Перед современной школой стоит задача формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, в условиях высокой неопределённости будущего.
Научить школьника самостоятельно работать с книгой, развивать умения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенного в ней материала – это значит научить его учиться. Работа в данном направлении обеспечивает не только усвоение учебного материала, но и активизируют умственную деятельность учащихся.
Что мы обычно читаем?
Учебники, тексты, специально подготовленные или адаптированные учителем для изучения конкретной темы, оригинальные статьи в печатных или электронных изданиях, инфографику (плакаты, схемы, диаграммы…), упаковки, подписи к иллюстрациям, различный текст написанный мелким шрифтом и т.п.
Способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта определяется уровнем развития у ученика навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
При использовании различных технологий смыслового чтения обучающие учатся:
осмысленно извлекать информацию из различных источников;
критически оценивать ее, различать факт и мнение;
находить необходимую информацию в различных источниках;
анализировать, синтезировать, сравнивать, оценивать информацию и информационный источник;
создавать собственные тексты (сплошные и несплошные).
При подготовке заданий
перед учителем
стоят следующие задачи:
определить цель;
обозначить универсальные учебные действия, необходимые для достижения поставленной цели;
подобрать информационные источники или создать собственные, я использую следующие критерии: актуальность источника, соответствие возрасту, индивидуальным особенностям обучающихся, соответствие учебной программе;
подобрать компьютерные средства, которые помогут обучающимся при выполнении задания.
разработать задания для смыслового чтения текста.
Прием «Задания-шаблоны», созданные предварительно в MS Word или текстовом документе Google.
Примеры заданий
для обучающихся
К учебному тексту можно разработать самые разнообразные задания: различные вопросы по тексту, вычленение фактов, нахождение ошибок, поиск требуемой информации в тексте или определение ее отсутствия, задания на определение необходимости подтверждения информации и поиск альтернативных источников, задания на сжатие текста, приведение примеров из личного опыта, в которых отражена необходимость полученных знаний из текста и т.п.
Задание №1.
Дается текстовый материал по любой теме
курса информатики, например «Компьютерные вирусы».
После прочтения необходимо в текстовом редакторе:
Составить краткий конспект учебного текста.
Представить текст в виде таблицы.
Представить текст с помощью схемы.
Письменно ответить на вопрос: «Какой вариант сжатого текста наиболее предпочтителен для Вас? Почему? В какой еще форме можно кратко и наглядно представить данный текст?»
Задание №2.
“Носители информации”
Внимательно рассмотрите упаковку и заполните таблицу:
1. Заполните таблицу.
2. Что означает DVD-RW? _______________________________
3. В какой стране произведен диск? ________________________
№ | Утверждение | Да | Нет |
1 | Диаметр диска 8 см. | ||
2 | Радиус диска 8 см. | ||
3 | Диск имеет защиту от царапин | ||
4 | Для записи информации на диск необходимо использовать DVD-привод | ||
5 | Для чтения информации с диска можно использовать СD-привод | ||
6 | На диске поместится фильм размером 1 500 Мбайт | ||
7 | На диске поместится 1,4 Гб информации и до 30 мин. видеозаписи с камеры | ||
8 | Информацию на диске можно перезаписывать несколько раз | ||
9 | Это двухсторонний диск | ||
10 | Это диск для одноразовой записи | ||
11 | Это специальный диск для blu-ray плеера |
В ходе выполнения подобных заданий обучающиеся учатся:
фиксировать результаты наблюдений и организовывать полученную информацию в виде таблиц, списков, схем, деревьев, рисунков;
упорядочивать списки по различным признакам (по алфавиту, по возрастанию и убыванию численных характеристик);
обрабатывать результаты наблюдений с использованием компьютера и без него.
Таким образом, решаются задачи на
общее понимание, ориентацию в тексте:
поиск и выявление разного вида информации
прямые выводы и заключения на основе фактов
понимание основной идеи
и на детальное понимание содержания и формы текста:
анализ, интерпретация и обобщение информации
сложные выводы
оценочные суждения
Для оценивания подобных заданий можно использовать модельный ответ или обсуждение с последующей самооценкой или взаимооценкой.
Если предусмотрены открытые задания с неоднозначным результатом, то обсуждение является предпочтительным.
Практическое задание
в текстовом редакторе
В методическом пособии дается готовый текст.
От обучающихся требуется набрать предложенный текст на ПК, полностью скопировав оформление.
В качестве помощи для выполнения задания внутри текста имеются подсказки…
Задание № 4.
Даны тексты (при изучении каждой конкретной
темы по информатике необходимо подобрать новые тексты).
Известны три основных способа компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение. Используя различные приемы компрессии текста, необходимо сжать данные тексты.
Критерии оценивания:
Результативность "сжатия": корректное использование приемов сжатия.
