Использование приемов методики М. Монтессори
в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Составила: учитель-дефектолог Латыпова Д.В,
Категория детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – неоднородная по своему составу группа и объединяющая детей сразличными отклонениями физического и (или) психического развития: нарушениями зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.
Главная задача дошкольного образовательного учреждения – дать воспитаннику необходимый минимум знаний, выработать у него умения и навыки, которые обеспечат его готовность к следующему уровню образования или к практической деятельности, а также воспитать те качества личности, которые необходимы для его социальной адаптации.
Поиск наиболее эффективных методов корекционной работы с детьми с ОВЗ является актуальной проблемой современной педагогики, психологии, дефектологии.
Нормативно-правовая база для организации работы с детьми с ОВЗ:
-Конвенция о правах инвалидов;
-Конвенция о правах ребенка;
-Конституция РФ статья 43;
-О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ;
-ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (утвержден приказом МОН России от 19.12.2014г. №1598);
- Письмо МО НО от 18.03.2016 № 316-01-100-909/16-0-0 «О направлении методических рекомендаций по введению ФГОС ОВЗ»;
-Приложение к Письму от 18.03.2016 № 316-01-100-909/16-0-0 «Методические рекомендации по введению ФГОС ОВЗ».
Независимо от первичного дефекта развитие детей с ОВЗ подчинено ряду закономерностей – общих и специфических. М. М. Семагов качестве общих закономерностей психического развития, свойственных и условно нормативному развитию, и отклоняющемуся выделяет:
• наличие внутренней имманентной (зацикленность на самом себе) активности ребенка;
• базовую структурную организацию психического, включающую три иерархически и фрактально организованных компонента: регуляторного обеспечения психической активности, ментальные структуры и аффективную организацию;
• наличие характерных моментов синхронизированного «перехода» всех структур базовой организации на новый системно реагирующий уровень (узловые моменты развития).
Таким образом, важным условием полноценного развития, социализации, социальной адаптации и абилитации детей с ОВЗ является своевременно организованная коррекционная работа.
Целью коррекционной работы является оптимизация социальной ситуации развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья, развитие игровой деятельности и формирование возрастных психологических новообразований.
Коррекционные воздействия являются эффективными по отношению к вторичным недостаткам развития и предполагают создание оптимальных условий для эмоционально-личностного и интеллектуального развития; профилактику негативных тенденций личностного и интеллектуального развития, их оптимизацию с использованием потенциальных возможностей. В настоящее время для детей с ограниченными возможностями здоровья разработаны технологии коррекционной работы, интегрирующие достижения отечественных и зарубежных исследователей. Одним из эффективных и результативных вариантов, который позволяет учесть как общие, так и специфические закономерности развития дошкольников с ОВЗ, является использование Монтессори-материалов.
Методика Марии Монтессори – это универсальная разработка, обеспечивающая комплексное решение основных целей и задач развития ребенка: обеспечение оптимальных условий для формирования когнитивной и аффективной сферы, регуляторного обеспечения психической активности с учетом специфики их совершенствования в онтогенезе. «Соревнуясь» лишь с самим собой, ребенок получает убежденность в личных силах и полностью осваивает предложенный материал.
Основной принцип методики Монтессори – «Помоги мне сделать это самому!». То есть взрослый (дефектолог, педагог, психолог, родитель), исходя из интересов и возможностей ребенка, создает ему оптимальную среду для развития творческого потенциала. Организация и реализация занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья на основе рассматриваемой методики в полной мере согласуется с основополагающими принципами современной коррекционной деятельности:
-принцип личностного подхода, подчеркивающий необходимость учета личности как целостности со всеми присущими для нее индивидуальными особенностями;
-принцип единства диагностики и коррекции, интегрирующий психодиагностическую и коррекционную работу в целостный процесс оказания психологической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья;
-принцип нормативности развития, постулирующий учитывать основные закономерности психического развития и последовательное прохождение онтогенетических стадий развития ребенка;
-принцип коррекции «сверху вниз», подчеркивающий необходимость рассмотрения зоны ближайшего развития ребенка как содержательной основы коррекционной работы;
-принцип коррекции «снизу вверх», учитывающий зону актуального развития ребенка и необходимость упражнения, тренировки имеющихся способностей;
-принцип системности развития психической деятельности, обусловливающий значимость учета системного характера психического развития, синтез коррекционных, профилактических и развивающих задач;
-деятельностный принцип, определяющий направление вектора коррекционной работы на организацию ведущего вида деятельности и целенаправленное изменение социальной ситуации развития.
В связи с тем, что оригинальные Монтессори-материалы финансово затратные, в настоящее время мною активно используются их аналоги – индивидуальные развивающие среды для ребенка, изготовленные самостоятельно и максимально учитывающие предпочтения, интересы, возможности и особенности ребенка.
