ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ АНДРАГОГИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
Оценка 4.6

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ АНДРАГОГИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

Оценка 4.6
docx
преподавание
05.06.2023
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ АНДРАГОГИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
Данный материал содержит описание особенностей применения андрагогики при обучении студентов в колледже
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ АНДРАГОГИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ.docx

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ АНДРАГОГИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

Ландышева Наталья Анатольевна

ГБПОУ «Краевой политехнический колледж», г. Чернушка

 

В данной статье обосновывается возможность и целесообразность применения принципов Андрагогики в ходе образовательного процесса профессиональной подготовки студентов-очников. Дается сравнительный анализ традиционной и андрогогической модели обучения. Рассматривается возможность использования андрогогических принципов при подготовке студентов по специальностям и профессиям технического профиля.

Ключевые слова: Андрагогика, андрагогические принципы, мотивация, педагогическая модель обучения, сравнитено-сопоставительный анализ

Из года в год в системе СПО при анализе мотивации обучающихся транспортной отрасли встречается одна и та же проблема – низкая мотивация обучающихся. Проведенное анкетирование студентов первого курса, поступивших в колледж по специальности «ТО и ремонт двигателей, агрегатов и систем автомобиля» показало, что на специальность из 25 студентов поступают – 4, т.е. 16% от общего количества. В рамках опроса были выявлены следующие причины: низкий уровень баллов аттестата, сказали родители, нет возможности ехать в другой город, просто надо выучиться и т.д.

В последствии эта проблема развивается: студенты на 1 и 2 курсе продолжают изучать и осваивать материал по таким дисциплинам как математика, русский язык, история, физика. У многих студентов формируется негативное отношение к ним, из-за неспешности по общеобразовательным дисциплинам в школе. Как следствие студенты начинают пропускать уроки, не усваивают материал, что ведет к проблемам уже на спец дисциплинах. Но проблема не только в этом! Зачастую педагоги используют традиционные методы обучения, которые понижают уровень мотивации и вызывают уже отрицательную реакцию обучающихся на обучение в колледже в целом. Часто слышишь такие выражения: «…опять учить, ой сколько писать, а зачем мне русский язык в профессии слесаря» и т.д.

На сегодняшний день в колледже проводиться огромная работа по повышению мотивации к обучению, но процент отчисленных студентов колеблется от 12 % до 22%. Иногда просто не удается заинтересовать, замотивировать 16-ти или 17-ти летнего юношу к получению профессии. Поэтому современному педагогу просто необходимо владеть современными технологиями обучения, одним из которых является Андрагогика.

Почему Андрагогика? Поступающие абитуриенты в колледж уже стают на самостоятельный профессиональный путь – они считают себя уже «взрослыми» и у студентов естественное желание, что бы к ним относились как к взрослым. Кроме этого, привычная методика обучения (как в школе) тоже накладывает свои отрицательные эмоции у студентов.

Понятие «Андрагогика» было введено в научный обиход в 1833 году немецким историком педагогики А. Капом. Появление особого понятия - Андрагогика было связано с растущим осознанием того, что образование взрослых должно качественно отличаться от образования детей. Термин «педагогика» (в буквальном переводе «детоводство») указывал на то, что предметом изучения научной и прикладной дисциплины под таким названием является образование ребенка как несовершеннолетнего, несамостоятельного в социальном плане существа.

Андрагогика (от греч. Andros - мужчина) - раздел дидактики, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенностей руководства последней со стороны профессионального педагога. Тесная взаимосвязь Андрагогики с педагогикой и теорией образования взрослых легко обнаруживается при сопоставлении их предметов. Предмет педагогики в общем виде можно определить как становление человека в педагогической реальности. Предмет теории образования взрослых - система образования взрослых как социокультурный институт. Специфическим предметом Андрагогики является теория и методика обучения взрослых в контексте непрерывного образования.

