Использование приёмов визуализации на уроках русского языка в V–VII классах как средства активизации познавательной деятельности учащихся
Оценка 4.9

Использование приёмов визуализации на уроках русского языка в V–VII классах как средства активизации познавательной деятельности учащихся

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русский язык
5 кл—7 кл
18.04.2022
Использование приёмов визуализации на уроках русского языка в  V–VII классах как средства активизации познавательной деятельности учащихся
Использование приёмов визуализации на уроках русского языка в V–VII классах как средства активизации познавательной деятельности учащихся
Описание опыта Использование приёмов визуализации .docx

                                                                         Жичко Елена Геннадьевна

Республика Беларусь

Использование приёмов визуализации на уроках русского языка в

 VVII классах как средства активизации познавательной деятельности учащихся

     Актуальность опыта  

Активизация познавательной деятельности учащихся всегда являлась одной из наиболее актуальных проблем образования. Главная цель активизации познавательной деятельности – формирование активности обучаемых, повышение качества учебного процесса. Педагогическая практика использует различные пути активизации познавательной деятельности, основной среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащегося.

Взгляд на образование сегодня изменился: важно не только сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, но и развить у учащихся познавательную активность, умение самостоятельно добывать знания и оперировать ими, чтобы быть готовыми к свободному выбору, успешной социализации и адаптации в жизни и на рынке труда.

Психологические особенности учащихся 5–7 классов, их природная любознательность, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать все, что дает учитель, создают благоприятные условия для активизации познавательной деятельности. Задача педагога – содействовать восприятию большого количества учебной информации.

Одним из путей, способным активизировать познавательную деятельность учащихся, является метод визуализации учебной информации, который позволяет ускорить восприятие, осмысление и обобщение учебного материала, развивает умения анализировать, свёртывать и развёртывать информацию.

  Наиболее важными средствами визуализации являются те, которые создаются в ходе урока. 

 Цель опыта

     Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка в 5–7 классах посредством использования приёмов визуализации.

Описание технологии опыта  

    Активизация познавательной деятельности посредством создания визуальных образов в процессе обучения позволяет осуществить переход от пассивного восприятия учебного материала к активному и осознанному овладению знаниями.

     Одним из эффективных приёмов активизации обучения является метод визуализации учебной информации, образовательное значение которого достаточно велико и отвечает современным требованиям.

Визуализация учебной информации – это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания: придание зримой формы любому рассматриваемому объекту, процессу и т.д.; механическое вызывание образа; создание чётких, устойчивых и ярких образов разной сложности и специфики (как реально существующих, так и созданных в сознании автора) при помощи различных устройств или представлений непосредственно в своём уме (мысленная визуализация).

Взяв за основу их исследования, я выявила наиболее эффективные приёмы визуализации и апробировала их в практике работы.

При работе с приёмами визуализации ставлю целью формировать:

–  умение сформулировать информационный запрос, ориентироваться в необходимых информационных источниках и осуществить поиск необходимой информации;

         –  умение проанализировать информацию и отобрать нужную;

умение перевести информацию из одной формы в другую, осуществлять её сворачивание и разворачивание (представлять отобранную информацию в виде схемы, таблицы, облака слов, кластера, интеллект-карты и других приёмов визуализации, реализовывать обратный процесс расшифровки схемы);

умение быстро извлечь и адекватно использовать информацию для решения учебных и практических задач.

Сформированность подобных умений говорит о «готовности к самостоятельной информационной деятельности».

Широкое применение современных приёмов визуализации даёт возможность педагогу моделировать учебный материал так, чтобы обеспечить максимальную активизацию познавательной деятельности учащихся. Опыт работы позволяет сделать вывод, что использование приёмов визуализации имеет ряд преимуществ: чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость.

Сущность опыта

Сегодня учащимся необходимо усваивать огромное количество учебной информации. Задача педагога – помочь учащимся качественно переработать и усвоить новый материал. Метод визуализации учебной информации помогает решить обозначенную проблему. Но современный школьник должен не только воспринимать информацию, изложенную учителем, но и структурировать её. Поэтому своей задачей считаю необходимым представить учебный материал, обеспечив логичность в изложении информации, продемонстрировав взаимосвязь между текстом и графическими изображениями, способствующими активному восприятию информации.