Одной из подобных разработок является, сконструированная мной, доска бизиборд («busyboard») – дословно «доска, чтобы занять малыша»; она является эффективным средством, активно способствующим самостоятельному приобретению практических и бытовых умений, навыков дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья.
С помощью данной доски мы развиваем мелкую моторику ребенка и учим ребенка простейшим бытовым навыкам и навыкам самообслуживания, а именно застегивание и расстегивания пуговиц, молний; закрытие и открытие замков и т.д., а также активизируем клетки правого и левого полушария головного мозга.
При работе на данной доске ребенок получает возможность выбрать для игры тот предмет, который ему больше импонирует в данный момент. В процессе занятия с бизибордом ребенок пробует абсолютно самостоятельно решать задачи различной сложности, находить свои ошибки, вносить исправления. В процессе игровых действий у ребенка развивается мышление, связная речь, воображение и мелкая пальчиковая моторика.
Для сенсорного развития, развития мелкой моторики, тактильной чувствительности воспитанника, снятия психологического напряжения, повышенного мышечного тонуса в своей работе я использую различные виды круп: рис, гречка, горох, соль, манка и т.п. Крупу со спрятанными предметами (пуговицы, бусины, геометрические фигуры небольшого размера и т.д.), ребенок перебирает руками, сжимает в кулачке, описывает найденный предмет.
«Волшебные подушечки» используются для ощупывания. Наполняемость подушечек может быть разнообразной: рис, горох, гречка, соль, пшено и т.д. Ткань для таких подушечек выбирается плотная, однотонная. Ребенок, опираясь только на тактильные ощущения должен определить наполняемость подушечек. Данное упражнение способствует сенсорному развитию, развитию мелкой моторики, мышления, речи, восприятия ощущений.
Математический планшет «Геометрик» (доска с канцелярскими гвоздиками и резинками). В ходе данного упражнения ребенок с помощью резинок, которые натягиваются на разноцветные шляпки гвоздиков, может составлять на доске разнообразные фигурки, буквы, цифры.
При занятии ребенку дается следующая инструкция: «В соответствии с картинкой сделай на планшете такуюже фигурку из резиночек». Ребенок, надевая резиночки на кнопки, составляет узор, буквы, цифры и т.д.
«Геометрик» развивает мелкую моторику, пространственное и ассоциативное мышление, логику, воображение, тренирует память. С помощью нее ребенок учится конструировать, знакомится с понятием «часть» и «целое».
«Волшебный мешочек» - это мешочек, наполняемость которого мы можем менять. Ребенок должен догадаться, что находится в мешочке: ракушки, пуговицы, игрушки из киндер-сюрприза, шишечки, камушки. Чем разнообразней наполняемость мешочка, тем ребенку интересней отгадывать его содержимое.
Данное упражнение способствует расширению и закрепления словарного запаса, сенсорному развитию, развитию мелкой моторики, речи и т.д.В целом, использование аналогов Монтессори-методики способствует следующим аспектам развития детей с ограниченными возможностями здоровья:
-развитию мелкой моторики;
-формированию навыков самообслуживания и стремления к самостоятельности;
-развитию речи и памяти, расширению словарного запаса;
-умению замечать и исправлять ошибки;
-расширению сенсорных возможностей;
-формированию причинно-следственных связей;
-развитию творческого воображения, оригинальности суждений;
-обеспечению развития произвольности (умения действовать и играть по правилам и выполнять инструкции).
Использование аналогов Монтессори-материалов является эффективным средством развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Разработка и внедрение инновационных технологий, в частности, аналогов Монтессори-материалов, способствует коррекции и развитию нарушенных психических функций, организации учебно-воспитательного процесса, формированию условий для раскрытия потенциала детей.
Данные модификации методик Монтессори могут использовать в своей работе воспитатели детских садов, психологи, логопеды, дефектологи и т.д. при работе с детьми не только с группами детей с ОВЗ но и с детьми для общего развития.
Список литературы:
1. Семаго М.М. Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности. – М.: Генезис, 2011. – 400 с.
2. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 224 с.
3. Фоминых Е.С. Современные технологии психологической коррекции и реабилитации лиц с нарушением зрения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 9 (сентябрь). – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15301.htm.
4. Инновационный подход к использованию аналогов Монтессори-материалов, изготовленных своими руками, для развития мелкой моторики рук в системе самообразования дошкольников в возрасте от 3-6 лет // – URL: http:// http://planetadetstva.net.
5. Шаповал И.А., Глазева М.А., Феофанов В.Н. Основы психокоррекционной работы. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. – 232 с.
6. Дмитриева В.Г. Методика раннего развития Марии Монтессори: популярные развивающие методики. – М.: ЭКСМО, 2008. – 224 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.