При андрагогическом подходе содержание обучения основывается на образовательных запросах взрослого с учетом его возрастных и личностных особенностей, мотивации, социального, познавательного и профессионального опыта. Отношения между преподавателем и обучающимися строятся на сотрудничестве и взаимном обмене информацией, представляя собой совместную деятельность. Образование взрослых можно рассматривать как систему, которая характеризуется определённой структурой, наличием собственных андрогогических принципов, использованием технологий обучения взрослых.

К основным андрагогическим принципам обучения относятся следующие:

1. Приоритет самостоятельного обучения. Самостоятельная деятельность является основным видом учебной работы взрослых обучающихся. Под самостоятельной деятельностью понимается не проведение самостоятельной работы как вида учебной деятельности, а самостоятельное осуществление обучающимися организации процесса своего обучения. В сравнение: объем самостоятельной работы определяется образовательной организацией самостоятельно с учетом требований ФГОС СПО нового поколения, в которых, обычно, указано, что для ППССЗ на учебные занятия и практику выделяют не менее 70% объема, значит, на самостоятельную работу и промежуточную аттестацию отводится не более 30%. Прекрасно ложиться технология «Перевернутый класс»

2. Принцип совместной деятельности. Данный принцип предусматривает совместную деятельность взрослого обучающего с организаторами образовательного процесса по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения. В сравнение: очень часто педагог на уроке – диктует обучающимся что делать, не учитывая их интересы, особенности и наклонности. Не позволяет самостоятельно планировать свою образовательную деятельность. Использование технологии «Наставничество»

3. Принцип опоры на обучающегося. Согласно этому принципу, жизненный (бытовой, социальный, профессиональный) опыт человека используется в качестве одного из источников обучения самого обучающегося. В сравнение: педагог чаще не учитывает имеющийся опыт обучающегося, не дает возможность показать имеющиеся навыки и умения, что является причиной нежелания слушать педагога и выполнять предложенные задания. Применение технологии «Обучение действием»

4. Индивидуализация обучения. В соответствии с этим принципом каждый обучающийся совместно с обучающим создает индивидуальную программу обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и цели обучения и учитывающую опыт, уровень подготовки, психофизиологические, когнитивные особенности обучающегося человека. В сравнение: педагоги не желая терять времени на уроке часто не учитывают индивидуальные особенности пришедших студентов. Использование в образовательном процессе «Дорожной карты» (индивидуальная траектория освоения дисциплины, модульное обучение)

5. Системность обучения. Этот принцип предусматривает соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения. В сравнение: в педагогической практике часто поставленные цели не достигают делаемого результата. Очень эффективный метод проектов помогает достичь поставленных целей и четко обозначены методы, приёмы и т.д.

6. Контекстность обучения. В соответствии с этим принципом обучение, с одной стороны, преследует конкретные, жизненно важные для обучающего цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой стороны - строится с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов (условий). В сравнение: педагог не показывает обучающемуся, как полученный опыт может пригодиться в повседневной жизни и профессии.

7. Принцип актуализации результатов обучения. Данный принцип предполагает безотлагательное применение на практике приобретенных обучающимися знаний, умений, навыков и качеств. В сравнение: педагоги не проигрывают производственные ситуации в обучении. Все обучение строиться на теоретическом материале. Данные два принципа прекрасно отрабатываются в деловой игре, при решении ситуационных задач и т.д., а также на практике (учебная, производственная)

8. Принцип элективности обучения. Он означает предоставление обучающемуся определенной свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения. В сравнение: педагоги до сих пор не дают обучающимся свободы выбора освоения материала (т.е. переписывание лекций, конспектирование видеоматериала – все в группе). Для соблюдения данного принципа в помощь педагогу могут прийти: дорожные карты, составление таблиц, схем, кластеров (по выбору студента) и т.д.