Дидактически выверенное использование приёмов визуализации помогает активизации учебной деятельности на уроках русского языка. Орфографические и пунктуационные правила, языковые нормы, словарные слова органично вписываются в компактные и яркие информационные схемы-изображения. Представляя новый материал или обобщая изученное, я составляю к урокам схемы, алгоритмы, кластеры, облако слов, ментальные карты, рисунки, использую сервис learningapps.org.

На этапе объяснения нового материала показываю, как можно визуализировать правило, «зашифровать» его в зрительный образ.

Выбор приёмов визуализации и целесообразность использования их на уроках русского языка зависит от темы урока, содержания учебного материала, степени готовности класса к восприятию визуализированной информации.  Подобные приёмы используются мною не на каждом уроке, а по мере необходимости и исходя из целей и задач.

Важно не преподносить информацию в готовом виде, а включать в работу учащихся, направляя и корректируя их, формируя при этом умение сформулировать информационный запрос, ориентироваться в необходимых источниках, отобрать нужную информацию. А после переводить информацию из одной формы в другую.

Подробнее остановлюсь на наиболее эффективных приёмах визуализации учебного материала и способах их использования в урочной деятельности на разных этапах урока. 

Так, при изучении темы «Правописание букв О, Е, Ё после шипящих» на этапе изучения нового материала предлагаю сформулировать информационный запрос (цель составления алгоритма), осуществить поиск нужной информации в учебнике, раздробить информацию в правиле на отдельные компоненты и «визуализировать» его: какие гласные находятся в «ошибкоопасном» месте? в какой части слова находятся эти буквы? после каких согласных возникают трудности в их написании? при каком условии пишется Ё?

  Таким образом, у учащихся формируется умение перевести информацию из одной формы в другую, осуществлять её сворачивание и разворачивание. Это способствует полному усвоению сложной темы русского языка, когда учащиеся видят закономерность правописания гласных О, Е, Ё после шипящих в корне.

При этом можно визуализировать исключения к правилу, используя приём «Облако слов».

«Облако слов» — это визуальное представление списка ключевых слов. Существуют различные способы использования этого приёма на уроках русского языка. Сервисов по генерации облака из слов в интернете предостаточно, я работаю в нескольких из них с понятным интерфейсом: wordscloud.pythonanywhere.com, wordart.com.   

В результате я поняла, что облако слов не интернет-безделица, а замечательный помощник учителю на уроке. Задание, предъявляемое детям в таком необычном виде, отлично мотивирует их к учебной деятельности.

Облако слов оптимально применять в следующих случаях:

–  для акцентирования внимания на ключевых моментах темы (задание: выберите из предложенных слов ключевые понятия темы и объясните их);

–  для закрепления изучаемых словарных слов (задание: выберите форму облака и запишите в ней все предложенные для изучения словарные слова, выделяя ярче и крупнее те из них, которые труднее запомнить);

–  для демонстрации примеров к правилу (задание: подберите как можно больше примеров к изучаемому правилу и оформите их в виде «облака слов»);

–  для устного сообщения по теме (задание: составьте устное сообщение по теме урока, используя как можно больше слов из «облака слов»; обратное задание: заполните облако слов ключевыми словами по теме так, чтобы после смогли составить устное сообщение);

для коррекции ошибок (в качестве индивидуального домашнего задания: составьте «облако слов» из орфографических ошибок в тетради, место ошибки выделите ярче);

–  для пополнения словарного запаса учащихся при изучении лексики (заполните «облако слов» устаревшими словами, неологизмами, профессионализмами, синонимами к слову).

На каждом этапе урока стараюсь разнообразить способы подачи информации, используя различные средства визуализации. 

Использование кластера на уроках русского языка позволяет охватить большое количество информации, вовлекая всех учащихся класса в процесс обучения. Например, при изучении темы «Глагол как часть речи» в 7 классе предлагаю детям создать кластер, используя информацию в учебнике. Достоинства метода кластера: охват большого объёма информации, вовлечение всех учащихся в процесс, и как следствие, активность подростков.

Знакомясь с материалом по теме «Однородные члены предложения» в 8 классе, предлагается вспомнить материал, изученный ранее, и составить схему.

Ещё один интересный и действенный, на мой взгляд, приём – это интеллект-карта. Информация, материал темы урока подаётся в графическом виде, позволяет структурировать информацию, используя весь свой творческий потенциал. Интеллект-карту учащиеся создают самостоятельно в процессе урока. Сначала выделяют и записывают главное понятие. От него ответвляются составляющие элементы понятий, терминов.

      Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём принципам:

     «Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.

     «Применяй» – начни применять эту технологию.

