"Использование педагогических технологий на занятиях танцевальной студии"
Оценка 4.9

"Использование педагогических технологий на занятиях танцевальной студии"

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
другое
06.02.2022
"Использование педагогических технологий на занятиях танцевальной студии"
Данный материал представляет из себя статью из опыта работы "Использование педагогических технологий на занятиях танцевальной студии". В статье рассматриваются наиболее актуальные технологии, применяемые для обучения и воспитания танцоров. Представлены понятийный аппарат, этапы применения технологий, вариативность форм внедрения. В работе предлагаются примеры использования технологий на практике, обобщается многолетний опыт работы.
000ed752-5183017b.docx

Педагог дополнительного образования Лыткин Е.В.

Использование педагогических технологий на занятиях танцевальной студии.

Школа 21 века, соответствуя ускоряющемуся темпу жизни, стремительно меняется. Уход от традиционного занятия через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, даёт условия для смены видов деятельности обучающихся, позволяет реализовать принципы здоровьесбережения. Умело сочетая традиционные и новые педагогические технологии, педагог-хореограф учит понимать и создавать прекрасное, развивает образное мышление и фантазию, способствует гармоничному пластическому развитию, прививает чувство ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней движения, одновременно развивая и тренируя мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность.

Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей занятия, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

Разберёмся, что мы имеем в виду под образовательной технологией:

§  Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов   педагогической   деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми      обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного        процесса;

§  Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;

§  Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка). 

Принимая во внимание этот понятийный аппарат и учитывая требования ФГОС ООО, выделю наиболее актуальные технологии, используемые на занятиях танцами:

ü  Информационно – коммуникационная технология

ü  Игровые технологии

ü  Технология критического мышления

ü   Технология творческих мастерских

ü  Здоровьесберегающие технологии  

ü  Технология интегрированного обучения 

ü  Групповые технологии. 

ü  Традиционные технологии

Информационно – коммуникационная технология

Применение ИКТ  способствует  достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

Систему применения ИКТ на занятиях по танцевальному искусству можно разделить на следующие этапы:

1 этап:  Выявление теоретического и практического материала, требующего конкретной подачи, анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типа занятия, выявление особенностей материала занятия данного типа;

2 этап: Подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего);

3 этап: Применение информационных продуктов на занятиях

 4 этап: Анализ эффективности использования ИКТ, изучение динамики результатов, изучение интереса к танцевальному и музыкальному материалу

Игровые технологии 

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Обучение искусству танца невозможно без игры. Ведь основная возрастная категория обучающихся – начальная школа. Какие игры предпочтительно использовать хореографам на занятиях?!

1.По области применения – физические(на двигательную активность, отработку движений, развитие мелкой моторики: «Сороконожка», «Солнышко летучее», «Ладошки», «Танцевальная эстафета») и интеллектуальные («Угадайка», «Танцевальное лото»)

2. По характеру педагогического процесса – обучающие «Мир животных», «На свете много народов», «Танцевальное лото», творческие «Море волнуется», «А ну-ка попляши!», развивающие «Передай характер», обобщающие«Узнай танец», «Угадай мелодию»  .

3.По игровой технологии:

Предметные «Платочек»,  «Танцы народов мира», сюжетные «Гуси-гуси!», ролевые «Пчёлы и медведь», «Часики», имитационные «Танец зверей», «Цирк»; драматизация «Немое кино», «Цирк»

 

4. По предметной области:

Музыкальные  и танцевальные «Угадайка», «Попляшем...», «Танцевальная эстафета»; спортивные «Эстафета», «Делай, как я...» 

В результате применения игровых технологий стимулируется познавательная деятельность, активизируется мыслительная деятельность, самопроизвольно запоминаются сведения, формируется ассоциативное запоминание, усиливается мотивация к изучению предмета. Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры. 

Технология критического мышления

 Что понимается под критическим мышлением? 

Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:  

·         На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. 

·           На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся  вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

·        Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. 

В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и  представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. 

Методические приемы развития критического мышления, используемые при обучении танцам:

Ø  Прием «Кластер» («Латиноамериканские танцы», «Характер вальса»)

Ø  Таблица («Бальная десятка», «Танцы народов мира», «Современная хореография»)

Ø  Учебно- мозговой штурм («Как создать образ?»)

Ø  Интеллектуальная разминка («Угадайка», «Знаешь ли ты?»)

Ø  Приём «Корзина идей» («Эскиз костюма», «Танец маме»)

Ø  Приём «Составление синквейнов» («Вальс», «Танец», «Хоровод», «Образ….»)

Ø  Метод контрольных вопросов (теория танца)

Ø  Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»

Ø  Да - нет

Ø  Приём « Взаимоопрос»

Ø  Приём «Перепутанные логические цепочки» («Латина и стандарт», «Танцы народов мира», «Пчелы и человечки», «Цирк»)

 

 

Технология творческих мастерских

Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой педагог-мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец.

В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления.

Мастерская схожа с проектным обучением, потому что есть проблема, которую надо решить. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть проблемы, над которой надо работать. Учащиеся формулируют эту проблему и предлагают варианты её решения. В качестве проблем могут выступать различные типы практических заданий.

В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой.

Основные этапы мастерской.

Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации учащихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.

Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.

Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.

Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность.

Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, рисунок, танец и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.

Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).

Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения

 

Творческие мастерские – прекрасная технология для изучения таких глобальных тем, как «Танцы народов мира» или «Русские народные танцы», темы «Русский праздники и обряды», «Детские танцевальные игры», на которые выделено малое количество часов в программе.

 

Здоровьесберегающие технологии   

К ним относятся такие технологии, которые обеспечивают школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и  применение полученных знаний в  повседневной жизни.

Организация учебной деятельности с учетом основных  требований к занятию с комплексом здоровьесберегающих технологий:

§  соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности в хореографическом зале

§  рациональная плотность занятия должна составлять не менее 60 % и не более 80 %;

§  четкая организация учебного труда;

§  строгая дозировка учебной нагрузки;

§  смена видов деятельности; чередование видов движений в танце

§  обучение   с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

§  место и длительность применения ТСО;

§  включение  в занятие технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;

§  построение практики танцевания с учетом работоспособности учащихся;

§  индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

§  формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

§  благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

§  профилактика стрессов:

§  работа в парах, в группах, где ведомый, более «слабый»танцор чувствует поддержку товарища;  стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить  неправильный ответ;

§  проведение пальцевой гимнастики, физкультминуток, разминок, массажной минутки, дыхательной гимнастики, прохлопываний, звукотерапия

§  целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой  части.

Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья  школьников:, предупреждение переутомления учащихся на занятиях; способствует улучшению психологического климата в детских коллективах; повышению концентрации внимания; снижению показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

 

Технология интегрированного обучения

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

Потребность в возникновении интегрированных занятий при освоении танцевального искусства объясняется целым рядом причин:

  • Мир, окружающий детей, познаётся ими во всём многообразии и единстве, и невозможно рассматривать танцевание, не изучая музыку, физическую культуру и йогу, технологию, литературу, этнографию, декоративно-прикладное искусство и историю.
  • Интегрированные занятия развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
  • Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна.
  • Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога и детей, способствует раскрытию их способностей.

Преимущества интегрированных занятий:

  • Способствуют повышению мотивации в обучении, формированию познавательного интереса учащихся, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
  • В большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
  • Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы, наблюдения учащихся.

Закономерности интегрированных занятий:

  • Всё занятие подчинёно авторскому замыслу,
  • занятие объединяется основной мыслью (стержень),
  • занятие составляет единое целое, этапы его – это фрагменты целого,
  • этапы и компоненты загятия находятся в логико- структурной зависимости,
  • отобранный для занятия дидактический материал соответствует замыслу

Взаимодействие педагогов может строиться по-разному. Оно может быть:

1.     паритетным, с равным долевым участием каждого из них,

2.     один из педагогов может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом;

3.     всё занятие может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

 

Групповая технология

 

По В.К.Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение.

 

И.В. Первин выделяет пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:

 

1) Фронтальная (одновременная) работа в коллективе, направленная на достижение общей цели.

2) Работа в парах.

3) Групповая работа (на принципах дифференциации).

4) Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).

5)Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех участников коллектива.

Особенности организации работы в группах

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на занятии являются:

1) Коллектив делится на группы для решения конкретных учебных задач;

2) Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

3) Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

4) Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

5) Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

6) Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

При групповой форме работы учащихся на занятии в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны педагога, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении материала. Такая работа становится очень продуктивной на стадии, когда танцевальные связки уже собраны, но ещё не отработаны, и те, кто выучил движения быстрее и качественнее, помогают отстающим.

 Традиционная технология

Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.С.Коменским.

Отличительными признаками традиционной технологии являются:

- учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют группу, которая сохраняет в основном постоянный состав на весь период обучения;

- группа работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию;

- основной единицей организации танцевания является занятие;

- занятие посвящено одной  теме, в силу чего учащиеся группы работают над одним и тем же материалом;

- работой учащихся на занятии руководит педагог: он оценивает результаты работы по усвоению танца, уровень обученности каждого ученика в отдельности

- характер обучения систематический

- упорядоченная, логически правильная подача учебного материала

- организационная четкость  

 

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать ,что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.

На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:  контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.

И, по моему глубокому убеждению, самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Важно, чтобы традиционные и  инновационные методы обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга, давая возможность растить творческих, талантливых и гармоничных личностей.

 

Используемая литература:

1. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность.

 Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя, - М.; Вита-Пресс,1999.

 2. Г.А. Колодницкий «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей»

3. Образовательные технологии Под ред.Ю.Н. Кулюткина, Е.Б. Спасской - СПБ. КАРО, 2002 - С. 134-136.

4. Педагогические мастерские: Франция - Россия/Под ред. Э.С Соколовой .- М.; Новая школа, 1997 г. -128с.

5. Практическая психология для преподавателей / Под общ. ред. акад. М.К. Тутушкиной, 1997г, -328 с.

6. Пуйман С.А. Педагогика. - Минск, 1999г. - стр.128

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.; Народное образование, 2004.

8. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге - СПб. 1999г. - 256 с.

9. Шевченко С.Д. Научить всех - научить каждого.- М.; Педагогика, 1989 г.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Педагог дополнительного образования

Педагог дополнительного образования

Систему применения ИКТ на занятиях по танцевальному искусству можно разделить на следующие этапы: 1 этап:

Систему применения ИКТ на занятиях по танцевальному искусству можно разделить на следующие этапы: 1 этап:

Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры

Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры

Технология творческих мастерских

Технология творческих мастерских

Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной…

Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной…

Технология интегрированного обучения

Технология интегрированного обучения

При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение

При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2022