Использование проектов по организации речевого развития детей посредством современных образовательных технологий
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ.
Сегодня в центре внимания – ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога – выбрать методы и формы организации воспитательно – образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Актуальной проблемой развития речи детей дошкольного возраста является недостаточно сформированный навык построения связного высказывания.
По результатам анализа наблюдений в группе можно отметить следующие проблемы развития речи у детей:
- связные высказывания короткие;
-отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
- уровень информативности высказывания очень низкий;
- большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
Одним из направлений работы нашего детского сада является «речевое развитие» дошкольников. Мы используем одну из форм работы – метод проектов.
Основателем метода был американский педагог Джон Дьюи.
Цель метода:
Повышение уровня познавательных и творческих способностей дошкольников, развитие речи.
Задачи:
Развитие всех компонентов речи;
Формирование словаря;
Развитие творческого мышления;
Развитие самостоятельности, желание пополнять знания из разных источников;
Повышение коммуникативных умений при работе в различных группах;
Развитие исследовательских умений;
Умения выявления проблемы, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построение гипотез.
Использование проектов не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.
Метод проектов тем и хорош, что он позволяет решать комплекс задач, одна из которых – развитие речи.
Метод проектов становится все более востребованным в образовательном процессе дошкольных учреждений. Сущность этого метода определяется как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта.
Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса считают, что одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования. Авторы также подчеркивают, что пространство возможностей может расширяться как за счет высказываний группы детей, так и за счет многообразия вариантов, предложенных одним ребенком. Стратегия поведения педагога должна быть следующей: отслеживать возникновение проблемной ситуации и возможности ее преобразования, удерживать дошкольников в проблемном поле, следить, чтобы все дети «увидели» пространство возможностей и начали в нем действовать, предлагая свои и повторяя чужие идеи.
Для развития речи дошкольников в дошкольном учреждении могут использоваться разные варианты проектов.
По предметно-содержательной области О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева, А.М. Вербенец различают: монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области, и межпредметные (или интегрированные) проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы.
Например, реализация задач развития речи предполагает три варианта использования метода проектов: 1) специальные тематические проекты по речевому развитию (монопроекты); 2) интеграция задач развития общения и речи в тематические монопроекты по другим образовательным областям; 3) в межпредметные интегрированные проекты.
Цель и задачи монопроектов имеют направленность на комплексное решение основных задач, указанных в проекте ФГОС: речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Решение задач других образовательных областей, интегрированных в проект, имеет второстепенное значение. Речь и общение сопровождают все другие виды деятельности детей (игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью. Поэтому у воспитателя имеются огромные возможности для постоянной работы над развитием речи детей в рамках любого межпредметного проекта.
Для дошкольных учреждений рационально использование коллективных и групповых проектов.
Одним из наиболее интересных и запоминающихся для детей был
проект «Наш хлеб».
Хлеб издревле высоко ценился и почитался людьми, по всему миру, ни один прием пищи не обходился без хлеба. При этом современные дети не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на наш стол, сколько труда надо приложить людям, чтобы мы имели теплый и вкусный хлеб. Работая над этим проектом, мне хотелось научить детей рассуждать, делать выводы. На занятиях мы знакомили дошкольников с нелегким трудом людей, выращивающих хлеб, рассматривали иллюстрации, на которых изображены поля пшеницы, ржи. Дети с удовольствием составляли рассказы по заданной теме.
По длительности реализации проекты могут быть краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные. Краткосрочные проекты характерны для младшей группы. Они могут включать всего две-три образовательные ситуации и длиться 2-3 дня.
Например, мини-проект «Надо, надо умываться» включает осмотр умывальной комнаты в детском саду, рассматривание картины «Купание куклы» и чтение стихотворения А. Барто. Результатом этого проекта будет организация ванной комнаты в кукольном уголке и ее обыгрывание.