     «Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.

Например, при изучении темы «Правописание приставок пре- и при-» вместе с учащимися рисуем интеллект-карту.

Учащиеся легче запоминают информацию, когда она наглядно, структурно представлена на одном листе. При создании интеллект-карты записывается информация, происходит её запоминание, развивается мышление (ассоциативное, творческое, логическое), память. Интеллект-карта – это не наглядное пособие, которое учитель приносит уже готовым на урок. Это созданное индивидуально каждым учащимся средство запоминания информации. Главное условие — язык образов, созданный учащимися, должен чётко передавать им информацию с карты.

Интеллект-карты интересны учащимся любого возраста. Например, при изучении темы «Правописание мягкого знака» учащиеся рисуют интеллект-карту, дополняют её примерами, комментируют написанное, обращаются к ней на протяжении урока для выполнения упражнений учебного пособия.

     Сервис learningapps.org это конструктор для создания интерактивных упражнений, которые можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Для создания заданий можно использовать как готовые упражнения, так и разрабатывать собственные. Тематические интерактивные упражнения подбираются мною в соответствии с изучаемой темой и уровнем учебных достижений учащихся. Правильность выполнения заданий проверяется мгновенно. Интерактивные упражнения позволяют рационально использовать время на уроке и задействовать в опросе всех учащихся.

     Например, при изучении темы «Правописание и-ы после ц» для проверки усвоенных знаний можно выполнить упражнение на установление соответствия.

Перечисленные выше приёмы визуализации использую на различных этапах обучения:

− при объяснении нового материала (кластер, ментальные карты);

− при повторении (обращение к кластерам, ментальным картам);

 − при закреплении (облако слов, ментальные карты, интерактивные задания из сервиса learningapps.org);

− при контроле и систематизации, обобщении (облако слов).

Кроме этого, визуализацию применяю в групповых, коллективных и индивидуальных формах организации работы на уроке. Нестандартно подготовленные задания позволяют поддерживать активность класса и интерес обучающихся к предмету.

Использование приёмов визуализации позволяет активизировать познавательную активность учащихся на уроках русского языка, развивать визуальное мышление. Урок становится более ярким и интересным, активизируется учебная деятельность подростков.

Результативность и эффективность опыта 

Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод, что подобранные мною приёмы визуализации учебного материала, описанные в данном опыте, позволяют включить каждого учащегося в активную познавательную деятельность, стимулировать интерес к предмету, развивать у учащихся мотивацию. Участники ситуации, имея различный уровень обученности, становятся в равной степени компетентны, что позволяет создать ситуацию успеха для каждого учащегося.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что применение приёмов визуализации на уроках русского языка: 

− способствует повышению уровня учебной мотивации и активизации учебной деятельности школьников; 

− позволяет обеспечить реализацию принципа наглядности при изучении учебного материала; 

− способствует развитию у учащихся навыков самостоятельной работы, навыков самоконтроля и самоанализа;

− обеспечивает повышение качества усвоения учебного материала. 


 

Скачано с www.znanio.ru

Жичко Елена Геннадьевна Республика

Жичко Елена Геннадьевна Республика

Наиболее важными средствами визуализации являются те, которые создаются в ходе урока

Наиболее важными средствами визуализации являются те, которые создаются в ходе урока

Сформированность подобных умений говорит о «готовности к самостоятельной информационной деятельности»

Сформированность подобных умений говорит о «готовности к самостоятельной информационной деятельности»

Представляя новый материал или обобщая изученное, я составляю к урокам схемы, алгоритмы, кластеры, облако слов, ментальные карты, рисунки, использую сервис learningapps

Представляя новый материал или обобщая изученное, я составляю к урокам схемы, алгоритмы, кластеры, облако слов, ментальные карты, рисунки, использую сервис learningapps

О, Е, Ё после шипящих в корне.

О, Е, Ё после шипящих в корне.

На каждом этапе урока стараюсь разнообразить способы подачи информации, используя различные средства визуализации

На каждом этапе урока стараюсь разнообразить способы подачи информации, используя различные средства визуализации

Учащиеся легче запоминают информацию, когда она наглядно, структурно представлена на одном листе

Учащиеся легче запоминают информацию, когда она наглядно, структурно представлена на одном листе

Кроме этого, визуализацию применяю в групповых, коллективных и индивидуальных формах организации работы на уроке

Кроме этого, визуализацию применяю в групповых, коллективных и индивидуальных формах организации работы на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2022