Смысловая точность полученного текста (соответствие теме)
Стилистическая и орфографическая грамотность полученного сжатого текста
Наиболее часто используемые приемы при работе
с электронными таблицами:
на «перенос информации»:
заполнение таблиц на основе прочитанного;
дополнение таблиц на основе прочитанного.
поиск и целенаправленное извлечение информации
(«Общее понимание текста» и «Выявление информации»):
нахождение фактического материала – в основном вопросы типа кто (что)? где? когда? для чего?
выявление информации, явно невыраженной в тексте.
обобщение и интерпретация содержания текста
(«Интерпретация текста»):
нахождение в тексте заданной информации;
нахождение в тексте данных, иллюстрирующих определённую мысль;
использование информации из текста для подтверждения своей гипотезы;
установление смысловых связей между частями текста;
соотнесение конкретной детали с общей идеей текста;
формулирование вывода на основании анализа информации, представленной в тексте.
Формирование навыков работы с электронными
таблицами производится с некоторым набором
задач примерно следующего содержания.
Задание №1.
Сладкоежка Пончик решил испечь на свой день рождения 3 торта: яблочный, ореховый и шоколадный. Для приготовления одного яблочного торта требуется 200г сливочного масла, 200г муки, 2 яйца, 300г сахара и 8 яблок. Для приготовления одного орехового торта надо 200г орехов, 400г муки, 300г сахара, 300г масла и 3 яйца. На один шоколадный торт тратиться 3 шоколадки, 2 яйца, 300г муки, 200г масла и 100г сахара. Масло в цветочном городе стоит 100 монет за кг, сахар – 20 монет за кг, яйца – 20 монет за десяток, мука – 30 монет за кг, орехи – 100 монет за кг, яблоки – 2 монеты за штуку, шоколадки – 10 монет за штуку.
Построить электронную таблицу, из которой будет видно, сколько будет стоить каждый торт; сколько продуктов каждого вида Пончик должен купить и сколько это будет стоить; сколько всего денег он должен взять с собой, отправляясь за продуктами в магазин.
Для того чтобы показать необходимость электронных таблиц в пересчете всех результатов при изменении некоторых исходных данных, учащимся задаются дополнительные вопросы.
Например:
Сколько будет стоить каждый торт, если на 3 монеты за 1 кг подорожает масло и на 2 монеты за десяток подешевеют яйца?
Сколько будет стоить каждый торт, если в шоколадный торт добавить 200г орехов?
Какие из тортов может приготовить Пончик, если всего с собой у него 150 монет?
Сколько должны стоить продукты для приготовления тортов, если Пончик располагает суммой в 180 монет?
Задание №2.
За два часа до обеденного перерыва 40 бабушек встали в очередь за пенсией. Кассирша обслуживает клиента в среднем одну минуту. Первая бабушка мучила кассиршу вопросами 9 мин 15 с. Каждая следующая бабушка, "мотая на ус" ответы, адресованные предыдущим бабушкам, мучает кассиршу на 10 с меньше. Сколько минут обслуживала кассирша 40 бабушек? Постройте диаграмму времени обслуживания каждой бабушки.
Задания:
Определить возраст каждого учащегося (сколько лет, месяцев, дней он прожил на белом свете) и средний возраст всех учащихся;
Подсчитать количество дней, сколько осталось учащимся до достижения ими 20-летнего возраста;
Вывести фамилию и имя самого младшего ученика;
Вывести фамилию и имя самого старшего ученика;
Определить тех учащихся, которые получили за четверть оценку пять, поместив напротив их фамилий в соответствующую ячейку таблицы слово «отличник»;
Определить тех учащихся, у которых за 1 полугодие по математике 4, поместив напротив их фамилий в соответствующую ячейку таблицы слово «хорошист»;
Определить тех учащихся, у которых за 1 полугодие по математике 3, поместив напротив их фамилий в соответствующую ячейку таблицы слово «троечник»;
Просуммировать общее количество учащихся, ставших по результатам своей успеваемости троечниками, хорошистами и отличниками отдельно.
Цель подобных заданий:
Исследовать ситуацию с разных точек зрения путем формирования заданий для решения задач типа «что будет, если …», «как сделать, чтобы…». Сформулировать вывод и дать свои рекомендации.
В процессе работы над заданиями обучающиеся осваивают процесс постановки и формулирования проблемы и самостоятельного создания алгоритмов деятельности.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
http://www.bestreferat.ru/referat-213207.html
http://shcool-26.blogspot.ru/2013/01/web-20.html
Картинки взяты со следующих ресурсов:
https://vbiblioteke.wordpress.com/2013/11/20/
https://www.thinglink.com
Ресурсы Google
Фото обучающихся МБОУ Гимназии № 4
Список
использованных источников:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.