Для детей старших групп типичными будут проекты средней продолжительности, реализация которых составляет 1-2 недели. Например, проект «День семьи, любви и верности»
Была проведена предварительная работа:
1. Заучивание стихотворений о семье, пословиц и поговорок.
2. Беседы о семье.
3. Выставка детских рисунков «Моя семья»
4.Беседы «История праздника», «Символ праздника»
5.Оригами – цветы «Ромашка»
6.Работа с родителями «Семейный альбом» - мл.возр.
7.Работа с родителями «Генеологическое древо» - ст.возр.
8.Оформление стенгазеты «День семьи»
9.Выпуск газеты для родителей «Праздник семьи, верности и любви»
10.Оформление участка (вместе с детьми) ко дню семьи.
11.Развлечение «День семьи, верности и любви»
12. Фотовыставка «Моя дружная семья!»
Ребята и родители узнали много интересного об истории праздника, о прекрасной любви князя Петра Муромского и Февроньи.
Ребята играли, пели частушки, загадывали загадки, выполняли различные задания. В конце программы ребята подарили родителям открытки
Длительные проекты могут продолжаться в течение всего учебного года. К таким проектам можно отнести: «Курочка Ряба»
Задачи проекта:
1. Закрепление знаний у детей о домашних птицах.
2. Воспитание любви к родному языку при знакомстве с фольклорными произведениями.
3. Развитие грамматически правильной связной речи, слухового, зрительного восприятия и речи.
4. Пополнение предметно-развивающей среды по теме проекта.
Реализация проекта через различные виды деятельности:
Рисование - « Курица », « Цыпленок », « Яичко не простое, а золотое».
Рассматривание иллюстраций, картин, на которых изображена курица с цыплятами.
Беседа «Скажем курочке спасибо»; «Петушиная семья»; «Домашние птицы»
Чтение и заучивание художественной литературы:
М. Зощенко «Умная курица»
К. Чуковский «Цыпленок»
Е. Чарушин «Курочка»
Г. Бойко «Петух»
Р.н.с. « Курочка-ряба »
Физкультминутки
Работа с соленым тестом, ватой.
Лепка - «Цыплята»
Аппликация - « Цыпленок»
Театральная деятельность.
Исследовательская деятельность:
«Перышко. Его свойства»
«Что вырастет из пшеницы?»
«Ящик ощущений»
Итог:
Сюжетно-ролевая игра « Птичий двор».
Посещение мини-музея «Курочка Ряба»
Игра-инсценировка - по стихам Е. Чарушина «Курочка-рябушечка»
Развлечение «На птичьем дворе».
Показ кукольного театра – «Курочка Ряба», «Петушок и бобовое зернышко», «Петух и собака», «Петушок – золотой гребешок»
Развлечение «Курочка – Рябушка»; «В гостях у солнышка».
Организация образовательного процесса в форме проектов – эффективное средство, повышающее качество образования дошкольников, повышающее уровень активности и педагогической компетенции родителей. Кроме всего реализация проекта дает возможность значительно модернизировать предметно – развивающую среду группы.
Проекты: «Люблю я русскую березку», «Подвиги наших прадедов» - эти проекты предполагают постепенное пополнение материалов конечного продукта: рисунки, фотографии, детские рассказы о событиях, индивидуальные продукты деятельности ребенка.
Таким образом, для речевого развития дошкольников возможно использование различных типов проектов по их содержанию и детской деятельности: творческо-игровые, информационно-практические, исследовательские, продуктивно-творческие.
Вывод: использование метода проектов в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет:
-значительно повысить самостоятельную активность детей;
-развивать творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами, находить информацию об интересующем предмете или явлении;
-использовать эти знания для создания новых объектов действительности;
-способствовать обогащению и активизации словаря детей, развитию связной речи, развитию планирующей функции речи. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.
В заключении мне хочется отметить, как все взаимосвязано между собой. Мы смогли увидеть, что, работая над проектом, дети учатся общаться между собой, вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них полными, сложными предложениями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.