9. Принцип развития образовательных потребностей. Согласно этому принципу, во-первых, оценивание результатов обучения осуществляется путем выявления реальной степени освоения учебного материала и определения тех материалов, без освоения которых невозможно достижение поставленной цели обучения; во-вторых, процесс обучения строится в целях формирования у обучающихся взрослых новых образовательных потребностей, конкретизация которых осуществляется после достижения определенной цели обучения. В сравнение: почти все педагоги остаются приверженцами пяти бальной системы оценивания без объективного объяснения результата работы. В данном случае педагогу поможет технология формирующего оценивания, когда критерии оценки разрабатываются совместно со студентом. В результате каждый из них может сам выбрать на каком уровне он может остановиться.

10. Принцип осознанности обучения. Он означает осознание, осмысление обучающимся всех параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения, в работе [1]. В сравнение: часто педагоги не мотивируют обучающихся на успешность. Все студенты «одинаковы». Если использовать на уроках такие приемы как «нет двойки», «отсутствие красной пасты», «ты пришел на мою лекцию в первый раз – получи дополнительные пять баллов, ты их заработал» и т.д. Это позволяет студенту поверить в свои силы, понять, что любой результат – это труд, это конкретный продукт и т.д.

Все выше проанализированные принципы дают возможность сделать вывод: ученики-дети рассматривают знания всего лишь как инструменты, помогающие справляться с учебными заданиями и получать высокие оценки. Они не догадываются, как будут применять эти знания в реальной жизни. Взрослый же ученик не будет браться за изучение чего-либо, пока не поймёт, зачем ему это нужно. Поскольку традиционный педагог, согласно Ноулзу, воспринимает детей как зависимых от него, то и сами ученики со временем начинают осознавать свою подчинённость учителю. Однако, чем старше дети, тем большую самостоятельность они проявляют. Взрослый человек уже вполне осознаёт ответственность за собственные решения и свою жизнь, в работе [2].

И в итоге мотивация учеников-детей — внешняя. Это оценки, одобрение или неодобрение учителя, давление родителей. Конечно, и взрослых нередко мотивируют стимулы извне, будь то повышение по службе или прибавка к зарплате. Но внутренние факторы стимулируют зрелых людей всё-таки сильнее.

Таким образом, Андрагогический подход основывается на обучении взрослого человека на протяжении всей его жизни и обеспечивает создание условий, необходимых для самореализации человека, а также повышения эффективности и результативности его жизнедеятельности.

Используемые источники:

1.   Якимова Н.И., Андрагогический подход в организации образовательного процесса в системе профессионального образования. [Электронный ресурс] // Портал педагога. URL: https://goo.su/nRaoV, (дата обращения 05.06.2023)

2.   Андрагогика: почему взрослых нужно обучать иначе, чем детей. [Электронный ресурс] // Образование 4.0. URL: https://goo.su/Jmzz, (дата обращения 05.06.2023)


 

Скачано с www.znanio.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ АНДРАГОГИКИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ АНДРАГОГИКИ

Почему Андрагогика? Поступающие абитуриенты в колледж уже стают на самостоятельный профессиональный путь – они считают себя уже «взрослыми» и у студентов естественное желание, что бы…

Почему Андрагогика? Поступающие абитуриенты в колледж уже стают на самостоятельный профессиональный путь – они считают себя уже «взрослыми» и у студентов естественное желание, что бы…

В сравнение : объем самостоятельной работы определяется образовательной организацией самостоятельно с учетом требований

В сравнение : объем самостоятельной работы определяется образовательной организацией самостоятельно с учетом требований

В сравнение : педагог не показывает обучающемуся, как полученный опыт может пригодиться в повседневной жизни и профессии

В сравнение : педагог не показывает обучающемуся, как полученный опыт может пригодиться в повседневной жизни и профессии

Все выше проанализированные принципы дают возможность сделать вывод: ученики-дети рассматривают знания всего лишь как инструменты, помогающие справляться с учебными заданиями и получать высокие оценки

Все выше проанализированные принципы дают возможность сделать вывод: ученики-дети рассматривают знания всего лишь как инструменты, помогающие справляться с учебными заданиями и получать высокие оценки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2023