработаны интеллект – карты: карта памяти, карта текста, карта правила, карта учебника, конспект – карта, вопрос – карта, карта мышления, плей – карта. Эти интеллект – карты использую как средство для развития универсальных логических действий обучающихся.
Основная цель моей деятельности как учителя - это помочь учащемуся почувствовать себя уверенным в процессе творческой, интересной, прежде всего, ему самому деятельности, развитие его коммуникативной компетенции, создание состояния комфорта на уроках.
Список литературы:
1. Атемаскина Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ./ Атемаскина Ю. В., Богословец Л. Г. - Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс». - 2013. - С.89.
2. Атутов П. Р. Технология и современное образование / П. Р. Атутов // Педагогика. - 2011. - № 2.- С.236.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь. / Выготский Л. С. Изд. 5, испр. — Издательство «Лабиринт», М. , 1999. — 352 с. [1, с. 72]
4. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / Дьюи Дж., пер. с англ. Н. М. Никольской, под ред. Н. Д. Виноградова. М.: Издание Товарищества «Мир», 1919. 202 с. [2, с. 12]
5. Лысенкова С. Н. Методом опережающего обучения Книга для учителя. Из опыта работы. / Лысенкова С. Н. — М.: Просвещение, 1988. —192 с.
6. Пособия:
Стил Дж., Мередит К., Темпл Ч., Лорант Е. Методическая система «Развитие критического мышления в обучении разных предметов». Научно-методический центр «Интеллект»,1998. Пособия I-II (с. 70) , III-IV (с.104), V-VIII (с. 162).
Развивающая предметно-пространственная среда как важный фактор формирования личности ребёнка в условиях ДОО(У) : метод. пособие / Е. П. Макеенко, Е. В. Сипачёва, В. С. Ищук [и др.]; ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк : Истоки, 2018. – 44 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.